Автор Тема: Сопоставим схожие сочинения разных авторов?  (Прочитано 22916 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Сопоставим произведения?
« Ответ #50 : Декабрь 25, 2013, 11:29:28 »

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Сопоставим схожие сочинения разных авторов?
« Ответ #51 : Апрель 21, 2014, 16:49:33 »
Случайно наткнулся на эту тему...
Мне часто в жизни доводилось наблюдать, когда сопоставляется одно сочинение с другим. Никогда не понимал смысл подобных сравнений. В чем смысл ? В интересе сравнить ? 

Не всякое заимствование является плагиатом в юридическом смысле.
Суд защитил бы Чайковского от финансовых претензий со стороны Листа.

Дискуссия о заимствованиях наводит на одну практическую мысль.
Заимствование может быть непреднамеренным, сам автор может не догадываться о наличии заимствования.
Может быть и случайное совпадение.

А м.б. т.н. заимствование по-сути, является мнимым.  Я полагаю, что если вести речь о плагиате, то здесь надо учитывать не схожесть нот - их, как известно всего 7 и, соответственно, определенные их комбинации могут большое, если не огромное количество раз дублироваться. Другой вопрос, идея. Заимствование не только материала, но и идеи его реализации и позволяет, наверное, говорить о плагиате. Почему этот вопрос меня заинтересовал. Все очень просто. Я, как автор, когда-то попал в довольно скользкую ситуацию. Словом, мне сообщили, что я написал вариации на тему...  и предложили указать на титульном листе автора, на тему которого я якобы и написал вариации :))) Все бы ничего, но дело в том, что ни имени автора, ни, тем более, его сочинения, я никогда ранее не слышал. И уж конечно, я не писал вариаций, а создал самостоятельное сочинение в барочной форме типа развертывания. Разумеется мне пришлось прослушать сочинение этого автора. Зовут этого композитора Николай Дмитриевич Леонтович http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 В России его имя мало о чем скажет, но на Украине, как мне представляется, фигура довольно известная. Он прославился обработкой народных песен среди которых есть "Щедрик", на тему которого я якобы и написал свою фортепианную пьесу :) Как можно создать пьесу на тему, которую никогда ранее не слышал ? Прослушав "Щедрик" Леонтовича я действительно услышал 4 похожие ноты  :), которые, кстати, повторяются как и в моей пьесе, хотя и несколько по другому принципу. Но дело в том, что идеи сочинений у Леонтовича и у меня абсолютно разные, не только структурные, но и художественные идеи разные (я писал под впечатлением от событий на "Болотной") я уже не говорю о различной форме, разной гармонизации и разных жанрах. Позднее я узнал. что известный кинокомпозитор Дж. Вильямс писал на эту же тему.

Отдельно взятые интонации часто могут пересекаться, но оформлены они м.б. по разному. При желании, можно взять любое сочинение любого автора и найти интонационные схожести относительно музыки другого автора, но какой в этом смысл ? В свое время Свиридова обвиняли в плагиате. Его "Романс" из Метели постоянно сравнивали с романсом малоизвестного Н.Зубова "Не уходи, побудь со мною". Там тоже у Свиридова начальная интонация романса похожа, но тема Свиридова имеет совершенно иную форму, чем тема романса Н.Зубова, а также иную гармонию и говорить о плагиате здесь не имеет никакого смысла - нет смысла говорить о том, чего нет ! Так и у меня тема имеет иную форму строения, чем в народной украинской песне, иной гармонический план и выражает совершенно другое - я выражаю движение народных масс на митинге, а в хоре Леонтовича лишь статически повторяется всего 4-ре ноты выражая особый характер и смысл песни. Более того, если задаться целью, то в истории музыки можно еще найти примеры, где используется данный интонационный оборот из 4-х нот. К тому же, как можно сравнивать мою пьесу с обработкой Леонтовича, если эта тема народная, а Леонтович ее всего лишь обработал :) Тогда встает другой интересный вопрос: можно ли обвинить в плагиате сочинение созданное с использованием интонаций близких народной песне или где полностью используется мелодия песни ? Да и можно ли вообще говорить о плагиате в моем случае, если интонационно схожа последовательность состоящая всего из 4-х нот ? И как быть с такой категорией, как "интонационный дневник эпохи", где разные композиторы в относительно близкой исторической перспективе фиксируют в творчестве близость конкретных интонаций ?
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2014, 17:11:49 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Несколько лет назад в рунете обнаружили следующее совпадение:

А. Пахмутова "Нежность" (поет Майя Кристалинская)
https://www.youtube.com/watch?v=75WDHVXUgWc

Britten: Simple Symphony - Third Movement (Sentimental Sarabande)
https://www.youtube.com/watch?v=23s6SaMOlcg
Che mai sento!