Автор Тема: Зал Мясковского (Белый зал Московской Консерватории)  (Прочитано 6178 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Концертный зал Мясковского находится во втором учебном корпусе Московской Консерватории. Он вмещает около 100 слушателей, но иногда там случаются «супераншлаги», на одном из которых не далее как в минувшую субботу мне посчастливилось побывать. В связи с открытием зала в начале этого сезона после ремонта второго учебного корпуса я решил открыть тему этой концертной площадки. Дважды я был в этом зале до реконструкции – в марте и в мае 2012 года, о первом из этих концертов я частично рассказываю в теме баса Ильи Ушуллу, на тот момент аспиранта Консерватории, теперь уже выпускника аспирантуры. Второй раз я посетил зал Мясковского 13 мая 2012 года. В концерте участвовали, согласно объявлению, аспирантка третьего года обучения Ольга Пятницких и аспирантка первого года обучения Людмила Хайруллаева, которую на сайте Консерватории добавили в афишу концерта только за день до концерта. Программы не были напечатаны, концерт прошёл в условиях полной неразберихи относительно объявляемых номеров, одна из пианисток (она же ведущая концерта) несколько раз путалась насчёт произведений, которые будут исполняться, и помимо этого сделала такой ляп: «Ария Царицы ночи из оперы Царица ночи». Из программы убрали некоторых указанных в афише композиторов: Верди пианистка объявила, а именно арию из оперы «Фальстаф», но вдруг выяснилось, что Ольга Пятницких петь Верди передумала, Беллини так и не спели, хотя на Ю-тьюбе выложена в исполнении Ольги Пятницких каватина Нормы, и ещё так и не спели Делиба, а скорее всего, как я предполагаю, мой любимый дуэт Лакме планировался, зато добавили Доницетти и Рахманинова. Концерт шёл всего 1 час 10 минут без антракта. Зал, вмещающий, как мне тогда казалось, всего 60 человек, был заполнен примерно наполовину. Открывала концерт Ольга Пятницких с тремя песнями Р.Штрауса, в одной из которых студент исполнил партию скрипки. Сначала показалось, что девушка либо не распелась, либо я просто не привык к её голосу, но звучание показалось каким-то странным, а музыка в этих произведениях всё-таки очень хорошая. Затем пианистка объявила Верди, но выяснилось, что произошла замена и Людмила будет петь Лючию. Это одна из моих самых любимых оперных арий, которую я несколько раз прежде слышал живьём, и в этой арии Людмила очень даже понравилась, вроде всё чётко пропела, только тембр для Лючии не очень привычный. Но я за исключением одного случая не слышал живьём очень известных вокалисток с этой арией. Затем О.Пятницких исполнила арию Фьордилиджи и также оставила положительное впечатление, к концу этой арии она наконец-то полностью распелась. Затем была исполнена ария Микаэлы из «Кармен» - вроде не хуже Петрожицкой, которую я в этой партии трижды слышал, а тембр несколько отличается. Затем Людмила исполнила первую арию Царицы ночи. В отличие от второй арии, которую я слышал живьём очень много, первую арию, кроме как 1 раз в самой опере «Волшебная флейта», я никогда прежде не слышал. Затем опять вышла О.Пятницких и спела романс Форе. Впервые я услышал произведение этого малоизвестного композитора, но музыка этого романса очень красивая, и исполнение, похоже, вполне достойное, название я не запомнил, но зато я запомнил его последнее слово – это знакомое всем любителям Травиаты «Misterioso». Затем Людмила исполнила «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдём» и «Здесь хорошо». Вторая ария Марфы стала одним из моих любимых произведений русской оперы. Потом О.Пятницких исполнила «Серенаду» и «День ли царит» Чайковского (ведущая опять напутала в том, что девушка должна была спеть). Эти два романса в её исполнении понравились больше, чем в исполнении казахской девушки в этом же зале в марте 2012 года, красиво звучал голос в обеих романсах, но всё-таки с Серенадой мне (из услышанного живьём) ещё чуть больше нравилась Е.Ферзба, а с романсом «День ли царит» - Поповская. После этих романсов пианистка уже ничего не стала объявлять, вышла Людмила и сама объявила «Пуччини, ария Мюзетты» (сама точно не знает, как называется произведение, которое она поёт). И вальс Мюзетты стал одним из лучших номеров концерта. После вальса Мюзетты девушка ушла, слушатели предположили, что сейчас будет дуэт, но неожиданно выяснилось, что концерт закончился. И я перешёл на второй амфитеатр БЗК, где уже шёл второй акт концерта пианиста Воскресенского. На Бетховена и Скрябина я, естественно, не успел (хотя мне рассказали, что Бетховена он сыграл не очень хорошо), но зато я послушал вальсы Шопена. А на бис Воскресенский сыграл Турецкий марш Моцарта, известнейшее произведение, которое я знал за много лет до того, как полюбил классическую музыку, но, оказывается, даже его не все знают – мне на втором амфитеатре пришлось объяснять незнакомой женщине, кто автор и что было исполнено, а потом был ещё второй бис – музыкальный момент Шуберта. Теперь в целом какое впечатление сложилось о девушках. Естественно, насколько сильные у них голоса – это в таком маленьком зале определить трудно. У Людмилы тембр несколько непривычный, но достаточно оригинальный. В начале концерта казалось, что некоторые ноты идут откуда-то из-под земли, не знаю, как это музыкальными терминами описать, потом вроде это исчезло. Похоже, верхи у обеих достаточно красивы, но не всегда и не сказать, чтоб очень, а вот низы как раз и шли из-под земли в начале. О.Пятницких во всех номерах, кроме Р.Штрауса, достаточно хороша, только мне хотелось ещё чуть более плотного звука. Слушатели примерно одинаково восхищались обеими певицами, но Людмилой чуть больше. Мартовская казахская девушка срывала менее бурные аплодисменты, но тогдашний бас вызвал ещё более бурную реакцию слушателей, чем 13 мая. Обе девушки, когда пели, смотрели на слушателей, а не в пустоту, но во время исполнения самых сложных пассажей глаза опускали. (Всё это впечатления полуторагодичной давности, которые я прежде просто не публиковал).
После ремонта, продолжавшегося весь прошлый сезон, я впервые в посетил этот зал в конце октября – на концерте тенора, солиста Стаса и приглашённого солиста Большого Оганеса Георгияна и сопраны, солистки Академии молодых певцов Мариинки Дианы Мартиросян. В зале Мясковского (как и во всём 2-м корпусе Консерватории, где я побывал впервые после его реконструкции), всё теперь стало так чисто и красиво, теперь там бывать просто очень приятно. В небольшом Белом зале (он же зал Мясковского) поставили новые стулья и светильники, изменили планировку сидений. Теперь там расположен ещё и небольшой орган.
Вот программа мероприятия:
I отделение:
В .А. МОЦАРТ
Ария Тамино из оперы «Волшебная флейта»
исп. Оганес ГЕОРГИЯН
Речитатив и ария Донны Анны из оперы «Дон Жуан»
исп. Диана МАРТИРОСЯН
А. РУБИНШТЕЙН
Романс Князя Синодала из оперы «Демон»
исп. Оганес ГЕОРГИЯН
М. ГЛИНКА
Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
исп. Диана МАРТИРОСЯН
М. ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ
Ария Эрекле из оперы «Измена»
исп. Оганес ГЕОРГИЯН
В. БЕЛЛИНИ
Речитатив и ария Амины из I действия оперы «Сомнамбула»
исп. Диана МАРТИРОСЯН
У. ДЖОРДАНО
Ариозо Лориса из оперы «Федора»
исп. Оганес ГЕОРГИЯН
Ж. МАССНЕ
Сцена и Гавот Манон из оперы «Манон»
исп. Диана МАРТИРОСЯН
Г. ДОНИЦЕТТИ
Каватина Тонио из оперы «Дочь полка»
исп. Оганес ГЕОРГИЯН
Партия фортепиано -
Наталья МАРТИРОСЯН
II отделение:
Дж. ВЕРДИ
К 200-летию со дня рождения
Сцены, дуэты и арии из оперы «Травиата»
Вальс и дуэт Виолетты и Альфреда из I действия
Сцена и ария Виолетты из I действия
Сцена и ария Альфреда из II действия
Сцена и ария Виолетты из III действия
Сцена и дуэт Виолетты и Альфреда из III действия
Застольная песня
исп. Диана МАРТИРОСЯН (Виолетта), Оганес ГЕОРГИЯН (Альфред)
Партия фортепиано -
Наталья МАРТИРОСЯН
Тенор в первом произведении не впечатлил, у него постоянно была тремоляция, но затем певец прибавил, продемонстрировал очень хорошее владение голосом, приятный тёмный тембр, кантилену и разнообразие в динамике. Очень восхитила такая яркая ария Тонио из "Дочери полка" в плане и легато, и ровности. Когда Диана стала петь Моцарта, я сразу заметил такой светлый и свободно льющийся голос, хоть и не до конца ещё сформировавшийся и отделанный - бесспорный признак того, что у певицы большое будущее. Да, в Памине верхи пока чуть резковатые, хотя мощные и яркие, а внизу звук более тусклый и тембр не такой чистый (особенно трудно во всём концерте певице давались пассажи сверху вниз), однако голос в целом звук впечатляющий был с самого начала, и послушать было однозначно приятно, за исключением нескольких спадов в ариях, которые я так люблю - голос Дианы пока, к сожалению, не очень выносливый и быстро устаёт. Разнообразие в динамике Диана пыталась сделать, однако оттенков было сравнительно мало, а переходы между ними – не отделанные. Но это ничуть не значит, что Диана пела плохо – некоторые номера вообще очень понравились, из сольных (по исполнению Дианой) – особенно, конечно, Манон и Addio del passato. Голос, конечно, сыроват ещё по сравнению с сопранами с красивыми и отделанными голосами, которых я особенно люблю, но я не сомневаюсь, что она ещё прибавит – если я не ошибаюсь, она ещё студентка, хотя принята уже в молодёжную программу Мариинки (а тенор – оказывается, приглашённый солист Большого). И уже вторым номером программы Дианы стала каватина Людмилы, которую чем дальше, тем я больше понимаю, что просто ОБОЖАЮ. И бОльшая часть каватины (почти до "О мой милый Руслан, я навеки твоя") была исполнена вполне достойно - даже несмотря на то, что я столько раз живьём слышал эту арию в исполнении различных очень ярких певиц, я и в этот раз просто заслушался, меня моментально растрогала такая красивая музыка. Вообще в плане музыки каватина Людмилы мне кажется ничуть не хуже арий Виолетты и Амины, настолько мной любимых. Пожалуй, это моя самая любимая русская оперная ария – с ней разве что письмо Татьяны может сравниться. Конечно, у Дианы, если придираться, недостатков немало – мелкие ноты нормально звучат, но не с лёгкостью, наверху некоторые шероховатости, хотя в Людмиле не такие уж большие, пока не начался спад, звуковедение, как я уже сказал, не совсем отточенное, ну и сама ария пока не совсем отделана и звучит однообразно, также Диана достаточно часто дышит, хотя с дыхания вроде ничего и не сползает. Но, тем не менее, я был рад услышать и такую Людмилу – звук очень яркий. Только несколько низов получились в некоторой степени тускло. Но где-то уже незадолго до конца арии Диана, видимо, устала. Тембр резко потерял красоту и чистоту, звук перестал литься свободно. И последние строчки уже не могли впечатлить. Амина лучше получилась, опять же, только отделанности голоса не хватило. Но всё это очень даже поправимо. Лучшими номерами первого акта стали, на мой взгляд, два последних: гавот Манон (более развёрнутая сцена, а не так, как её исполняют обычно) и, как я уже сказал, ария Тонио. В гавоте певице удалось свести шероховатости и ощущение «сыроватости» звука к минимуму и звучать ярко и ровно – действительно, впечатляющее исполнение. Во втором акте исполнялись фрагменты только из «Травиаты», наверно, можно даже теперь считать, что я услышал пол-Травиаты, как однажды с Носовской, и теперь живьём слушал эту величайшую оперу уже 16 с половиной раз, не считая всех исполнений одиночных арий. Очень хороша была ария Альфреда – мягким и глубоким звуком, с красивым диминуэндо в самом конце. Вообще, мне тенор понравился в целом больше, чем сопрана, просто у Дианы в основном были многие очень любимые мной арии, поэтому на них я и останавливался подробнее. И вообще такой хороший Альфред, на мой взгляд, достоин даже более яркой Виолетты, чем нынешняя Диана. Конечно, и не Оксаны Лесничей и не Альбины Шагимуратовой, но вот для той же Носовской он мог бы стать достойным партнёром. Тем более, что Виктории очень не везло с Альфредом. Или для Хиблы. Кстати, с Хиблой он, возможно, рано или поздно в «Травиате» споёт, раз он солист Стаса. Но и Диана показалась достойной Виолеттой, особенно в дуэтах и во второй арии. В первой арии были и удачные фрагменты, но без неточностей не обошлось – техники всё-таки не хватило. И звук в некоторых местах казался не очень чистым. Но это после Оксаны Лесничей, понравившейся недавно с этой арией совершенно безумно. Странно только, что Альфред за сценой не пел, он ведь как бы при этом присутствовал – ария исполнялась в той редакции, что и у Оксаны, с купированием почти всех фраз Альфреда (есть ещё версия с фортепианной партией целиком вместо Альфреда – так пела Ферзба, и с солирующей виолончелью – в такой версии середине позапрошлого сезона пела ещё одна из моих самых любимых певиц). Возможно, к концу первой арии Диана просто подустала, а вот вторую арию Виолетты (оба куплета!) Диана спела прекрасно. По сравнению с Печниковой – небо и земля. Здесь уже был стабильный звук совсем почти без шероховатостей. И в дуэтах также – особенно в «Париж покинем». Там особенно мне понравилось, как красиво сливались голоса. На финальных поклонах (а также танцуя с партнёром во время Застольной) Диана уже одаривала слушателей своей очаровательной улыбкой (в противоположность тому, как во время концерта улыбаться почти не могла, даже если ей эмоционально аплодировали и кричали «Брава»). После концерта Диану хвалили, небольшой комплимент ей сделал и я, и она так приятно улыбнулась и мне и дала мне автограф.
В субботу 16 ноября я снова побывал в зале Мясковского - на концерте камерной и вокальной музыки Шумана, Вебера и Мендельсона. Я не планировал в этот день посещать мероприятия, но совершенно случайно увидев в афише один из вокальных циклов любимого Шумана и прочитав про участвовавшую сопрану восторженные рассказы о её гастролях в Самаре, я уже не сомневался, что и на этот концерт надо ехать. Когда я приехал в Консерваторию сквозь извечные пробки и купил билет в КЗЧ на обожаемую Викторию Яровую, то говорили, что в зале уже нет мест. Но я согласился слушать стоя, потому что ужасно было бы для меня так издалека приехать и не попасть. Мне сказали, что и стоять негде, но я всё равно взял и пошёл себе в зал. К счастью, меня не остановили. Первый акт я слушал стоя, хотя близко, на уровне где-то второго-третьего ряда, а второй - с противоположной стороны, сидя на подоконнике, как делали многие посетители. Получается, что я два дня подряд посещал музыкальные мероприятия, ознаменованные абсолютным аншлагом, несмотря на то, что по вместимости БЗК и зал Мясковского несопоставимы. В концерте исполнялись вокальная лирика Шумана (весь цикл "Любовь и жизнь женщины") и Мендельсона (пять песен), а также камерная музыка для кларнета и фортепиано. Меня, конечно же, больше всего интересовали качества вокала певицы: на первый взгляд, в её голосе как бы нет ничего особенно изумительного, но постепенно я понял, что Екатерину Клементьеву можно назвать очень интересной солисткой, уровень профессионализма которой однозначно высок. Её голос приятный, неписклявый, ровный, может быть, не очень сильный, но в маленьком зале это почти не важно (хотя большие голоса, на мой взгляд, в любых залах ярче звучат, просто маленькие в камерных залах гораздо меньше проигрывают). С самого начала никаких шероховатостей в звуке не было (может быть, были только наверху на форте, и то совсем-совсем микроскопические, хотя эти верхи всё равно очень впечатляющие, со свободно льющимся звуком), тембр в первых романсах показался хоть и ничем не плохим, но не особенно ярким, однако чуть позже я понял, чем он хорош и чем ярок, он даже в некоторой степени насыщенный и окрашенный, особенно на пиано наверху голос звучит так чарующе, звук тогда получается такой густой и наполненный, и середина и низы тоже хороши. А больше всего меня приятно удивило у Екатерины Клементьевой, несмотря на показавшийся не очень мощным голос, такое огромное количество различных динамических оттенков (хотя и тембровых тоже достаточно), и при каждом оттенке одинаково очень нравится звуковедение. Екатерина всегда поёт очень выразительно, и у неё каждая нота, мне кажется, очень хорошо продумана и отделана, мне очень понравились у неё такие частые диминуэндо, заканчивающиеся тончайшим пианиссимо.
В заключение скажу о том, как пройти в зал Мясковского. Если встать лицом к памятнику Чайковскому и входу в Большой зал, то Белый зал будет справа, напротив Малого зала, точнее, всё-таки чуть ближе к углу корпуса, наверно, напротив входа в «Кофеманию». До ремонта было написано «Белый зал», сейчас – точно не помню. Зал находится через один лестничный пролёт вверх от входа, налево и ещё раз налево, а гардероб – под ним, слева, в полуподвальном помещении, в котором тоже всё чисто. Кстати, в субботу впервые за четыре посещения мной этого зала гардероб работал.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439

http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=143112

В этом концерте примет участие Оксана Лесничая!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Наконец-то! В кои веки! Любимый Круг песен!!! 39-й опус Шумана!


Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=145087


2 МАРТА, СРЕДА
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ Н.Я. МЯСКОВСКОГО
19:00

Класс профессора Н.В. Богелава (концертмейстерское искусство)

Билеты продаются. Цена билета 100 руб.

------------------------------------------------------------------

На этих концертах кафедр концертмейстерского искусства (не только в Консерватории, но и на Кисловке и в институте Шнитке и ещё, как я понимаю, в Гнесинке) тоже участвуют очень интересные вокалисты с очень разнообразным классическим репертуаром.


А вот мои отчёты о недавних концертах в зале Мясковского:

http://wolframmos.livejournal.com/41364.html (Екатерина Ясинская и Константин Сучков)

http://wolframmos.livejournal.com/36407.html (Екатерина Ясинская и Николай Ефремов)

http://wolframmos.livejournal.com/36328.html (Екатерина Петрова, Алёна Абрамова и Николай Ефремов)

http://wolframmos.livejournal.com/33437.html (Шуман, в т. ч. опус 39, Яна Иванилова и Алиса Гицба)

http://wolframmos.livejournal.com/29332.html (Оксана Лесничая и другие, тоже кафедра концертмейстерского искусства)

http://wolframmos.livejournal.com/16970.html (Оксана Лесничая, новогодний концерт в прошлом году)