Автор Тема: "Русалка" Даргомыжского. Концертное исполнение в КЗЧ 23.09.2013  (Прочитано 2219 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
23 сентября в КЗЧ состоялось концертное исполнение «Русалки» Даргомыжского. Вот в таком составе:
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Государственный академический
Большой симфонический оркестр
имени П.И.Чайковского
Дирижер – Владимир Федосеев
Елена Евсеева (сопрано)
Светлана Шилова (меццо-сопрано)
Михаил Казаков (бас)
Сергей Семишкур (тенор)
Валерий Мурга (баритон, Швейцария)
Анастасия Бакастова (сопрано)
Московский государственный академический камерный хор
Режиссёр – Владимир Васильев
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дело в том, что это было не совсем обычное концертное исполнение. Пожалуй, его можно назвать полуконцертным, потому что солисты пели свои партии без нот, наизусть и играли свои роли в соответствии с постановкой Владимира Васильева. Разумеется, он и танцы там поставил. Кроме того, на стены сбоку и задник проецировались написанные им картины, на мой взгляд, весьма стильные, получилось что-то вроде декораций. Для этого всего действа была полностью освобождена вся передняя часть сцены, оркестр задвинули к задней стенке, а Владимир Иванович Федосеев дирижировал, сидя в высоком кресле лицом к публике и солистам. Все это записывалось одновременно тремя камерами,  но вот только сосредоточившись на обеспечении наиболее благоприятных условий для записи, звукорежиссеры, по-моему, совершенно забыли про акустику в зале. И явно с ней перемудрили. Никогда еще звук не был таким отвратительным! Оркестр было слышно еще неплохо, правда, кажется, без особых нюансов. А вот голоса певцов звучали глухо, расплывались, тонули в каком-то вакууме и перекрывались собственным эхом. Иногда это наблюдается в КЗЧ во втором и третьем амфитеатрах, но в понедельник я пересаживался на разные места два раза, увы, эти явления отмечались по всему залу. То ли певцы, разыгрывавшие действие не у рампы, а в глубине сцены, вышли из акустического фокуса, то ли что-то там с акустикой вообще нарушилось, но слушать в зале это было достаточно тяжело, особенно это касалось восприятия текста. Короче говоря, очень сложно иногда было расслышать слова. А ведь у Даргомыжского слова очень важны.
К сожалению, сейчас «Русалка» в Москве нигде не идет. Да и в Питере ее только совсем недавно вновь поставили – к юбилею Даргомыжского. А когда-то эта опера была одной из самых популярных. И неспроста. Вы не поверите, но мои родители, мои бабушки и дедушки и даже мои прабабушка и прадедушка знали ее практически наизусть. Причем, все они не имели никакого отношения к музыке и специально оперу, конечно, не учили. Просто было время, когда ее очень часто ставили и передавали по радио, прямо по трансляции из Большого.  Или же передавали записи этой оперы. Поэтому при слове «Русалка» лица моих родственников светлели и приобретали счастливое, мечтательное выражение. Бабушка любила петь «Ах, прошло то время, время золотое…», мама обычно была за Русалочку, папа все время напевал «Нет, не рассеет дум тяжелых…", а дедушка с прадедушкой один раз меня совершенно сразили тем, что буквально «с места» исполнили весь дуэт Князя и Мельника. Короче говоря, я понял: разбуди их всех ночью – споют из «Русалки» наизусть, причем с любого места. Я, конечно, тоже полюбил эту оперу, хоть и не в детстве, но позже, когда увлекся академическим пением и приобрел ряд записей этой музыкальной драмы. Кстати, одной из самых лучших (и самых полных!) была запись «Русалки» под управлением Федосеева – как сейчас помню эти четыре большие виниловые пластинки, выпущенные фирмой «Мелодия». А еще были записи с Козловским, с Кильчевским…
Если не ошибаюсь (честно говоря, очень смутно помню), Евгений Колобов однажды тоже давал «Русалку» в концертном исполнении. С тех пор я ее, кажется, и не слышал живьем. Поэтому с огромным нетерпением я ждал этого исполнения в КЗЧ. Тем более, что кастинг внушал большие надежды.
Я давно и преданно люблю голос Елены Евсеевой, ее такой мягкий и чистый вокал. Конечно, она прекрасно подходит на роль Наташи, разве только ее идеальное легато иногда немного не дружит с согласными. Я стал вспоминать, когда последний раз слушал ее в русском репертуаре и почему-то вспомнил ее выпускной экзамен в музыкальном училище, где она всех просто сразила (впрочем, как и на вступительном…).Но тогда мне больше ее Норма запомнилась. Ну, в русском репертуаре я ее точно слышал на вечере в Гнесинке, посвященном памяти певицы Натальи Троицкой. Там Евсеева пела Иоланту. В принципе, у нее на самом деле дикция вовсе не такая плохая, как это казалось в КЗЧ, я же говорю, там акустика была такая, что все расплывалось, и еще мешало какое-то эхо. Поэтому местами слова было, действительно, разобрать трудно. И нижний регистр было слышно хуже обычного, хотя я знаю, что у нее с ним все в порядке. Но вокал был очень хороший, особенно в конце драматическую арию Елена исполнила просто потрясающе. А вообще она поет – как дышит. Слушать – одно удовольствие.
Ярко и выпукло исполнил партию Мельника один из моих любимых басов – Михаил Казаков. Вот уж тут он развернулся! Его голос благодаря объему, полетности и суперчеткой дикции меньше всего пострадал от этой всей акустической подлянки. Огромное количество динамических и тембральных нюансов, прекрасная фразировка и артистический талант сделали этого Мельника незабываемым, и, я думаю, не только для меня. До сих пор в ушах звучит потрясающая фраза из дуэта с Князем: «А там, пожалуй, и удаааааааавишь ожерельем». Звук был такой, что просто мороз по коже.
Сергею Семишкуру в партии Князя, на мой взгляд, все-таки не хватило внятности. Такое впечатление, что он задался целью повышать свой голос только в самых крайних случаях. Нет, нюансы – это, конечно, хорошо. Но в данных акустических условиях, они, честно говоря, терялись. Вместе со словами. Это было, наверное, очень грамотное, с точки зрения вокала, легатированное пение «в маску», но, поверьте, выглядело это немного неестественно и занудно. Довольно однообразные крещендо были слишком предсказуемыми, а филировки звука наверху – какими-то искусственными. А кто-то сзади даже вспомнил про «кота за хвост», и неслучайно.
Очень красивый голос у исполнительницы партии Княгини Светланы Шиловой – большой, объемный, богатый тембром. И исполнение мне очень понравилось, я заслушался. Правда, мне показалось, что раньше ария Княгини звучала еще более грустно, чем это получилось у Шиловой. Никаких других вопросов у меня к ней не возникло. Я просто на нее с восхищением смотрел. И вспомнил, что еще не слышал ее в партии Марины Мнишек, а нужно обязательно послушать.
Очень мне понравились и голоса исполнителей маленьких партий – Валерия Мурги и Анастасии Бакастовой.
Хор под руководством Минина был, как всегда, на высоте. Оркестр, конечно – тоже. И Федосеев! И вообще, если бы не акустика, был бы полный праздник. Впрочем, все равно спасибо огромное за то, что вернули «Русалку»! Хорошо хоть в видеозаписи это звучит не так расплывчато.
Кстати, все могут посмотреть видеотрансляцию с трех камер на сайте филармонии.
Вот здесь: http://meloman.ru/concert/dargomyzhskij-rusalka-bolshoj-simfonicheskij-orkestr/
Поверьте, Вы будете в более выгодном положении чем те, кто в зале был. Потому что звук у солистов лучше раза в два. И почти все нюансы слышно.




« Последнее редактирование: Сентябрь 26, 2013, 22:59:12 от Schwarzenstein »

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
23 сентября в КЗЧ состоялось концертное исполнение «Русалки» Даргомыжского.
---------
Кстати, все могут посмотреть видеотрансляцию с трех камер на сайте филармонии.
Вот здесь: http://meloman.ru/concert/dargomyzhskij-rusalka-bolshoj-simfonicheskij-orkestr/
Поверьте, Вы будете в более выгодном положении чем те, кто в зале был. Потому что звук у солистов лучше раза в два. И почти все нюансы слышно.
Камеры расставлены бездарно. Да и звук не производит впечатление идеального. Может лучше будет по Орфею послушать.

Оффлайн Игорь Г

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 29
Да, звук в зале был ужасающий, какое-то эхо, искажения, пропадали слова,часто певцов не было слышно, я три раза пересаживался, стало получше, но ненамного.
Впечатление было сильно испорчено.

Оффлайн Cuniza

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 289
Накатайте рекламацию от лица зрителей на сайт филармонии и сайт БСО или Федосеева. А то так и будут думать, что все хорошо прошло.

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
К сожалению, не смог посетить это мероприятие, но с утра уже дважды послушал видеозапись (смотреть там нечего - камеры будто не расставлялись, а случайно забыты на точках съемки). Жаль, что из репертуаров театров исчезла эта благодатная музыкально и сюжетно опера. Ведь настоящий оперный сюжет - человеческая драма сильных чувств с мистическими нотками. А какая музыка на любой вкус - от сложных ансамблей и арий до припевных шлягеров (уж каватину Мельника не то что родители, но и я лет с пяти знаю наизусть - Слава Советскому Радио). А ведь есть еще "Каменный гость"... но - вернусь к исполнению.

Мельника Михаила Казакова на сцене я себе очень живо представляю - его звонкий бас с бесконечной палитрой эмоциональных оттенков всегда находится в гармонии с мимикой и жестами. Интересно, что Михаил Казаков не поет "эталонных" исполнений. У него всегда партии звучат по-своему, иногда довольно смело интерпретируя оригинал (исключение, пожалуй, только его Борис Годунов, в котором я слышу и вижу много от Евгения Евгеньевича:) Поэтому учиться на его исполнениях как по хрестоматии я бы никому не рекомендовал, а вот слушать их - огромное удовольствие.

Вот если говорить об эталонных исполнениях в этой записи - это, пожалуй, Княгиня Светланы Шиловой. Характер ухвачен, роль прожита и это помножено на богатый тембр и пение безупречной культуры. Остается лишь еще раз порадоваться, что в Москве можно вот так, запросто, услышать певицу такого уровня.

Давно хотел услышать "живьем" Сергея Семишкура - и здесь такой был случай, но не сложилось. В записях он звучит по-разному и есть впечатление некоторого недостатка ограненности голоса и, как следствие, - неровности качества вокала. Но от этого исполнения партии Князя в записи у меня остались сугубо положительные впечатления. Культурный, сфокусированный звук. По тембру и деталям звучания все-таки нужно или более качественную запись или все-таки добраться до Питера и послушать Сергея из зала.

Елена Евсеева - ее голос я тоже могу домыслить по записи. Отмеченное Александром принесение согласных в жертву кантилене у певицы, к сожалению, имеет место быть. И в моей системе ценностей дикция - обязательное условие вокальной культуры, даже если поют какую-нибудь барочную чепуху. С другой стороны... Елена ведь правда "поет, как дышит" - а вы слышали, чтобы кто-то дышал с согласными звуками?:) Если серьезно и конкретно по теме, то эфирные записи невысокого качества "съедают" дикцию и говорить о ней что-то определенное не могу. А вот кантилена очень впечатляет.

И в заключении - то, с чего начал: может, мои чаяния о возвращении "Русалки" в репертуар московских театров не так уж бесплодны?:)

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
В прошлый понедельник я тоже побывал в КЗЧ на концертном исполнении "Русалки" Даргомыжского. Сразу не успел рассказ закончить, так как совершенно не было времени – четыре дня подряд были мероприятия, и одно из них в Рязани. Мне предсказуемо очень понравился оркестр под управлением Федосеева, который я слушал во второй раз, однако в некоторых местах на фоне плотного аккомпанемента солисты всё же терялись. В целом, конечно, интересных (и таких проникновенных) фрагментов в этой опере очень немало, и это произведение можно назвать совершенно незаслуженно забытым - к сожалению, только ария Мельника, с которой и начинается опера, исполняется на концертах в какой-то степени часто. Из солистов, на мой взгляд, лучше всех пели сама Русалка (она же Наташа) и Княгиня. Елена Евсеева порадовала владением голосом и таким тягучим, связным звуком, который мне всегда нравится у сопрано подобного плана. Голос мягко и проникновенно звучал, особенно наверху и в середине. Может быть, два-три раза самые низы получились чуть более тускло, но этот недостаток мне показался незначительным. Люблю Евсееву! А у Светланы Шиловой партия Княгини, похоже, одна из коронных, позволяющих лучше всего раскрыть талант. На протяжении всей оперы звук её голоса, несмотря на отсутствие пробивной мощи, был таким чистым, плотным, глубоким, восхищали светлые верхи и бархатные наполненные низы, середина вообще стабильнейшая. Может быть, пара низов была спета чуть жестче, но это уже детали. Насчёт Мельника (Михаила Казакова) уважаемый Александр уже очень точно охарактеризовал его достоинства – в первую очередь действительно потрясающее разнообразие динамических и тембральных нюансов. Однако акустика, на мой взгляд, мешала петь разборчиво и ему, в знаменитой арии я половину слов не расслышал, в противоположность всем прежним её исполнениям на моей памяти. Ну не могу я слушать пение на русском и восхищаться, если слов не понимаю! А насчёт акустики мне вообще показалось, что акустическая система зала как-то разладилась! Вообще, я давно считаю, что этот зал не для вокала, честно говоря, в противоположность БЗК, где вокала, к огромному сожалению, гораздо меньше. Голос Сергея Семишкура, как мне показалось, очень неплохо летел сквозь кажущуюся вату, производя, вопреки условиям в зале, впечатления. Хороша была и Анастасия Баксатова (Ольга). Хор ещё очень понравился, особенно после антракта, где попеременно с разных сторон пели низкие голоса и высокие - обволакивающе так звучал.
« Последнее редактирование: Октябрь 03, 2013, 23:18:07 от Вольфрам »