Автор Тема: Хельдентенора прошлого и настоящего.  (Прочитано 24765 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Это редкая группа теноров, обладающих особой высотой звука в сочетании с его большей мощностью, плотностью и полётностью. Другое название той же группе - героические тенора. А ещё их иногда называют "чёрными" за особые низкие (баритональные) обертона рабочего диапазона и блистательный верхний регистр.  Хельдентеноров отличает особая способность исполнения Вагнеровского репертуара. Их так и называют -  "Вагнеровские хельдентенора". Среди известных нам по записям, великие "Тристаны и Тангейзеры" середины прошлого столетия - Лауритц Мельхиор, Макс Лоренц, Рамон Винай, Людвиг Зютхауз. Сегодня Вагнера зачастую поют тенора, которых "дальше 3-го ряда не слышно". Их даже tenori di forza назвать трудно. В то же время есть настоящие хельдентенора, подстать прошлым знаменитостям. Среди них - явные,, например, Бен Хеппнер или Клифтон Форбис. Слышала пару недель назад живую трансляцию Хеппнера в Тристане. После этого переслушала запись с Зютхаузем и Флагстад. Хеппнер не только не уступит Зютхаузу, но временвми и посильнее своего знаменитого предшественника. Есть и потенциальные хельдентенора,. что могли бы проявить себя в Вагнеровском репертуаре. Среди них наш соотечественник Владимир Галузин. То же ксается, на мой взгляд, одного из лучших спинтовых теноров нашего времени - Йонаса Кауффман. Успешно мог бы петь Вагнера, на мой взгляд, Хозе Кура  Почему они этого не делают? Остаётся только гадать.
 ::)

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #1 : Апрель 11, 2008, 12:36:37 »
> Сегодня Вагнера зачастую поют тенора, которых "дальше 3-го ряда не слышно".

Ну таким певцам даже и не в Вагнеровских операх петь нельзя. Это же недоставленный голос.

В Мариинском, вроде бы поют Вагнера очень прилично, в том числе и пой знакомый тенор-альтино Андрей Попов, хотя у него не гениальной силы голос, просто очень полётный звук.

Александр

  • Гость
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #2 : Апрель 11, 2008, 13:50:08 »
Когда говорят о "хельдентенорах", то почему-то обходят вниманием наших замечательных русских певцов прошлого И.В.Ершова и Н.С.Ханаева, хотя после них остались пусть и небольшие фрагменты, пусть и не совсем совершенных в техническом отношении записей, но они всё таки есть! А ещё есть увлекательные воспоминания современников :)

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #3 : Апрель 11, 2008, 15:30:38 »
Nadejda, можно ли дель Монако,  Корелли  и Бонизолли причислить к хельдентенорам?

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #4 : Апрель 11, 2008, 15:31:26 »
Когда говорят о "хельдентенорах", то почему-то обходят вниманием наших замечательных русских певцов прошлого И.В.Ершова и Н.С.Ханаева
Об Ершове ничего сказать не могу, кроме того, что Теляковский постоянно говорил, что звук у него зажатый. Это было в самые первые годы. Потом вроде положение выправилось.
А вот Ханаева записи я слышала, хоть и не в Вагнере. На мой взгляд он типичный хельдентенор.

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #5 : Апрель 11, 2008, 15:35:51 »
Nadejda, можно ли дель Монако,  Корелли  и Бонизолли причислить к хельдентенорам?
На мой взгляд, нет. И не потому, что они не пели Вагнера. Они типичные спинто. У них не та высота (то есть, более высокий fach) и не та плотность.
Вот типичный хельден - это Рамон Винай (ИМХО)

Александр

  • Гость
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #6 : Апрель 11, 2008, 16:06:31 »
Уважаемая Надежда, если появится желание послушать сцену плавки и ковки меча из "Зигфрида" с участием Никандра Сергеевича Ханаева (Зигфрид) и Александра Ивановича Перегудова(Миме), то на моём сайте эта запись имеется. Я её открою при Вашем желании. ;D
А вот по поводу оценок Марио Дель Монако - не соглашусь с Вами, ибо он пел в Германии и Зигмунда в "Валькирии", и Лоэнгрина (рассказ Лоэнгрина, правда по итальянски, у меня есть в личной коллекции, на дисках с "живой" записью из театра Ла Скала "Дидоны и Энея" с участием Дель Монако и Джульетты Симионато :))

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #7 : Апрель 11, 2008, 16:12:22 »
В Мариинском, вроде бы поют Вагнера очень прилично, в том числе и пой знакомый тенор-альтино Андрей Попов, хотя у него не гениальной силы голос, просто очень полётный звук.
Сама не слышала, но англичане давали очень хорошую оцеку вокалистам в "Кольце". А они просто так хвалить не станут.

О Вагнеровских альтино (Миме, Логе) разговор особый. Это, конечно, не хельден, но тут тоже коё-что требуется. Очень интересные голоса - Кларк, Зетник. Тут слышала в Ироде некого Питера Брондера. Мужичек по виду от горшка, два вершка. Но голос!!!!!! Пробуравливал весь оркестр в 120 инструментов. Никого не слышно, а его прекрасно. Мне кажется, тут дело не в силе голосе, а в каких-то высотах, что проникают через любой оркестр.

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #8 : Апрель 11, 2008, 16:26:28 »
А вот по поводу оценок Марио Дель Монако - не соглашусь с Вами, ибо он пел в Германии и Зигмунда в "Валькирии", и Лоэнгрина (рассказ Лоэнгрина, правда по итальянски, у меня есть в личной коллекции

Уважаемый Александр!
Так ведь и Доминго пел и Зигмунда и Лоэнгрина. А уж его никак не причислишь к хельдентенорам. Он скорее феномен. Всё зависит, как петь.
У хельден особая высота (квази-баритональная). На мой взгляд Монако всё же спинто (или по-другому - tenori di forzi).

А "Ковку меча" с Ханаевым послушала бы с превеликим интересом. Да только мой комп как не принимал записи, так и не принимает.

Александр

  • Гость
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #9 : Апрель 11, 2008, 16:33:35 »
Ну если вдруг получится, то вот адрес ссылки http://marasanov1.narod.ru/audio.html. Внизу на странице аудиоматериалов есть надпись большими буквами "СЦЕНА ПЛАВКИ И КОВКИ..."... попробуйте может быть получится? Может быть компьютер скачает? Как знать? (Кстати, запись открыта для всех интересующихся) :)  

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #10 : Апрель 11, 2008, 16:48:20 »
У хельден особая высота (квази-баритональная). На мой взгляд Монако всё же спинто (или по-другому - tenori di forzi).


Уважаемая Nadejda, позвольте, а как же пролог в исполнении дель Монако? Не каждый великий баритон так споет. А Отелло в исполнении Корелли, правда концертный?  Куда уж темнее-то? Может им просто не надо так было грузить в итальянско-французской опере?

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #11 : Апрель 11, 2008, 17:26:55 »
Вот, уважаемая Nadejda, сейчас специально переслушал нессун дорму в исполнении дель Монако, Галузина и Корелли. По тембру самый темный дель Монако, у Галузина тембрально голос весьма светлее. ближе к Корелли. Хотя может и качество записей, взятых с ютуба, хромает.

Онегин

  • Гость
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #12 : Апрель 11, 2008, 19:04:49 »
Спасибо, уважаемая Надежда, что Вы подняли тему хельдентеноров. Меня это давно интересует. Хотел бы для себя уточнить. Вы относите к этой категории и теноров с вагнеровскими голосами и героических теноров и спинтовых? Я всегда считал, что понятие хельдентеноров относится только к вагнеровским голосам, которые отличаются от героических и спинтовых, специализирующихся в итальянском романтическом репертуаре. Где-то читал, что особенности вагнеровского тенора заключаются не только в мощности голоса но и в наличии довольно плотного баритонального низа, что отчетливо видно у Людвига Зютхауза, Макса Лоренца, Рамона Виная. Кстати Рамон Винай уникален тем, что пели партии баса, баритона и тенора. Не могу согласиться, что время великих вагнеровских теноров ушло в прошлое. Конечно Петербургская культура конца 19 начала 20 века может похвалиться постановками Вагнера в Мариинке, что во многом заслуга Волконского и Великосветского общества под предводительством великой княгини Елены Павловны и немецкого культурного общества Петербурга. Но и в наше время есть певцы, которые продолжают традиции своих предшественников. Это прежде всего Зигфрид Иерусалем, Манфред Янг и Петер Хофман - типичные вагнеровские голоса современности, утвердившие себя в этом репертуаре во всем мире, а главное в Байройте. К упомянутым Вами хельдентенорам хочу добавить,  Вольфганга Виндгассена, Сета Сванхольма, Джона Викерса, Джеймса Кинга. Очень убедительный исполнитель Лоэнгрина, Парсифаля Пласидо Доминго. Их голоса звучат гораздо дальше 3-го ряда партера.

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #13 : Апрель 12, 2008, 20:12:58 »
Не могу согласиться, что время великих вагнеровских теноров ушло в прошлое. Конечно Петербургская культура конца 19 начала 20 века может похвалиться постановками Вагнера в Мариинке, что во многом заслуга Волконского и Великосветского общества под предводительством великой княгини Елены Павловны и немецкого культурного общества Петербурга. Но и в наше время есть певцы, которые продолжают традиции своих предшественников. Это прежде всего Зигфрид Иерусалем, Манфред Янг и Петер Хофман - типичные вагнеровские голоса современности, утвердившие себя в этом репертуаре во всем мире, а главное в Байройте.
Прежде всего хочу Вас поправить в плане истории постановки "Кольца" в России. Князь Сергей Михайлович Волконский пробыл на посту Директора Императорских театров без малого 3 года с июля 1899 по июнь 1901 года. За этот срок в БТ был возобновлён "Зигфрид". В МТ он был поставлен в 1902 уже при Теляковском. "Валькирия" увидела свет рампы в БТ в сезон 1902-03, а в МТ в 1902 после первой неудавшейся попытки в 1900. Премьера "Гибели Богов" была в январе 1903 г., а "Золота Рейна" в 1907. Так что, постановка всего "Кольца" была завершена через 6 лет после отставки Волконского. В её завершении огромная роль принадлежала тогдашней дирекции Императорских театров и, конечно же, Направнику. Интересно, что Эдуард Францович поначалу очень скептически отнёсся к идеи постановки всей тетралогии. Но, после большого успеха "Зигфрида" в МТ под его управлением в 1902, согласился поставить всё "Кольцо". Это был первый прецедент, когда в оперном театре шла одновременно вся тетралогия (пусть и на русском языке).

О хельдентенорах, помимо природных особенностей голоса, большое значение имеет вокальная манера. Вы наверняка обращали внимание как по-разному поют "итальянцы" и "немцы". У них не только разный тип резонирования, но и разный вектор эмиссии звука. Это всегда хорошо слышно, поскольку у "итальянцев" звучит маска, хорошо выражена верхняя певческая форманта, звук имеет явную векторную направленность и воспринимается как более высокий. "Немцы" же звучат подобно органу. Грубо говоря у них резонирует всё тело. Потому и высота звука более низкая. Вот это, по-моему, и характерно для хельдентеноров.

К слову, через час начинается живая трансляция из МЕТ "Игрока" с Гергиевым, Галузиным, Гуряковой, Савовой и Дядьковой.
« Последнее редактирование: Апрель 13, 2008, 01:45:05 от Nadejda »

Онегин

  • Гость
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #14 : Апрель 12, 2008, 20:23:32 »
Спасибо, Надежда, за уточнение. Я это как-раз и надеялся от Вас услышать.

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #15 : Апрель 13, 2008, 01:45:39 »
А вот по поводу оценок Марио Дель Монако - не соглашусь с Вами, ибо он пел в Германии и Зигмунда в "Валькирии", и Лоэнгрина (рассказ Лоэнгрина, правда по итальянски, у меня есть в личной коллекции

Уважаемый Александр!
Так ведь и Доминго пел и Зигмунда и Лоэнгрина. А уж его никак не причислишь к хельдентенорам. Он скорее феномен. Всё зависит, как петь.
 На мой взгляд Монако всё же спинто (или по-другому - tenori di forzi).



Я помню, уважаемая Надежда, что Вам нравилась классификация, объединяющая в одну группу теноров spinto и di forza. Но даже приняв эту классификацию (неточную, с моей точки зрения), в любом случае spinto и di forza - это разные типы голосов. Дель Монако - однозначно драматический тенор (di forza), а не лирико-драматический (spinto).

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #16 : Апрель 14, 2008, 18:51:48 »
Надежда, на счёт "Вагнера по-русски". Читал в воспоминаниях о Направнике его сына, что немцы, слышавшие Вагнера в России, говорили, что в России Вагнера поют, а в Германии декламируют.

По-моему это как раз и происходило из-за пения по-русски, который куда более удобен, чем немецкий.

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #17 : Апрель 15, 2008, 01:12:08 »
Цитировать
в любом случае spinto и di forza - это разные типы голосов. Дель Монако - однозначно драматический тенор (di forza), а не лирико-драматический (spinto).

Дело в том, что в современных итальянских книгах по вокалу термин di forza не используется. А есть одна группа - драматические и лирико спинто. Туда и попадают все, включая дель Монако. Сама я тоже определяю для себя Монако как драм тенора. Но почему-то сегодня граница драм и спинто размыта. К спинто ими зачислены Атлантов и Узунов (на мой взгляд драм.), а наш Дмитрий Смирнов почему-то вообще попал в лирические. Есть ещё такая группа, как "легкие". Что это такое совсем непонятно. Там, в частности Гедда.

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #18 : Апрель 15, 2008, 11:38:15 »
Цитировать
в любом случае spinto и di forza - это разные типы голосов. Дель Монако - однозначно драматический тенор (di forza), а не лирико-драматический (spinto).

Дело в том, что в современных итальянских книгах по вокалу термин di forza не используется. А есть одна группа - драматические и лирико спинто. Туда и попадают все, включая дель Монако. Сама я тоже определяю для себя Монако как драм тенора. Но почему-то сегодня граница драм и спинто размыта. К спинто ими зачислены Атлантов и Узунов (на мой взгляд драм.), а наш Дмитрий Смирнов почему-то вообще попал в лирические. Есть ещё такая группа, как "легкие". Что это такое совсем непонятно. Там, в частности Гедда.

Классификация голосов - это вопрос непростой и поэтому различных классификаций много. Та, о которой пишете Вы, Надежда, думаю, не самая удачная. Хотя, то, что касается легких теноров, здесь как раз все понятно - тенора leggiero традиционно в итальянской классификации. Собственно говоря, для меломана, может быть и не принципиально, отнести певца к тенорам spinto или di forza, а вот с точки зрения вокальной педагогики - это разные голоса: lirico-spinto, spinto и di forza (или drammatico).

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #19 : Апрель 15, 2008, 14:02:20 »
Пусть меня не замечают и не отвечают на мои вопросы.  ;D
Но я скажу. Нет никаких драмматико, так или иначе все великие верхи спинтуют. Никто на верхи постоянно,  кроме как иногда, объемом не ходит. Или не поет верхи.  ;)

Онегин

  • Гость
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #20 : Апрель 15, 2008, 20:04:44 »
Ув. чужой, в Вашем мнении есть резон. Для себя я сделал вывод, что полноценный певческий голос должен обладать достаточной пластичностью, чтобы использовать все богатство оттенков, и чувствовать себя свободно и в оперном драматическом репертуаре и в камерном. Когда слышал высказывание, что состояние голоса можно определить по тому, как удается певцу пиано и меццовоче. Думаю, что и тенора в драматическом репертуаре и в лирическом должны обладать этими возможностями

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #21 : Апрель 16, 2008, 02:11:37 »
Ув. чужой, в Вашем мнении есть резон. Для себя я сделал вывод, что полноценный певческий голос должен обладать достаточной пластичностью, чтобы использовать все богатство оттенков, и чувствовать себя свободно и в оперном драматическом репертуаре и в камерном. Когда слышал высказывание, что состояние голоса можно определить по тому, как удается певцу пиано и меццовоче. Думаю, что и тенора в драматическом репертуаре и в лирическом должны обладать этими возможностями

Дорогой Евгений, ну Вы - идеалист. И часто Вы слышите такие голоса, которые свободно себя чувствуют и в оперном драматическом репертуаре и в камерном? Я думаю, что даже Ваш дядя, самых честных правил - и тот их редко слышал. Отчего и занемог не в шутку. А как же нам определять состояние голоса по владению mezzo voce, если этим приемом вообще владеют единицы...?

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #22 : Апрель 16, 2008, 03:27:57 »

Но я скажу. Нет никаких драмматико, так или иначе все великие верхи спинтуют.  ;)

И то верно, любезный чужой, может и нет никаких драмматико...А все великие спинтуют. За что мы их любовно называем "проспинтованные великие". А кто не спинтует, тот подспинтовывает втихомолку. И вообще - спинтующий пьет до дна!

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #23 : Апрель 16, 2008, 04:40:42 »
...а вот с точки зрения вокальной педагогики - это разные голоса: lirico-spinto, spinto и di forza (или drammatico).

Для меня это все, кончено, бесконечно высоко  ;D - но все-таки интересно. Я понимаю, что у них репертуар разный. А вот с точки зрения обучения - не подскажете ли Вы, уважаемый Belcore, в чем отличие (методики?) обучения, скажем, для спинто и драмтенора. Я понимаю, что там может быть полно всего - ну хотя бы основную идею, или любой пример, что должно делаться по-разному.

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #24 : Апрель 16, 2008, 10:31:42 »

 И вообще - спинтующий пьет до дна!

И после первой не закусывает.  ;)

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #25 : Апрель 16, 2008, 13:13:16 »
...а вот с точки зрения вокальной педагогики - это разные голоса: lirico-spinto, spinto и di forza (или drammatico).

Для меня это все, кончено, бесконечно высоко  ;D - но все-таки интересно. Я понимаю, что у них репертуар разный. А вот с точки зрения обучения - не подскажете ли Вы, уважаемый Belcore, в чем отличие (методики?) обучения, скажем, для спинто и драмтенора. Я понимаю, что там может быть полно всего - ну хотя бы основную идею, или любой пример, что должно делаться по-разному.

Ну вот конкретный пример, дорогой Микки. Школа Мелокки, школа пения на опущенной гортани - это методика для обучения драматических теноров. Поэтому, скажем, дель Монако специализировался исключительно на драматическом репертуаре. А тенор-spinto Бонизолли с равным блеском пел и лирический и драматический репертуар. А вот между spinto и lirico-spinto нет принципиальной разницы в обучении. В обоих случах развитие голоса идет от лирического репертуара - к драматическому. Для тенора же di forza этот путь не подходит. Поэтому тот же дель Монако, который в молодости пытался петь лирический репертуар, вынужден был отказаться от него - начались проблемы с голосом.

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #26 : Апрель 16, 2008, 14:31:15 »

Ну вот конкретный пример, дорогой Микки. Школа Мелокки, школа пения на опущенной гортани - это методика для обучения драматических теноров.

Уважаемый  Belcore, опущенная гортань  - это только для драмтеноров? Или и для драмбаритонов подойдет? Да и просто для баритонов? Как еще освободить гортань, если ее не опустить?

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #27 : Апрель 16, 2008, 19:21:39 »

Ну вот конкретный пример, дорогой Микки. Школа Мелокки, школа пения на опущенной гортани - это методика для обучения драматических теноров.

Уважаемый  Belcore, опущенная гортань  - это только для драмтеноров? Или и для драмбаритонов подойдет? Да и просто для баритонов? Как еще освободить гортань, если ее не опустить?

Положение гортани, дорогой чужой, это вещь индивидуальная. Освобождать гортань не надо, от чего Вы ее собираетесь освобождать? Школа Мелокки - это школа пения на опущенной гортани именно для теноров di forza. А гортань должна найти свое правильное положение, за этим должен следить педагог, давать соответствующие упражнения, подбирать нужный репертуар.

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #28 : Апрель 17, 2008, 10:09:48 »

Положение гортани, дорогой чужой, это вещь индивидуальная. Освобождать гортань не надо, от чего Вы ее собираетесь освобождать?

Уважаемый Belcore, я не знаю от чего. Просто везде читаю, что надо освободить глотку (гортань?).

Да и вот смотрю я, скажем, на Меррила, а кадык у него практически в трусах, когда поет. :)
Да и не у него одного.
« Последнее редактирование: Апрель 17, 2008, 10:44:16 от чужой »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Хельдентенора прошлого и настоящего.
« Ответ #29 : Апрель 19, 2008, 18:27:29 »

Положение гортани, дорогой чужой, это вещь индивидуальная. Освобождать гортань не надо, от чего Вы ее собираетесь освобождать?

Уважаемый Belcore, я не знаю от чего. Просто везде читаю, что надо освободить глотку (гортань?).

  Уважаемый Чужой,
насколько я понимаю, под "освободить гортань" имеется в виду, чтобы на ней не было (избыточного) мышечного напряжения. Морозов утверждает, что у людей, поющих с напряженной гортанью (он считает, что это часто бывает у начинающих
академических певцов), область ВПФ смещается в сторону более высоких тонов (более высоких частот).

Когда же речь идет об опускании гортани, здесь, напротив, речь идет исходно о приложении некого мышечного усилия для проведения этой "манипуляции".