Автор Тема: Премьера оперы Родиона Щедрина "Левша" в Мариинском театре  (Прочитано 7896 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://izvestia.ru/news/554537
В Мариинском театре завелась колоратурная блоха

На мировой премьере «Левши» Родиона Щедрина пели все — от императоров до насекомых



В золотом фонде потенциальных оперных либретто стало одним текстом меньше: Родион Щедрин забрал себе «Левшу», продолжив освоение литературных сокровищ своего любимого русского автора.
Премьера завершила трехмесячную инаугурационную сессию Мариинки-2, к открытию которой и была заказана масштабная партитура. И Валерий Гергиев, и автор уже объявили оперу сочинением итоговым. На самом деле все наоборот: «Левша» не подводит черту, а поддерживает тусклый огонь в очаге оперной традиции — той самой, которая естественным путем привела от Монтеверди к Бергу, Прокофьеву и Шостаковичу. Щедрин сейчас единственный в России, кто не отключает эту старорежимную традицию от системы жизнеобеспечения.
В «Левше» явственно проступают оперные матрицы не только самого Родиона Константиновича (русский фольклор, по-гоголевски заостренные характеры) и его старших коллег по Союзу советских композиторов, но и отца-основателя русской музыки Михаила Ивановича Глинки. Основа драматургии «Левши» — противопоставление двух «лагерей», завещанное «Жизнью за царя»: там супротив русских были поляки, здесь англичане. Причем в полном соответствии с традицией русский народ поет, а английский танцует: наши действуют головой, басурмане — ногами.

 

В «Левше» вообще немало патриотизма, в том числе и злободневного. Два брата-государя — Александр и Николай Первые — живо напоминают двух последних российских президентов: один западник, другой славянофил, один увлечен аглицкими инновациями, другой доверяет своим тульским оружейникам. Прав, конечно, второй.
Достались Щедрину в наследство и свойственные русскому оперному эпосу проблемы с любовной линией. Композитор ввел в «Левшу» несколько женских персонажей и даже написал обольстительно-красивую амурную сцену, но все же love story осталась заплаткой на кафтане лесковской повести. Не Щедрин виноват — у тульского мастера с любовью не ладится; умирая на грязном больничном полу, он слышит ласковую колыбельную своей единственной «суженой» — той самой аглицкой блохи (колоратурное сопрано Кристина Алиева), которая есть его вдохновение и смысл жизни. Этот истинно оперный финал — пожалуй, лучшая находка Щедрина в «Левше».

 

Есть еще несколько эпизодов, которые нравятся сразу и всерьез: таковы скоростная ковка (по Щедрину — «куйка») блохи и кульминационная, помещенная в точку золотого сечения сцена бури, в которой Гергиев смог раздуть меха своего оркестра.
Лучшие моменты не случайно связаны именно с оркестром: насладиться вокальным письмом мешает одна, но существенная загвоздка — до бесконечности затянутые композитором распевы. Дослушивание до конца каждой фразы, текст которой вы уже давно прочитали на дисплее с титрами (со сцены слов все равно не разобрать), превращается в мучение. Легкость и лаконизм лесковского языка исчезают без следа.
Нечеткая артикуляция — почти единственный упрек, который можно предъявить мариинскому оперному касту. В целом же Щедрину, безусловно, повезло: нигде в мире виртуозную русскоязычную оперу не смогли бы поставить лучше, чем здесь. Левша (Андрей Попов) — тенор с трогательным, почти юродиво-искренним голосом — был награжден заслуженным ревом зала. Но еще больше удивляла общая высокая планка качественного пения, ниже которой не опускались даже третьестепенные персонажи.

 

Постановка Алексея Степанюка и Александра Орлова, разумеется, демонстрирует мускулы новой сцены, что в ближайшие годы обречен делать любой спектакль в Мариинке-2. Ценнее то, что при этом режиссер и художник умудряются быть экономными. Так, русские снега не просто уступают место лондонским телефонным будкам, а, поднимаются наверх и автоматически становятся лондонским же смогом.
Поддержанная с одной стороны хрестоматийным сюжетом, с другой — удачной сценографией, музыка Щедрина вполне может претендовать на приличную кассу и довольно долгую жизнь в Мариинке. Главное — не слишком тянуть ее в статус национальной оперной классики — а то окаменеет.






Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Немного добавлю от себя. Мне повезло, и я побывала на премьере.
Прекрасная постановка. Понравилось все : музыка, исполнение, постановка. Все наше, родное, узнаваемое - русское. Лесковское. Хрестоматийное.
Ревом зала был встречен не только Андрей Попов – исполнитель титульной партии, но и Блоха (Кристина Алиева) .  Удивительное исполнение, оригинальное решение образа. Аглицкая блоха – вся такая  в металлическом блеске, движения нарочито механистические. Ножка не сгибалась, ручки –лапки двигались  неритмично. Западный полуфабрикат, одним словом :D.
А вот  когда на сцене появилась "англицкая блоха, подвергнутая русским пересмотрам" – зал ахнул, люди стали по-доброму улыбаться.
Прелестное "насекомое" в белых валеночках, каждая лапка в белой варежке, на плечах шалька пуховая, чулочки на подвязочках – уютная, домашняя, приветливая Блоха.
Ловко протанцевала, песенку спела и на прощание - «Спасибо за внимание».  Зал ревел от восторга!

« Последнее редактирование: Июль 30, 2013, 23:56:03 от Porgolovo »

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Щедрин сейчас единственный в России, кто не отключает эту старорежимную традицию от системы жизнеобеспечения.

Прям-таки единственный - ведь прочитают, а многие даже поверят... Просто не у всех композиторов такая знаменитая фамилия. Но в качестве характеристики произведения - греет и обнадеживает.

у тульского мастера с любовью не ладится; умирая на грязном больничном полу, он слышит ласковую колыбельную своей единственной «суженой» — той самой аглицкой блохи (колоратурное сопрано Кристина Алиева), которая есть его вдохновение и смысл жизни. Этот истинно оперный финал — пожалуй, лучшая находка Щедрина в «Левше».

А вот на этом месте я, можно сказать, прослезился и пошел покупать билет на 20 ноября.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Видеорепортаж

http://lenta.ru/video/2013/07/30/levsha/

«Заканчивается печально, как и со всеми нами»

В Петербурге 28 июля завершился фестиваль «Звезды белых ночей» — под занавес была показана новая опера Родиона Щедрина, написанная по лесковскому «Левше». Оперу, заказанную Валерием Гергиевым специально для новой сцены, композитор в ответ посвятил маэстро. Произведение не только продемонстрировало невероятный талант классика отечественной музыки, но оказалось сверхактуальным и необычайно эмоциональным. Умирающего Левшу, в котором угадывается вся Россия, вместе с виртуозными хором и блохой оплакивали и зрители. «Лента.ру» посмотрела, как Мариинка готовилась к самой важной премьере в этом году, обернувшейся чествованием композитора.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
А здесь есть премьерное интервью с Родионом Щедриным.

Разгадка Левши
В Мариинке-2 прошла премьера оперы Родиона Щедрина "Левша"

[...]
Несмотря на сложности музыкального языка, в которых отчетливо узнавался почерк композитора-классика нашего времени, эта оперная партитура получилась нелегкой для исполнителей, но вполне по силам слушателю благодаря броской рельефности музыкальных образов.
[...]
Родион Щедрин: [...] К составу оркестра, огромному четверному составу, тут добавлен целый ряд еще инструментов - видите, какая широкая яма. Тут и жалейки, и дудук есть, который все считают армянским инструментом, но на самом деле он и в Белоруссии, и в Украине, и в Македонии, во многих странах звучит - столько их разных, этих дудуков. Тут и деревянные флейты, и волынка, и свистульки, чего только нет. Есть и один инструмент, которого даже директор оркестра не знал, его привезли специально на премьеру из Москвы. Вы тоже, наверняка, не слышали - это разновидность цимбал, называется хакбрет.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Стащила со страницы МТ  ВКонтакте


Фрагмент партитуры оперы Родиона Щедрина "Левша"

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Думаю, для представления об операх Родиона Щедрина заинтересовавшимся будет полезно посмотреть полную запись оперы "Очарованный странник" в постановке того же режиссера в том же театре.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
http://www.newizv.ru/culture/2013-07-31/186490-dusha-chelovechkina.html
«Душа человечкина»
В Северной столице запели герои Лескова


http://calendar.fontanka.ru/articles/873/
А блохи все скачут и скачут

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Цитировать
Партия Принцессы Шарлотты идеально «легла» на голос Марии Максаковой. Ее красивое плотное меццо-сопрано прямо-таки «купается» в музыкальном тексте, как нельзя кстати «сыграли» в предлагаемых обстоятельствах женская прелесть и природная стать певицы.

Цитировать
Роскошная Мария Максакова оказалась сверхорганичной в образе принцессы Шарлотты: этакая фря в навороченной шляпке, на умопомрачительных каблуках и с гламурной собачкой на руках стала полюсом комичности. Яркий образ Максаковой и ее тщательная проработка партии заслужили отдельные аплодисменты зала.

Скажите, а что это за новое имя появилось на оперном небосклоне, да еще с такими хвалебными отзывами? 8) Сначала у Журбина в "Жизели" - думал, почудилось. Но два раза - это уже закономерность получается?