Автор Тема: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист  (Прочитано 54880 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
"Гилельс непобежденный". К 100-летию со дня рождения

Радиопрограмма: Overtime

Ольга Сирота продолжает цикл программ, посвященных юбилею Эмиля Гилельса. В ближайшую пятницу у нее в гостях Григорий Гордон, автор нашумевших книг о великом пианисте. Не иначе, как волею судьбы  не объяснишь встречу в далеком 60-м году выпускника Гнесинки и Эмиля Гилельса. О том, как это произошло и что было дальше, - новый выпуск программы "Овертайм".
Слушайте 4 марта в 13:00 (мск), повтор 5 марта в 22:00 (мск).

http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/overtime/18741-gilels-nepobezhdennyj-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-6

Предыдущие выпуски.

С Сахаровым: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/overtime/18487-gilels-nepobezhdennyj-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-5

С Готтлибом:  http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/overtime/18371-gilels-nepobezhdennyj-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-3

http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/overtime/18425-gilels-nepobezhdennyj-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-4

С Никитенко: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/overtime/18357-gilels-nepobezhdennyj-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-2

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Следующая программа Overtime будет, судя по всему, также посвящена Гилельсу. Это 11 марта в 13:00 и 12 марта в 22:00.
Гордон ничего нового не рассказал, всё это есть в книге "За гранью мифа" (та часть, где он рассказывает о личных встречах с маэстро), но устный рассказ воспринимается чуть иначе, чем книга (мною, по крайней мере).

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 132
Следующая передача "Овертайм" произвела на меня неприятное впечатление. Опять эти никому не нужные сведения счетов с Нейгаузом и Рихтером. Какое это имеет отношение к современному восприятию наследия Гилельса?

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
А еще он мог бы стать учеником самого Иосифа Гофмана ! Почему же не стал?
   А почему такой эпитет: "самого"? Мне всегда казалось, что Гилельс сильнее Гофмана.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 351
В блоге Марины Аршиновой интереснейший материал о Гилельсе и Соколове http://il-canone.livejournal.com/245852.html

Оффлайн BUSONI

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 10
А еще он мог бы стать учеником самого Иосифа Гофмана ! Почему же не стал?
   А почему такой эпитет: "самого"? Мне всегда казалось, что Гилельс сильнее Гофмана.

Несколько слов о Гофмане
Рахманинов посвятил ему Третий концерт. В 30-х гг в его переписке читаем (цит. по памяти): Гофман - безусловно премьер-пианист.
Тому есть убедительные доказательства: дискографию ИГ история сохранила в избытке. Одна из феноменальных записей: Первый конц. Шопена (кажется, 1913 год).
Не будем забывать, что ИГ был единственным учеником А.Г Рубинштейна (не путать с Артуром!).
Гофман - один из крупнейших пианистов ХХ века
В игре Рахманинова явственно чувствуется стилистика Антона Рубинштейна.
Когда Рахманинова спросили, кого он видит своим преемником (так говорит легенда, вполне ей доверяюсь), он назвал Гилельса, кот. на тот момент было ок. 20 лет.
Понимаете, как все рядом.
Кто сильнее, для какого времени

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 351
На fb Килилл Гилельс опубликовал 2 письма: Гилельса и Нейгауза, -- за 1964 год.
https://www.facebook.com/kirillgilels/posts/1092084040878434?pnref=story

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 351
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #132 : Сентябрь 19, 2016, 17:16:58 »
«Мелодия» выпустила антологию Эмиля Гилельса
Сегодня, 19 сентября, поступила в продажу 50-дисковая антология Эмиля Гилельса (1916-1985), выпущенная фирмой «Мелодия» к столетию пианиста.
http://www.colta.ru/news/12459

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #133 : Октябрь 19, 2016, 13:06:36 »
Сегодня отмечается День царскосельского лицея и столетие Эмиля Гилельса. В моём сознании эти два события соединились в музыке Александра Алябьева, современника первых лицеистов. В конце 1940-х - начале 50-х гг., когда начали изучать открытый незадолго до того алябьевский архив, Эмиль Гилельс сделал несколько изумительных записей его камерно-инструментальной музыки вместе с солистами легендарного квартета имени Бетховена - Дмитрием Цыгановым, Вадимом Борисовским, Сергеем и Василием Ширинскими. Сегодня эти записи могут считаться лучшими в дискографии музыки Алябьева и я очень благодарен Э. Гилельсу за то, что он обратился к этой прекрасной музыке, которую очень мало кто из крупных пианистов удостаивал своим вниманием.
https://www.youtube.com/watch?v=sMUK0Tegzug

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #134 : Октябрь 19, 2016, 21:11:07 »
Сегодня отмечается День царскосельского лицея...
   Кем отмечается и... почему именно сегодня? Что за дата?

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн elka999

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 207
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #136 : Октябрь 20, 2016, 09:53:45 »
Сегодня отмечается День царскосельского лицея...
   Кем отмечается и... почему именно сегодня? Что за дата?

 Уважаемый M.I. , вы это серьезно  :o? Или стеб? ;D А как же "Роняет лес багряный свой убор..."? Даааа, как же далеко все зашло :-[.









Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #137 : Октябрь 20, 2016, 12:48:49 »
Наталья Зимянина
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=836608209809562&set=a.173693402767716.42853.100003811732722&type=3&theater

Вчерашний день рождения Эмиля Гилельса прошел для меня в некотором напряжении. Сначала в 12.45 в фойе БЗК открыли бюст. Рихтера перекинули на противоположную часть фойе (где когда-то стоял Светланов), а Гилельса поставили между Коганом и Чайковским. Сходство не очень, внутреннего – никакого, хотя недавно поставленного Шостаковича он не переплюнул. Того будут менять без сомнений.

Но если на открытии бюста Шостаковича присутствовали и ректор, и вдова, и дочь, и внук и правнук композитора, то тут я видела только Нину и ее сына Даниила Коганов, Павла Когана (Нина и Павел – дети Елизаветы Гилельс и Леонида Когана, т.е. племянники Эмиля Григорьевича), дирижера Павла Сорокина. Ректора не было, как и внука Гилельса Кирилла Петровича. Все это не вполне приличные обстоятельства.

Дальше было хуже. Открывали бюст, о боже, проректор по учебной части (!) Лариса Слуцкая и экс-директор БЗК Владимир Захаров. Со словом выступил Григорий Гилельс – не известный мне человек в джинсах (как любезно объяснил мне Даня, это внучатый племянник Гилельса, приходящийся ему, Дане, троюродным братом при разнице в 47 лет).

Но вот угораздило же меня вечером вернуться в БЗК на концерт памяти Гилельса. Сколько раз я слышала тут Э.Г.! Зал был набит до отказа. Ведь имя Гилельс магическое, не имя даже, а понятие, критерий, единица измерения. Но от него была только фотография в левом углу сцены. Оркестр Павла Когана играл, как обычно, неряшливо и неинтересно, и слушать в таком исполнении «Утес» Рахманинова невозможно. Но я еще, получив хорошее место в 1 ряду амфитеатра - лучшее, какое может быть, – послушала Рапсодию на тему Паганини.

Что же сказать о солисте Дмитрии Маслееве? То же, что и всегда: пустота, за душой красок пять-шесть, чешет быстрее Мацуева, и при таком бездумном мелькании звуков – просто заморачивается голова, а музыки ноль. Рахманинов ему строго противопоказан. Но если «Утесу» хлопали так себе, то тут публика стала вызывать Маслеева (все-таки 1 премия на к-се Чайковского) на бис. И он с пятого, что ли, раза добавил самую пресную «Элегию» Рахманинова, которую мне приходилось слышать. Со второго отделения я сбежала.

Я не раз замечала, что за великими людьми с тяжелой судьбой и непростым характером эта колея нелепо тянется и после их ухода из жизни. Эмиль Григорьевич, к сожалению, еще одно доказательство. Официальное столетие могло бы выглядеть и поприличнее. Сегодня с утра слушаю его записи в ю-тьюбе, чтобы стереть из памяти весь вчерашний день, зачем он мне.
Che mai sento!

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #138 : Октябрь 20, 2016, 21:18:02 »
Уважаемый M.I. , вы это серьезно  :o? Или стеб? ;D А как же "Роняет лес багряный свой убор..."? Даааа, как же далеко все зашло :-[.
   Уважаемый(ая) elka999!
   Насчёт "стеб" ничего определённого Вам сказать не могу. Не знаю, что означает это слово. Может быть, "выпендриваться"? Подскажите, если можете.
   "Роняет лес багряный свой убор..." - это стихотворение А.С.Пушкина, посвящённое празднованию им (в одиночестве) дня открытия Царскосельского лицея, состоявшемуся 19 октября 1811 года. В смысле записи дат, в XXI веке это должно записываться так: 19 (31) октября 1811 года. Равно как день рожденья Э.Г.Гилельса записывается: 6 (19) октября 1916 года. Тут всё дело в переходе со старого стиля летосчисления на новый. Люди старшего поколения отлично помнят, что дата рождения В.И.Ульянова (Ленина) записывалась так: 10 (22) апреля1870 года, и всегда праздновалась всей страной именно 22, а не 10 апреля, т.е. по новому стилю.
   Что же касается Дня открытия лицея, то его, вероятно, следовало бы праздновать теперь уже, в наше время, 31 октября.
« Последнее редактирование: Октябрь 20, 2016, 21:24:20 от M.I. »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 438
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #139 : Октябрь 20, 2016, 21:42:47 »
   Что же касается Дня открытия лицея, то его, вероятно, следовало бы праздновать теперь уже, в наше время, 31 октября.

В данном случае, видимо, отмечают символическую дату "19 октября", увековеченную стихами Пушкина, а не формально-историческую. Не думаю, что устроители ежегодных фестивалей в Царском селе не в курсе разницы стилей.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 351
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #140 : Октябрь 22, 2016, 19:55:56 »
На столетие Эмиля Гилельса: «Талантливый мальчик — это не профессия»

О великом пианисте рассказывает его внук Кирилл Гилельс
http://www.mk.ru/culture/2016/10/19/na-stoletie-emilya-gilelsa-talantlivyy-malchik-eto-ne-professiya.html

Оффлайн elka999

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 207
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #141 : Октябрь 25, 2016, 02:26:48 »
Открытие бюста Эмиля Гилельса в Большом зале Московской консерватории

http://www.mosconsv.ru/ru/video.aspx?id=147784

 и небольшой телесюжет телеканала "Культура"  о концерте памяти Эмиля Гилельса в Большом зале Московской консерватории

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/157987/

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 351
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #142 : Октябрь 25, 2016, 22:00:20 »
Из блога Марины Аршиновой:
http://il-canone.livejournal.com/249396.html
Прочла книгу Григория Гордона об Эмиле Гилельсе.

Аплодирую автору стоя.

Во-первых, он высокий профессионал и прекрасно знает, о чем пишет. Во-вторых, Гордон любит, обожает Гилельса, а это единственный достойный мотив, чтобы писать о музыканте. И объяснение, почему это стоит читать.

Теперь перейдём к controversial part - к той части книги, где Гордон пишет о соперничестве с Рихтером и которая у многих вызывает недоумение, переходящее в неприятие. Последовательно и доказательно, с цитатами и фактами, Гордон воссоздаёт этапы построения мифа о Рихтере, невероятно возвышающего Рихтера за счёт принижения остальных, в первую очередь, Гилельса. Этот миф восходит к экстатическим, захлёбывающимся восторгам Нейгауза, восторгам, переходящим грань здравого смысла. Так, по Нейгаузу, гениальность Рихтера не знает границ. Он смог бы стать и гениальным художником (кто это знает?), и гениальным композитором (хотя ничего, кажется, не сочинил), и гениальным дирижёром (несмотря на то, что первый, не слишком удачный опыт дирижирования оказался единственным). Титан, исполин, "рука Рафаэля". А Гилельса авторы официальных изданий, обладающие острым нюхом на политический запрос, диктующий провозглашение Рихтера ПЕРВЫМ, (в книге убедительно раскрыты условия и объяснена причина) оттесняли на задний план. Любому пусть даже небольшому выступлению Рихтера посвящалась передовица и множество статей, исторической записи Гилельсом пяти Бетховенских концертов с Кливлендским оркестром - подвал из нескольких строчек. И таких примеров в книге десятки, если не сотни. Так создавалась репутация, имидж.

Ах, скажете вы, какая разница, сколько строчек. Все, кому надо, знали что Гилельс это Гилельс. Разве это так важно, сколько строчек?

Да, важно. Это важно. Это память, достоинство, это и есть "время все расставит по местам". И работа Гордона в этом смысле как расчистка авгиевых конюшен - да, не самая красивая и благородная миссия. Но кто-то должен был начать.

Вот к форме, в которую облёк Гордон своё высказывание, я бы предъявила претензии. Гордон не профессиональный литератор, он музыкант. И поэтому пишет, как привык разговаривать на кухне. Умно, профессионально, аргументированно, информированно, но все это "терки на кухне". Излишнее многословие там, где факты должны резать, как нож. Вялая, рыхлая компоновка материала. Избыток субъективности, я бы даже сказала, личной обиды, демонстрация которой, при таком выразительном фактическом материале, излишня. Но, опять же, для меня эти недостатки вторичны, я уважаю Гордона за то, что, не убоявшись нападок, он громко и чётко сказал то, что знали многие, но не решались (ах, ну зачем ворошить?:)) говорить.

И ещё немного, не удержусь от собственных аллюзий. Там, где Питер будет 30 лет стоять и смотреть с поджатыми губами ("А кто это?"), и только потом, убедившись 30 раз, кивнёт и скажет "Да, знаю", Москва начнёт сразу ревновать, яростно и деятельно интриговать, группироваться и перегруппировываться. Москва слезам не верит, но и не прощает "понаехавшим" их побед. Для меня, выросшей в обожании и почитании Гилельса, успевшей побывать на его последних в Питере концертах в мае 1984, стало шоком и неприятным открытием, что восхищение Гилельсом в 60-х в кулуарах Московской Консерватории не приветствовалось и ставило под вопрос наличие ума и хорошего вкуса того, кто его высказывал.

Москва вслед за Нейгаузом словно не могла простить, что Гилельс появился в ней в 16 лет законченным мастером, которого было нечему учить. Гилельс рвал московский шаблон - кто был никем, тот станет всем. Гилельс в 16 лет уже был всем. Его не сломали ни годы непонимания и насмешек в классе Нейгауза, ни военные испытания, ни личные и общественные бури. Тем не менее долго за ним тянулись абсурдные злобные упрёки в "ограниченности", "виртуозничаньи", и прочий бред, который несли уважаемые музыканты и который сегодня стыдно повторять.

Книга Гордона очищает от вранья, оскорблений и глупости многочисленных авторов, писавших о Гилельсе, образ величайшего пианиста и достойнейшего человека. И в этом ее ценность.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 594
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #143 : Октябрь 27, 2016, 14:18:37 »
Ах, скажете вы, какая разница, сколько строчек. Все, кому надо, знали что Гилельс это Гилельс. Разве это так важно, сколько строчек?

Да, важно. Это важно. Это память, достоинство, это и есть "время все расставит по местам". И работа Гордона в этом смысле как расчистка авгиевых конюшен - да, не самая красивая и благородная миссия. Но кто-то должен был начать.
Сейчас в этой теме праздник – как-никак 100-летие. Можно многое написать, что и делается, но у некотрых, что бы они ни писали, «а теперь самое главное» (с) – выставить приоритеты и ”раскрыть правду” - наконец пришло время. Ну никак нельзя в эти дни обойтись без книжонки, «где автор ее  предполагал  ударить,  и  крепко ударить, по рихтеровщине».
Г-жа Аршинова еще и о г-не Г пишет хвалебные статьи как о замечательном музыканте и человеке. Тащите и их на форум для создания «правдивых» образов.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #144 : Октябрь 31, 2016, 19:21:22 »
Любому пусть даже небольшому выступлению Рихтера посвящалась передовица и множество статей...
   Ничего  себе, автор сказанул!
   Я слушал Рихтера с 1968 года, и конечно же, интересовался печатными материалами о нём, увы, весьма скудными. Ну, так вот: передовиц никаких не было, заметки, статьи - редкость, ну, одна в год, а то и вовсе в несколько лет.
   Никогда не противопоставлял Гилельса и Рихтера. Да и в публике этого особенно заметно не было. Редко-редко можно было услышать, как кто - нибудь из концертных завсегдатаев с заговорщицким видом говорил о "соперничестве" этих двух музыкантов, и это носило мещанско-бытовой привкус. Широкая публика не проявляла интереса к такого рода вещам.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #145 : Октябрь 31, 2016, 23:10:23 »
Вот здесь уже была исчерпывающая дискуссия об этой книге с участием Предлогова:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=19850&highlight=%EA%ED%E8%E3%E0+%E3%EE%F0%E4%EE%ED%E0

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 351
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #146 : Ноябрь 01, 2016, 21:19:33 »
Уважаемый Петр, спасибо большое за исключительно интересную ссылку: читала не отрываясь))
Аршинова просто очень не любит Рихтера (может, это ее петербургские пристрастия, может, что-то иное).
Но в разделе о Гилельсе и ссылка на книгу Гордона, и Ваша ссылка на эту старую полемику, думаю, уместна.
Уважаемый Yuriy, прошу прощения, если данная публикация на форуме Вам показалась неуместной.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #147 : Ноябрь 01, 2016, 21:25:28 »
Вот здесь уже была исчерпывающая дискуссия об этой книге с участием Предлогова:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=19850&highlight=%EA%ED%E8%E3%E0+%E3%EE%F0%E4%EE%ED%E0

Уважаемый Петр, спасибо большое за исключительно интересную ссылку: читала не отрываясь))
...

Но в разделе о Гилельсе и ссылка на книгу Гордона, и Ваша ссылка на эту старую полемику, думаю, уместна.

И я благодарю Петра за эту ссылку! Она очень уместна, ведь далеко не все из нынешних посетителей нашего форума читали этот поток на Форумклассике. Предлогов писал там под ником pioneer.
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2016, 20:07:57 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 132
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #148 : Ноябрь 02, 2016, 11:35:01 »
Обидно, что в год 100-летия великого музыканта снова нет как нет обстоятельного анализа его творческого наследия, а опять сплошные "дрязги". (Приятное исключение, пожалуй, передача на Орфее с Гаккелем). Причины для меня очевидны, но писать о них в данном потоке считаю неуместным.

Оффлайн MV

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 89
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #149 : Ноябрь 02, 2016, 17:25:16 »
   Уважаемый V.G.,  все-таки, не могли бы Вы уточнить,  по каким именно причинам, как Вы написали, 100-летие Гилельса происходит  преимущественно под "аккомпанемент" "дрязг"?
  И как, на Ваш взгляд, отмечался аналогичный юбилей Рихтера в прошлом году?
  Если была разница, то почему?

  Интересно Ваше мнение.