Автор Тема: Георгий Свиридов (1915-1998), выдающийся русский композитор  (Прочитано 57138 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

lenchik

  • Гость
Свиридов Георгий Васильевич
 
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. В начале революции отец Георгия вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб во время гражданской войны. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

 
Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.

 
Закончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: здесь учились Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.

 
Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.

 
Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

Вместе со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем композитор Ю. Левитин. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.

 
Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.

 
До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

 
Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы ("Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).

 
Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе "Время" ("Время, вперед!") была снята с эфира как примета "тоталитарного прошлого". Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: "Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно".

 
Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности - ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто". После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова

Оффлайн Руслан

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #1 : Март 31, 2008, 23:06:47 »
Для произведений Свиридова характерно удивительное сочетание ПОЭЗИИ и МУЗЫКИ. Если в некоторых произведениях и даже в некоторых музыкальных стилях(напр. бельканто) СЛОВО имеет второстепенное значение, то у Свиридова гениальная музыка помогает понять гениальную поэзию и вместе они воздействуют на слушателя.

lenchik

  • Гость
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #2 : Апрель 01, 2008, 23:37:45 »
Георгий Свиридов - последний русский классик, сумевший так пронзительно точно передать русскую душу с помощью музыки. Я считаю, что Метель по А.Пушкину - это истина русской души...

http://ru.youtube.com/watch?v=baq1DKkDo7Y     вы вслушайтесь.....

Оффлайн bobr

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #3 : Октябрь 10, 2008, 12:03:02 »
Да. Музыка у Гергия Свиридова потрясающая! Особенно хоровая. Можете с ней познакомиться здесь: http://georgysviridov.narod.ru Там же можно и ноты найти.

Оффлайн Иосафат

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 91
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #4 : Май 22, 2009, 23:36:13 »
Обожаю Весеннюю кантату Свиридова.
Ноты здесь:http://dvepodrugi.chat.ru/
Записи - здесь:http://sviridov.by.ru/   (пароль для скачивания - Sviridov)

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #5 : Май 23, 2009, 16:01:33 »
Обожаю Весеннюю кантату Свиридова.
Ноты здесь:http://dvepodrugi.chat.ru/
Записи - здесь:http://sviridov.by.ru/   (пароль для скачивания - Sviridov)

Меня все его творчество убеждает. Давно ищу одно его сочинение в записи "Музыка для камерного оркестра", хорошо бы правда еще и партитуру посмотреть, но нет этого в интернете, нет. В магазинах тоже не встречал. Купил MP3  диск - и там нет этого сочинения.

И как много вообще не исполнено из его по-истине гениальной музыки.

А "Весеннюю кантату" я и сам очень люблю и кантату "Курские песни".

"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #6 : Май 23, 2009, 17:04:43 »
Меня все его творчество убеждает

Сравнительно недавно я слушал его ф-п концерт, играл Гиндин с оркестром Спивакова. Великолепная вещь.
Да, между прочим, в молодости и в период ученичества Свиридов был гораздо бОльшим радикалом, нежели в зрелом возрасте и в старости. К концу жизни он был ярко выраженным традиционалистом.
Кстати, прекрасный образец жизненного пути для современных молодых авторов :)) Быть в молодости радикалом, а в зрелости и старости - мудрецом и консерватором :))
Так что Свиридов это как раз тот человек, чтобы можно было советовать на его примере "делать жизнь с кого" (с) !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 919
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #7 : Май 24, 2009, 00:42:50 »
Давно ищу одно его сочинение в записи "Музыка для камерного оркестра", хорошо бы правда еще и партитуру посмотреть, но нет этого в интернете, нет. В магазинах тоже не встречал. Купил MP3  диск - и там нет этого сочинения.


Загляните сюда:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2088.0
« Последнее редактирование: Май 24, 2009, 15:03:27 от Loki »
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #8 : Май 24, 2009, 11:21:35 »
Господа ! Вы знаете, где можно размещать прямые ссылки на фонограммы, поэтому прошу вас перенести их туда, а тут дать только сноску, потому что ссылки сторонние, а у нас форум, а не файлообменник.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #9 : Май 24, 2009, 18:00:18 »
Давно ищу одно его сочинение в записи "Музыка для камерного оркестра", хорошо бы правда еще и партитуру посмотреть, но нет этого в интернете, нет. В магазинах тоже не встречал. Купил MP3  диск - и там нет этого сочинения.


Загляните сюда:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2088.0


Огромное Вам спасибо, Вы мне очень помогли!!

А Вы читали его дневниковые записи "Музыка как судьба"? Сколько мудрых мыслей там изложено, а некоторые (как некоторые говорят) резкости, мной лично как резкости не воспринялись, когда я впервые прочел эти замечательные записи разных лет.

Хотя у меня по прочтению почему - то сложилось впечатление, что много чего интересного из мыслей Великого Композитора еще не издано. И в самих этих записях я заметил такую вещь: некоторые записи Свиридов словно для себя пишет, может для того, что бы освободиться от накопленных впечатлений о чем-то и со временем поразмыслить над этим, в других же записях чувствуется явное обращение к собеседнику.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #10 : Май 24, 2009, 18:04:24 »
Меня все его творчество убеждает

Сравнительно недавно я слушал его ф-п концерт, играл Гиндин с оркестром Спивакова. Великолепная вещь.
Да, между прочим, в молодости и в период ученичества Свиридов был гораздо бОльшим радикалом, нежели в зрелом возрасте и в старости. К концу жизни он был ярко выраженным традиционалистом.
Кстати, прекрасный образец жизненного пути для современных молодых авторов :)) Быть в молодости радикалом, а в зрелости и старости - мудрецом и консерватором :))
Так что Свиридов это как раз тот человек, чтобы можно было советовать на его примере "делать жизнь с кого" (с) !
Фортепианного концерта никогда не слышал. Вот камерная симфония по-моему испытывает большое влияние Шостаковича
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 919
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #11 : Май 25, 2009, 16:55:41 »


А Вы читали его дневниковые записи "Музыка как судьба"?

Да, читал. Там в самом деле много верного и до сих пор актуального. Например, из тетради 1980 - 1983:

"Диссонанс потерял смысл и значение, т. к. противоположение (консонанс) ему отсутствует. Музыка - стала (остановилась), т. к. нет уровня, с которого все начинается. Вся музыка сведена к хроматической гамме под видом освобождения звука... Богатство гармонии, вся она уничтожена, сведена к одному - серому однообразию беспрерывно звучащей хроматической гаммы. Под все это подводится соответственная философия: потеря гармонии современным человеком, современным миром.
Разумеется, подобная философия никак не разделяется человечеством во всем его объеме (массе). Между тем ошибочно думать, что люди, профессионально не философствующие, лишены философского отношения к миру. Подобное отношение проявляется людьми бессознательно. Народ является стихийным носителем философского начала. Однако люди, размышляющие о дисгармонии мира, не только размышляют, они активно действуют, сея эту дисгармонию, насаждая ее в мире. Искусству здесь предназначена большая роль. Подобного рода, типа искусство насаждается силой в то время, как иное искусство всячески дискредитируется, а если открыто дискредитировать его нельзя, оно замалчивается, уводится в тень, на второй, третий план, делается вид, что его вообще нет. Подобные тенденции распространены и у нас".
(Свиридов Г. В. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002. С. 323.)

За последние три десятилетия "сеятели", надо признать, заметно преуспели в деле оболванивания публики и тотальной "быдлизации" масс. И этот "прогресс" уже, видимо, не остановить.

P.S. Для всех интересующихся - книга частично представлена вот тут:

http://rapidlinks.ru/link/?lnk=75441
« Последнее редактирование: Май 25, 2009, 20:23:35 от Loki »
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #12 : Май 25, 2009, 23:18:59 »


А Вы читали его дневниковые записи "Музыка как судьба"?

Да, читал. Там в самом деле много верного и до сих пор актуального. Например, из тетради 1980 - 1983:

"Диссонанс потерял смысл и значение, т. к. противоположение (консонанс) ему отсутствует. Музыка - стала (остановилась), т. к. нет уровня, с которого все начинается. Вся музыка сведена к хроматической гамме под видом освобождения звука... Богатство гармонии, вся она уничтожена, сведена к одному - серому однообразию беспрерывно звучащей хроматической гаммы. Под все это подводится соответственная философия: потеря гармонии современным человеком, современным миром.
Разумеется, подобная философия никак не разделяется человечеством во всем его объеме (массе). Между тем ошибочно думать, что люди, профессионально не философствующие, лишены философского отношения к миру. Подобное отношение проявляется людьми бессознательно. Народ является стихийным носителем философского начала. Однако люди, размышляющие о дисгармонии мира, не только размышляют, они активно действуют, сея эту дисгармонию, насаждая ее в мире. Искусству здесь предназначена большая роль. Подобного рода, типа искусство насаждается силой в то время, как иное искусство всячески дискредитируется, а если открыто дискредитировать его нельзя, оно замалчивается, уводится в тень, на второй, третий план, делается вид, что его вообще нет. Подобные тенденции распространены и у нас".
(Свиридов Г. В. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002. С. 323.)

За последние три десятилетия "сеятели", надо признать, заметно преуспели в деле оболванивания публики и тотальной "быдлизации" масс. И этот "прогресс" уже, видимо, не остановить.

P.S. Для всех интересующихся - книга частично представлена вот тут:

http://rapidlinks.ru/link/?lnk=75441

Я думаю, что "процесс быдлизации" антимузыкой давно уже остановлен. На концерты "не музыкантов" практически (кроме знакомых) ни кто не ходит - кто захочет время тратить не понятно на что, но разве, что кому делать нечего. Эти "сеятели" ни в чем не преуспели, ну разве, что преуспели в превращении своей "музыки" в бизнес который сейчас терпит крах (в связи с кризисом - финансирование их концертов и фестивалей сократилось). Да и публики у них никакой нет - их ученики - "адепты" да знакомые! А крупные музыканты по-моему вообще их музыку не играют. Их музыку играют только "свои" и слушают их "свои". А этих "своих" по-моему становится все меньше и меньше.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #13 : Июль 07, 2009, 20:46:40 »
На соседнем форуме Борис Лифановский выложил исполнение ф-п трио Свиридова со своим участием:

http://www.forumklassika.ru/showpost.php?p=838388&postcount=13

Цитата: boris
Выложил по частям видео трио Свиридова. К сожалению, баланс странный в аудио, так записали, но понять, что происходило, можно.

Ссылки на youtube (индексы):

Первая часть
http://www.youtube.com/watch?v=mmTjVGtNPqU

Вторая часть
http://www.youtube.com/watch?v=AM5sbRLbQUo

Третья часть
http://www.youtube.com/watch?v=xiF61DzCkTo

Финал
http://www.youtube.com/watch?v=YK8obkvPYd4
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #14 : Июль 09, 2009, 11:55:24 »
На соседнем форуме Борис Лифановский выложил исполнение ф-п трио Свиридова со своим участием:

Что Вы думаете о самом этом сочинении Трио и заодно исполнении данного сочинения?
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #15 : Октябрь 26, 2009, 17:38:14 »

На форуме классика размещена ссылка на фильм о Свиридове режиссера Н.Ф.Ряполова "Музыка и душа"

вот ссылка:

http://users.livejournal.com/_paradisesoul_/72960.html

(4 файла на фильм состоящий из 6 - ти частей размещены примерно в середине страницы)
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #16 : Ноябрь 27, 2009, 18:05:46 »
"Музыка шенбергианцев - какие-то вышедшие из моды джинсы"
Г.Свиридов, "Музыка и судьба", М. 2002, стр. 552.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #17 : Ноябрь 27, 2009, 20:59:07 »
"Музыка шенбергианцев - какие-то вышедшие из моды джинсы"
Г.Свиридов, "Музыка и судьба", М. 2002, стр. 552.

Вот-вот, и я о том же! Причем джинсы-то уже далеко не первой свежести  :))).
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #18 : Декабрь 07, 2009, 15:24:14 »

24 декабря состоится концерт посвященный творчеству Г.В.Свиридова. Особый интерес представляет поэма "Отчалившая Русь" в оркестровке норвежского композитора Р.Сёдерлинда.

http://bso.ru/concerts/?page=1&&month=12&&year=2009&&id=367   

Исторические концерты. 1-й концерт абонемента "Есть пророк!.."

Большой зал консерватории

Свиридов  Маленький триптих, соч.1966 г.
                   Отчалившая Русь, поэма для баритона на стихи Сергея Есенина, соч.1983 г. (оркестровка
                   Р.Седерлинда)
                   Поэма памяти Сергея Есенина, соч.1956 г.
 
Хор Большого театра России
Главный хормейстер - Валерий Борисов
Солисты – Михаил Гужов, баритон
                  Всеволод Гривнов, тенор

Дирижер – Владимир Федосеев

Большой зал консерватории, 19:00


"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #19 : Декабрь 29, 2009, 13:46:04 »
Побывала на концерте 24 декабря. Оркестр, руководимый Федосеевым, в прошлом часто исполнял музыку Свиридова и был первым исполнителем его многих новых сочинений. И теперь в рамках абонемента "Исторические концерты" оркестр решил восстановить свои старые программы и начал с музыки Свиридова.  В концерте прозвучал цикл "Отчалившая Русь", который Свиридов считал одним из главных своих произведений. Написал он его в 1978 г для голоса и фортепиано. В 2005 г норвежский композитор Рагнар Седерлинд сделал его оркестровый вариант, по словам ведущего в знак преклонения перед творчеством выдающегося русского мастера. Мне понравилась эта оркестровка, хотя  в иные моменты слышались типично норвежские созвучия, но подкупает то, что она сделана  разнообразными красками, довольно строго, без напыщенности и излишнего пафоса. Голос Михаила Гужова, солировавшего в этом сочинении, красивый и необычный, к сожалению не перекрывал оркестр. Зато полетный голос Всеволода Гривнова очень хорошо был слышен в другом сочинении, также прозвучавшим на этом концерте  - оратории "Памяти Сергея Есенина"

Появились отклики на этот концерт в печати
http://muzcentrum.ru/news/2009/12/item2855.html
Владимир Федосеев: «…Это вокально-фортепианный цикл, трагическое сочинение, конечно. Но сейчас мы это восстановили, и именно норвежский композитор Седерлинд, он почувствовал музыку Свиридова как бы сродную его душе. Тут тоже идет традиция от Грига и от норвежской музыки, от фольклора, от природы, от всего. Так же и у Свиридова – две глыбы как бы сошлись в одном. И он инструментовал эту «Отчалившую Русь»…»......
.....................................

Оркестровку «Отчалившей Руси» выполнил норвежский композитор Рагнар Седерлинд, который отнюдь не понял свиридовского стиля и нарушил каноны композиторского языка. Многие из почетных деятелей культуры, присутствовавших на концерте в Большом зале консерватории, оказались недовольны таким вольным подходом Седерлинда к священной музыке Георгия Свиридова. Седерлинд напрасно умудрился в какой-то мере унаследовать опыт Шостаковича с инструментовкой «Песен и плясок смерти» Мусоргского. Поэму «Отчалившая Русь» Свиридов сам однажды пытался оркестровать, однако так и не решился на подобный шаг, видимо композитора удовлетворял первоначальный вариант произведения для голоса и фортепиано, первыми исполнителями которого были Елена Образцова и сам автор.
................................
Владимир Федосеев констатировал тот факт, что: «К сожалению, в нынешнее трудное время Свиридова мало кто исполняет. Где бы мы не играли его музыку, все от нее плачут, но, кто это такой – упущено. Потому что никто не старался его показывать, кроме нашего оркестра», - объясняет российский маэстро. «Этот композитор был центром культуры, когда в Москве и в России другие люди понимали, чтобы быть композитором рядом с ним, надо обладать очень большим талантом», - замечает Владимир Федосеев.
............................

доп. материалы здесь

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2392.msg32274#msg32274
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2392.msg32385#msg32385
« Последнее редактирование: Декабрь 29, 2009, 14:03:38 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #20 : Январь 04, 2010, 14:29:58 »

По радио Орфей 5 января в 20.00 будут передавать концерт из БЗК от 24 декабря.

http://www.muzcentrum.ru/orfeus/live-128

20:00 "Есть пророк…" Концерт ГАБСО им.Чайковского памяти Георгия Свиридова
Концертный зал радио "Орфей"

В программе: Маленький триптих, поэма "Отчалившая Русь" (мировая премьера версии для баритона с оркестром); Поэма "Памяти Сергея Есенина"

Исполнители: Всеволод Гривнов - тенор, Михаил Гужов - баритон, хор Большого театра России,
ГАБСО им.Чайковского. Дирижёр Владимир Федосеев
Запись из Большого зала Московской консерватории от 24 декабря 2009 года
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #21 : Январь 06, 2010, 16:55:43 »
С большим упоением прослушал по радио Орфей"  запись чудесного концерта, состоящего из сочинений одного из крупнейших композиторов современности - Георгия Свиридова.

Особенно мое внимание привлекло сочинение "Отчалившая Русь" в оркестровке норвежского композитора Рагнара Сёдерлинда.

Хочу сказать несколько слов о самой поэме "Отчалившая Русь".

Центральное место в вокальном творчестве Свиридова занимают фигуры А.Блока и С.Есенина. Творчество этих двух поэтов возможно оказалось наиболее близкими композитору своей "песенностью", мелодичностью, но и тем, что в основе своей развивают волнующую для композитора тематику - Россия, судьба страны, судьба ее народа.

"Для меня Россия - страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа" (Г.Свиридов. Музыка как судьба. М., 2002, цитата предваряет предисловие книги).
 
Именно Свиридову принадлежит и честь открытия для русской музыки крупного русского поэта Сергей Есенина.  Поэма "Отчалившая Русь" и явилась одним из таких первооткрытий.

Поэма "Отчалившая Русь" написана Г.Свиридовым в 1977 году, где первым ее исполнителем стал В.Пьявко.

В качестве названия для своей поэмы, Свиридов использовал слова, взяв их из стихотворной строки Есенина. Двенадцать стихотворений Есенина,  в итоге составили грандиозное звуковое полотно, которому композитор предпослал ярчайшее звуковое воплощение, усилив поэтический образ образом музыкальным. Выразительность художественного образа, мелодическое богатство, многоплановость гармонической ткани, многотембровость звучания - все это выражает полифонию глубинного мира героя свиридовской музыки.

Особый интерес представляет драматургическая трактовка поэмы самим композитором. Позволю себе привести цитату автора т.к. авторское слово является наиболее ценным:

"Первые две вещи - пейзаж и лирика.

С №3 начинается символика. Важный символ лошади. Лошадь - сказочный, легендарный конь, символ поэтического творчества.

№ 4 - извечный путь художника, путь человека.

"Отчалившая Русь" - образ России. Русь в виде летящей птицы. Россия в ее космическом полете, в образе летящего лебедя.

"Симоне Петр" - отрывок древней легенды.

"Где ты, отчий дом" - картина революционных потрясений, гибель родного дома.

"Там за млечными холмами" - космическая картина; космос, в котором души предков летают в вихре космического огня.

Отрывок из поэмы "Сорокоуст" - это явление железного гостя. Трагический монолог. Трагическое ощущение гибели патриархального крестьянского уклада.

"По-осеннему..." - опять поэт. Извечность поэзии, извечность появления поэта.

"О, верю, верю, счастье есть".

"Звени, златая Русь!" Бесконечная вера в Родину, в ее лучшие духовные, творческие силы. Торжественный гимн венчает сочинение."......

"Две последние части произведения носят торжественный, гимнический характер. Они наполнены верой в Родину, в ее могучие, духовные, творческие силы. Это музыка торжественного, светлого, гимнического характера, похожая на древние гимны. Широкая мелодия гимнического напева сопровождается развитой фортепианной партией, к концу сочинения достигающей грандиозного звучания в своей светлой, торжественной колокольности."......

" "Отчалившую Русь" можно сравнить с огромной фреской старинного письма, с ее разнообразием. Почему? В ней присутствует и нежная лирика, и страстные, патетические монологи, и трагические картины. Все это напоено ослепительным светом.".......

" "Отчалившая Русь" исполнена необыкновенного напряжения, которое властно захватывает внимание слушателя. Напряжение чувств, это какая-то раскаленная материя. Искусство огромной духовной высоты, лишенное какого бы то ни было физиологизма, натуралистичности." (Г.Свиридов. Музыка как судьба. М., 2002, с.335 - 336)

Первостепенное значение в обрисовки свиридовского стилевого облика (но и музыкального стиля любого композитора) имеет музыкальная тема (мелодия).

В поэме "Отчалившая Русь", как и во многих сочинениях мастера, тема предстает многопланово. Композитор как правило старается избегать разного рода неаккордовых звуков, мелодической фигурации. Вообще, свиридовский принцип подразумевает движение темы по звукам какой-либо гармонии (чаще всего тонической, особенно в начале построений). Свиридовская тема (мелодика), с одной стороны отличается строгостью, лапидарностью изложения, иногда поражает аскетизмом, с другой - широтой, полнотой звучания, огромным диапазоном (более 2-х октав). Например самая низкая нота в поэме №6 "Симоне, Петр...Где ты? Приди..." - нота "соль" малой октавы (см. последний такт), самая высокая нота - "си" второй октавы в № 8  "Там за млечными холмами" (т.58) или в № 10 По-осеннему... (т.13).

Наиболее излюбленный прием Свиридова - скороговорка (речитация на одном звуке), нашел свое претворение и в этой поэме. Весь комплекс различных мелодических рисунков композитора нашел отражение в поэме "Отчалившая Русь". Именно самобытная мелодия, взаимодействуя с оригинальностью гармонического плана, создает неповторимый в своей подлинности образ запечатленный композитором, рисуя ярчайший облик самой музыкальной стилистики Свиридова.

На мой взгляд, в поэме получило свое отражение, развитие и главное органичный синтез - применение двух музыкальных планов:

1. Традиционный подход (линия идущая от Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского).

В этом плане Свиридов опирается на достижения своих великих предшественников. Использует традиционные функционально-гармонические краски и их соотношения. Композитор последовательно акцентирует консонансную аккордовую сферу, выделяя при этом тонику. Также в этом (как и во многих других) сочинении обращает на себя внимание интерес Свиридова к диатонической модальности, что является характерной чертой гармонического стиля композитора, но также сближает его с русскими классиками. Вместе с этим соотношение тональности и модальности в цикле, да и во всем творчестве Свиридова далеко неоднозначно. Акцент композитором все же сделан в сторону тональности. Тип свиридовской мелодики при всем ее своеобразии также берет свои истоки из недр отечественной композиторской школы 19-го столетия.

2. Применение гармонических средств, свойственных новой музыкальной эпохе.

Здесь особую функцию выполняет опора композитора на достижения современной композиторской мысли. Свиридов смело раскрывает колористику аккордов, применяя при этом созвучия с заменными и добавочными тонами, используя сонорно окрашенные диатонические кластеры, применяя яркие полигармонические эффекты.

Оба этих плана органично сосуществуют в цикле, способствуя раскрытию художественного образа, четко выстроенной драматургической линии. Эти (в т.ч. и мн. др.)  критерии и составляют основу музыкального мышления Г.Свиридова, где одной из самых важных заслуг композитора является продление и развитие русской классической музыкальной ветви преломленной сквозь призму нового времени, что составляет художественную ценность всему свиридовскому наследию.

"Отчалившую Русь" исполняли многие певцы среди которых: В.Пьявко, Е.Образцова, Л.Мкртчян, Н.Раутио, Д.Хворостовский, Р.Пнтверис.

Оркестровую версию поэмы "Отчалившая Русь" представил Владимир Федосеев с БСО им. П.И. Чайковского и баритон Михаил Гужов (24.12.2009, БЗК).

Сама оркестровая версия в целом мне понравилась. Я думаю, что этот оркестровый вариант необходимо воспринимать именно как оркестровую версию осуществленную другим композитором (другим!) и нельзя ее отождествлять с авторской версией для солиста и фортепиано. Хотя сам автор планировал ее оркестровать, но так и не решился: "Работаю много, сколько хватает сил. Теперь моя задача: приготовить "Светлого гостя" и "Отчалившую Русь" (оркестровать окончательную редакцию и исполнить)" (Г.Свиридов. Музыка как судьба. М., 2002, с.330).

А вот примерный состав оркестра предполагавшегося Свиридовым для оркестрового варианта поэмы:

"Оркестр = камерный состав, струнные

Рояль - соло

Арфа

Челеста

Tam-Tam

Campanelli

Campani

Vibrafon"

(Г.Свиридов. Музыка как судьба. М., 2002, с.351).

Оркестровый состав Свиридова говорит о том, что автор хотел оркестровыми красками передать фантастический колорит поэмы, где струнные  (возможно местами рояль) очевидно раскрывали бы гармонический план, а другие перечисленные автором инструменты внесли бы звуковую колористику направленную на предание фантастичности звучанию. Свиридов прозрачными оркестровыми красками скорее бы всего создал внеземной мир, таинственный и фантастический.

У Сёдерлинда мир получился вполне земным. Оркестр местами звучит неоправданно тяжеловесно (этому способствуют литавры, медные духовые, а также гармонические наслоения в оркестре), голос солиста также звучит тяжело, местами тонет в оркестровых звучностях. Неоправданно часто звучат колокола. На мой взгляд, этот инструмент в данном сочинении нужно крайне редко использовать, экономить его для финала № 12 "О, Родина..." (второй кульминации поэмы, ее апофеозу).

Вот уже 1-я часть "Осень" начинается с тихих ударов колокола. В целом этот номер по-моему решен хорошо, но хотелось бы в кульминации этой части (т.18)  переливов колокольчиков (это было бы символично т.к. возникла бы арка протянутая к финалу поэмы), а не одиночного звона.

2-я часть "Я покинул родимый дом..." как-то скомкано звучит, по моему излишне торопливо, нет полетности, нет стремления к мечте, нет лирического повествования. Совершенно неуместно звучат удары литавр создавая какие-то провалы и утяжеляя само звучание.

3-я часть
"Отвори мне, страж заоблачный..." в отличии от предыдущей части повествовательной, здесь трагический монолог героя. Местами звучит не плохо. На мой взгляд в этой части необходимо большее звучание струнных, особенно перед кульминацией (на слове "вижу") и далее на cresc. к кульминации. Звучание колокола достаточно использовать в первом такте, а в последующих лучше вообще не использовать т.к. этого уже много и определенная переодичность ударов колокола выглядит несколько карикатурно. А вот удары литавр здесь как раз на месте. Последние такты решены плохо -  напыщенность, вместо грандиозности. Здесь необходимо полнота звучания оркестра, затем оборвать ее вместе с солистом, где струнные с Челестой при этом продолжают гармонию на dimin., словно шлейф, который растворяется, исчезает, при этом переходя в следующую часть, которая с одной стороны является каденцией предыдущего номера, с другой - предыкт к последующему (5 часть "Отчалившая Русь" - 1-я кульминационная зона поэмы) оттеняя его, выделяя.

4-я часть "Серебристая дорога..." В целом, оркестровано не плохо. Есть мечтательность, но нет сакральности. Звучание колокола в 1-м такте, здесь по-моему вообще не нужно т.к. разрубает 3-ю и 4-ю части, вместо их взаимоестественного обогащения. Здесь важен синтез этих двух частей, а скрепить их могут только струнные, протянутые от последних тактов 3-й части к первым тактам 4-й (к тому же там один и тот же звук).

5-я часть "Отчалившая Русь". Эта часть решена плохо. Вот интересно получается, там где желательна имитация колокольного звона (имитация!) ее почему-то нет. Вот в этой части (первая кульминационная зона поэмы), аккорды на tenuto (тт. 2, 4 и др.) - явное изображение отдаленно звучащего колокольного звона и что-то символическое в этом есть. У Сёдерлинда эти созвучия (знаковые созвучия!) поручены струнным, воплощая в звуке не колокол (ну как струнные могут выразить колокол?), а скорее какое-то слабо выраженное смятение. На мой взгляд, здесь (созвучия ten.) хорошо бы звучала арфа, а лучше 2 арфы + Челеста. В этой части необходимо создание фантастического звукового колорита, полетности, но ничего этого к сожалению нет. Здесь, в 1-м такте (который периодически повторяется) по-моему, наряду с деревянно-духовыми инструментами звучит малый барабан. На мой взгляд здесь, в этом "рефрене" вообще не нужны звучание "дерева", малого барабана и струнных (2-й т). Здесь может быть уместен фортепианный тембр, 2 арфы (в дальнейших проведениях могут быть добавлены колокольчики, челеста, постепенно, по нарастающей, внося все больший фантастический колорит). Низкие медные, которые также используются в этой части окончательно портят фантастический образ. Но начало куплетов звучит удовлетворительно.

6-я часть "Симоне, Петр...Где ты? Приди..." , 7-я часть "Где ты, где ты, отчий дом..." Эти части, на мой взгляд, оркестрованы хорошо.

8-я часть "Там, за млечными холмами..." В этой части также оркестровое решение очень хорошее, красочное, что и требовалось исходя из самого художественного образа этой части. Единственное, звучание засурдиненой "меди" (тт. 16, 32, 48) совершенно неуместно и как-то издевательски-карикатурно звучит, искажая "небесные переливы" общего звучания. Удары литавр, также ломают фантастически звучащее звуковое полотно.

9-я часть
"Трубит, трубит погибельный рог!" И эта часть оркестрована хорошо. Вот только в начале по-моему темп взят несколько подвижный, в результате пропадает монументальность, но потом, правда все встает на свои места.

10-я часть "По-осеннему..." В целом, решено не плохо. Единственное, совершенно не оттенена кульминация  этой части, да и самой кульминации не чувствуется, нет трагедийного всплеска, а всего лишь какая-то вялая "звуковая каша". Я думаю ее (кульминацию) нужно  чуть медленнее исполнять, задействовав при этом и фортепианный тембр и трубы в кульминационной точке ( тт. 13-14). Вообще эту часть нужно исполнять медленно и размеренно, в кульминации особенно подчеркивая трехдольность.

11-я часть "О верю, верю, счастье есть!" Эта часть оркестрована хорошо, где после кульминации (духовых, литавр и др.) "хорально" звучат струнные (со слов "Благословенное страданье").

12-я часть "О Родина, счастливый и неисходный час!" В этой части (второй кульминационной зоне) оркестровое решение мало убедительно. Нет грандиозности, полетности, фантастичности. Ее, на мой взгляд нужно выстраивать динамическими волнами и все больше (оркестрово и динамически) динамизировать к концу. При подвижной ритмике у медных и деревянных, хотелось бы более широких и протяжных линий у струнных, а также колокольные перезвоны в конце были бы вполне логичными, а у Сёдерлинда какие-то одиночные удары колокола с примитивной ритмоформулой.

В целом, работу Р.Сёдерлинда я рассматриваю положительно. Ну а разве можно отрицательно относиться к его труду, учитывая то, что его оркестровка несет в себе созидательное начало. К тому же, мы теперь имеем возможность слышать "Отчалившую Русь" в оркестровых красках.

Я вообще отношусь к этому оркестровому варианту «Отчалившей Руси», именно как к варианту предложенному другим композитором.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #22 : Январь 06, 2010, 23:21:28 »
Antares
Цитировать
Неоправданно часто звучат колокола. На мой взгляд, этот инструмент в данном сочинении нужно крайне редко использовать, экономить его для финала № 12 "О, Родина..." (второй кульминации поэмы, ее апофеозу).
Пока еще не весь  ваш очень интересный текст внимательно смогла прочесть, но вот эту фразу выделила. Хочу сказать, что на концерте звучание колоколов было так хорошо сбалансировано со звучанием оркестра, что внимание на них совсем не акцентировалось. А в записи, действительно, колокольное звучание гипертрофировано, видимо, это недоработка звукорежиссера.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #23 : Январь 07, 2010, 00:01:37 »
Хочу сказать, что на концерте звучание колоколов было так хорошо сбалансировано со звучанием оркестра, что внимание на них совсем не акцентировалось. А в записи, действительно, колокольное звучание гипертрофировано, видимо, это недоработка звукорежиссера.

Я не с позиций качества звучания рассматривал это сочинение, а с художественной стороны. Вообще, когда слушаешь сочинение в зале, на многое (особенно на детали) легко не обратить внимания т.к. сказывается общая положительная атмосфера, особенно если говорить о концертах с музыкой Г.Свиридова, где зал всегда до отказа наполнен публикой, объединенной общим - бессмертной музыкой.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Георгий Свиридов
« Ответ #24 : Январь 07, 2010, 18:10:28 »
Antares
Цитировать
Я не с позиций качества звучания рассматривал это сочинение, а с художественной стороны.
Я как раз имела в виду художественное впечатление, полученное на концерте, а не качество записи, ведь я вполне равнодушна к качеству записи, поскольку никакая запись не соответствует реальному звучанию, особенно если это касается оркестровых сочинений.  Имея редкую возможность сравнивать один и тот же концерт в трех вариантах - живой концерт, любительскую запись и профессиональную запись, я пришла к выводу, что проф. запись по существу создает  виртуальную реальность. Мы никогда не слышим в зале так, как потом звучит в записи.

Antares
Цитировать
Именно Свиридову принадлежит и честь открытия для русской музыки крупного русского поэта Сергей Есенина. Поэма "Отчалившая Русь" и явилась одним из таких первооткрытий.
Вы, наверно, имеете в виду академическую музыку, вдохновленную  поэзией Есенина. Известные песни "Не жалею, не зову, не плачу", "Отговорила роща золотая," Григорием Понаморенко написаны еще в 1964 г,  а песни "Клен, ты мой опавший" и "Письмо к матери" Василия Липатова (1897-1965) сочинены  раньше 1965 г.

Цитата из статьи
Цитировать
Седерлинд напрасно умудрился в какой-то мере унаследовать опыт Шостаковича с инструментовкой «Песен и плясок смерти» Мусоргского
Интересно, что автор этой замысловатой фразы сказал бы о оркестровке "Песен и плясок смерти" Мусоргского Э. Денисовым (с Нестеренко)?
Кстати, я прочла на днях   воспоминания композиторской пары Елены Фирсовой-Дмитрия Смирнова об Э.Денисове и встретила там следующие слова  Э. Денисова о Свиридове:
 "никто не выразил Есенина лучше, чем Свиридов (несмотря на качество музыки) – Свиридов полностью соответствует Есенину".
Ну ясно, что  качеством музыки друг друга они  были взаимно неудовлетворены  :))

Для тех, кто не успел послушать в прямом эфире оркестровку Седерлинда даю ссылку на архивную запись (качество звука, конечно, хуже)
http://www.moskva.fm/share/2101/20100105/fromtime:20:19:40
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.