Автор Тема: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист  (Прочитано 56308 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #100 : Октябрь 23, 2015, 22:51:24 »
Скоро запись этого выпуска появится на сайте (по приведенной выше ссылке), поэтому сможете послушать в любое удобное время.
Спасибо!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #101 : Ноябрь 08, 2015, 10:01:24 »
Гилельс непобежденный. Навстречу 100-летию со дня рождения
Радиопрограмма: Overtime
Ольга Сирота

Неужели нет на радио ни одного нормального журналиста? Мало того, что она говорит больше, чем гость, так она и беседу не в ту сторону направляет. Ощущение, что это передача про Сталина, а не про Гилельса. Мрак.

Отрывок из передачи
П.Никитенко: С ним было интересно, потому что он потрясающе знал историю, причём Древнего мира историю, как фараоны, последовательность, кто за кем, династии какие, прекрасно знал историю государства Урарту, Древней Греции, это действительно удивительно...
О.Сирота: Но Вы же физик по образованию, Вам это было интересно или нужно было делать вид, что Вам это интересно?
« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2015, 10:50:37 от rpb »

Оффлайн Idia

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 116
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #102 : Ноябрь 08, 2015, 14:14:04 »
К сожалению, у Сироты это во всех ее интервью (говорит больше, чем приглашенный гость) и везде собственное "я" и попытки отвечать на вопросы самой или подсказывать ответы.

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 134
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #103 : Ноябрь 08, 2015, 14:57:49 »
Согласен, очень не нравится эта ведущая. Мой знакомый профессор МГК был ей крайне недоволен, хотя пришлось все же записать 2 или 3 программы.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #104 : Ноябрь 08, 2015, 15:40:50 »
Гилельс непобежденный. Навстречу 100-летию со дня рождения
Радиопрограмма: Overtime
Ольга Сирота

Неужели нет на радио ни одного нормального журналиста? Мало того, что она говорит больше, чем гость, так она и беседу не в ту сторону направляет. Ощущение, что это передача про Сталина, а не про Гилельса. Мрак...
Спасибо, уважаемый rpb, что напомнили мне про эту передачу, а то ведь, каюсь, я про неё совсем забыл. И только благодаря вашему напоминанию прослушал. Интересно, когда будет продолжение бесед с Никитенко? Оно ведь было в передаче обещано.

P.S. Не смогу согласиться с общей негативной оценкой этой передачи. Да, порой ведущая говорит больше, чем следовало. Но теперь такой стиль почти у всех современных ведущих. Что касается Сталина, не надо забывать, что значительная часть жизни Гилельса прошла при Сталине и, более того, если верить тому, что теперь пишут и рассказывают (в том числе и в этой передаче), Сталин его очень ценил (как бы это кому не нравилось или нравилось), не раз его слушал и даже приглашал к себе на прием. И почему бы об этом не рассказать - это же наша история! Как там говорит народная мудрость: из песни слова не выкинешь! Что до меня, то мне, например, кое-что из того, о чем говорилось в этой передаче, известно не было.
« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2015, 17:03:21 от Читатель »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #105 : Ноябрь 08, 2015, 16:30:58 »
Что касается Сталина, не надо забывать, что значительная часть жизни Гилельса прошла при Сталине и, более того, если верить тому, что теперь пишут и рассказывают (в том числе и в этой передаче), Сталин его очень ценил (как бы это кому не нравилось или нравилось), не раз его слушал и даже приглашал к себе на прием. И почему бы этом не рассказать - это же наша история!

Никитенко познакомился с Гилельсом в 1962, когда Сталина уже давно не было. Но дело даже не в этом: там слишком много, на мой взгляд, было об отношении Сталина к Гилельсу, это же не характеризует самого Гилельса никак. А передача именно о нём.
Упоминавшийся в передаче Козловский тоже нравился Сталину, и что?
На сайте Гилельса выложены разные воспоминания, не помню, была ли тут ссылка, лень пересматривать.
http://www.emilgilels.com/erinnerungen/rodion_shchedrin_ru.html

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #106 : Ноябрь 08, 2015, 16:58:04 »
...Никитенко познакомился с Гилельсом в 1962, когда Сталина уже давно не было.

Это действительно вопрос, насколько достоверно то, что пересказывает с чужих слов Никитенко? Но весь фокус в том, что в отличие от тех мифов и легенд, которые имеют хождение в широких кругах нашей интеллигенции (например про Юдину и её запись концерта Моцарта, правдивость которого мы тут на форуме обоснованно поставили под сомнение - см. здесь), то что рассказывает Никитенко, он пересказывает не из третьих-четвертых рук, а со слов своего тестя.
там слишком много, на мой взгляд, было об отношении Сталина к Гилельсу, это же не характеризует самого Гилельса никак.
Абсолютно не согласен с этим! Еще как характеризует!!! И Гилельса, и Сталина, а главное - то время, в котором жил Гилельс и о котором теперь современные штатные и внештатные агитпропщики (сокращение от агитпроп) распускают столько небылиц!
Упоминавшийся в передаче Козловский тоже нравился Сталину, и что?
А то! Это если совсем кратко, а подробно, уж извините, лень объяснять.
На сайте Гилельса выложены разные воспоминания, не помню, была ли тут ссылка, лень пересматривать.
http://www.emilgilels.com/erinnerungen/rodion_shchedrin_ru.html
Спасибо, я все эти воспоминания читал. Как и книгу Гордона. Более того, я даже немного знаком с Григорием Борисовичем. Только вот я совсем не понимаю, к чему вы привели эту ссылку? Вы хотите противопоставить эти воспоминания рассказу Никитенко? Извините, не вижу в этом смысла. По моему, отличие воспоминаний Никитенко от тех, что представлены по данной вами ссылке (за исключением очень, очень коротких воспоминаний Фаризет Гилельс), в том, что Никитенко встречался с Гилельсом в узком семейном кругу, был членом его семьи. И рассказы пианиста слышал непосредственно от него самого. Именно в этом ценность воспоминаний Никитиенко.
« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2015, 17:27:06 от Читатель »

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #107 : Ноябрь 08, 2015, 18:21:12 »
Что мне не понравилось в этой передаче, так это её претенциозное название: "Гилельс непобежденный". Во-первых, это почти точная калька с названия фильма Монсенжона о Рихтере, под которым он демонстрировался на отечественном телевидении: "Рихтер непокоренный". А во-вторых, как и в случае с Рихтером моментально всплывает вопрос: Кем непокоренный? Кем непобежденный?

Не знаю, приводилась ли здесь ссылка на этот сюжет, если нет, то его стоит посмотреть. Это сюжет о Гилельсе в программе телеканала "Культура" "Абсолютный слух" - см. https://www.youtube.com/watch?v=Jko-KaKl40g&feature=youtu.be
Там, в частности есть кадры с молодым Гилельсом, исполняющим фрагмент из Фантазии Листа – Бузони на темы оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», исполнением которой он произвел фурор на первом всесоюзном конкурсе музыкантов - исполнителей в 1933 г.
« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2015, 22:10:24 от Читатель »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #108 : Ноябрь 08, 2015, 19:22:39 »
Я не сомневаюсь в достоверности рассказов Никитенко, но его пригласили на передачу о его тесте, а не о Сталине. А как члену семьи ему как раз высказаться особо и не дали, "рыжее золото", и поехало...

Ссылка на воспоминания дана просто так, безотносительно к.

А название - да, лучше бы скопировали оригинальное.

Про Потсдам ещё есть у Гордона, но уже про само выступление.

"Летом 1945 года в Потсдаме проходила конференция глав правительств трех великих держав — СССР, США и Великобритании. По приглашению, вернее, по приказу Сталина Гилельс был направлен в Потсдам для участия, как сказали бы теперь, в культурной программе. Обстановка была, понятно, сверхнапряженной, ответственность — давящей. Впоследствии Гилельс рассказал об одном эпизоде, произошедшем там, Арнольду Каплану; Каплан передал мне.
   Ночью, неожиданно, вызывает Гилельса к себе Сталин. Человек в военной форме «доставил» его. Сталин один. «Понимаешь, — встречает он Гилельса, кивнув в сторону рояля, — у Шопена… есть такой… с переливом…» Последнее слово он особо подчеркнул характерным жестом. Гилельс сел за рояль и стал наигрывать — наобум — тему Первой баллады… «Нет», — сказал Сталин. Потом — тему Первого концерта («Где здесь перелив?» — постоянно сверлит мысль). «Нет», — снова сказал Сталин. Тогда — As-dur’ный экспромт… «Нет, не то», — сказал Сталин уже раздраженным тоном, явно теряя терпение. Многое перепробовал Гилельс. «Нет, нет», — повторял Сталин, порывисто дыша ему в затылок. А время идет. Дело принимало нехороший оборот — что-то будет?! И вдруг случайно, можно сказать, в последний момент Гилельс набрел на тему A-dur’ного Полонеза, где после первого мотива (и второго) — краткий отыгрыш. «Вот!» — воскликнул Сталин, ткнув указательным пальцем в клавиатуру. Это и был «перелив». Обошлось.
   Как же проходил сам концерт?! Об этом не было известно решительно ничего. Но вот совсем недавно выходит книга о саратовском профессоре С. С. Бендицком и в ней… Поскольку книга издана в Саратове малым тиражом и труднодоступна, переписываю рассказ Бендицкого. Итак, на Потсдамскую конференцию были вызваны Гилельс, Софроницкий и скрипачка Г. Баринова с концертмейстером А. Дедюхиным. Начал Софроницкий, потом Баринова; без особого успеха. Бендицкий: «Последняя ставка, — Миля говорит, — я уже понял: на меня. Потому что американский квартет произвел потрясающее впечатление. Сидели все как застывшие, а тут — никто не застывал, кашляли, курили, пили чай, то, се…
   Я вышел, — говорит Миля, — сыграл cis-moll’ный Прелюд Рахманинова. И тоже почувствовал — не то. Потом говорю (каждый объявлял себя сам…):
   — Полонез Шопена.
   Не более, не менее, Сталин спрашивает:
   — Глазунов?
   Я в ужасе: какой Глазунов? Я же объявил: Полонез Шопена! И говорю еще раз: „Полонез Шопена“.
   — Я понимаю, — говорит Сталин, — но это — Глазунов?
   Ну, в голове сразу пронеслось: я отсюда живым не выйду… Можно ли возражать Сталину? Надо было сказать: „Да, Глазунов!!“ Но тут меня осенило: я вспомнил, к своему счастью, что у Глазунова есть оркестровка, но другого, A-dur’ного Полонеза. Тогда я сказал:
   — Оригинал.
   — А-а, — говорит Сталин, — теперь понимаю!»
   Гилельс еще сыграл и тот самый, оркестрованный Глазуновым Полонез A-dur. Успех полнейший. Сталин — в восторге, улыбался, был обходителен со всеми и отблагодарил всю нашу «команду» денежными премиями. Все хорошо, что хорошо кончается."
http://www.libros.am/book/read/id/325209/slug/ehmil-gilels-za-granyu-mifa-1

И что есть "полонез с переливами"? op.53, наверное

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #109 : Ноябрь 08, 2015, 19:37:48 »
Это сюжет о Гилельсе в программе телеканала "Культура" "Абсолютный слух" - см. https://www.youtube.com/watch?v=Jko-KaKl40g&feature=youtu.be
   Из этой программы впервые для себя, неожиданно узнал, что Эмиля Гилельса сначала звали Самуилом.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #110 : Ноябрь 08, 2015, 19:49:32 »
Я не сомневаюсь в достоверности рассказов Никитенко, но его пригласили на передачу о его тесте, а не о Сталине. А как члену семьи ему как раз высказаться особо и не дали, "рыжее золото", и поехало...

Ссылка на воспоминания дана просто так, безотносительно к.

А название - да, лучше бы скопировали оригинальное.

Про Потсдам ещё есть у Гордона, но уже про само выступление....
А я вот как раз не очень верю в достоверность эпизодов, описанных в книге Гордона. Вот это и есть то, что я назвал в предыдущем сообщении сведениями из вторых-третьих рук.
Цитировать
Впоследствии Гилельс рассказал об одном эпизоде, произошедшем там, Арнольду Каплану; Каплан передал мне.
А насчет рассказа профессора Бендицкого вообще непонятно, кто, что и кому рассказывал:
Цитировать
совсем недавно выходит книга о саратовском профессоре С. С. Бендицком и в ней… Поскольку книга издана в Саратове малым тиражом и труднодоступна, переписываю рассказ Бендицкого. Итак, на Потсдамскую конференцию были вызваны Гилельс, Софроницкий и скрипачка Г. Баринова с концертмейстером А. Дедюхиным. Начал Софроницкий, потом Баринова; без особого успеха. Бендицкий: «Последняя ставка, — Миля говорит, — я уже понял: на меня. Потому что американский квартет произвел потрясающее впечатление. Сидели все как застывшие, а тут — никто не застывал, кашляли, курили, пили чай, то, се…
Извините, но как-то слабо верится, что какой-то американский квартет, исполнявший очевидно что-то квартетное, мог произвести столь сильное впечатление на не шибко-то искушенных в классической музыке Сталина, Черчилля, Трумэна и сопровождающих их лиц. Хотя известно, что Сталин и Трумэн (но не Черчилль) классику слушали. Мне вот как раз представляется более достоверным, как о концерте на Потсдамской конференции рассказал Никитенко.
« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2015, 20:06:23 от Читатель »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #111 : Ноябрь 08, 2015, 20:59:54 »
Про Бендицкого. Как я поняла, он пересказал в своей книге то, что ему рассказал Гилельс. А Гордон процитировал. И, если это точная цитата, это такие же руки, с точки зрения очерёдности, что и Никитенко.
А в чём расхождения-то? Про произведения Никитенко не говорил, а стремление поклонников Гилельса что-то приукрасить здесь как раз неважно, мне кажется.
Кстати чуть ниже Гордон цитирует байку про гимн, которую и Никитенко рассказал. Без ссылки на источник.
Квартетный Шуберт очень даже может произвести впечатление. Если хорошо играют.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #112 : Ноябрь 08, 2015, 21:45:04 »
А в чём расхождения-то? Про произведения Никитенко не говорил, а стремление поклонников Гилельса что-то приукрасить здесь как раз неважно, мне кажется.
Кстати чуть ниже Гордон цитирует байку про гимн, которую и Никитенко рассказал. Без ссылки на источник.
Квартетный Шуберт очень даже может произвести впечатление. Если хорошо играют.
Расхождение именно в том, что в варианте Бендицкого я не верю в то, что квартетная музыка, пусть даже и в исполнении хорошего квартета, способна произвести такое впечатления на не слишком искушенную публику. Даже если это квартетный Шуберт - кстати, какое произведение вы имеете в виду? По-моему, единственное произведение Шуберта с участием струнного ансамбля, способное произвести такой впечатление - это уж скорее не квартет, а квинтет: "Фореллен-квинтет". Да и то, вероятно только четвертая часть: вариации на песню "Форель". И уж совсем я не верю, что вот игра Софроницкого и Бариновой, пение Козловского не произвели впечатления на эту публику, а вот некий американский квартет - произвел. Думаю, что и Софроницкий, Баринова (великолепная скрипачка!) и Козловский при выборе исполняемых произведений делали поправку на аудиторию. И вряд ли Софроницкий играл позднего Скрябина. Поэтому, уж извините, в этот эпизод (как он изложен у Бендицкого), не верю!. А вот в то, как об этом концерте со слов Гилельса рассказал Никитенко - верю. Верю в то, что Сталин наблюдал за реакцией публики, верю в короткий обмен репликами между Бариновой и Сталиным. Вот в это верю - я довольно много читал литературы о Сталине и, на мой взгляд, это похоже на правду. Как верю и в эпизод об отношении Сталина к новому советскому гимну.
Это сюжет о Гилельсе в программе телеканала "Культура" "Абсолютный слух" - см. https://www.youtube.com/watch?v=Jko-KaKl40g&feature=youtu.be
   Из этой программы впервые для себя, неожиданно узнал, что Эмиля Гилельса сначала звали Самуилом.
А вы посмотрите еще один сюжет из программы "Абсолютный слух" - о Берте Михайловне Рейнгбальд - педагоге Гилельса, см. http://www.youtube.com/watch?v=yVvu2mYRy_U
Там, начиная примерно со времени 3:55, показан фрагмент из какого-то старого советского киножурнала (вероятно 1933 г.) о первом Всесоюзном конкурсе музыкантов - исполнителей, в которои закадровый голос диктора говорит буквально следующее: "Самуилу Гилельсу шестнадцать лет, получил на конкурсе первую премию".
Каюсь, я вот тоже не знал о том, что его звали Самуил.

« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2015, 22:11:09 от Читатель »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 307
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #113 : Ноябрь 08, 2015, 21:54:42 »
А вы посмотрите еще один сюжет из программы "Абсолютный слух" - о Берте Михайловне Рейнгбальд - педагоге Гилельса, см. http://www.youtube.com/watch?v=yVvu2mYRy_U
Там, начиная примерно со времени 3:55, показан фрагмент из какого-то старого советского киножурнала (вероятно 1933 г.) о первом Всесоюзном конкурсе пианистов, в которои закадровый голос диктора говорит буквально следующее: "Самуилу Гилельсу шестнадцать лет, получил на конкурсе первую премию".

Если ссылка не врёт, то это журнал "Смена" №246, Июнь 1933: http://smena-online.ru/node/40539/print

«Вот перед нами шестнадцатилетний пианист Самуил Гилельс, получивший первую премию. Он играет «Свадьбу Фигаро». Это - большое произведение, написанное Листом для фортепиано на темы моцартовской оперы того же названия. Это - красочное блестящее произведение, очень трудное, но исключительно жизнерадостное.

Гилельс начинает играть. Он последовательно и уверенно раскрывает перед слушателями свои замыслы и замыслы композитора. Он делает это решительно, с большим техническим мастерством и с поразительной прозорливостью. Он не увлекается формальными возможностями в ущерб идейкой и смысловой сущности произведения. Его исполнение проникнуто бодростью. Слушатели не могут не поддаться очарованию игры шестнадцатилетнего пианиста.

Но секрет этого успеха надо будет искать не только в природных дарованиях Гилельса, но и в той внутренней идейной насыщенности, которая не оставляет места для сомнений, колебаний и неврастенических переживаний. Человек, обладающий этими болезненными чертами, не может быть строителем завода или капитаном корабля, не может он быть и подлинным советским музыкантом - исполнителем, который так нужен нам сегодня.

А Гилельс может. И он не одинок. Здоровые черты, характеризующие его исполнительскую сущность, свойственны многим участникам всесоюзного конкурса.»
Che mai sento!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #114 : Ноябрь 08, 2015, 22:07:25 »
Эмиль - псевдоним, придуманный Гилельсом ещё в детстве, если я ничего не путаю. А мать его звали Эсфирь Самойловна, возможно, в честь деда и назвали.
Вернёмся в Потстдам. Американские музыканты тоже могли сделать скидку на публику и сыграть что-нибудь из Миллера.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #115 : Ноябрь 08, 2015, 22:27:58 »
Если ссылка не врёт, то это журнал "Смена" №246, Июнь 1933: http://smena-online.ru/node/40539/print
....
Спасибо, любопытная и толковая статья. Это вам не какая-нибудь Зимянина. Советую прочитать её полностью. На мой взгляд, наибольший интерес в ней вызывает даже не то, что автор -  советский музыковед Александр Яковлевич Гаямов (см. биографическую справку о нем здесь) написал о Гилельсе, - примерно то же самое о Гилельсе в прессе тех лет писали и другие рецензенты, но то, что там написано о других лауреатах конкурса, имена которых канули в Лету:
Цитировать
Скрипачка Бэба Притыкина получила на конкурсе вторую премию. Бэбе 15 или 16 лет. Она с увлечением рассказывает мне о своих впечатлениях, о разговоре с т. Сталиным, с т. Бубновым. Она показывает мне ценные подарки, полученные ею от правительства. Почетное место среди этих подарков занимает великолепная итальянская скрипка Гальяно, которую Бэба получила из государственной коллекции старинных инструментов.

Бэба берет смычок, играет Шумана, Чайковского. Крейслера. Венявского. Перед слушателем - серьезная, вдумчивая артистка. Скрипка звучит выразительно и благородно. Бэба играет отдельные куски из концерта Чайковского, играет хорошо, технически чисто. Конечно это еще не зрелый музыкант, конечно, она еще не может полностью выявить богатства гениального скрипичного концерта, но и то, что она уже в состоянии сделать, поражает.

Бэба - комсомолка, она органический участник той среды, которую призвана обслуживать своим искусством. Бэба и другие наши молодые исполнители окружены особым вниманием общественных и комсомольских организаций. Им создают благоприятные условия для успешного роста и работы.

У каждого из 26 премированных исполнителей своя индивидуальность и свое исполнительское лицо. Но одна черта роднит выступавших на конкурсе. Это то новое, советское отношение к материалу, которое можно было наблюдать и у виолончелистов, и у скрипачей, и у пианистов и у вокалистов.
« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2015, 22:55:55 от Читатель »

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #116 : Ноябрь 08, 2015, 22:36:01 »
Американские музыканты тоже могли сделать скидку на публику и сыграть что-нибудь из Миллера.
Извините, но я вот как-то сомневаюсь, что джазовые мелодии Глена Миллера в переложении для струнного квартета могли произвести сильное впечатление на ту консервативную публику (среди которой, между прочим, были и наши), что собралась тогда в Потсдаме.
« Последнее редактирование: Ноябрь 08, 2015, 22:56:25 от Читатель »

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #117 : Ноябрь 10, 2015, 00:04:53 »
Думаю, о Потсдамской конференции не будет лишним привести воспоминания Галины Бариновой - как ей это запомнилось. Из первых рук, так сказать:

"В 1945 году я вместе с О, Гилельсом, В. Софроницким, М Козолуповой и моим пианистом-аккомпаниатором А.Дедюхиным выступила перед главами мировых держав, участниками исторической Потсдамской конференции. Слушателями были Сталин, Трумэн, Черчилль.

Самое смешное, что все невероятно волновались. Я посмотрела на Эмиля Гилельса, с которым мы очень дружили, он был совершенно зелёный. Помню, я воскликнула: «Что ты волнуешься? Они же ничего не понимают!». Но и сама тоже немножко волновалась. Дело в том, что мне тогда часто приходилось играть на так называемых «правительственных концертах», которые проходили чаще всего в Большом театре.

У меня были специально подготовленные пьесы, «шикарные» для публики, многократно проверенные, чтобы во время исполнения «коленки не дрожали».

...Наш концерт проходил хорошо, все замечательно играли. Хочу отметить одну забавную деталь: Трумэн после каждой исполненной пьесы обязательно вставал и пожимал руку каждому артисту. После того как высокие иностранные гости удалились, вышел офицер с громадным букетом цветов для нас и сказал: «Гостей сейчас проводят, а вас просят задержаться».

Вошли все наши «хозяева», включая главного. Я в это время сидела за роялем, что-то наигрывала. Ко мне подошёл офицер из свиты Сталина и сказал: «Вы знаете, к Вам есть большая просьба: Иосиф Виссарионович хотел бы послушать парочку советских песен, что-нибудь по Вашему вкусу».

Сколько там было пианистов: Гилельс, Софроницкий, Дедюхин. Ни один из них не мог сыграть ни одной песни! Ни одной!
Возникла неудобная пауза. Тогда я встала и сказала: «Я сыграю» и начала сразу играть мою любимую «Прощай, любимый город». Все обрадовались, уселись, начали слушать. Я играла так довольно долго. А Молотов обносил нас, артистов, шампанским и фруктами. Затем Сталин дал знак, подошёл уже знакомый офицер с огромным подносом, на котором лежали толстые синие конверты. В каждом была большая по тому времени сумма - десять тысяч рублей. Сталин сказал: « Дорогие товарищи! Вы нас извините, это, конечно, неожиданно для вас. Мы вас, можно сказать, вытащили из дома «за шиворот», запихнули в самолет, привезли сюда. Но это было очень нужно. Вы великолепно потрудились, мы вам очень за это благодарны. Но каждый труд должен быть оплачен. Солистам по десять тысяч, а ему (имелся в виду аккомпаниатор) - восемь. Если мало - прибавим». Конечно, никто ничего не посмел сказать.

А, между прочим, пока мы там играли разные песенки, Сталин подходил к каждому и спрашивал: «Может быть, Вам что-нибудь нужно? Скажите, я могу помочь». В особенности я запомнила, как он подошёл к Софроницкому (тот всегда был немного болен и в Потсдаме выглядел очень измученным) и сказал: «Я вижу, что Вы неважно себя чувствуете, я Вам помогу. Вы приходите, я Вам помогу».

Утром за нами приехала машина, нас привезли к самолету. И когда он взлетел, то началось: «Ну что ж ты молчал!?» - «Да как я мог!...». Я же была полна впечатлений. Увидела живого Черчилля, пожала ему руку. Мне было интересно задать ему вопрос. Я и спросила по-английски: «Мистер Черчилль, какую пьесу Вы бы хотели, чтобы я исполнила?» У меня на выбор были и английские популярные пьесы, и американские. Он немного подумал и сказал в своей манере, не вынимая сигары изо рта: «Думаю, что «Американскую колыбельную». Очаровательная, очень обаятельная музыка, которую я ему и сыграла."

(Цит. по книге "Галина Баринова. Музыка и Слово.", Москва, 2012, стр. 41-43)

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #118 : Ноябрь 10, 2015, 00:42:05 »
Думаю, о Потсдамской конференции не будет лишним привести воспоминания Галины Бариновой - как ей это запомнилось. Из первых рук, так сказать....
.........
(Цит. по книге "Галина Баринова. Музыка и Слово.", Москва, 2012, стр. 41-43)
Спасибо! Вот вам еще один рассказ об этом концерте. К сожалению, я не читал книгу Бариновой.
Думаю, что истина лежит где-то посередине. Мне представляется весьма правдоподобным, что артистам не сразу сказали - куда они летят. Неправдоподобно однако, на мой взгляд то, что советские артисты померкли на фоне выступления какого-то американского квартета. В это, как я уже писал выше, извините, не верю! Ни Баринова, ни Никитенко, который слышал рассказ об этом от Гилельса, даже не упоминают о каком-то американском квартете. Что касается эпизода с просьбой Сталина сыграть советские песни - что ж, таковая вполне могла иметь место быть. Также как и то, что ни Гилельс, ни Софроницкий не смогли это сделать. Сомневаюсь я как-то, что Софроницкий знал популярные советские песни и мог их наиграть. Но вполне возможно, что и предложение Бариновой сыграть Сулико (о чем рассказал Никитенко) имело место, а уж то, что оно могло вызвать раздражение Сталина - более чем вероятно. Насколько я знаю из воспоминаний о Сталине, он совсем не любил, когда кто-то напоминал ему, что он грузин - он считал себя выше этого.

Еще раз спасибо, Sonore!


Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #119 : Ноябрь 10, 2015, 19:55:24 »
...Увидела живого Черчилля, пожала ему руку. Мне было интересно задать ему вопрос. Я и спросила по-английски: «Мистер Черчилль, какую пьесу Вы бы хотели, чтобы я исполнила?» У меня на выбор были и английские популярные пьесы, и американские. Он немного подумал и сказал в своей манере, не вынимая сигары изо рта: «Думаю, что «Американскую колыбельную». Очаровательная, очень обаятельная музыка, которую я ему и сыграла."
   Молодец, Баринова!
   А Чёрчиль повёл себя, как хам: говорил с дамой, не вынув сигары изо рта. Видимо, он считал, что с дамой из "варварской страны" так можно.

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #120 : Ноябрь 10, 2015, 20:24:07 »
...   А Чёрчиль повёл себя, как хам: говорил с дамой, не вынув сигары изо рта. Видимо, он считал, что с дамой из "варварской страны" так можно.
Да нет, думаю, что это здесь ни при чем? Насколько  понимаю, Черчилль вообще по характеру был довольно брутален. И с женщинами он тоже, как бы теперь сказали, был весьма неполиткорректен. Известно несколько фраз из его разговоров с женщинами.
Как-то Леди Астор попыталась оскорбить Уинстона Черчилля:
- Если бы я была Вашей женой, Уинстон, то подсыпала бы Вам яд в кофе.
- А если бы я был Вашим мужем, то выпил бы его.

А вот еще одна перепалка в парламенте между Черчиллем и Бесси Брэддок:
- Уинстон, да вы пьяны!
- Всё верно. А вы уродина. Завтра утром я протрезвею. А вы так и останетесь уродиной.

А вот как он шутил по поводу своих отношений с женой:
- Мы с женой два или три раза за 40 лет совместной жизни пробовали завтракать вместе, но это оказалось так неприятно, что пришлось это прекратить.

А главное, вот что он говорил про курение:
- Отнимите у меня сигару — и я объявлю вам войну!

И, между прочим, прожил 90 лет!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #121 : Декабрь 31, 2015, 08:09:18 »
"Гилельс непобежденный". К 100-летию со дня рождения

Чего мы не знаем об Эмиле Гилельсе? После того, как Ольга Сирота побеседовала с Петром Никитенко, зятем великого пианиста, выяснилось, что он жить не мог без  Одессы, обожал анекдоты и любил  песни Утесова. А еще он мог бы стать учеником самого Иосифа Гофмана ! Почему же не стал?

Слушайте программу «Overtime» 1 января  в пятницу в 13.00, повтор в субботу в 22.00

http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/overtime/18336-gilels-nepobezhdennyj-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya

Оффлайн Эрцог

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 91
« Последнее редактирование: Январь 13, 2016, 22:02:25 от Эрцог »

Оффлайн Эрцог

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 91
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #123 : Январь 13, 2016, 22:38:56 »
https://www.youtube.com/watch?v=Yu06WnXlPCY

https://www.youtube.com/watch?v=woMnWeJu2Ak

https://www.youtube.com/watch?v=OLKjazQjqi0

не решаюсь комментировать его исполнение, настолько все здорово...
« Последнее редактирование: Январь 13, 2016, 22:55:49 от Эрцог »

Оффлайн Эрцог

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 91
« Последнее редактирование: Январь 16, 2016, 21:08:27 от Эрцог »