Автор Тема: «Богема» Пуччини в МАМТ  (Прочитано 19498 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
«Богема» Пуччини в МАМТ
« : Ноябрь 09, 2007, 23:20:45 »
Я только что вернулась с "Богемы" и попытаюсь упорядочить свои впечатления.

Видела Богему лет семь назад, еще до ремонта. Был сильный состав, судите сами: О.Гурякова -Мими, А.Агади -Рудольф Х.Герзмава -Мюзетта и Е.Поликанин-Марсель. Спектакль получил 2 Золотые Маски и много еще премий на разных фестивалях.

Сегодня впервые слышала Х.Герзмаву-Мими. Мне нравится ее легкий голос. Кажется, что он без напряжения перекрывает оркестр.Правда она здесь слишком экспрессивна. Сравнивая ее с Мими Гуряковой, мне кажется, последняя более трогательна, нежнее, тоньше передает чувства.

Открытие прошлого сезона Алексей Долгов-Рудольф был немного скован вначале, даже немного неуверен на сцене, но к середине спектакля показался здесь очень гармоничным. Но, думается, в будущем еще публика будет приходить его послушать. Просто его время еще не пришло.

А в целом спектакль оставил очень сильное впечатление. Стихли последние аккорды и наступила тишина, прежде чем зал просто взорвался аплодисментами. Музыка стихла, но публикой еще владела "Богема"...

В общем, если будет возможность, сходите...
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2016, 17:25:42 от Александр П. »

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
Я только что вернулась с Богемы и хочу поделиться.

Во первых разочаровала Мими --Гурякова. Я видела ее в этой роли лет 5 назад, и это было исполнение совсем другого качества. А сейчас она исполняла все смазанно, дуэт с Марселем из 2 действия вообще скомкала. Местами даже пропускала такт. Я честно говоря не ожидала ТАКОГО, потому что сложилось очень положительное впечатление пяти-семи летней давности.
   Второе --Марсель --молодой Дмитрий Кондраткрв. Вот в Любовном напитке или в cosi fan tutti он выглядит вполне органично, а здесь, пока еще не его. Хотя мне показалось, что исполнитель перспективный, и в будущем есть чего ждать, но пока сильно проигрывает Шонару -- Батуркину.

Теперь о хорошем.
 Точна и как всегда хороша(в музыкальном плане) -- Хибла. Что Мюзетта, что Мими, мне,пожалуй что, в этом театре она кажется самой сильной исполнительницей.

Ну а конечно главные лавры достались сегодня Долгову -- Рудольфу.
Я шла на Богему немного с предубеждением, казалось, что после Агади, любой другой молодой исполнитель в этой роли окажется бледноват. Но сегодня он был хорош, на фоне всех там знаменитых, титулованных не терялся. В антракте не раз слышала разговоры публики "Какой тенор!". Хотя мнение толпы -- вещь специфичная, все же это тоже что-то значит.

Но в целом от предыдущей Богемы(см выше, в прошлый раз писала) удовольствия было больше...Надо будет когда-нибудь еще пойти.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Я сегодня в третий раз был на спектакле «Богема» в МАМТ СНД.  И решил завести для него специальную тему. Потому что такие спектакли – редкость, а такой подход к исполнению – тем более. Вы знаете, мне на этот раз и сама постановка понравилась. Первые два раза я на нее должного внимания не обратил. Но я уже писал, что главное в этом спектакле – удивительный актерский ансамбль, казалось бы, совершенно нехарактерный для современного оперного театра. Сегодня эти шесть человек (даже семь, вместе с исполнявшим две небольшие роли Владимиром Свистовым) работали настолько слаженно и выглядели на сцене настолько естественно, что даже и с работой это как-то совсем не ассоциировалось, а только с искусством. Догадываюсь, что за такой «игрой – всё как по маслу» большой труд стоит, но сегодня этого совершенно не чувствовалось, казалось, всё само собой у них получается. Я помню спектакли этого театра в 80-е годы прошлого века, здесь всегда были прекрасные традиции вживания в роль, создания образа, актерской импровизации, подачи слова. И мне очень радостно, что нынешнее поколение артистов театра продолжает и развивает эти традиции. Во всяком случае, заметно, что им не все равно, какими увидит публика их героев и как к ним будет относиться. Вы заметили: я пока еще ни слова не сказал о вокале! Конечно, в опере он является одной из самых главных составляющих образа, но актерская составляющая в веристской опере не менее важна. И с актерской точки зрения сегодня спектакль был самого высокого уровня.
Мне кажется, стержень спектакля – это образ Мими, удивительно тонко и бережно воплощенный Натальей Петрожицкой. Я уже писал, что в восторге от этой героини в таком исполнении. Она такая очаровательная, мягкая, беззащитная. И трагически обреченная. И очень светлая. Вокал тут, конечно, не самоцель, а средство для создания этого удивительного образа. И с точки зрения вокала, по-моему, все было, как всегда очень естественно и прекрасно. Исключение составили три-четыре форсированные ноты. Пожалуй, не очень удачно в этом отношении прозвучала и высокая нота в конце дуэта с Рудольфом из первого акта. А лучше всего удалась, как всегда, заключительная сцена последнего акта с чудесными пиано и замирающими пианиссимо.
Образ Рудольфа, конечно, тоже очень важен. И я считаю, что актерски Нажмиддин Мавлянов сегодня сыграл свой лучший спектакль. Он играл Рудольфа так же самозабвенно, как Эдгара в «Лючии». К третьему спектаклю взаимодействие с партнерами достигло какого-то идеального уровня. О вокальной оставляющей я в его теме отдельно напишу.
Дмитрий Зуев играет своего Марселя просто здорово: пластика замечательная, каждое движение продумано, каждый жест на месте, и выглядит на сцене он очень эффектно. Правда, с вокалом дела обстоят, на мой взгляд, не так благополучно: звука хронически не хватает, проваливаются целые фразы.
Я первый раз видел сегодня Дмитрия Степановича в роли Шонара (до этого в этом спектакле я видел его в небольших партиях Бенуа и Альциндора, которые он делал так, что трудно было не обратить на них внимания). Шонар его мне показался очень симпатичным и интересным человеком. Оптимистом с непростой судьбой. Сыграно это было, как всегда, очень ярко и артистично, с большой фантазией. К тому же, по-моему, Шонар пел четырьмя или пятью разными голосами.
А вот Романа Улыбина в роли Коллена я уже видел, и с огромным удовольствием послушал еще раз. Он очень сильный актер, роль сделана прекрасно, и, как я и предполагал, он, видимо, каждый раз ее немного по-разному играет, и мне это как раз очень нравится. А голос у Улыбина неповторимого тембра, и он такие умеет ему оттенки придавать… незабываемые.
Очень удачно и тоже ярко выступила сегодня Мария Пахарь в роли Мюзетты. Тоже прекрасно выстроенная и отлично исполненная роль. И, как мне показалось, сегодня певица еще и очень точно расставила вокальные акценты. Возможно, ей в этом помог дирижер.
Дело в том, что сегодня «Богемой» впервые дирижировал Феликс Коробов. В некоторых фрагментах он оркестр не сдерживал, из-за чего чуть-чуть «потонули» сцена в самом начале и сцена в кафе. Впрочем, в целом он к певцам отнесся сегодня вполне доброжелательно. Вообще-то, я худшего ожидал.
Думаю, что сегодня спектакль был такой, что никто в зале не остался равнодушным. Когда все играют с такой отдачей и так поют, это просто невозможно. Спасибо, ребята, за то, что Вы есть, и за чудесный спектакль!
« Последнее редактирование: Апрель 18, 2015, 20:20:41 от Papataci »

Оффлайн MarinaParitet

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Спасибо за тему. Тоже была вчера на спектакле. Постановка очень понравилась! Хорошо играли все! Дамы пели блистательно, чего не могу сказать о кавалерах.  Конец сезона чувствуется, голосами подустали…  Да и оркестр периодически их глушил. Я в восторге от Мими Петрожицкой! Потрясающий образ!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Я тоже был на "Богеме", не успел сразу рассказать. Мне очень понравились Мавлянов и особенно Петрожицкая, и исполнение задело меня за душу. Вот только в плане акустики мне очень не повезло в этот раз в этом бетонном сарае. Действительно, сидеть в середине 9 ряда не очень хорошо, очень зря я туда сел. Однако, на мой взгляд, голоса Петрожицкой и Мавлянова очень хорошо летели даже в таких акустических условиях. Разве что это самое прекрасное пианиссимо у Натальи не так хорошо было слышно, как из некоторых других мест зала, однако впечатление всё равно сильнейшее от такого проникновенного и восхитительного в плане вокала исполнения, и я совершенно не хочу певицу ни в чём упрекнуть - мне даже жалко её, что она вынуждена петь в таком ужасном сарае. Но Мавлянов даже в таких условиях в некоторых случаях звучал обволакивающе, в том числе и в знаменитой арии Рудольфа. А вот Пахарь мне очень не понравилась - мне голос Марии показался таким шероховатым и каким-то стеклянным, почти как у Бадиковской в последних её выступлениях. Тембр, конечно, у Марии несколько более яркий, однако кантилена, на мой взгляд, всё равно никакая, голос не тянется совершенно и ещё как-то дребезжит, не знаю, как точнее выразиться. Однако Пахарь внешне очень приятна, поэтому её больше всего на фотографиях, которые, как и обычно, можно увеличить щелчком мыши.



















Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Вот только в плане акустики мне очень не повезло в этот раз в этом бетонном сарае.

Спасибо за фото.

Но вот без порожнего злословия в адрес старавшегося для Вас целый вечер театра - никак нельзя? Вы столь болезненно реагируете на любые, даже самые корректные и справедливые, замечания в адрес "любимой Новой оперы" и ее солисток, при этом в каждом рассказе о посещение других театров пишете гадости, особенно налегая на МАМТ. Не то, чтобы достало, но утомляет однообразием и явной тенденциозностью. Если хотите корректного отношения к своим ценностям - будьте так добры, уважайте ценности других посетителей форума. Мы договорились?

Вот, вспомнил. Если у Вас или у читателей темы есть возможность посодействовать - большая просьба. Дело в том, что в "любимой Новой опере" (где акустика все-таки, на мой слух, хуже, чем в МАМТе, особенно с учетом размера зала) в воздуховоде зала, справа если смотреть на сцену, весь год что-то громыхает - это, к слову, делает разговоры о сравнении акустики беспредметными. Я дважды просил администрацию, но до конца сезона гром продолжался. В партере еще ничего, но в июне меня пару раз угораздило попасть на балкон, где и так акустика "из ведра", а еще и тот самый воздуховод рядом - слушать нежнейшие пианиссими было проблематично. Возможно, администрации "Новой оперы" за скандалами в руководстве не до зрителей, но я верю - вода камень точит.

Онлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 384
Вот только в плане акустики мне очень не повезло в этот раз в этом бетонном сарае.

Спасибо за фото.

Но вот без порожнего злословия в адрес старавшегося для Вас целый вечер театра - никак нельзя? Вы столь болезненно реагируете на любые, даже самые корректные и справедливые, замечания в адрес "любимой Новой оперы" и ее солисток, при этом в каждом рассказе о посещение других театров пишете гадости, особенно налегая на МАМТ. Не то, чтобы достало, но утомляет однообразием и явной тенденциозностью. Если хотите корректного отношения к своим ценностям - будьте так добры, уважайте ценности других посетителей форума. Мы договорились?



Скажите, а без "порожних" обвинений в злословии  и просто хамства никак нельзя? Вы любую критику в адрес вашего любимого театра будете клеймить "злословием" или дадите людям возможность выражать свою точку зрения, нравится она вам или нет?
Или снова Предлогов подключится и напомнит вам (в том числе), что каждый имеет право на высказывание и своё мнение?
В тоне вашего поста столько императива, что хочется вас послать к "дружкам балета", - там такое любят, но в выражениях стесняться будут ещё меньше, чем я!
Смените интонацию - услышите много интересных нюансов о выступлениях артистов, спектаклях МАМТа, который мы все очень любим, уважаем и регулярно посещаем!
А вот теперь для затравки:
Плохо Максимова поёт колоратурные партии. Плохо! А артистка она хорошая! И я , уверяю вас, не одинок в своей оценке! И ещё: я - зритель. Для , вы абсолютно правы, меня (в том числе) театр старается, раз я купил билет и доверился ему, театру. И должен стараться! Иначе, я туда не пойду и он умрёт.
Так вот... С благодарностью, но! Пусть старается ещё лучше! А это случается не от неумеренных похвал и кокетливых оплеушечек в вашем стиле. Старание и результат бывает от честной и конструктивной критики.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Вот только в плане акустики мне очень не повезло в этот раз в этом бетонном сарае.

Спасибо за фото.

Но вот без порожнего злословия в адрес старавшегося для Вас целый вечер театра - никак нельзя? Вы столь болезненно реагируете на любые, даже самые корректные и справедливые, замечания в адрес "любимой Новой оперы" и ее солисток, при этом в каждом рассказе о посещение других театров пишете гадости, особенно налегая на МАМТ.
Это, мягко говоря, неправда. Какие, например, "гадости" я говорил про Большой??? Что там субтитров не видно? Это не гадость, а справедливое замечание. И, если помните, от тамошних "Травиаты" и "Сомнамбулы" у меня были почти что только восторги. И от мероприятий в Мариинке тоже. Что за бред??? А про акустику - это ведь злословие не в адрес театра как коллектива, а в адрес театра как здания всего лишь! Вот сегодня тоже попробую тоже попасть в этот бетонный сарай, если только билет достану. И вообще если Вам кажется, что я болезненно реагирую на все замечания в адрес любимой Новой Оперы и её солисток, то Вы ошибаетесь. И если кому-то замечания кажутся справедливыми, то это не значит, что так кажется всем. Как можно видеть из моих сообщений, я тоже имею значительные замечания к любимой "Новой опере" и её солисткам - как же можно их не иметь, если мне не безразлично то, как в любимом театре поют. Так что Вы совершенно необоснованно развернули мои суждения как-то "вверх дном". И я совершенно согласен с предудущим оратором насчёт "порожнего обвинения в злословии". Вот расстроили Вы меня перед таким интересным, надеюсь, "Онегиным", а ведь Петрожицкую я мечтаю снова целиком услышать в Татьяне долгих четыре года! А Мавлянова в Ленском вообще не слышал. Да, с балконом в "Новой" ужасно. Но просто не надо туда ходить. Я, к счастью, в ушедшем сезоне всего полспектакля там просидел, и мне повезло - тогда там ничего не гремело. Да, в "Новой" лучше всего сидеть с 3 по 9 ряд, но там звук несоизмеримо лучше, чем в Стасе. Задние ряды партере неплохо тоже.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
вашего любимого театра будете клеймить "злословием" или дадите людям возможность выражать свою точку зрения, нравится она вам или нет?

Вы вновь соврамши, Ежур. У меня нет "любимого" театра. Вообще, фанатичное поклонение, фиксация на одном объекте (в т.ч. для охаивания), мне кажется - яркий признак недоразвитости аналитических способностей и инфантильности. Вот и Вы пытаетесь причислить меня к "любителям одного театра". Хотя я на этом форуме защищал и Новую оперу, и БТ, и МАМТ и даже Кирилла Серебренникова (при более чем прохладном к нему отношении). Вы, Ежур, сами себе придумали мой образ ограниченного, пристрастного человека. В результате не в первый раз виртуально размахиваете руками, пытаетесь уязвить пустоту. И выглядит это хоть и забавно, но в целом - печально.

Лучше про гром в воздуховоде "Новой оперы" сообщите куда следует:)

Вольфрам, а к Вам у меня простой вопрос: мы договорились?

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Не понимаю, о чём договариваться, потому что не согласен с обвинениями в злословии (аргументы см.выше). И того, что Вы перечислили в начале предыдущего сообщения, у меня тоже нет. Из наличия любимого театра (при желании посещать и многие другие) не следует то, что Вы написали.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Не понимаю, о чём договариваться,

Вопрос о смягчении формулировок. Я Вам поясню на примере, который Вы точно оцените. Моя знакомая, не высидевшая александровский спектакль "Любовный напиток", сказала, что по ее мнению (а она знает толк в хореографии) Елена Тереньтьева (дословно) "совершенно непластична и двигается, как колода". Я с ней немедленно вступил в спор, поскольку придерживаюсь более мягкого мнения о пластике Елены и вообще с симпатией отношусь к данной исполнительнице.

Так вот. Одно дело - сказать "по-моему, в театре проблемная акустика" и другое - раз за разом называть театр "бетонным сараем". Мне бы хотелось, чтобы резких эпитетов в отношении артистов и "вообще театров" в текстах на этом форуме было поменьше - они  огорчают и провоцируют агрессию.

И того, что Вы перечислили в начале предыдущего сообщения, у меня тоже нет.

Нет-нет, это я не Вам писал - там у человека проблемы с воспитанием помноженные на неизбывную неприязнь к моей яркой индивидуальности, и с ним договориться точно не получится. А с Вами - очень хотелось бы.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
в "Новой опере" (где акустика все-таки, на мой слух, хуже, чем в МАМТе, особенно с учетом размера зала) в воздуховоде зала, справа если смотреть на сцену, весь год что-то громыхает - это, к слову, делает разговоры о сравнении акустики беспредметными. Я дважды просил администрацию, но до конца сезона гром продолжался. В партере еще ничего, но в июне меня пару раз угораздило попасть на балкон, где и так акустика "из ведра", а еще и тот самый воздуховод рядом - слушать нежнейшие пианиссими было проблематично. Возможно, администрации "Новой оперы" за скандалами в руководстве не до зрителей, но я верю - вода камень точит

Весь год ?
Странно, а я ничего не заметил, хотя не раз там бывал в этом году.
Обсудим это в теме о "Новой опере", любопытный момент:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7689.165.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 384
вашего любимого театра будете клеймить "злословием" или дадите людям возможность выражать свою точку зрения, нравится она вам или нет?

Вы вновь соврамши, Ежур. У меня нет "любимого" театра. Вообще, фанатичное поклонение, фиксация на одном объекте (в т.ч. для охаивания), мне кажется - яркий признак недоразвитости аналитических способностей и инфантильности. Вот и Вы пытаетесь причислить меня к "любителям одного театра". Хотя я на этом форуме защищал и Новую оперу, и БТ, и МАМТ и даже Кирилла Серебренникова (при более чем прохладном к нему отношении). Вы, Ежур, сами себе придумали мой образ ограниченного, пристрастного человека. В результате не в первый раз виртуально размахиваете руками, пытаетесь уязвить пустоту. И выглядит это хоть и забавно, но в целом - печально.

Лучше про гром в воздуховоде "Новой оперы" сообщите куда следует:)

Вольфрам, а к Вам у меня простой вопрос: мы договорились?
А хотите, я не виртуально, а реально махну руками? И вот тогда будет действительно весело! Вы только мне покажитесь - увидите. Я вас не разочарую!
А про гром гдетотаммм ))) вы сами сообщайте. Вам же кажется, что что-то гремит, а не мне!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Во многом после оптимистических отчетов уважаемого Schwarzenstein’а мне захотелось пойти и на «Богему» (я не люблю Пуччини и не понимаю его музыку). Состав 10 ноября: Рудольф – Артем Сафронов, Мими – Наталья Петрожицкая, Марсель – Дмитрий Зуев, Мюзетта – Ирина Ващенко, Шонар – Дмитрий Степанович, Коллен – Роман Улыбин, Бенуа / Альциндор: Владимир Свистов, дирижер Феликс Коробов.

Мне очень понравилась постановка, и в ней нет ничего, к чему можно придраться, она очень хорошо продумана и передает атмосферу. Как жаль, что Александр Титель не сделал в похожем ключе «Травиату» (эту постановку я считаю одной из самых неудачных в МАМТе и едва ли не самой неудачной «Травиатой» в Москве). Действительно, как и писал Schwarzenstein в этой ветке, все артисты действуют очень слаженно, потрясающий актерский ансамбль.

Что касается музыки, то я плохо знаю эту оперу (перед спектаклем лишь два раза послушала аудиозапись), кроме того, оркестр был временами слишком громок (более просвещенные зрители говорили мне, что при Горелике «Богема» звучала лучше – увы :( ). Поэтому мне сложно судить о том, кто как спел. Но из того, что удалось расслышать, больше всего понравилось, как спели Артем Сафронов, Наталья Петрожицкая и Роман Улыбин. Мне понравилось и как они сыграли. Улыбина я только 6 ноября видела в «Севильском цирюльнике» в роли дона Бартоло - и тут такое превращение, совсем другой образ, тоже очень точный и насыщенный деталями. Жаль, что не удалось застать в роли Шонара Андрея Батуркина, которого Schwarzenstein очень хвалил в одной из веток форума.

Послушав в одном спектакле Ирину Ващенко и Наталью Петрожицкую, я осталась в недоумении, почему первая будет петь Аиду в предстоящей постановке этой оперы Верди в МАМТе, а вторая – нет. Кроме того, мне очень понравилось пластическое решение роли Марселя, представленное Дмитрием Зуевым. Подумалось, что ему, может быть, стоило попробовать свои силы в балете или ином виде танцевального искусства, и там он достиг бы более впечатляющих результатов, чем в опере.

Думаю, что первое посещение этой постановки не станет последним, наверняка схожу еще – в МАМТе музыка даже нелюбимых композиторов воспринимается вполне благоприятно.
« Последнее редактирование: Ноябрь 11, 2013, 02:03:36 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Раз Вы до сих пор не приобщились к Пуччини, мне будет труднее объяснить его специфику, т.к. опера не терпит "технарского" подхода с вербальными формулировками - ее надо слушать и чувствовать. Но на уровне примитивного ликбеза дело обстоит так.

Музыка Пуччини, на самом деле, очень проста для первичного понимания "головой", поскольку естественным образом отображает темами (мелодиями или мотивами) происходящее в опере, а именно:

- обстановку действия (у каждого действия есть основная мелодия)
- явления природы (горит огонь в печке, падает снег, шумит море, распускаются цветы, рассветает)
- характеры и действия героев, находящихся на сцене
- героев, о которых идет речь
- героев, прячущихся в этот момент, например, за кулисами
- героев, о которых подумал кто-то на сцене
- намек слушателю о героях или обстоятельствах, о которых герой на сцене не подозревает
- отношения между героями (дружба, любовь) - ну, как тема дружбы у Верди в "Доне Карлосе"
- зарождающиеся чувства
- предчувствия событий

Все перечисленное необходимо внятно показать в оркестре, соблюдая динамический баланс отдельных тем и нанизывая их на то, что называется "бесконечная мелодия", сопровождающая действие (если откроете партитуру, то увидите - у Пуччини в ремарках к музыке подробно прописаны происходящие в каждый момент действия)

Из этого следуют два обстоятельства.

1. Подача музыки в операх Пуччини исключительно важна - фактически это действующее лицо, от качества исполнения которого во многом зависит впечатление от спектакля. Да, в этом смысле оперы Пуччини ближе к симфоническим произведениям, чем оперы Верди и, особенно, подчиненные певцам оперы Россини-Доницетти-Беллини.

2. Музыка у Пуччини часто получается достаточно плотной - особенно в моменты эмоциональных кульминаций. По объективным причинам. Поэтому оперы Пуччини, вообще говоря, для больших и, чаще всего, лирико-драматических или драматических голосов. "Богема" в этом смысле самая "лирическая" из больших опер Пуччини, но и в ней исполнители лирических партий - Мими и Рудольф - также должны обладать звучными голосами с хорошим пробивным потенциалом (поэтому Рудольфа часто поют спинто).

Что касается Феликса Павловича, то, хоть и я часто на него бурчу и поругиваюсь за "железную руку" и любовь к ажитации, все-таки это больше сиюминутные эмоции. На мой вкус любителя по сумме впечатлений и в сравнении, Феликс Коробов - один из лучших оперных дирижеров, регулярно дающих спектакли в Москве - чуткий к музыке и умеющий четко вести оркестр, не забывая про мелодические акценты, изящно и уместно проводящий темповые и динамические вариации.

Тему конкретно о Феликсе Коробове предлагаю здесь не развивать, а продолжить после "Богемы" в МАМТе 11 декабря в соответствующей теме - благо, недолго осталось.

Возвращаемся к дирижеру и оркестру. Если в белькантовой опере малоголосый певец с красивым тембром и безупречной техникой может петь "мур-мур", а дирижер при этом обязан прибрать звук оркестра до шепота, то в операх Пуччини исполнитель должен соответствовать задаче - ради него не будут выбрасывать волшебные мелодии или снижать их значимость относительно одновременно звучащих, и если надо спеть "си" над ревущим оркестром - вынь да положь. Поэтому не зная и не понимая или хотя бы не наслушав в разных интерпретациях ту же "Богему", нельзя достоверно определить "мешает" дирижер или нет.

Продолжим обсуждение здесь. Да, Коробов чуток к музыке, умеет находить в ней новое и неожиданное, хотя это тоже на любителя. Его вариации с темпами мне не всегда нравятся. Но к певцам и к стилям он недостаточно чуток. Если сравнивать с итальянскими оркестрами (а звучание оркестра в лучшем оперном театре Москвы следует сравнивать с лучшими образцами, не так ли?), то у Коробова Россини получается по уровню громкости и темперамента, как европейский Верди; никакого шепота не наблюдается. Верди у Коробова идет уже откровенно с перехлестом. Пуччини должен исполняться более темпераментно, чем Верди? Или на том же уровне? Я не знаю. Но, по-моему, хороший дирижер не должен глушить певцов. Из моего опыта прослушивания Верди в Италии – в кульминациях оркестр идет по громкости вровень с солистом, но не перекрывает его, в остальных частях музыка мягко стелется, не мешая наслаждаться пением.

Коробов, к сожалению, регулярно глушит солистов в операх Чайковского, Россини, Верди, Пуччини, не только в кульминациях, но и везде. Если я, сидя на втором ряду партера оперного театра, не слышу певцов – мне не нужно много слушать «Богему» или любую другую оперу, чтобы понимать, что что-то не так. И поскольку у меня уже есть опыт прослушивания тех же певцов в том же зале, но с другими дирижерами – то приходится возложить вину за это не на солистов, а на Коробова. В той «Богеме», на которой я была, через оркестр удавалось пробиваться, по большому счету, только Петрожицкой; может быть, ее Коробов «вел», в отличие от остальных. Сафронова и Зуева было плохо слышно. Тут можно и иначе поставить вопрос: если они не соответствуют задачам, которые ставит перед исполнителями Пуччини, – а зачем им это дают петь? Хотя справедливости ради, только Шишляев (теоретически, я не слышала Шишляева в «Богеме», а с Коробовым Шишляев Марселя еще вообще не пел) может переорать такой громкий оркестр. Лишь в концовке Коробов несколько сбавил обороты, благодаря чему мне удалось оценить прекрасное исполнение арии про прощание с плащом, которое Вы так хвалите :)

Так что когда речь идет о Коробове, я жду от него, прежде всего, тихого звучания оркестра. Выстраивать баланс громкости между оркестром и солистами ему удается далеко не всегда, и это большой, системный минус для главного дирижера оперного театра. В «Итальянке» 31 октября оркестр был довольно тихим, в «Майской ночи» 4 декабря тоже, певцов было слышно – и за это Коробову большое спасибо.

И ладно еще «Богема» на итальянском языке, но в опере «Евгений Онегин» (тоже можно перекинуть мостик в тему сегодняшнего спектакля), в классической русской опере, публике не слышно, о чем поют – из-за громкого оркестра. Посмотрите отзывы возмущенных зрителей http://www.teatr.ru/Repertoire/Comments.aspx?perf=977&rep=349406
« Последнее редактирование: Декабрь 08, 2013, 11:38:09 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Честно говоря, я даже не могу адекватно поддержать беседу, поскольку у меня другие ощущения от "Богемы" Коробова. Последний на сегодня раз я слышал ее 9 июля этого года, и не испытывал проблем со слышимостью. Мне еще не довелось услышать Рудольфа Артема Сафронова, а вот Марсель Дмитрия Зуева точно был слышен хорошо (к сожалению, уже не помню откуда я слушал - скорее всего из последних рядов партера).

Недавно был на двух "Богемах" в Большом - мне понравилось звучание оркестра п/у Кирилла Карабица, но, опять же, несколько раз за оркестром пропадали певцы (причем, очень голосистые певцы). Ну что ж - бывает, и мне даже не пришло в голову отмечать это как минус. Даже если разок-другой дирижер перебрал с эмоциями - по-моему, не страшно. Гораздо хуже когда из-за медленных темпов и вялого звучания оркестра опера превращается в унылую пресную овсянку, что совсем недопустимо для самых земных, из плоти и крови, опер Пуччини.

По-моему, в МАМТе сейчас проблема с Пуччини подкралась с другой стороны (кажется, я жаловался еще летом). Вячеслав Волич то ли пока не может найти общий язык с оркестром, то ли не чувствует Пуччини на должном уровне - но оркестр не только громыхает, перекрывая певцов (чему не только я уже, к сожалению, неоднократный свидетель) но, главное, - звучит непрозрачно, превращая в слипшийся сгусток волшебную музыку Пуччини. Очень тяжело слушать после привычки к несколько хулиганистой, но чуткой и богатой оттенками интерпретации Вольфа Михайловича Горелика.

Что ж, 11 декабря Феликс Павлович в МАМТе дает "Богему" - послушаю с пристрастием. Правда, я всегда слушаю оперу с пристрастием, особенно Пуччини :)

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Я Вам про Коробова, а Вы мне про Волича

Да ну?:) Вы о Коробове и я о Коробове. (Конструктивное у нас общение получается:)

Посмотрите что Вы пишете: "я Пуччини не люблю, "Богему" не знаю, но был один спектакль, который Вы не слышали - вот там Коробов всех ужасно заглушил" Ну, можно так аргументировать?:) Я люблю Пуччини, знаю "Богему" наизусть, слышал спектакли с Коробовым (в т.ч. "Богему") и высоко ценю этого дирижера. О чем у нас может быть диспут?:)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
МАМТ в соцсетях дал вот такой анонс к сегодняшнему спектаклю "Богема":

"Нашей "Богеме" скоро исполнится 18 лет. Тем уникальнее сегодняшний спектакль, в котором на сцену выйдут сразу 4 участника премьерного состава. Шонаром будет Андрей Батуркин, Колленом - Роман Улыбин, Бенуа и Альциндором - Владимир Свистов. Хибла Герзмава, исполнявшая раньше партию Мюзетты, сегодня будет петь Мими. Дирижирует Феликс Коробов.
http://stanmus.ru/performance/3

"Богема"-1996: Евгений Поликанин, Владимир Свистов, Андрей Батуркин, Ахмед Агади.
Фотограф: Г. Несмачный"

Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Не претендуя на глубину анализа, напишу несколько слов про спектакль «Богема» 11 декабря. Оркестр звучал намного тише, чем на предыдущем спектакле, было очень хорошо слышно всех певцов. Правда, некоторые зрители жаловались, что на сей раз с задних рядов партера было недостаточно хорошо слышно сам оркестр :) Голубей не было (дрессировщица заболела).

Коротко по персонажам. Мавлянова-Рудольфа я слушала впервые и удивлялась, как он успел всего за несколько дней полностью перестроиться после Ленского. Рудольф – еще одна великолепная большая работа Мавлянова, очень интересная по оттенкам и цепляющая по эмоциям как вокально, так и актерски. Я впервые слушала и Хиблу Герзмава в роли Мими. Многие справедливо полагают, что в настоящее время именно эта партия наиболее подходит для ее голоса (из исполняемых ею в театре). Я не самая большая поклонница Хиблы и могла бы придраться к шумному дыханию и к некоторому несоответствию внешности образу – но придираться не хочется, так как она спела проникновенно и убедительно. Мария Пахарь отлично сыграла Мюзетту, спела вроде бы тоже хорошо, единственное, что я не берусь судить, насколько подходит ее голос под эту партию.

Теперь про Марселя. К сожалению, в этот раз у Дмитрия Зуева снова не прозвучал голос, тембр. Деревянно, невыразительно прозвучали слова «corragio» в адрес Рудольфа, у которого умерла подруга. По контрасту с эмоциональным Мавляновым это было особенно заметно. Как всегда, на сей раз и в роли Шонара, прекрасно прозвучал и сыграл Андрей Батуркин, класс продемонстрировал и еще один участник премьерного состава Роман Улыбин (Коллен).

В целом мне этот спектакль понравился заметно больше, чем предыдущий. Что касается общего восприятия этого произведения, то я имела беседу с человеком, который МАМТовскую «Богему» знает очень хорошо. По его словам, Коробов пока не очень освоил этот материал, поэтому впечатление от самой музыки совсем не то, особенно для неофитов. Нет абсолютного единства музыки и действия на сцене, правильные темпы ищутся заново. Именно на «Богеме» в наибольшей степени сказался уход Вольфа Горелика, досконально знавшего и эту оперу, и этот спектакль. Что же, буду осваивать этот материал вместе с Феликсом Коробовым.
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2013, 20:35:37 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Я вот как раз не стал выкладывать впечатления на форум, чтобы не рассказывать, что Хибле с такими потрясающе объемными нижними нотами уже пора петь лирико-драматический репертуар, а "короткие штанишки" Мими оставить юным солисткам - это их роль. Верхние ноты в партии Мими получаются у Хиблы слишком жесткими и неживыми. (К слову, обсуждение телосложения оперных певиц я считаю моветоном, где-то граничащим со свинством)

Не хотелось упоминать, что мой любимый баритон театра Андрей Батуркин в этот раз  спел неотличимо от Дмитрия Зуева. Хотя Андрей певец на порядок более опытный и культурный, чем Дмитрий (ну, у Дмитрия все еще впереди, надеюсь), но голос звучал тихо и с дребезгом - кроме, пожалуй, рассказа про попугая. Как мне сказали, не в первом спектакле (по Эскамильо 5 декабря я не делаю выводов - эта партия явно низковата для Андрея).

Еще не хотелось писать, что Нажмиддин Мавлянов пел кусочно-непрерывно - то играя голосом, то просто "давая звук" - оглушительно и красиво, но слишком громко и прямолинейно, как-будто опасался, что его не будет слышно. Если опасался, то совершенно напрасно - повторяю, форте были настолько оглушительны, что нарушали пуччиниевский баланс голоса и оркестра (в операх Пуччини оркестр в среднем должен звучать относительно певцов громче, чем в операх Верди). Возможно, из-за несовпадения личных качеств и качеств персонажей у Нажмиддина Мавлянова дольше всего происходит оттачивание образов трепетного и душевно слабого поэта Ленского и, особенно, - безответственного разгильдяя Рудольфа. Здесь виден фронт для работы.

Однозначно понравилась Мюзетта Марии Пахарь - у этой певицы верхние ноты не всегда получаются красиво, но даже если в этот раз и были какие-то покрикивания, то они органично вплелись в музыку. Что касается образа, то он был прекрасен своей естественностью, и если говорить об основных партиях, по-моему, это самая большая удача спектакля.

Как всегда был великолепен Роман Улыбин в роли Колена. Он же лет на 20 старше Марселя и Рудольфа - а ведь не верится.

По сумме впечатлений: спектакль был настолько долгожданным и заявленный состав - настолько многообещающим, что в целом осталось чувство неудовлетворенности.

Главное положительное впечатление - наконец-то за последние месяцы в Станиславского прозвучал Пуччини. Феликс Павлович был царем и богом спектакля - практически метрономные темпы с прозрачным исполнением и идеальным балансом мелодических линий (особенно в любимом мной третьем действии). Я очень надеюсь, что Вячеслав Волич  находился в зале и мотал на ус как надо давать Пуччини. Также надеюсь в "Тоске" 22 декабря я услышу тему домика в финальном дуэте, равно как и более тонкие нюансы в остальных частях любимой оперы. Иначе буду публично гундеть и плеваться :)
« Последнее редактирование: Декабрь 15, 2013, 20:06:52 от buffone »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 799
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Конечно, нехорошо обсуждать внешность артистов, а тем более певиц, помимо всего прочего, это очень примитивный взгляд на оперное искусство. Но эту тему часто поднимает сам Александр Титель в своих публичных высказываниях.

«- Зрители должны получать в опере удовольствие не только от пения, но и от внешнего вида артистов. Плохо, когда внешность противоречит образу. Разве в "Богеме" или "Кармен", или в других наших спектаклях внешность солисток не "играет"? И потом, красота наших женщин заставляет и мужчин следить за собой, в чем они сами признаются». http://www.trud.ru/article/05-06-2001/25095_aleksandr_titel_chto_za_opera_bez_milyx_solistok/print/

Кроме того, вот фрагмент интервью с Екатериной Губановой http://www.belcanto.ru/08061028.html

«А дело было так: я с однокурсницами прослушивалась в труппу театра Станиславского и Немировича-Данченко. Я спела первый тур — хорошо, второй тур — хорошо, а на третьем все от меня отвернулись. Меня пригласили в кабинет, где господин Титель подошел ко мне и на расстоянии трех сантиметров сказал: «Вы толстая, страшная и старо выглядите. Не пробовали прослушиваться в Большой театр? Там таких любят». Мне было что-то около девятнадцати лет — и тут такой страшный шок. Я себе сказала: ну все, не хочу иметь с этим ничего общего. Меня здесь не хотят, и не надо».

Примерно по этим же причинам Наталья Мурадымова поет в последние несколько лет значительно меньше, чем могла бы, к огромному сожалению – как раз ей в вину ставится несоответствие ее внешности образам хрупких девушек, несмотря на очень нерядовые вокальные данные. Извините за офф-топ от темы «Богемы».
Che mai sento!

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Александр Титель - художественный руководитель, и ему, как лицу ответственному за успех постановок, позволено больше, чем рядовым зрительницам.

А здесь напрашивается расхожий стереотип - если женщина на килограммосантиметр худее или на месяц моложе другой - не преминет так или иначе об этом заявить. В теме про черняковскую "Травиату" - написали, в теме про "Богему" - написали. Может, пора честь знать?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я вот как раз не стал выкладывать впечатления на форум, чтобы не рассказывать, что Хибле с такими потрясающе объемными нижними нотами уже пора петь лирико-драматический репертуар, а "короткие штанишки" Мими оставить юным солисткам - это их роль. Верхние ноты в партии Мими получаются у Хиблы слишком жесткими и неживыми. (К слову, обсуждение телосложения оперных певиц я считаю моветоном, где-то граничащим со свинством)

Уважаемый buffone!
У вас такой замечательный аватар, что мне всё время хочется, чтобы вы были таким же спокойным и в известной степени толерантным и всепонимающим, как этот нарисованный деятель, которому явно многое "по барабану" :)
Что касается внешности певиц, то невозможно же не смотреть на сцену. У тому же об этом выше было сказано намного деликатнее, чем иной раз встречаешь в официальной прессе.
Насчёт соответствия роли ваши замечания мне представляются намного более жёсткими, но вполне терпимыми.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Что касается внешности певиц, то невозможно же не смотреть на сцену. У тому же об этом выше было сказано намного деликатнее, чем иной раз встречаешь в официальной прессе.

Вы совершенно правы: мне многие вещи по барабану. В первую очередь - то, как посетители форума относятся лично ко мне (уж как заслужил - пусть так и относятся:)

Но вдумайтесь: Вы предлагаете мне снисходительно относиться к публичному обсуждению внешности женщины? Тогда как насчет, например, публичного обсуждения внешности Papataci? Она ведь жаловаться будет - так же, как сейчас пользуясь административным рычагом, фактически отстаивает право писать гадости про других.

Это третья тема за последние две недели, где я от одного человека читаю одни и те же "толстые намеки" в адрес одной и той же певицы (кстати, мне нет разницы кто именно эта певица). И Вы последовательно пытаетесь увещевать именно меня. С какой стати? Я понимаю, что на девичьих жалобах даже у самого сурового модератора может дрогнуть сердце, но всему есть предел - хотя бы элементарные нормы приличия.

Насчёт соответствия роли ваши замечания мне представляются намного более жёсткими, но вполне терпимыми.

Таки Вы не видите разницу между обсуждением профессиональных качеств певицы и назойливым обсуждением ее внешности? (риторический вопрос)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Таки Вы не видите разницу между обсуждением профессиональных качеств певицы и назойливым обсуждением ее внешности? (риторический вопрос)

Вижу, разумеется, но это ведь делает женщина, которая вовсе не имеет ничего против неё. И не так уж назойливо, никто бы особо и внимания не обратил, потому что все это и так видят.
Помню, когда Джесси Норман записалась в "Саломее" Рихарда Штрауса, многие закричали, что она абсолютно не подходит ни вокально, ни внешне :) Тем не менее, я считаю её запись самым выдающимся явлением в дискографии этой оперы. И никакая критика этому не помешала.
Не помешает и Хибле, я в этом убеждён.
Да и вообще, обсуждение внешности певцов и их костюмов на сцене и на выходах в "высший свет" - это прямо-таки непременный атрибут оперной жизни, так всегда было и так всегда будет. Я думаю, не стоит так уж реагировать на естественное проявление внимания к внешности.
Да, для меня это не на первом плане, но уж женщина никак не может обойти этот вопрос, если она настоящая женщина :) Мужчины над этим подтрунивают с первобытных, наверное, времён, и я их понимаю, но будьте снисходительны и проявите понимание психологии прекрасного пола. Тем более, что ничего такого не было сказано, чего мы не могли бы сами увидеть. Более того, я уверен, что и Хибла, если вдруг прочитает, то только посмеётся над этим :) Как будто она себя не знает :) И мы любим её не только за это :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица