Автор Тема: Григорий Филиппович Большаков (1904-1974), тенор Большого театра  (Прочитано 5354 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 656
    • Русское исполнительское наследие на CD
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося тенора Большого театра Григория Филипповича Большакова.


Хозе

В раннем возрасте будущий певец почувствовал непреодолимое влечение к музыке, к пению. Поступив в электромеханический техникум, Г.Ф. Большаков вскоре понял, что его истинное призвание – пение. В 1927 г. окончил Ленинградский музыкальный техникум (класс профессора В.П. Грохольского), брал частные уроки у Р.Ф. Нувельнорди, ученика знаменитого баритона Антонио Котоньи. Поступлению на службу в Большой театр предшествовала работа в ряде театров: 1928 г. – солист Ленинградского театра комической оперы, 1930-36 гг. – солист театра оперы и балета им. Кирова, 1937-38 гг. – солист Саратовского театра оперы и балета. В 1938 г. Большаков дебютировал в Большом театре в партии Давыдова («Поднятая целина») и был принят в труппу.
К числу несомненных удач певца критика и публика относила исполнение им роли Водемона в "Иоланте" (1940 г.). Убедительно и рельефно рисует Большаков характер этого смелого юноши, его самоотверженность и благородство, глубину всепокоряющего чувства к Иоланте. Каким высоким драматизмом насыщает артист сцену, где Водемон в отчаянии обнаруживает, что Иоланта слепа, сколько нежности и жалости звучит в его голосе! В том же году Большаков создает образ героя грузинского эпоса – Абесалома в опере «Абесалом и Этери». Абесалом в исполнении Большакова – бесстрашный витязь, горячо любящий свою Этери, жертвующий своим счастьем и жизнью ради любимой женщины. Большая сила искреннего темперамента певца сказалась также и в исполнении им партии Хозе в "Кармен" – его лучшей партии западноевропейского оперного репертуара. Очень выразителен Г. Ф. Большаков был и в роли Арнольда ("Вильгельм Телль"). В ней проявилось характерное для артиста стремление к драматизации лирических образов, в частности в сцене, где Арнольд узнаёт о казни отца. Певец с большой силой передавал мужественные черты характера героя. Как отмечали многие слышавшие и видевшие Григория Филипповича - лиризм Большакова был лишён сентиментальности. Когда он пел партию Альфреда в "Травиате", то даже наиболее волнующие сцены были насыщены у него не слащавым мелодраматизмом, а жизненной правдой чувств. Григорий Филиппович в течение многих лет успешно пел разнообразный репертуар в Большом театре и его имя по праву занимает достойное место в созвездии великих оперных голосов нашего Большого.
Деятельность Большакова в Большом театре была плодотворной и разносторонней. Свыше тридцати запоминающихся вокально-сценических образов создал он на сцене театра.
(по материалам странички Большого театра)

Песня Левко
http://www.youtube.com/watch?v=WkC9_XS9NlY
Песня Вакулы
 http://www.youtube.com/watch?v=J4PkPSmN6aY
Фильм "Большой певец Большого театра"
http://www.youtube.com/watch?v=-icTmtEH14Q

Сольный диск Г.Ф. Большакова уже давно подготовлен, но на его выпуск пока нет средств. В него вошли множество редких записей, не издававшихся прежде, в том числе почти все сцены из оперы "Майская ночь", фрагменты из оперы Ан. Александрова "Бэла", где Большаков создал яркий образ Печорина (в партии Бэлы - Н.Д. Шпиллер), концертная запись арии Хозе, три арии Германа, сцены из оперы "Черевички" и др.

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Люблю этого певца. Давно хотела открыть тему ,но все руки не доходили. Очень нравятся в его исполнении Водемон и Андрей.Поет очень эмоционально и ярко. Надеюсь будут изданы и другие записи.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 656
    • Русское исполнительское наследие на CD
Люблю этого певца. Давно хотела открыть тему ,но все руки не доходили. Очень нравятся в его исполнении Водемон и Андрей.Поет очень эмоционально и ярко. Надеюсь будут изданы и другие записи.

Я тоже надеюсь, что когда-нибудь удастся его выпустить. Записи у него превосходные. Помимо Водемона мне особенно нравятся его гоголевские образы - Левко и Вакула. Причём Вакула есть в фильме-опере 1944 г., которого почему-то нигде до сих пор нет. Кроме того, до войны на тонфильм были записаны большие фрагменты "Черевичек" п/у Мелик-Пашаева. Не знаю, все ли они сохранились - видел несколько. Например, большую сцену у Солохи, где поют Давыдова, Михайлов и Лубенцов:

Инвентарный номер: 13550567
Название: СЦЕНА У СОЛОХИ из оперы “Черевички” (1-я картина, 2-е действие)
Фонд: Музыкальный
Жанр: Опера
Дата записи: 1940
Хронометраж: 00:22:30
Исполнители: Михайлов Максим (бас), Лубенцов Василий (бас), Большаков Григорий (тенор). Оркестр. Дирижер Мелик-Пашаев Александр (РСФСР).

Есть ещё послевоенные записи ариозо и песни Вакулы, но там уже он звучит не так ярко. Левко с ним тоже записан почти целиком - видимо, писали ради него. т. к. сохранились только все его сцены. Ведь именно Большаков пел Левко на послевоенной премьере. Почему-то многие думают, что в Большом театре Левко пел Лемешев, хотя это не так - он его никогда не пел в театре.
 
Интересно, как много великих певцов родилось в 1904 г. В этом году 110 лет исполняется также Нэлеппу, Антоновой, Ал. Иванову, Преображенской, Лаптеву, Батурину и др.

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Скажите, не записывал ли Большаков партию князя в "Русалке" Даргомыжского. Я слышала только сцену  Наташи, князя и мельника с Пироговым и Чубенко. Возможно есть еще фрагменты?

Цитировать
Почему-то многие думают, что в Большом театре Левко пел Лемешев, хотя это не так - он его никогда не пел в театре.
Хорошо хоть записал. Обожаю его в этой партии.

Сколько же замечательных певцов было в Большом театре и каждый был хорош по -своему.Удивительно что пели они почти в одно время.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 656
    • Русское исполнительское наследие на CD
Скажите, не записывал ли Большаков партию князя в "Русалке" Даргомыжского. Я слышала только сцену  Наташи, князя и мельника с Пироговым и Чубенко. Возможно есть еще фрагменты?

Нет, это единственная запись.
Он записал ещё несколько советских песен до войны. Они довольно редкие - нигде пока не нашёл, кроме архива.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 656
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 656
    • Русское исполнительское наследие на CD
Никогда не слышал советских песен в исп. Г. Большакова. А между тем, у него есть несколько записей на довоенных пластинках:

Песня советской милиции (К. Листов, с Г. Абрамовым, хор и орк. НКО СССР п/у. С. А. Чернецкого)
Песня армянских партизан (Ашот Сатян, рус. текст А. Лугина, хор п/у. А. С. Крынкина, Гос. орк. СССР п/у. С. С. Сахарова)
Песня о Сталине (из к/ф. «Страна радости», Ашот Сатян, рус. текст А. Лугина, хор п/у. А. С. Крынкина, Гос. орк. СССР п/у. С. С. Сахарова)


Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 460
Надо отметить, что, к счастью, существует виниловый сольник ГФ

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 656
    • Русское исполнительское наследие на CD
Надо отметить, что, к счастью, существует виниловый сольник ГФ

Да, с русским репертуаром. Правда, на ней отсутствует большая сцена из "Майской ночи" (дуэт Левко и Ганны с М.П. Максаковой и рассказ Левко). Нет там также и терцета из "Майской ночи" (Максакова, Большаков, Красовский). Он выходил на 78 об. (эту пластиночку тоже хотелось бы найти - ГПТ 17892).

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 656
    • Русское исполнительское наследие на CD

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 656
    • Русское исполнительское наследие на CD
В сети появился долгожданный фильм-опера "Черевички" 1944 года!

https://www.youtube.com/watch?v=XmjPNPi8Ng8


Оффлайн Konstantin K.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 165
Григорий Большаков был певцом не очень обычной судьбы. Начинал в Ленинграде, потом был на короткое время репрессирован, после чего уехал в Москву. Там премьерствовал поначалу, но потом явно уступил Нэлеппу, хотя, мне кажется, имел значительно большие шансы выдвинуться на самое первое положение. Не случайно же, именно с ним сняли фильм Черевички. И давали премьеры. Послевоенная запись оперы была сделана уже, естественно, с Нэлеппом.

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 341
Какой замечательный фильм ! Смешной ! Задорный ! А ведь 1944 год . До Победы еще воевать и воевать . Про музыкадбную сторону и говорить нечего - все на высшем уровне ! Мелик - Пашаев ! Любимый Большаков ! Восхитительная и вокально и, особенно , актерски Големба ! А какой колоритный дьяк - Чесноков , когда-то певший в Ленинграде и Ленского , и Левко , и Торопку ! О Максиме Михайлове и говорить нечего - тут он абсолютно органичен ! Наконец-то услышал голос Панчехина - замечательно ! Хорош Иванов ! Непонятно , почему Лилия Гриценко , с ее голосом , вокальной техникой ( училась , кажется, у самой Неждановой ) , внешностью и актерским талантом ( вот уж гены достались ! ) предпочла драматический театр оперному? Давно не получал такого удовольствия ! СПАСИБО выложившему в сеть этот шедевр !!!

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 341
Максим , а кто все-таки поет поёт чёрта ? Указан Андрей Иванов , но , скорее , это Алексей Иванов .

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 656
    • Русское исполнительское наследие на CD
Алексей Петрович, конечно.