Автор Тема: Иксанова убирают из Большого ??  (Прочитано 30211 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #50 : Июль 11, 2013, 11:18:22 »
Вы Иксанов? Мединский? Путин, наконец? Откуда такая осведомлённость? А если бы Захарова не состояла в партии, Вы бы о чём говорили?

Тогда мы о ней и вовсе не говорили бы в контексте отставки :))
А пока что мы говорим всего лишь о забавных совпадениях, и не более того.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #51 : Июль 11, 2013, 15:07:52 »
Последние скандалы в ГАБТ отсрочили уход Иксанова, заявил Мединский
РИА Новости 11.07.2013

Министр культуры признался, что в ведомстве ждали, чем закончится конфликт с Николаем Цискаридзе. По словам Владимира Мединского, чиновники не хотели, чтобы отставка главы ГАБТ ассоциировалась со скандалами в театре.

МОСКВА, 11 июл — РИА Новости. Министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что нападение на худрука балета Большого театра Сергея Филина и публичный скандал Николая Цискаридзе с руководством театра стали причиной, по которой был отложен уход Анатолия Иксанова с поста гендиректора ГАБТа.

Во вторник стало известно, что Иксанов, который занимал должность директора ГАБТа с 1 сентября 2000 года, отправлен в отставку. Ему предложен пост советника министра по театральному делу, однако окончательного ответа он пока не дал. Место гендиректора Большого театра получил Владимир Урин, до этого руководивший Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко.

"В прошлом году, когда изнутри Большого театра были предприняты попытки замены Анатолия Иксанова, министерство культуры не только встало на защиту успешного руководителя крупнейшего театра страны, но и молниеносно пролоббировало контракт с Иксановым. После трагических событий с Сергеем Филиным, появилась новая волна давления на Иксанова — мы снова встали на его защиту, полагая, что никаких кадровых изменений в этот момент быть не должно, так как это означало бы только одно, что преступники, ставящие своей целью дестабилизацию ситуации в Большом театре, своего добились", — сказал Мединский в эфире телеканала "Россия 24".

Также он добавил, что в министерстве ждали, чем закончится скандал с Николаем Цискаридзе. "Мы предложили Иксанову уйти в соответствии со своей собственной готовностью", — отметил министр.

(источник - здесь)

Sergey

  • Гость
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #52 : Июль 11, 2013, 15:17:34 »
И еще:

Мединский: смена глав учреждений культуры - последовательная политика

"Нужно, чтобы приходила свежая кровь. Чтобы кадры, взращенные в этой системе, со свежим взглядом, с новыми подходами, придавали динамику реформе нашей культуры", — заявил министр культуры в четверг в эфире телеканала "Россия 24".

МОСКВА, 11 июл — РИА Новости. Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал последовательной политикой смену руководителей крупных подведомственных Минкультуры учреждений, произошедшую за последнее время.

"Происходит обновление, в том числе и управленческого корпуса учреждений культуры, — сказал Мединский в четверг в эфире телеканала "Россия 24". — Так совпало, что за короткий промежуток времени, за истекшие полгода сменилось руководство в нескольких федеральных учреждениях культуры, с меньшим шумом в средствах массовых информации. Это последовательная политика. Особенно важно, чтобы не было шапкозакидательства, чтобы было максимальное совмещение опыта и мудрости тех руководителей, которые долгое время возглавляли учреждения культуры".

За последние две недели стало известно о смене руководства в ГМИИ имени Пушкина, Политехническом музее и Большом театре. Также за последний год сменились главы Большого московского цирка на проспекте Вернадского, Росгосцирка, Петербургского цирка на Фонтанке, БДТ имени Товстоногова, Государственного института искусствознания, Российского института культурологии, Российского института истории искусств.

(полностью - см. тут)

P.S. Так что Предлогов, как горячий сторонник сменяемости и омоложения руководящих кадров, должен быть доволен.
Вот только Локи почему-то против смены директора Российского института истории искусств. Видимо не осознал до конца правильности взглядов Предлогова.
« Последнее редактирование: Июль 11, 2013, 15:45:16 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #53 : Июль 11, 2013, 18:35:15 »
Предлогов, как горячий сторонник сменяемости и омоложения руководящих кадров, должен быть доволен.
Вот только Локи почему-то против смены директора Российского института истории искусств. Видимо не осознал до конца правильности взглядов Предлогова

Видимо, это очень умно, я не понял.
Но в любом случае омолаживание кадров необходимо начинать с самых верхов, чтобы не допускать ситуации, когда правители у нас сидят и 2, и 3, и 4 срока, и вообще, сколько хотят. Пусть начнут с себя, причём, без помощи ботокса, а там, глядишь, и остальное как-нибудь омолодится.
« Последнее редактирование: Июль 11, 2013, 18:48:49 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #54 : Июль 11, 2013, 19:48:37 »


Видимо, это очень умно, я не понял.


Да уж, интеллектуализма, как всегда, бездна! - "Открылась бездна звезд полна..." (с).

Особенно впечатляет мысль об "омоложении" директора РИИИ посредством 60-летней Кох (не говоря уж о том, что в данном случае такое назначение аналогично назначению бывшего директора прачечной художественным руководителем оперного театра).

Да и "омоложение" Большого театра Уриным - мысль удивительно тонкая и глубокая. - Почти как у Мединского.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
    • Андрей Ковалев
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #55 : Июль 11, 2013, 23:07:03 »
А я считаю. что в каждом конкретном случае нужно подходить индивидуально. Иксанов, думаю. вообще ни одного года не должен был занимать столь ответственный пост, тогда как Урин 18 лет занимал свой пост гендиректора МАМТа и тем самым побил рекорд по сравнению со своими  предшественниками, какждый из которых был на своем посту в среднем не более 6-7 лет.  И вполне достоин был оставаться на своем месте и дальше.

Sergey

  • Гость
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #56 : Июль 12, 2013, 00:12:24 »
Предлогов, как горячий сторонник сменяемости и омоложения руководящих кадров, должен быть доволен.
Вот только Локи почему-то против смены директора Российского института истории искусств. Видимо не осознал до конца правильности взглядов Предлогова

Видимо, это очень умно, я не понял...
Если вам так сложно понять, пожалуйста.
Разве смена 72 летнего Бориса Салтыкова на посту директора Политехнического музея 33-х летней Юлией Шахновской не есть омоложение кадров?

Борис Салтыков и Юлия Шахновская во время брифинга, посвященного стратегии развития Политехнического музея. Фото: Павел Головкин (ИТАР-ТАСС)

Или назначение Марины Лошак директором Пушкинского музея?


Или назначение 36-летнего Эдгарда Запашного директором цирка на проспекте Вернадского?
Или назначение художественным руководителем и главным режиссером БДТ вместо Темура Чхеидзе  Андрея Могучего?

А разве смена ненавистного Предлогову Иксанова на Урина – не есть вожделенная им смена руководства?

Правда, я не совсем понимаю - чем так хорош Урин по сравнению с Иксановым? На время его директорства в театре Станиславского и Немировича-Данченко пришелся капитальный ремонт – реконструкция исторического здания. Также как и на время директорства Иксанова в БТ. И этот ремонт также не обошелся без скандальных происшествий – дважды отремонтированный театр дважды горел, так что стоимость его ремонта превысила первоначально запланированную смету. И хотя у Иксанова театр не горел, но ремонт также обошелся дороже запланированного.

А скандально-новаторские постановки появлялись не только на сцене БТ - можно вспомнить недавний скандал с постановкой оперы Бриттена на сцене театра, которым руководил Урин.

Так в чем, собственно, разница? На мой взгляд: один менеджер пришел на смену другому – только и всего. Будет ли он лучше: поживем – увидим.
« Последнее редактирование: Июль 12, 2013, 00:22:39 от Sergey »

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #57 : Июль 12, 2013, 05:02:43 »
http://www.utro.ru/articles/2013/07/11/1130698.shtml

11 июля, 14:10 | Вадим ЗЛОБИН
Директор Большого задержался на посту из-за Филина
Анатолий Иксанов хотел уволиться раньше

Отставка Анатолия Иксанова с поста директора Большого театра планировалась еще несколько месяцев назад, однако состоялась много позже из-за нападения на худрука балетной группы ГАБТ Сергея Филина. Кроме того, на сроки ухода Иксанова повлиял скандал, разразившийся между руководством театра и премьером Николаем Цискаридзе. Об этом заявил министр культуры РФ Владимир Мединский.

По мнению Мединского, преступники напали на Филина именно с целью добиться отставки директора ГАБТа. "После трагических событий с Сергеем Филиным появилась волна давления на Иксанова. Мы встали на его защиту, полагая, что никаких кадровых изменений в этот момент быть не должно, так как это означало бы только одно, что преступники, ставящие своей целью дестабилизацию ситуации в Большом театре, своего добились", - заявил министр в эфире "Россия-24".

Мединский также подчеркнул, что история с Цискаридзе не стала причиной ухода Иксанова, а в ГАБТ просто ждали, чем все закончится. Решение уйти Иксанов принимал сам лично, констатировал министр. "Мы предложили Иксанову уйти в соответствии со своей собственной готовностью", - добавил он, заметив, что есть предел у человеческих и профессиональных возможностей".

«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #58 : Июль 23, 2013, 11:54:11 »
 23 июля 2013, 00:16   |   Культура   |   Ольга Завьялова
Медведев наградил Иксанова «за большой вклад в развитие культуры»

http://izvestia.ru/news/554142

Бывший генеральный директор Большого театра удостоен Почетной грамоты правительства Российской Федерации

Премьер-министр Дмитрий Медведев наградил экс-генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова Почетной грамотой правительства Российской Федерации. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

Документ гласит, что г-н Иксанов удостоен высокого знака внимания «за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю творческую деятельность».

Напомним, что Тахир Гадельзянович (Анатолий Геннадьевич) Иксанов был уволен с поста генерального директора главного театра столицы 9 июля. Г-н Иксанов руководил Большим театром с 2001 года. Последний год его работы сопровождала череда громких скандалов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #59 : Июль 23, 2013, 11:57:49 »
23 июля 2013, 00:16   |   Культура   |   Ольга Завьялова
Медведев наградил Иксанова «за большой вклад в развитие культуры»

Ну да, это вполне логично после того, как он наградил Горбачёва орденом за большие труды по управлению страной.
"Вклад" их обоих хорошо известен.
Почему бы в таком случае не наградить соответствующих руководителей за недавнее крушение ракеты "Протон", транслированное на весь мир в прямом эфире ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #60 : Июль 30, 2013, 11:54:17 »
http://lenta.ru/articles/2013/07/29/bigtheatre/

Не умирающий советский гигант, а живой театр
Критики подвели черту под эпохой Иксанова в Большом театре


 Москве 27 июля Большой театр завершил свой 237-й сезон, последний сезон, когда во главе ГАБТ стоял Анатолий Иксанов. В июле 2013 года ему на смену пришел Владимир Урин, бывший руководитель Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. «Лента.ру» решила подвести итог эпохе Иксанова и поговорила с музыкальными критиками о том, в какой форме после 13 лет его директорства находится Большой театр — о репертуарной политике, явных удачах и провалах, балетной и оперной труппах, худруках и дирижерах.

Татьяна Кузнецова, балетный критик «Коммерсанта»:

Если сравнивать балет нынешнего Большого с балетом рубежа столетий, то сейчас он в гораздо лучшей форме, чем 15 лет назад. Но если сопоставить с тем периодом, когда уходил Ратманский, то есть несколько важных потерь. Во-первых, это отъезд самого Ратманского: театр потерял одного из самых талантливых хореографов мира, который обеспечивал Большому эксклюзивный репертуар, очень продуманно выстраивал афишу, открыл России неизвестных ей русских хореографов — от Мясина до Посохова, вырастил поколение новых солистов мирового уровня и, наконец, европеизировал саму труппу, выведя ее в число мировых лидеров. Во-вторых, это уход Осиповой и Васильева — таких исключительных артистов следовало удерживать любой ценой и, уж конечно, не оскорблять балерину Осипову, не дав ей выступить ни в одной из пяти «Спящих красавиц», показанных на открытии исторической сцены. В-третьих, немного сдал кордебалет, ну и еще несколько менее существенных профессиональных утрат.

Важно, что за 15 лет кардинально изменился репертуар Большого — не только качественно, но и количественно. Спектаклей в театре столько, что приходится жертвовать весьма ценными и интересными постановками, потому что невозможно прокатать за сезон все эти несколько десятков балетов. Однако надо отметить, что в последнее время тенденция поменялась: Большой театр уже не жаждет открытий, он сделал ставку на классику и проверенные временем балеты, чтобы удовлетворить широкую публику, самих артистов и власть имущих, проявляющих к театру повышенное внимание. Рисков, связанных с современными постановками, в Большом стало меньше, и театр, несомненно, дрейфует к стагнации. Сюда редко заглядывает молодежь: во-первых, билеты непомерно дороги, во-вторых, преобладает репертуар «папиков».

Больше 80 его процентов — классика XIX и XX веков, и почти нет постановок, сделанных специально на труппу Большого театра. Хотя именно это особо ценная часть репертуара, поскольку эксклюзивы показывают самостоятельность и независимость театра, создают его мировую репутацию, являются экспортным продуктом. Кроме того, артисты, танцующие эксклюзивный балет, вне конкуренции — их просто не с кем сравнить. Это вам не «Онегин» Крэнко, который есть в репертуаре пяти-семи мировых трупп и всегда есть опасность невыгодных сопоставлений.

Еще печальнее то, что Большой театр не ценит свои эксклюзивы. Например, радикальную и очень самостоятельную «Весну священную» Татьяны Багановой, поставленную весной на фестивале «Век "Весны священной"— век модернизма», театр сдал в утиль, опасаясь неодобрения публики. Большинство не поняло и не приняло эту авангардную сильную работу, но так было почти со всеми главными «Веснами» балетной истории! Театру надо было приучать к Багановой публику, разъяснять ценность этого спектакля, как это всегда делает, например, Парижская опера со своими рискованными постановками. Ко всему прочему это фестивальный имиджевый продукт, которым надо гордиться. Однако, похоже, «Весна» ушла безвозвратно.

Еще один важный момент. За время работы Иксанова роль гендиректора стала гораздо важнее и заметнее, чем раньше. В советский период говорили: Большой балет Григоровича, Большой театр Рождественского, эпоха Бориса Покровского. Никто теперь не помнит, кто тогда был директором театра. Сейчас эпоха определяется именем генерального директора, хотя бы потому, что именно он назначает худруков трупп и музыкального руководителя Большого и этим влияет на художественную политику театра. Иксанов старался подыскивать руководителей актуальных, заметных и креативных. Ратманский, например, — гигантская кадровая удача; Большой театр поймал совсем молодого хореографа, когда он только начал завоевывать мировые позиции. Увы, этот талантливый балетмейстер и умный худрук не обладал качествами авторитарного лидера, а труппа Большого со времен Григоровича привыкла к сильной руке и в интеллигентности Ратманского усматривала его слабость. Иксанов явно не ожидал, что ему придется выполнять функции еще и хозяина труппы, что артисты будут к нему ходить жаловаться на худрука, открыто выражать свое недовольство в СМИ. При советской власти и даже в 90-х годах такого, естественно, не было.

Иксанов принял за традицию то, что развилось вместе с его приходом: ему внушили, что главное в театре — артисты, что их нужно всемерно ублажать. Да, нужно поддерживать молодежь, оберегать лидеров, открывать новые дарования, однако нельзя идти на поводу у артистов. Большой театр — это не только звезды (кстати, уровень труппы определяет кордебалет и среднее звено солистов — звезд-то можно и пригласить из других трупп, как это всегда делает Американский балетный театр). Большой балет — это гигантский художественный организм, которым в конечном итоге управлять должен худрук. После ухода Ратманского разброд и шатание в труппе Большого лишь усилились. Возможно, Сергей Филин оказался бы достаточно волевым руководителем, чтобы вывести своих подопечных из этого непродуктивного состояния, мешающего творческой работе. Однако мы этого не узнаем: покушение на молодого энергичного худрука прервало его деятельность в самом начале работы.

Алексей Парин, музыкальный критик «Эха Москвы», радио «Орфей»:

В творческом отношении об оперной труппе Большого театра можно судить с разных точек зрения. С одной стороны, эти годы шла очень успешная борьба за то, чтобы в труппе сохранить дееспособных певцов и взять туда новых солистов, активных и действующих. Но нельзя сказать, что эта работа до конца выполнена, она только в процессе, на середине пути, потому что вокальное искусство в России вообще находится в процессе становления. За последние несколько десятилетий уровень вокального искусства в мире существенно изменился в лучшую сторону, и Россия только недавно стала соответствовать международным критериям, а именно в международный пейзаж сейчас вписывается поколение 30-летних и более молодых певцов. За счет них, например, успешно была сформирована труппа Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, в которой они составили костяк. В Большом — серединка на половинку. С одной стороны, Большой очень часто пополняет ряды исполнителей на премьерах за счет молодежной программы театра. С другой, в нем, в отличие от других театров страны, есть практика приглашать компетентных певцов на премьерные (и не только) спектакли. Но из-за этого формирование собственной труппы идет более вяло. Что будет дальше, покажет время. Владимир Урин в своем театре — Станиславского и Немировича-Данченко — придерживался политики, согласно которой труппа должна сама исполнять весь репертуар, как это происходит в репертуарном театре на Западе. Большой проповедовал другой способ существования — приглашал звезд на звездные роли и часто выглядел при этом очень убедительно.

Что касается репертуарной политики, то в целом она сильно улучшилась за последнее время, потому что стали появляться не дежурные названия, а те, что действительно способствуют расширению репертуара: «Кавалер розы», «Сомнамбула», «Чародейка». Однако если говорить о реализации, о работе постановочной группы, то нельзя сказать, что в театре есть последовательная линия. Некоторые постановки могут быть вполне радикальными (конечно, это два спектакля Дмитрия Чернякова «Воццек» и «Руслан и Людмила», спектакль Кирилла Серебренникова «Золотой петушок»), другие — дежурной работой. То есть их делают постановщики, у которых вроде есть международное имя (например, «Кавалер розы», «Травиата»), выходят как будто бы качественные спектакли, но на деле они не дают никакого представления о развитии сегодняшнего театрального искусства. Они «стоячие», пустые, если не тянут театр назад. При замечательном выборе названия «Чародейка», к сожалению, сам спектакль оказался провальным. То же можно сказать о «Князе Игоре».

Вопрос о дирижерах — самый болезненный в Большом театре, но он болезненный для всех московских театров. Потому что такого большого дирижера, который смог бы определить сквозное прочтение репертуара, сам репертуар, трактовку спектаклей, в Москве вообще нет. В первую очередь на ум приходит фигура Теодора Курентзиса, как раз дирижера такого уровня. Но надо признать, что у подобной фигуры есть и минусы: он диктует свои условия и руководствуется исключительно своим вкусом, избирательным и необязательно «широким». С таким дирижером театр может замкнуться только на его любимом репертуаре.

В Большом добротный дирижерский уровень более или менее держится, однако каких-то настоящих дирижерских открытий со времени «Воццека» Курентзиса не было. Хотя работа Маццолы в «Сомнамбуле», не всеми однозначно отмеченная, мне показалась очень интересной. Она продемонстрировала серьезное отношение театра к белькантовому репертуару и заняла на московском небосклоне достойное место.

Безусловно, за время руководства Иксанова Большой театр приобрел международный лоск, появилась поддержка театров с международным именем. Для бренда Большого театра, для его значимости в международном масштабе, для самой труппы очень важную роль сыграл «Евгений Онегин» Чернякова. Большой театр объездил с этим спектаклем, условно говоря, полмира. И это стало укреплением не только художественных позиций театра, но и общественных, общекультурных.

Анна Гордеева, балетный критик «Московских новостей»:

Форма балетной труппы? Сложная. Когда балетом руководил отличный хореограф Алексей Ратманский, он приглашал в театр людей с прицелом на роли в его балетах, то есть «принцы» и «принцессы» его не интересовали. А это все-таки артисты того амплуа, что необходимы для всей классики. Образовался провал в поколениях. Пришедший к власти Сергей Филин начал старательно искать «принцев» на стороне и «выращивать в своем коллективе», но, к сожалению, больше интересовался личной лояльностью молодых артистов, чем качеством их танца. Поэтому эта проблема еще толком не решена — а театр существует прежде всего за счет классики. Что касается репертуарной политики, то она была пестрой. Рядом строгий баланчинский «Аполлон Мусагет» и разрисованная, как дама с Тверской, «Спящая красавица» Григоровича. При этом на репетиции «Спящей» отдавались все силы театра, а «Аполлона» репетировали кое-как, и теперь не слишком сведущая в балете публика считает, что Баланчин — хореограф так себе. А они просто не видели настоящего Баланчина — им «сосед напел».

О творческой команде Иксанова говорить не приходится — в театре каждый сам по себе. Зато можно говорить об административной команде, которая не справилась с одной из самых жестких проблем Большого — со спекуляцией билетами. И все выглядит так, что справляться и не собиралась.

Безусловные удачи за прошедшие 13 лет — «Светлый ручей» Ратманского, «Магриттомания» и «Золушка» Юрия Посохова, «Ромео и Джульетта» Раду Поклитару, «Chroma» Уэйна Макгрегора, «Класс-концерт» Асафа Мессерера, поставленный Михаилом Мессерером, «Эсмеральда» Юрия Бурлаки и Василия Медведева. К безусловным провалам, к сожалению, приходится отнести не только просто неудачные работы хореографов (вроде «Пламени Парижа» Ратманского, «Весны священной» Татьяны Багановой или «Мойдодыра» Юрия Смекалова), но и отличные сочинения, загубленные дурным исполнением, и это прежде всего Баланчин («Аполлон» и «Драгоценности»), а также Иржи Килиан («Симфония псалмов»).

Юлия Бедерова, музыкальный критик:

Мне кажется, самое важное про эпоху Иксанова, что Большой — давно уже не умирающий советский гигант, а живой современный театр европейского образа мыслей. Нормальный мировой театр по стилю, духу, по качеству репертуарной стратегии и в последние годы — по качеству продукции и менеджмента.

Собственно, все это время ушло на то, чтобы сделать этот выбор. Его невозможно было сделать в одночасье, команда Иксанова, меняясь сама и меняя театр, делала его постепенно. Несколько лет ушли на то, чтобы опробовать стратегию охранительную и модернизационную одновременно. Пойти направо и налево, не теряя ни себя, ни коня. Идея была необычная, более вынужденно-конформистская, нежели эффективная, но необходимая на первом этапе.

Со временем политика музеефикации Большого, в рамках которой, кстати, были в том числе большие удачи (в частности, тщательная реставрация «Бориса Годунова» в легендарной постановке Баратова-Федоровского), спокойно отошла на второй план, и в последние годы мы имеем реальный современный оперный театр, заинтересованный в современной публике, в новом опыте, в связях с мировой практикой, в собственном развитии, не держащийся за свою ограниченность и не оправдывающий ее национальными интересами. Такой, который по-настоящему серьезно занимается кастингом певцов, дирижеров и постановщиков, расширяет репертуар за счет абсолютно потерянных в истории Большого целых репертуарных пластов — и это не только принципиально важный для мировой оперы немецкий экспрессионизм или даже попроще — поздний романтизм, например, но и просто нормальная классика. Трудно поверить, но классика итальянского бельканто никогда до сих пор не звучала в Большом театре, а недавняя премьера «Сомнамбулы» Беллини (один из самых изысканных спектаклей сегодня в Москве) продемонстрировала не только волю к заполнению репертуарных лакун, но и реальное мастерство труппы и менеджмента театра, способного грамотно сочетать внутренние возможности с внешним кастингом.

На обновляющемся репертуаре, в разнообразных режиссерских условиях и в работе с разными интересными дирижерами труппа меняется и растет. И хотя не все в этом отношении сделано, были потери, а необходимые сокращения, наоборот, провести не получилось, в значительной части труппа теперь — относительно гибкая структура, способная меняться и развиваться, с гораздо более интересным и внятным опытом и умениями, нежели раньше. И этот опыт становится важен не только в новых постановках (они представляли в последнее время самые разные типы театра, от жестко-концептуального или дизайнерски-изысканного до красиво-добротной продукции для широкой аудитории), но и в текущем репертуарном потоке, в будничной жизни. В Большом театре теперь в любой не премьерный вечер можно услышать музыкально сильный или просто хороший ансамбль, а это по-настоящему дорогого стоит и возможно только в рамках того направления, которое выбрал иксановский Большой. И это был настолько непростой и серьезный выбор, что сейчас особенно важно было бы не отказаться от него и настойчиво развивать.

Вадим Гаевский, театровед, историк балета:

На мой взгляд, это было лучшее время за последние 30 лет. Прежде всего, это касается оперной труппы Большого театра. В опере кардинально изменилась художественная ситуация, возникло то, что можно даже назвать репертуарным ренессансом. У нас появились спектакли, о которых мы только слышали, только знали, что они идут на Западе. Возник совершенно новый тип оперной режиссуры, в результате которой изменилась многолетняя архаика оперных постановок. Сюда начали приглашаться лучшие режиссеры, результаты были разные — иногда очень удачные, иногда не вполне. Однако именно в Большом театре началась судьба, по-видимому, лучшего режиссера Европы (это общепризнанное мнение) Дмитрия Чернякова; именно там был поставлен блестящий спектакль «Евгений Онегин» и не только он один.

В балете все складывалось по-другому, были взлеты и падения. Все эти изменения связаны с появлением, а потом исчезновением балетмейстера, ставшего действительно лидером балетной труппы, одним из лучших хореографов мира, — Алексея Ратманского. Он проработал пять сезонов, выполнил все, что должен был выполнить по контракту, поставил несколько замечательных спектаклей, оживил труппу, очень ее поднял, но в конце концов был вынужден оттуда уйти. Он встретил сопротивление, с одной стороны, самой отсталой части труппы, а с другой — самой честолюбиво-карьеристки настроенной. Это большая потеря Большого театра, и дает она о себе знать уже несколько лет. И заменить его было некем.

Ближе к концу последнего сезона возникла замечательная идея, в итоге осуществленная, — отметить столетний юбилей «Весны священной» Стравинского. Для этого в Москву пригласили три замечательных труппы, показавшие три знаменитые редакции этого балета. Первая — столетней давности Нижинского, и затем — версии Бежара и Пины Бауш. Наконец была показана собственная версия Большого театра, что оказалось неожиданным для всех. Этот спектакль не получил такого успеха, слишком мало было времени на подготовку. Татьяна Баганова экстренно заменила отказавшегося приехать в Москву англичанина Уэйна Макгрегора. Впрочем, Таня Баганова, по-моему, поставила лучше, чем если бы в Москве работал Макгрегор, вполне далекий от всех русских тем. Фестиваль «Век „Весны священной“ — век модернизма» стал безусловным событием совершенно дягилевских масштабов (Дягилев точно был бы доволен).

За годы, прошедшие после ухода Ратманского, я думаю, именно фестиваль стал единственным событием, о котором стоит и надо говорить, но о котором, к сожалению, мало что было сказано. Вышла замечательная книга, посвященная фестивалю, — довольно развернутый шедевр с участием все лучших специалистов-искусствоведов. И идея фестиваля, и книга были придуманы Павлом Гершензоном, когда-то работавшим в Мариинском театре. Он ненадолго оказался в Москве и от уже бывшей дирекции Большого театра получил такое предложение. Надо сказать, что после приглашения Ратманского это было самым удачным сотрудничеством, хотя Гершензон — не балетмейстер, а теоретик, искусствовед.

Все это было при том самом руководстве, которое сменилось неожиданным и печальным для нас образом. На прощание можно поблагодарить Анатолия Геннадьевича, который серьезно рисковал, когда приглашал драматических режиссеров, не имевших опыта ставить оперу, например, Сокурова. Когда он выбирал радикально построенные и сочиненные оперы, вроде «Детей Розенталя» Леонида Десятникова. При всей своей осторожности и предусмотрительности Иксанов был директором, который не боялся рисков и, как правило, из рискованных предприятий выходил победителем. Дай бог, чтобы Владимир Георгиевич продолжил это. Конечно, надо сказать, что Урин — единственно возможная и удачная замена. Он практически поднял из руин театр Станиславского и Немировича-Данченко, сделал его вторым в Москве, одним из лучших за его долгую историю.

Подготовила Татьяна Ершова

Алексей

  • Гость
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #61 : Июль 30, 2013, 12:57:05 »
http://lenta.ru/articles/2013/07/29/bigtheatre/

Дай бог, чтобы Владимир Георгиевич продолжил это. Конечно, надо сказать, что Урин — единственно возможная и удачная замена. Он практически поднял из руин театр Станиславского и Немировича-Данченко, сделал его вторым в Москве, одним из лучших за его долгую историю.

Цитировать


До конца 80-х, начало 90-х театр Станиславского был одним из лучших музыкальных театров в Москве по составу солистов и репертуару. Так что про руины -это "товарищ" явно "загнул".
 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #62 : Июль 30, 2013, 13:41:50 »
До конца 80-х, начало 90-х театр Станиславского был одним из лучших музыкальных театров в Москве по составу солистов и репертуару. Так что про руины -это "товарищ" явно "загнул".

Они все тут сильно "загнули" ! И в оценках и в "переоценках" :))
Крайне тенденционые мнения, а крайности никогда не могут претендовать на истину, если, конечно, кто-то из опрошенных эту истину вообще искал. По-моему, каждый из них дует в свою дуду, и дуды эти крайне однобоко настроены.
Ну например, что это за "мнения", что за "терминология ?

Цитаты:
======================================================
билеты непомерно дороги, преобладает репертуар «папиков».

за последние несколько десятилетий уровень вокального искусства в мире существенно изменился в лучшую сторону

очень важную роль сыграл «Евгений Онегин» Чернякова. Большой театр объездил с этим спектаклем, условно говоря, полмира

в последние годы мы имеем реальный современный оперный театр, заинтересованный в современной публике

расширяет репертуар за счет абсолютно потерянных в истории Большого целых репертуарных пластов — и это не только принципиально важный для мировой оперы немецкий экспрессионизм или даже попроще — поздний романтизм, например, но и просто нормальная классика
======================================================


Каких таких "папиков" репертуар ? Имеется в виду классика что ли ? :))
И где это "уровень вокального искусства в мире существенно изменился в лучшую сторону" ? А ? "В мире" - это слишком общо, нельзя ли поконкретнее, где это "в мире" уровень вокала СУЩЕСТВЕННО (или несущественно) изменился в лучшую сторону ? Даже мы на нашем форуме по результатам прослушивания спектаклей и записей последних лет, особенно зарубежных, чтобы не судить исключительно по здешней выборке, ОТНЮДЬ не восторгались какими-то "великими достижениями" за их, вообще-то, отсутствием и жаловались на недостаток певцов былого уровня ВО ВСЁМ МИРЕ.
И какую это "важную роль сыграл «Евгений Онегин» Чернякова" ? Что за бред ? Большой театр - как РУССКИЙ театр - "объехав полмира" с "Евгением Онегиным" имел бы успех в случае ЛЮБОЙ постановки, потому что по одёжке встречают - по голосам провожают.
Далее, в какой такой "современной публике" якобы заинтересован "реальный современный оперный театр" ? Что за чушь ? Что такое эта "современная публика" ? В каком смысле "современная" ? У нас что - какие-то параллельные миры имеются, в которых сосуществуют "современная" и "несовременная" публика ? Или к "современной" критикесса причисляет себя, любимую, а все, кто не разделяет её экстремистские взгляды, являются "несовременными", которые желают "репертуара папиков" что ли ? :))
И какие такие "пласты" утеряны в репертуаре Большого ? Большой театр, он что - подряжался пропагандировать любой репертуар ? Тогда скажите, кто его заказал ? Во всём мире РУССКИЙ театр ждут с РУССКИМ репертуаром, и именно ЭТО очень хорошо понимали и балетмейстеры наши, и руководители оперных трупп, и дирижёры, и певцы, и танцовщики. И именно на РУССКИЙ репертуар ОПЯТЬ должен приналечь Большой театр, чтобы, во-первых, остаться русским, а во-вторых, чтобы иметь реальный спрос в мире как национальный, ОСОБЕННЫЙ театр, чтобы он был "не такой, как все" и именно ЭТИМ был интересен за рубежом, а не "общечеловеческими ценностями"!
Я считаю что самая большая иксановская ошибка состоит не в том, что Большой недоосвоил какие-то "пласты", а как раз в том, что ТЕАТР УТЕРЯЛ РУССКИЕ ПЛАСТЫ. Вот в чём трагедия!  А критикесса именно В ЭТОМ, как ни смешно, видит "достижение" и даже, кажется, желает, чтобы это "достижение" росло и ширилось. Ха-ха. Чтобы полностью нивелировать Большой, окончательно лишив его собственного лица - видимо для этого.
В целом - это не "критики", а какие-то "люди с улицы": ни понимания роли Большого, ни понимания его миссии, ни понимания его истории, ни понимания его особенностей - НИЧЕГО этого в их головах как не было, так и нет. По сути дела, они продемонстрировали свои комплексы и убогий провинциальный вгляд на мир и на место в нём Большого театра - вот ЧТО на самом деле показал этот "опрос критиков", а вовсе не их "мнения о Большом".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Алексей

  • Гость
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #63 : Июль 30, 2013, 13:59:15 »
Да, похоже господа критики и критикессы ничего  общего с реальным положением вещей не имеют.
Вчера утром (10-00- 11-00) на канале "Культура" была передача про оперу. Так дамочка, которая участвовала в передаче заявила:"Ну что это за опера без скандала?! Мы должны привлекать публику."
Во как!
Дмитрий Бертман, правда, молодец - был по дипломатичному аккуратен в оценках.
« Последнее редактирование: Июль 30, 2013, 14:41:04 от Алексей »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #64 : Июль 30, 2013, 14:30:28 »
на канале "Культура" была передача про оперу. Так дамочка, которая участвовала в передаче заявила:"Ну что это за опера без скандала?! Мы должны привлекать публику".

Да уж, театр - это всё же не публичный дом, чтобы завлекать туда народ любыми средствами
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #65 : Июль 30, 2013, 23:05:28 »
Вчера утром (10-00- 11-00) на канале "Культура" была передача про оперу. Так дамочка, которая участвовала в передаче заявила:"Ну что это за опера без скандала?! Мы должны привлекать публику."

В этом, собственно, нет ничего нового. Еще в 90-ые годы руководители многих крупных европейских оперных театров заявляли то же самое, ссылаясь на то, что они больше не в состоянии ориентироваться на публику, разбирающуюся в опере. В противном случае, мол, прогорим. Но что же все-таки позволяло избегать подобного прежде? Понятно, что масскульт не может быть не агрессивен. Но ведь что-то позволяло раньше успешно отбивать его атаки. Теперь же мы наблюдаем капитуляцию по всем фронтам. Можно сколько угодно этим возмущаться. Но в первую очередь нужно понять причины, поскольку речь идет уже не о наметившейся тенденции, а о реальной повсеместной катастрофе.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #66 : Июль 31, 2013, 00:06:13 »
в первую очередь нужно понять причины, поскольку речь идет уже не о наметившейся тенденции, а о реальной повсеместной катастрофе

Так что за причины ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #67 : Июль 31, 2013, 20:50:24 »
О, их, конечно, много! Но главнейшие, на мой взгляд, две. Первая - стремительно усилившаяся за последние двадцать лет экспансия масскульта во все зоны, ранее для него недоступные. Вторая - исчерпанность развития оперного жанра, как исчерпанность развития всей высокой культуры. А там, где развитие завершилось, неизбежно начинается деградация. Все это более чем печально, но приходится констатировать факты, от которых никуда не уйти.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #68 : Июль 31, 2013, 21:20:46 »
Первая - стремительно усилившаяся за последние двадцать лет экспансия масскульта во все зоны, ранее для него недоступные. Вторая - исчерпанность развития оперного жанра, как исчерпанность развития всей высокой культуры. А там, где развитие завершилось, неизбежно начинается деградация

Думал, вы что-нибудь новенькое скажете :))
Я давно уже высказал предположение, что единственный способ сохранения и существования классики в наше время - музеефикация. Но это не должно быть нечто мертворождённое, это должно быть нечто весьма деятельное, а деятельным это будет хотя бы потому, что материала громадное количество, на персональный охват которого в любой области, в т.ч. и в области музыки, не хватит даже десятка человеческих жизней, буде даже их удалось бы прожить одному индивидууму.
И опять хочу подчеркнуть, что в этом деле важно привлечение профессионалов, пока они ещё появляются, и целенаправленная государственная политика. А её-то и нету.
Нам грозит серьёзный гуманитарный провал, когда следующее поколение просто не сможет - ни физически, ни интеллектуально, ни по образованию своему - подхватить эстафету предыдущего, как это наблюдается ныне в нашей науке, технике, производственных технологиях, военной области и т.д., проявляясь в авариях и катастрофах, потому что недоумки не могут понять, подхватить и преумножить то, что сделано до них. То же самое происходит и в искусстве.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #69 : Июль 31, 2013, 21:41:05 »
Первая - стремительно усилившаяся за последние двадцать лет экспансия масскульта во все зоны, ранее для него недоступные. Вторая - исчерпанность развития оперного жанра, как исчерпанность развития всей высокой культуры. А там, где развитие завершилось, неизбежно начинается деградация

Думал, вы что-нибудь новенькое скажете :))
Я давно уже высказал предположение, что единственный способ сохранения и существования классики в наше время - музеефикация. Но это не должно быть нечто мертворождённое

Музеефикация не есть развитие. В этом суть проблемы. Зачем "музеефицировать" Верди с помощью, к примеру, Нетребко и Вилазона, если он уже наилучшим образом музеефицирован в записях куда более значительных исполнителей? После Тебальди не стану слушать Нетребко, после Марио дель Монако - Вилазона, после Макса Лоренца - Кауфмана, а после Фуртвенглера - Гергиева (не к ночи будь помянут  :):'(.


И опять хочу подчеркнуть, что в этом деле важно привлечение профессионалов, пока они ещё появляются, и целенаправленная государственная политика. А её-то и нету.
Нам грозит серьёзный гуманитарный провал, когда следующее поколение просто не сможет - ни физически, ни интеллектуально, ни по образованию своему - подхватить эстафету предыдущего, как это наблюдается ныне в нашей науке, технике, производственных технологиях, военной области и т.д., проявляясь в авариях и катастрофах, потому что недоумки не могут понять, подхватить и преумножить то, что сделано до них. То же самое происходит и в искусстве.

Однако процесс деградации высокой культуры не ограничивается Россией. Мы (впрочем, как всегда) всего лишь идем "впереди планеты всей". Россия - страна катастрофичная. И у нас катастрофические процессы разворачиваются в максимально стремительном темпе.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #70 : Июль 31, 2013, 21:45:25 »
О, их, конечно, много! Но главнейшие, на мой взгляд, две. Первая - стремительно усилившаяся за последние двадцать лет экспансия масскульта во все зоны, ранее для него недоступные. Вторая - исчерпанность развития оперного жанра, как исчерпанность развития всей высокой культуры. А там, где развитие завершилось, неизбежно начинается деградация. Все это более чем печально, но приходится констатировать факты, от которых никуда не уйти.
Не стоит хоронить оперу. У нее огромный потенциал развития, и не вина жанра, что этого потенциала пока не видят или видят немногие. Что же касается масскульта, то его не нужно демонизировать. Он приходит не абы куда, а на свободное место, которое по каким-то причинам не способны сейчас занять академические жанры.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 921
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #71 : Июль 31, 2013, 21:50:51 »
О, их, конечно, много! Но главнейшие, на мой взгляд, две. Первая - стремительно усилившаяся за последние двадцать лет экспансия масскульта во все зоны, ранее для него недоступные. Вторая - исчерпанность развития оперного жанра, как исчерпанность развития всей высокой культуры. А там, где развитие завершилось, неизбежно начинается деградация. Все это более чем печально, но приходится констатировать факты, от которых никуда не уйти.
Не стоит хоронить оперу. У нее огромный потенциал развития.

Ну да. Например, "Опергруппа" Васи Бархатова.  :D

Что же касается масскульта, то его не нужно демонизировать. Он приходит не абы куда, а на свободное место, которое по каким-то причинам не способны сейчас занять академические жанры.

И успешнее всего оккупирует ту территорию, где развитие высокой культуры оказывается исчерпанным. Вася Бархатов - случай хотя и частный, но типичный.


«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #72 : Июль 31, 2013, 21:57:15 »
Музеефикация не есть развитие. В этом суть проблемы. Зачем "музеефицировать"

А зачем "развитие" ? И что под этим подразумевается ? Не превратился ли за последние полвека перманентный музыкальный [якобы] прогресс в какую-то idee fixe ? Ведь никакого развития не было, и это настолько очевидно, что даже т.н. "авангард" топчется на месте, повторяя собственные выдумки начала и середины прошлого века, не в состоянии придумать ничего нового.
Быть может, нужна новая парадигма - не развитие, а существование в режиме насыщения ? Ведь переходной процесс вроде закончился. Вы же сами признаёте, что в плане техники и художественных средств музыкальное искусство давно уже никуда не движется и в таком состоянии способно лишь деградировать. Как и многое другое в сфере искусства, впрочем, не будем их тоже "обижать" :))
Мне кажется, выход как раз в использовании громадного классического багажа, который уже сегодня практически неподъёмен. К примеру, если бы Большой театр каждый год давал несколько премьер классических опер, того достойных, например, 4-5 в год, то даже этого хватило бы не на одну насыщенную человеческую жизнь :)) А там и абсолютно новое поколение придёт, и можно начинать снова всё подряд ставить, потому что для него это опять будет в новинку, ибо люди рождаются и умирают, се ля ви.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #73 : Июль 31, 2013, 21:59:51 »
И успешнее всего оккупирует ту территорию, где развитие высокой культуры оказывается исчерпанным. Вася Бархатов - случай хотя и частный, но типичный.
Все это замечательно, только я не понимаю, как, на основании чего мы, с нашими коротенькими жизнями, можем судить об "исчерпанности культуры"? Она и прежде развивалась волнами (и по спирали), а значит, и дальше так будет.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Иксанова убирают из Большого ??
« Ответ #74 : Июль 31, 2013, 23:50:23 »
на основании чего мы, с нашими коротенькими жизнями, можем судить об "исчерпанности культуры"? Она и прежде развивалась волнами (и по спирали), а значит, и дальше так будет

Любопытно, что вы дословно повторяете аргументацию Бориса Филановского, хотя представляете совершенно противоположную часть современного композиторского спектра.
Из того, что было раньше, никак не следует, что и дальше так будет. На мой взгляд, совершенно очевидно, что спираль выродилась то ли в круг, то ли в точку и крутится на месте. Поступательного движения больше не будет.
Интереснее другое, как к этому относиться ? Если имитировать прогресс, то это и впрямь будет деградация, что и демонстрируют нынешние квазиавангардисты, а вот если принять стабилизацию как данность, то на этой почве ещё возможно если не интенсивное, то экстенсивное развитие, то есть наращивание вполне качественного музыкального объёма в рамках уже наработанных стилей и технологий.
Да, музыкальный (я хотел бы подчеркнуть это слово при всей его неоднозначности) прогресс был и он был возможен примерно до середины XX века, а теперь музыкальное искусство вошло в режим насыщения, когда классика своим массивом и качеством способна раздавить любое новое направление, которое попросту не может с ней конкурировать в любом наперёд взятом срезе. Но я против той идеи, что на место прогресса обязательно заступает регресс, ведь возможно ещё и третье состояние - бесконечное пребывание в пределах достигнутой и при этом широчайшей и богатейшей по своим возможностям данности.
Я это вижу именно так и не считаю отсутствие прогресса гибелью искусства. В науке ситуация другая, но речь здесь не о ней. Любое искусство достигает классической зрелости и на этом этапе стабилизируется, и в этом  я вижу знак бесконечности его существования.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица