Автор Тема: «Пиковая дама» Чайковского в «Новой опере» (премьера в декабре 2013)  (Прочитано 60567 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 693
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Оперный певец, полностью зависящий от режиссеров, дирижеров, руководства театра, агентов-менеджеров, к профессии как к пулемету прикован, и со сцены дороги ему нет. Это знание трансформируется у меня в желание возможно более мягко ругать певцов. Особенно тех, кого слушаю живьем и особенно - не являющихся звездами мирового масштаба.

Buffone, но Вы недавно в другой ветке довольно сурово написали про одну из бывших примадонн одного театра. И я могла бы повторить Ваши слова, сказанные в ее адрес, в отношении второго исполнителя одной из важнейших партий из того же театра – потому что на середине карьеры у совсем не старого артиста явно очень большие проблемы с голосом. Но при этом артист очень старается, с этой точки зрения его упрекнуть не в чем. Поэтому я вообще его имя не упоминаю, чтобы не пинать лежачего, хотя он производит не лучшее впечатление, чем его напарник, которого я периодически язвительно критикую. Но вопрос остается открытым – а что делать слушателям, для которых целая партия в опере выпадает?
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Оперный певец, полностью зависящий от режиссеров, дирижеров, руководства театра, агентов-менеджеров, к профессии как к пулемету прикован, и со сцены дороги ему нет. Это знание трансформируется у меня в желание возможно более мягко ругать певцов. Особенно тех, кого слушаю живьем и особенно - не являющихся звездами мирового масштаба.

Buffone, но Вы недавно в другой ветке довольно сурово написали про одну из бывших примадонн одного театра. И я могла бы повторить Ваши слова, сказанные в ее адрес, в отношении второго исполнителя одной из важнейших партий из того же театра – потому что на середине карьеры у совсем не старого артиста явно очень большие проблемы с голосом. Но при этом артист очень старается, с этой точки зрения его упрекнуть не в чем. Поэтому я вообще его имя не упоминаю, чтобы не пинать лежачего, хотя он производит не лучшее впечатление, чем его напарник, которого я периодически язвительно критикую. Но вопрос остается открытым – а что делать слушателям, для которых целая партия в опере выпадает?
И солистам, которые, возможно, много лет готовили ту или иную партию и могли бы спеть её лучше, чем те, которых выставляют. Не перехожу на конкретные имена - таких примеров масса. И поклонникам таких солистов.
А по теме: составов нет до сих пор. А прогон уже в четверг.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Но вопрос остается открытым – а что делать слушателям, для которых целая партия в опере выпадает?

Вы хотите об этом поговорить?:) Да, "Евгений Онегин" без Онегина и/или без Татьяны - очень обидно, "Пиковая дама" без Германа и/или Лизы - еще обиднее. На вопрос "что делать" вижу два ответа в виде двух моделей поведения.

Первая - непрерывно исходить желчью по поводу составной политики театров и требовать построения составов по высшему разряду (в своем понимании), а также, например, переноса времени начала спектаклей. Такая модель поведения не изменит ситуацию в театрах (там все очень сложно и запутано), зато наполнит жизнь бурлением... скажем так - сильных эмоций. Правда, есть риск получить репутацию "городского сумасшедшего", но характерная для модели выраженная форма эгоцентризма позволит не замечать настороженного отношения окружающих.

Второй вариант - стараться быть доброжелательным и снисходительным. Жизнь без борьбы будет более скучной, но можно утешаться тем, что доброжелательная снисходительность к недостаткам мира - признак уверенности в себе и внутреннего психологического комфорта. А повышенная критичность, навязчивое донесение своей позиции до окружающих и борьба за всеобщее уважение к ней - напротив, признак наличия внутреннего диалога о несоответствии желаемого и достижимого (для людей в возрасте - достигнутого).

Мне вот на досуге нравится находиться на той стороне жизни, где все хорошо и стаканы наполовину полны. Причина - уверенность, что сообщество, живущее по второй модели - устойчиво и не затратно для здоровья. А вот первая модель поведения заключает в себе непрерывные драмы, мешая спокойно общаться с приятными людьми.

Кстати, а о чем тема, в которой мы так мило резвимся?:)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 693
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Но вопрос остается открытым – а что делать слушателям, для которых целая партия в опере выпадает?

Вы хотите об этом поговорить?:) Да, "Евгений Онегин" без Онегина и/или без Татьяны - очень обидно, "Пиковая дама" без Германа и/или Лизы - еще обиднее. На вопрос "что делать" вижу два ответа в виде двух моделей поведения.

Кстати, а о чем тема, в которой мы так мило резвимся?:)

Моя модель – не ходить. И по этому поводу огорчаться. Ну не радоваться же, особенно если до кворума не хватает всего одного персонажа, зато титульного? Это как автомобиль без одного колеса. Не дело, что зрителям приходится запоминать, в каком фрагменте Онегин прозвучал, а в каком нет. Еще нас ждет «Аида» без Аиды (я ничего особенного не имею против Ващенко, очень редко пересекаюсь с ее репертуаром, а то, как она играет и поет в «Травиате», меня вполне устраивает; просто, я, непрофессионально, разумеется, считаю, что Аиды – это Мурадымова и Петрожицкая), а также «Дон Жуан» с Дон Жуанами, которые вызывают некоторые вопросы, впрочем, я наверняка снова придираюсь.

Мы после Пезаро обсуждали в семейном кругу впечатления. Я что-то размечталась и сказала – «хорошо бы в МАМТе поставили «Вильгельма Телля». Супруг ехидно ответил – «тебе нужен Телль Зуев и дирижер Коробов»? Нет, мне такой «Вильгельм Телль» не нужен, можете считать меня снобом.

Извините за лирическое отступление. :) А тема этой ветки – «Пиковая дама» в «Новой опере» с Германами, из которых лучший – Роман Муравицкий :)
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
А тема этой ветки – «Пиковая дама» в «Новой опере» с Германами, из которых лучший – Роман Муравицкий :)

Или Губский - здесь есть своя интрига:) При том, что оба потенциальных качественных Германа служат в МАМТе, но трепать голоса об эту партию не спешат (значит, так надо - им виднее, пусть пока поют Каварадосси).

PS: Феликс Павлович-то чем не угодил? Один из двух (второй - Евгений Самойлов) ныне работающих московских дирижеров, с которыми связаны мои самые светлые оперные воспоминания и открытия. А уж какой у него Россини получился  в "Алжирке" - не я один удивлялся. Дело вкуса, конечно, но Феликс Коробов при всей брутальной энергичности трактовок - дирижер тонкий, музыкальный, с чувством стиля.

Кстати о дирижерах. Мои ожидания от "Пиковой дамы" в Новой опере во многом связаны с Александром Григорьевичем Самуилом - очень интересно послушать интерпретацию главной русской оперы столь опытным дирижером. После того, как меня очаровала "Чародейка" Лазарева я открыл для себя кое-что новое в уже известной музыке Чайковского. Хочется повторить то же с "Пиковой дамой".
« Последнее редактирование: Ноябрь 26, 2013, 04:24:02 от buffone »

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
А составы-то между тем тихонечко выложили. Даже без всяких сообщений на форум. Даже копировать их не буду. Новая Опера разбивает належды так же быстро, как и их вселяет в поклонников. В который уже раз одни разочарования. Ладюк только споёт из тех, о ком можно мечтать. Ну и Агунда в графине - я думал, что она будет Полину петь. Три раза из четырех Нерабеева, ещё один - Бадиковская. Да такое мне даже в кошмарных снах не снилось!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
А вот и составы. Coraggio, signori.

29 ноября

Дирижер Александр Самоилэ

Герман - Роман Муравицкий
Лиза - Марина Нерабеева
Графиня - Агунда Кулаева
Томский - Роман Бурденко
Елецкий - Василий Ладюк
Полина - Ирина Ромишевская
Чекалинский - Максим Остроухов
Сурин - Виталий Ефанов
Чаплицкий - Михаил Воробьев
Нарумов - Дмитрий Орлов
Маша - Елена Митракова

30 ноября

Дирижер Александр Самоилэ

Герман - Михаил Губский
Лиза - Галина Бадиковская
Графиня - Александра Саульская-Шулятьева
Томский - Анджей Белецкий
Елецкий - Илья Кузьмин
Полина - Валерия Пфистер
Чекалинский - Марат Гареев
Сурин - Андрей Фетисов
Чаплицкий - Антон Бочкарёв
Нарумов - Олег Шагоцкий
Маша - Виктория Шевцова

1 декабря

Дирижер Александр Самоилэ

Герман - Роман Муравицкий
Лиза - Марина Нерабеева
Графиня - Агунда Кулаева
Томский - Артем Гарнов
Елецкий - Василий Ладюк
Полина - Ирина Ромишевская
Чекалинский - Максим Остроухов
Сурин - Андрей Фетисов
Чаплицкий - Ярослав Абаимов
Нарумов - Александр Попов
Маша - Елизавета Соина

3 декабря

Дирижер Александр Самоилэ

Герман - Сергей Поляков
Лиза - Марина Нерабеева
Графиня - Татьяна Табачук
Томский - Роман Бурденко
Елецкий - Андрей Бреус
Полина - Валерия Пфистер
Чекалинский - Марат Гареев
Сурин - Виталий Ефанов
Чаплицкий - Антон Бочкарёв
Нарумов - Олег Шагоцкий
Маша - Елена Митракова

--------------------------------

Больше всего повезло Елецким - на партию одной хрестоматийной арии брошены такие певцы, что дух захватывает.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Бурденко нормально поёт.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 326
Бурденко хорошо поет ( по моему скромному мнению ) .

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Спасибо знатокам питерских голосов. Ура! Значит, Томский - тоже есть. Это уже весомый вклад в состав.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Белецкий тоже мне очень нравился во фрагментах куплетов Томского. Лизы и Полины только всё перечёркивают настолько, что мне не хочется ни на один состав. А я ведь аж с "Князя" всегда бывал на хотя бы одном из спектаклей премьерной серии каждой премьеры в любимом театре! То есть Полины, конечно, хороши, но в этой партии я мечтал не о них. Разве что 1 декабря ещё терпимо, но за такие деньги - вряд ли.
А составы на прогон можно, уважаемая Novopera? Вдруг там прессе показывать будут кого-нибудь более интересного?
« Последнее редактирование: Ноябрь 27, 2013, 00:25:40 от Вольфрам »

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 326
 В мае 2011 года в Михайловском театре объявили "Пиковую даму " с Образцовой . И захотелось мне поностальгировать . Состав был вполне приличный ( Амонов , Трегубович , Даров ) . Но главным открытием для меня в том спектакле стал как раз Томский - Бурденко , которого до этого я "живьем" не слышал . Спето было все плотным , красивым голосом с куражем . Вокальных проблем никаких . Образ получился ярким и вокально и сценически . А Образцова в том спектакле не спела . Ее в последний момент заменила Бирюкова ... Позднее слышал Бурденко в том же театре в партии Ренато . По моему , замечательное было исполнение .

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Подтверждаю: да, Роман Бурденко, безусловно, хорош.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 693
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Или Губский - здесь есть своя интрига:)

Губский – лирический тенор. Впрочем, Муравицкий, насколько я понимаю, изначально тоже лирический, отсюда проблемы...


Какие все-таки оптимисты здесь собрались! Во всем умеют находить положительные моменты :))
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Губский – лирический тенор.

Вы что-то путаете: репертуар Михаила Губского последние годы - больше драматический: Калаф, Манрико, Радамес, Каварадосси. Когда-то все тенора были лирическими. Ну... почти все (с Дель Монако есть записи "Риголетто", но слушать их можно только "по приколу")

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 693
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Губский – лирический тенор.

Вы что-то путаете: репертуар Михаила Губского последние годы - больше драматический: Калаф, Манрико, Радамес, Каварадосси. Когда-то все тенора были лирическими. Ну... почти все (с Дель Монако есть записи "Риголетто", но слушать их можно только "по приколу")

Губский поет и Неморино. Вернее тогда сказать, что репертуар этого тенора очень разнообразен. Но Радамеса он допел с трудом. Мне кажется, это все-таки не совсем его.
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Губский поет и Неморино.

Где??? :) Лучше - запись. Губский старается не петь ничего тише мецца-воче, т.к. звук нестабильный (характерно для драмтеноров). Какой уж тут Неморино... Да не, ну не может такого быть - поверю только когда сам услышу.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 693
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Губский поет и Неморино.

Где??? :) Лучше - запись. Губский старается не петь ничего тише мецца-воче, т.к. звук нестабильный (характерно для драмтеноров). Какой уж тут Неморино... Да не, ну не может такого быть - поверю только когда сам услышу.

Он пел Неморино 18 мая 2012 года в Новой опере. Я слышала своими ушами. Если очень настаиваете, то я найду программку и вывешу ее скан.
На сайте НО на странице Губского числится не только Неморино, но и Альфред с Герцогом :) http://www.novayaopera.ru/?artist=mikhail_gubsky

Вот видео http://www.youtube.com/watch?v=-OAN711GGvo
« Последнее редактирование: Ноябрь 28, 2013, 01:13:00 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Он пел Неморино 18 мая 2012 года в Новой опере. Если очень настаиваете, то я найду программку и вывешу ее скан.

Ну подумайте - зачем мне программка?:) Я хочу послушать исполнение - Неморино и я могу спеть, если задамся целью, вот только каждое прослушивание записи должен буду щедро оплачивать жертве:)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 693
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Он пел Неморино 18 мая 2012 года в Новой опере. Если очень настаиваете, то я найду программку и вывешу ее скан.

Ну подумайте - зачем мне программка?:) Я хочу послушать исполнение - Неморино и я могу спеть, если задамся целью, вот только каждое прослушивание записи должен буду щедро оплачивать жертве:)

Смотрите ссылку в моем предыдущем сообщении. А программка – к тому, что Губский точно пел Неморино, мне это не приснилось :)
Che mai sento!

Оффлайн Prochor

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 25
Да уж! Ситуация с "концептуальными" постановками в последнее время всё плачевнее. Но самое на мой взгляд удручающее- это то что об артисте и его роли за концепциями совсем забыли. Поэтому и очень спорные получаются образы героев в постановках. Кто например где-нибудь сделал оперную партию, роль хорошо, тот и в бредовой постановке будет выглядеть убедительно. Ну такое "некультурное" сегодня отношение к материалу, амбициозное и безвкусное. Пойду на "Пиковую Даму" в НО...цены конечно ломовые, не соответствуют качеству режиссуры. Не могу понять, почему нельзя пригласить просто нормального, не распиаренного режиссёра и поставить просто классическую "Пиковую"...?
Про исполнителей согласен, что в Новой Опере нет соответствующих голосов на столь крепкий репертуар, как Пиковая и Тристан. Политика репертуара под большим вопросом! Почему в Новой Опере, театре с великолепными ЛЁГКИМИ голосами не идут и не ставятся оперы Бизе, Доницетти, Россини, Моцарта и др. Думаю, что и  Герман и Лиза -это такие партии, в которых должно быть 100 проц. попадание, иначе это не имеет смысла и не очень выгодно театру.
Но...послушаем на премьере! Всем хорошего спектакля!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Смотрите ссылку в моем предыдущем сообщении.

Помилосердствуйте - это ссылка на (хорошо известный мне) отрывок из спектакля тех времен, когда, например, Нажмиддин Мавлянов (в недалеком будущем, надеюсь, Радамес) еще пел Альмавиву в Ташкенте. Это не к сравнению певцов, а к тому, что время идет и голоса меняются. Не знаю, заметили ли Вы, но при обсуждении голосов я обычно употребляю сведения давности не более чем год-полтора (и то с обязательной оговоркой). Правда, бывают примеры  стабильности - например, Василий Ладюк как пел Елецкого шесть лет назад в фокинской постановке Большого так и поет до сих пор (теперь в александровской постановке "домашнего" театра) - что лишь подтверждает индивидуальность пути каждого певца.

Вы же слышали как Михаил Губский пел Радамеса - у него сейчас крупный голос практически без пиано (в "Celeste Aida", если помните, кульминацию он пел форте вместо "пианиссимо морендо" в партитуре). Как раз для партий вроде Каварадосси (слышал в этой партии Губского - мне понравилось). Но Герман - одна из сложнейших партий всего тенорового репертуара и если Германа-Муравицкого я слышал меньше года назад, то предсказывать как Губский споет Германа принципиально не берусь - надеюсь, кто-нибудь про второй спектакль напишет (я лучше на Лючию с Хиблой в этот день схожу - чувствую, после завтрашней премьеры мне потребуется релаксация).

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 322
Сходила я на это действо. Слов нет. Режиссер - чудовище! Так извратить оперу, сделать комикс из Пиковой дамы! так все опошлить это надо постараться, долго думать(он думал 20 лет!). В итоге гора родила мышь. Натаскано изо всех эпох, а зачем? почему? режиссер сам не понял, очередное искажение исходного авторского замысла, подмена понятий, смыслов. Чайковский - это культурный код русского народа, это то, что передается по поколениям, на генном уровне, все смыслы считываются подкоркой, и когда молодому поколению вместо трепетной передачи от отцов к детям жемчужин культуры передается ЭТО д.....мо, не удивлюсь, если потомки уже не будут ничего понимать и ощущать себя русскими.

Эта подмена понятий, смыслов, уводит молодежь в никуда (в евромясорубку). а дальше- делай с ней што хошь.......Вместо экзистенциального мессиджа о Судьбе человека и возможности(невозможности) ею управлять, ширпотреб с порнографическим танцем Германа с Графиней в чулках с поясом и обнаженными бедрами в сцене умирания Графини.Приплыли........Дальше смотреть уже не было сил, убежала....

Столько пафоса в газете, встрече перед пресс-показом, красивых слов. Артистов заставили говорить, что они с радостью работали, не верю, зазомбировали их. в ТАКОМ с радостью не работают. Я в шоке.

Оффлайн Fantasia

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Думаю, те, кто хотел сдать билеты, из-за того, что не будет Галузина, смогут это сделать.

http://www.novayagazeta.ru/arts/61210.html
"...P.S. Надо заметить, что дирекция «Новой Оперы» в сложившейся ситуации повела себя по-джентльменски. Дмитрий Сибирцев пообещал, что все желающие смогут вернуть билеты, приобретенные на 29 ноября и 1 декабря (на те дни, когда вместо Владимира Галузина будет петь Роман Муравицкий), в кассу театра."

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 693
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А по-моему, со спектаклем все сразу было понятно, ибо три карты Александрова известны не первый десяток лет, и карты эти - цинизм, демагогия, эпатаж. Ему нужен скандал - он его получит, и, к сожалению, в нужном для него ракурсе.

Только вот что странно: и "элитарная" публика, истерично кричащая "браво" режоперным постановкам, и значительная часть молодежи (те же хипстеры), на которую ставит Новая опера, как черт от ладана бегут от любых негламурных картинок из истории своей страны, и пытаться скормить им историю про блокадный Ленинград и про Сталина - странный маркетинговый ход. Это ж "не прикольно"! Хотя... Пожалуй, тут не стоит торопиться - я верю в Александрова, он даже из блокады сможет сделать свой фирменный "прикольный" балаган.

Странным образом у Марии Бабаловой появились те же мысли, причем выраженные теми же словами, что и у уважаемого buffone :))


Пир режиссерского беспредела http://www.novayagazeta.ru/arts/61210.html

В «Новой Опере» на 29 ноября назначена ключевая премьера сезона — «Пиковая дама» Чайковского, посвященная 400-летию дома Романовых. Премьере предшествовал скандал

Дирижер-постановщик спектакля — главный дирижер Одесского театра оперы и балета Александр Самоилэ, художник-постановщик — главный художник театра «Новая Опера» Виктор Герасименко. Но главным событием этой премьеры должно было стать появление тенора Владимира Галузина, быть может, лучшего исполнителя партии Германа своего поколения. Но именно этому и не бывать.

Честно, согласно своим контрактным обязательствам, певец неделю провел в Москве, участвуя во всех оркестровых и сценических репетициях. Но так и не смог смириться с «концепцией» режиссера Юрия Александрова, в которой действие начинается в 1913 году, затем следует Первая мировая война (в сцене у Лизы молодые девушки — сестры милосердия). Бал из третьей картины будет проходить в Кремле у Сталина — это 1937 год, празднование 100-летия со дня смерти Пушкина. Сцена Графини переместится в коммуналку, и она покончит с собой, напившись таблеток. Пятая картина в казарме, где Герман поет о призраках умерших, станет символом блокады Ленинграда. Сцена Лизы, ожидающей Германа для последнего объяснения, перенесется в 1953 год. Однако из коллегиальных соображений очень расстроенный певец от высказываний на эту тему отказывается категорически.

Оставим без комментариев то обстоятельство, что Сталин у господина Александрова уже не раз вмешивался в судьбу «Пиковой дамы». Александров клонирует свои постановки на территории всего бывшего Советского Союза. Но, видно, надо позабыть его клятвенное обещание: «сохранить как музыкальный текст Чайковского, так и логику действия, последовательность картин». Похоже, три козырных карты творческой манеры режиссера Александрова — цинизм, демагогия, эпатаж. Ему нужен скандал, вероятно, единственный ведомый ему рекламный ход. И он его получил еще до премьеры. Такой же успешный скандал он учинил и со своей предыдущей постановкой в «Новой Опере» — «Князь Игорь» Бородина…

Директор театра Дмитрий Сибирцев не стал отрицать факт непреодолимых разногласий между режиссером и премьером. Однако заметил, что, на его взгляд, за художественный результат премьеры ответственность несет режиссер, поэтому все случилось так, как случилось…

Конфликты именно на художественной почве (между певцами, дирижерами, режиссерами) ставшие модной, как бы завлекающей публику доминантой в оперном театре последние пару десятилетий — не новость. Именно по этой причине зарубежные постановки оставляли многие наши известные певцы, такие как Любовь Казарновская, Евгений Нестеренко, Паата Бурчуладзе и дирижеры, например, Юрий Темирканов или Владимир Федосеев.

Наконец, этот процесс докатился и до Москвы. Сначала Ирина Лунгу отказалась петь в «Евгении Онегине» Дмитрия Чернякова, потом Елена Образцова покинула постановку все того же Чернякова «Руслан и Людмила». Вот теперь и Владимир Галузин уехал… И это только верхушка айсберга. Мы, как всегда, с Запада перенимаем все самое худшее, а не лучшее.

От таких режиссерских новаций в первейших оперных домах мира стала существенно понижаться посещаемость спектаклей. Директора театров хватаются за голову, снижают цены на билеты, а публика все равно проходит мимо. Только за первую половину нынешнего сезона, например, в лучшем оперном театре мира Metropolitan Opera в Нью-Йорке стали забывать, что такое аншлаг, а суммарная продажа билетов и абонементов снизилась более чем на 12 процентов.

И ничего удивительного. Ведь в оперу первым делом люди ходят слушать, а уж потом смотреть. Но самопровозглашенные гении от режиссуры полностью утратили понимание обычаев оперного театра и поставили жирный знак равенства между интерпретацией произведения и вседозволенностью. При этом явно испытывая личностный дефицит не только таланта, но и просто хорошего воспитания. Но раньше у артистов было честное имя, а сегодня придуманный имидж, соответствие которому, кажется, стало для подобных режиссеров главным делом всей жизни. Ну, и плевать на то, что опера перестает быть искусством.

Мария БАБАЛОВА
Che mai sento!