Автор Тема: К. Дебюсси. «Пеллеас и Мелизанда» (в концертном исполнении), КЗЧ, 13.04.2013  (Прочитано 2626 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Demian Poor

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 253
Концертный зал Чайковского
13 04 2013 / суббота / 19.00

К. Дебюсси: «Пеллеас и Мелизанда», опера в концертном исполнении

Абонемент: No. 1 "Оперные шедевры"

Исполнители:

Генриетта Бонде-Хансен (сопрано, Дания)
Роман Шулаков (тенор)
Эндрю Фостер-Уильямс (бас-баритон, Великобритания)
Сара Кэстл (меццо-сопрано, Великобритания)
Нина Минасян (сопрано, Армения)
Андрей Жилиховский (баритон)
Петр Мигунов (бас)

Российский национальный оркестр
Художественный руководитель и главный дирижёр – Михаил Плетнёв

Московский государственный академический камерный хор
Художественный руководитель и главный дирижёр – Владимир Минин

Дирижёр – Пол Дэниел /Великобритания/

Видеозапись: http://www.meloman.ru/?id=5374&full=Y
« Последнее редактирование: Апрель 14, 2013, 12:07:07 от Demian Poor »

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Концертное исполнение оперы Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» состоялось в КЗЧ 13 апреля. Я уже не первый раз очень хотел попасть на эту редкую вещь, но возможность эту оперу услышать представилась мне впервые. Музыка этого автора действительно какая-то странная для вокала, похожа на речитативы некоторых прежних композиторов, во многих местах растянутые в очень медленном темпе. Зато оркестровые интермеццо некоторые действительно очень красивы (они исполняются перед каждой картиной и были включены в партитуру оперы для того, чтоб было время сменить декорации в её первой постановке). Да, я должен признать, что я не стал поклонником вокального творчества Клода Дебюсси, но был очень рад услышать конкретно это исполнение, потому что почти все солисты пели очень хорошо, особенно после антракта (а вот бас-баритон вообще был просто на высоте в течение всей своей длиннейшей партии, на протяжении всех пяти актов, что очень впечатлило). Народу было очень мало – реально очень мало, в амфитеатрах свободных мест было гораздо больше, чем занятых, и только партер был заполнен нормально. Странно видеть на вечере абонемента «Оперные шедевры» такую ужасную посещаемость – ведь на «Марии Стюарт», например, был прямо полный аншлаг! Видимо, опять дело в редкости произведения. Такое небольшое количество людей точно не заполнило бы и «Новую Оперу», а, может быть, и МЗК. Британская меццо Сара Кэстл, у которой была небольшая партия в первом акте, спела неплохо, светлые верхи пару раз порадовали, но её тембр в целом был не особо интересен, а низы были несколько заглубленными. Моё предположение о том, что по-настоящему ярких певиц в Великобритании нет, подтвердилось. Зато из впечатлений от этого вечера можно сделать вывод, что в этой стране есть прекраснейшие певцы, например, Эндрю Фостер-Уильямс. Исполнитель партии Голо с самого начала покорил слушателей очень красивым чарующим тембром своего яркого голоса. Он пел удивительно выразительно, эмоционально и мог сделать со звуком всё, что угодно, и мне показалось, что такое пение никого не может оставить равнодушным. Датская сопрана Генриетта Бонде-Хансен (Мелизанда) также была очень хороша, как только спела первые несколько строчек, сразу восхитила звуком своего голоса, потом в первом акте у певицы часто возникала качка, верхи от начала и до конца были яркие, а вот про низы так сказать нельзя. Но всегда у датчанки прекрасно получалось передать голосом чувства в драматических моментах. А после антракта Генриетта запела просто великолепно, чистым, светлым и мягким звуком, можно даже сказать, что очень связно, но только низы иногда всё-таки чуть-чуть проваливались. Роман Шулаков (Пеллеас) в целом с самого начала пел неплохо, только вот как-то угловато, ему красоты и мягкости звука сначала не хватало. После антракта и он прибавил, больше всего у его исполнении понравились первый дуэт из четвертого акта и последний дуэт перед гибелью от рук брата, где тенор порадовал прекрасным разнообразием динамических оттенков (как и Мелизанда). Петр Мигунов (Аркель) в первом акте звучал шероховато и глуховато, в нескольких нотах голос качался, потом все эти недостатки фактически исчезли, но звук был более однообразным, чем у исполнителей главных партий. Однако в финальной сцене и бас понравился тоже – и в его выступлении всё-таки хорошего было больше, чем плохого. А вот Нина Минасян, исполнившая партию Иньольда, была просто ужасна. Верхи жутко писклявые, низы очень тусклые, заглубленные. В первом акте наверху была постоянная тремоляция, в четвертом она исчезла, но верхи тоже были очень резкие. Как можно с такими данными петь Адину и Марфу – я просто не представляю. Однако у сына Голо от первого брака партия небольшая, и поэтому она не повлияла на общее положительное впечатление от вокала в этот вечер.
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2013, 07:08:43 от Вольфрам »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
 Журнал "Коммерсантъ Weekend", №13 (307), 12.04.2013

http://www.kommersant.ru/doc/2162284 
 
Дебюсси без декораций
Сергей Ходнев о ГРЯДУЩЕМ (а ныне уже состоявшемся) концертном исполнении «Пеллеаса и Мелизанды»

Как ни странно, но именно в России на протяжении ХХ века "Пеллеасу и Мелизанде" Дебюсси не везло. Автором пьесы, так пленившей целое созвездие композиторов (помимо Дебюсси были ведь и Форе, и Шенберг, и Сибелиус), был Морис Метерлинк, чье имя благодаря "Синей птице" у нас все узнавали чуть ли не с пеленок; импрессионизм как явление хотя бы на уровне живописи тоже потихоньку привыкли числить своим, родным, да и самого Дебюсси как композиторскую фигуру от публики никогда особенно не прятали: уж как там композитор ни дружил с реакционными символистскими кругами, но и какому-нибудь там товарищу Жданову не приходило в голову разоблачать антинародную сущность Дебюсси. (В конце концов, тоже почти свой, родной: в молодости служил домашним пианистом у Надежды Филаретовны фон Мекк.) И все равно в советское время ни один из театров на одной шестой части суши так и не решился поставить "Пеллеаса и Мелизанду" хоть в каком-нибудь виде, и даже до революции, на волне свежего успеха музыки Дебюсси, оперу попытались было поставить только единожды, средствами третьеразрядной труппы (и притом на русском языке).

Все как-то психологически поменялось в 2007-м, когда дирижер Марк Минковски и режиссер Оливье Пи выпустили премьеру "Пеллеаса" в Музтеатре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Премьера не просто прогремела, собрала свои награды и сошла — спектакль несколько раз за это время возобновляли, и даже сам Минковски приезжал дирижировать. Только недавно, после пяти лет существования, постановка в силу сложных административно-договорных обстоятельств была исключена из репертуара. Зато в прошлом году подоспела еще одна сценическая версия оперы Дебюсси в Мариинском театре, которую Валерий Гергиев привозил и в Москву на нынешнюю "Золотую маску". Как знать, не решится ли теперь завести своего "Пеллеаса" еще какой-нибудь отважный и предприимчивый театр — интерес что исполнителей, что публики, во всяком случае, вполне можно констатировать, как и готовность российских оркестров осваивать непривычную стилистику и непривычную драматургию.

В любом случае московский и питерский спектакли, раззадорив публику и позволив ей распробовать партитуру Дебюсси, невольно спровоцировали и потребность услышать ее в разных версиях. Качество режиссуры у этих двух спектаклей довольно разное, но было заметно, что обоим режиссерам приходится непросто, и потому такой занятной казалась перспектива для сравнения как-нибудь при случае получить живое исполнение "Пеллеаса", где на театр от музыки не придется отвлекаться вовсе.

Собственно, эту перспективу оперный абонемент Московской филармонии теперь и реализует, предлагая концертное исполнение "Пеллеаса и Мелизанды" с международным составом. Мелизанду споет датчанка Генриетта Бонде-Хансен, ее супруга Голо — Эндрю Фостер-Уильямс, знаменитый английский бас-баритон, исключительный артист, которому уж точно не нужно ни режиссуры, ни подмостков, ни даже чрезмерной жестикуляции, чтобы обрисовать своего героя; Пеллеаса — солист Большого, тенор Роман Шулаков. Французов нет совсем, и даже дирижировать Российским национальным оркестром будет британец Пол Дэниел, довольно далекий в смысле и темперамента, и интересов от Марка Минковски и особенно от Валерия Гергиева. Компания интригующая, и прийти на концерт интересно, с одной стороны, из чистого любопытства, а с другой — ведь неизвестно, когда еще в приличном исполнении прозвучит в Москве одна из величайших опер ХХ века.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2162284
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Фотографии с поклонов после концертного исполнения Пеллеаса и Мелизанды, каждую можно увеличить щелчком мыши. Только вчера руки дошли до них.












Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
19 июля 2013 20:00 
Вечер оперы на радио "Орфей".  Клод Дебюсси. "Пеллеас и Мелисанда", опера в концертном исполнении.
Исполнители: Российский национальный оркестр, Московский государственный академический камерный хор.
Солисты: Генриетта Бонде-Хансен (сопрано, Дания), Роман Шулаков (тенор), Эндрю Фостер-Уильямс (бас-баритон, Великобритания), Сара Кэстл (меццо-сопрано, Великобритания), Нина Минасян (сопрано, Армения), Пётр Мигунов (бас).
Дирижёр – Пол Дэниел (Великобритания).
Запись из Концертного зала им. Чайковского от 13 апреля 2013 года.
http://www.muzcentrum.ru/