Автор Тема: С. Н. Богаченко «СЛОЖНОЕ ИСКУССТВО ПЕТЬ ПРОСТО...» (книга)  (Прочитано 36306 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Если любой полостной резонатор возбуждать СНАРУЖИ, то он работает, как ФИЛЬТР, который ГЛУШИТ (вырезает) частоты, которые совпадают с его собственной частотой. Скажу более просто: ИСТОЧНИК ЗВУКА (голосовые складки) должен находится СНАРУЖИ резонаторной полости, то есть  НЕ В НОСУ! С голосовым аппаратом человека ИСТОЧНИК ЗВУКА - ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ находятся В ГОРТАНИ, то есть ДАЛЕКО от НОСОВЫХ ПАЗУХ. Поэтому это опять НЕСТЫКОВОЧКА, если не сказать БОЛЬШЕ... Короче ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР надо искать в другом месте, где ИСТОЧНИК ЗВУКА находится ВНУТРИ РЕЗОНАТОРА или ПРИМЫКАЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННО К РЕЗОНАТОРУ....

Гитара, скрипка и другие струнные. Резонатор - кузов инструмента - возбуждается колебанием струн. Снаружи. Однако кузов не глушит частоты, а усиливает.

В данном случае со струнными инструментами, струны (источник звука) НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРИМЫКАЕТ к КУЗОВУ ИНСТРУМЕНТА!!! И вход в этот резонатор ДОСТАТОЧНОГО КАЛИБРА, то есть достаточно БОЛЬШОЙ.

Это как при открытой двери ВАННОЙ КОМНАТЫ, когда вы стоя на ее пороге поете.

С голосовым аппаратом несколько по другому: назальные полости отстают достаточно далеко и вход в параназальные полости ОЧЕНЬ УЗКИЙ. Если же вход в носовые пазухи открыть максимально (нёбная занавеска должна быть открыта) по пути распространения звуковой волны, то голос приобретет ГНУСАВОСТЬ или НАЗАЛИЗАЦИЮ, что одно и то же. Этот призвук даже речевой голос делает неприятным, не говоря уже о вокальном. Этот путь я проделал лично еще учась в консерватории, так что знаю, ЧТО говорю...

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
А как же всем известная практика определять тип голоса по длине связок?

Ведь общеизвестны таблицы соответствия длины связок и типа голоса.
Их - в урну?

Вместо них - ВПФ?
Но связки всё же легче измерить, кроме того ВПФ чуть ли у половины голосов имеет двойное значение.

И она не стабильна - при задирах гортани она поднимается и получается крик.

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
Гаранс, Вы как глухой, ей Богу.
Вам у же сколько раз сказано - ВПФ никуда не смещается.
Частота резонатора стабильна.
Все факторы взаимосвязаны.
Но мне гораздо легче определить тип, глядя на монитор и слушая, нежели лезть с ларингоскопом в каждую глотку.  Есть причины, есть следствия. И связки, и хронаксия и резонаторы - дают звук на выходе. Звук - следствие. Изучая следствие мы познаём причину.
Куда уж проще.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Длина связок, конечно является показательной. У басов, конечно должны быть длинные связки. Так бас, баритон и тенор - это как контрабас, виолончель и скрипка. Принцип извлечения звука одинаков, а размеры разные. Но вот когда длинные струны их можно укоротить зажимом, как это иногда делают гитаристы (не знаю как он называется, вроде кадастр), и общий строй повышается. У каждого человека есть врожденная доминирующая физиология, типа леворукость или праворукость и т.д. и т.п. Так и в отношении фонационных способностей голосовых складок, если они длинные, есть доминирующая фонационная функция, когда лучше работает та или иная часть голосовых складок, тем более, что при длинных связках может  доминировать в фонации и вся связка (получится бас) или доминировать в фонации часть связки (получится баритон) или в большей степени доминирует фальцетная часть и тогда будет звучать тенор. Не забывайте, что связки могут менять свою толщину за счет притока или оттока крови. Так при отечности голосовых складок голос делается грубым, низким, а в противоположном направлении - звонким и высоким... Таким образом, визуальная принадлежность по длине связок и физиологически сложившаяся, удобная доминирующая функция голосовых связок у певцов могут не совпадать. Вполне возможно, что это зависит от "ДЕКИ"-РЕЗОНАТОРА, "пристыкованного" к голосовым складкам. Так, если прицепить длинные струны контрабаса к виолончели (гипотетически!), то контрабасовые струны будет ЗВУЧАТЬ только в высоком регистре виолончели, то есть когда контрабасовые струны будут соответствовать по длине струнам виолончели.... По крайней мере ТЕНДЕНЦИЯ будет в этом направлении...


Грубо говоря, там, где голос ЛУЧШЕ ЗВУЧИТ и певцу НАИБОЛЕЕ при этом комфортно и есть его тип голоса... и на длину связок можно не обращать особого внимания. Хотя, если пошутить, то любой (большинство) певцов особенно комфортно себя чувствуют, когда ВООБЩЕ НЕ ПОЮТ, потому что любое пение требует значительного НАПРЯГА и связано с дискомфортом различного рода: техническим, психологическим... Поэтому комфорт - это ощущение относительное.

Очень часто певцы уходят в более низкий тип голоса не потому, что там голос лучше звучит, а потому что у него не получаются верхние крайние тоны. Возможен и обратный переход, и такие случаи бывали, когда певец вдруг овладел верхним регистром и сам переходил в более высокий тип голоса. Так что абсолютного соответствия нет. Как получится или как наградила природа...

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
Пение на опоре настроенным голосом - невероятно приятное занятие.
Ради удовольствия можно немного и напрячься.
Хотя при правильном пении нет излишних напряжений.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Я на днях прочитал теорию распространения волн в рупоре - теорию Юссона и это меня озадачило! Во первых, оказывается (его исследование6 это показало), что во рту, то есть в рупоре частоты ниже частоты СРЕЗА вообще не распространяются! Их там нет! А есть ВОЗДУХ, который импульсно передвигается ЕДИНЫМ БЛОКОМ..

ССылка на работу Юссона:
http://blog.romansia.ru/vocalist/raul-yusson-pevcheskiy-golos/rudakov_raul_yusson-i-ego-issledovaniya_vvedeniye/teoriya-tembra-po-yussonu_chastota-sreza/

Юссон пишет: "..., включая и весь рупор, частицы воздуха под влиянием повышенного давления все движутся слева направо и, как говорит Р. Юссон, «целым блоком и в одной фазе». Никакого «распростраения волн» в рупоре НЕТ.Звуковая энергия передается во внешнее пространство только слоем частиц воздуха, совпадающим с отверстием рта"

Дальше: "Если такой «блок» воздуха в какой-либо полости ротоглоточного рупора начинает раскачиваться с характерной для данного объема собственной частотой ω0, то наступает явление резонанса, и гармоника в этой области спектра резко увеличивает свою интенсивность. "

Частотой среза называется та частота, которая начинает УКЛАДЫВАТЬСЯ по длине рупора (примерно 25 см) Частоты выше частоты среза СВОБОДНО распространяются в растре рупора уже как звуковая ВОЛНА.

Частота среза, пишет Юссон "лежит между 1900 и 2600 кол/сек в зависимости от различных характеристик рупора. Начиная с этой критической частоты движение частиц воздуха в рупоре в виде «блока» начинает заменяться «распространением волн». Теперь уже волна переносит звуковую энергию от голосовой щели во внешнее пространство, а не массивный блок частиц, скользящий по стенкам рупора."

Для возникновения резонанса надо, чтобы ИСХОДНАЯ ВОЛНА НАЛОЖИЛАСЬ на ВОЗВРАТНУЮ, а в рупоре возвратной волны не возникает и сам рупор только КОНЦЕНТРИРУЕТ звуковую волну в нужном направлении. Короче говоря в рупоре возникает НЕ РЕЗОНАНС в прямом смысле этого слова, а вместо того, чтобы звуковая энергия разлеталась СФЕРИЧЕСКИ ВО ВСЕ СТОРОНЫ (на 360 градусов) она ВСЯ КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ в секторе раструба рупора. Таким образом вы, Престиссимус, в своей логике более чем НЕ ТОЧНЫ...

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
Вы что-то как-то слишком буквально многое воспринимаете.
Вот и Юссона переврали. Это - раз.
Юссон тоже не во всём был точен. Это - два.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Это Вы говорите голословно. Одни наскоки и восторги по поводу "формулы..."

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
И "наскоки" и "восторги" - всего лишь Ваши выдумки.
Я просто излагаю информацию.
Не нравится - не читайте.
Считаете неверной - опровергните.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
О ПРИМЕНИМОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ПЕНИЯ...
Сразу хочу отметить, что любые приемы могут иметь позитивное воздействие только при достаточной подготовке певца, как говорят «Певец должен «СОЗРЕТЬ» к их применению». Во многом возможность применимости тех или иных приемов зависит о ПРЕДСТАВЛЕНИИ певца и его педагога о процессе пения. Если певца, например, на протяжении многих лет убеждали о ПОЛЕЗНОСТИ СОГЛАСНЫХ, то сдвинуть его в сторону ГЛАСНЫХ, то есть ГОЛОСА, будет СЛОЖНО. Для него это все равно, что перевернуть мир. Так многие приемы, применяемые даже итальянскими певцами и педагогами, считаются мистическими сказками и воспринимаются сегодня чуть ли не как байками, что можно вычитать на вокальных форумах, применить к певцам с ЭТИМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ на вокал очень трудно, даже, я бы сказал, НЕВОЗМОЖНО . Но надо помнить, что вокальный уровень певцов, которые их применяли, или к которым эти приемы применялись, по сегодняшним меркам был ОЧЕНЬ ВЫСОК и соответствовал итальянской "МЕХАНИКЕ" пения. Тонкости любого мастерства можно передавать только тем, кто достаточно долго «варится» в своем деле, а не новичкам. В вокальном искусстве высокого уровня успех и мастерство решают даже не сами приемы, а ЧТО в данный момент ДУМАЕТ и ПРЕДСТАВЛЯЕТ певец. В противном случае их применение ничего не даст и, напротив, может нанести даже вред. Это все равно, что «пичкать» учеников начальных классов высшей математикой. Так что всему свое время и это тоже надо понимать…. Кроме того в разных местах вокальных фраз и певческого диапазона возникают специфические трудности, которые тоже требуют ИНДИВИДУАЛЬНОГО  К НИМ подхода...

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
1. Согласные собственно к певческому звуку отношения не имеют.
Пение - это гласные. Согласные - речь.

2. Что бы кто бы ни делал, в пении рулит акустика, как я говорил уже.
Поэтому "любые" приёмы - не прокатят.
Необходимо соблюдать акустические требования, предъявляемые нашим голосовым аппаратом-инструментом. То есать - научиться на нём играть. Так же, как на трубе, валторне.

3. Понимание - очень важно при пении. И чем оно правильнее, полнее, точнее - тем лучше.
Но туман в вопросах теории, как мне видится, не случаен.
Кто-то намеренно мутит воду, перекрывая доступ "профанам".

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
ДВЕ АТАКИ ОДНОВРЕМЕННО:  ФОНАЦИОННАЯ и ФОНЕМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ...

(Из нового издания...)

На фоне дикции возникают ДВЕ АТАКИ одним и тем же фонационным потоком дыхания. Первый – это собственно АТАКА голосовых складок или АТАКА ЗВУКА, о которой мы говорили выше – ГАРМОНИЧЕСКАЯ атака, что непосредственно и прямо относится к формированию самого голоса - это ФОНАЦИОННАЯ атака. Другая атака – это ФОНЕМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ атака дыхательным потоком, в результате чего возникают СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ. Но эта атака – это как бы ВТОРОЙ ШТУРМ, который СБИВАЕТ и НАРУШАЕТ первую, ФОНАЦИОННУЮ атаку (гармоническую), то есть весь процесс формирования вокального голоса на дыхании, на опоре. Причем здесь возникает ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ошибка, которая ведет к ФОРСИРОВАННОЙ атаке голосовых складок, а значит и к ФОРСИРОВАННОМУ ЗВУКУ.

Вы не задавались вопросом: «Почему певцы и молодые и маститые хорошо звучат в распевках, и, как правило, значительно хуже на ТЕКСТОВОМ материале? Дело в том, что в распевках, как правило, распеваются на ОДИН СЛОГ, распевая ГЛАСНУЮ СЛОГА. Таким образом, в распевках происходит ТОЛЬКО атака ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК, атака ЗВУКА-ГЛАСНОЙ. Вторая же атака для формирования СОгласных фонем ОТСУТСТВУЕТ, так как ТЕКСТА НЕТ! При этом отсутствует и артикуляция, по крайней мере, в своей ВУЛЬГАРНОЙ ФОРМЕ, и голос строится достаточно хорошо. Но! Только певец переходит к произведениям, возникает и АРТИКУЛЯЦИЯ, и ВТОРАЯ АТАКА. Пытаясь донести художественный смысл произведения, ВТОРАЯ АТАКА, формирующая СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ, резко усиливается и ЛОМАЕТ ПЕРВУЮ ФОНАЦИОННУЮ АТАКУ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК. Поэтому певцы и педагоги, которые придают большое значение ЧЕТКОСТИ ВОКАЛЬНОЙ ДИКЦИИ, но не оговаривают механизм ее иного получения, то есть НЕТРАДИЦИОННОГО, толкают и СЕБЯ и СВОИХ УЧЕНИКОВ на путь усиления ВТОРОЙ АТАКИ, а в конечном итоге на путь ДЕГРАДАЦИИ ГОЛОСА…В этом случае происходит процесс АРТИКУЛЯЦИОННОГО «ЗАЖЕВЫВАНИЯ» процесса ФОНАЦИОННОЙ АТАКИ, и параллельно усиливается ФОРСИРОВАННОСТЬ… С другой стороны формирование гласных ВО РТУ усиливает артикуляцию, а значит, точно так же приводит к «ЗАЖЕВЫВАНИЮ» фонационной атаки и параллельно усиливается ФОРСИРОВАННОСТЬ….

Богаченко С. Н.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
ДВЕ АТАКИ ОДНОВРЕМЕННО:  ФОНАЦИОННАЯ и ФОНЕМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ...

(продолжение)

Подавляющее большинство певцов строят гласные ВО РТУ! Это видно по артикуляции во время пения, когда РОТ и ГУБЫ устанавливаются в положение той или иной пропеваемой гласной. Это самый ПРОСТОЙ и САМЫЙ НЕУДАЧНЫЙ вариант их формирования с точки зрения атаки ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК. Итальянцы, в частности маэстро Бара, говорит, что «ГЛАСНЫЕ должны ОЗВУЧИВАТЬ СОГЛАСНЫЕ» и слово будет «ДОСТАТОЧНО РАЗБОРЧИВЫМ»! Народного артиста Ведерникова итальянцы учили строить ГЛАСНЫЕ и ДИКЦИЮ НЕ ВО РТУ, а по принципу ЧРЕВОВЕЩАНИЯ ГЛУБОКО В ГЛОТКЕ, о чем он сам и говорит на своем видео мастер классе. Насколько это вопрос деликатен и тонок, говорит высказывание выдающегося итальянского тенора Марио дель Монако: «Только через 20 лет я нашел точное место формирование ГЛАСНЫХ»!!!

Проблема ПОНИМАЕМОСТИ многих теоретических моментов связана с тем, что, ТОЛЬКО НАУЧИВШИСЬ этому, можно это понять. Если Вас учили СТРОИТЬ ГЛАСНЫЕ ВО РТУ, требовали чет-кого выговаривания СОГЛАСНЫХ, то, не в обиду будет Вам сказано, Вы вряд ли сможете понять, о чем ЗДЕСЬ, СЕЙЧАС я говорю. В этой ТОНКОСТИ «зарыт» секрет ИТАЛЬЯНСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
А где же ещё можно "строить гласные", если не во рту?
При овладении опорой, то есть при настроенном голосе, артикуляция и согласные не представляют сложности.
Всё легко и грамонично.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
На слоге Га, Ка в момент смычки корня языка и неба гласные строятся в ГЛОТКЕ. На слогах с губными согласными (Б, М, В, П, Ф) гласные строятся ВО ВСЕМ РОТОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ....

"Мелочь" на ГОДЫ. Даже Марио дель Монако сказал, что ПОЗИЦИЮ ГЛАСНЫХ он нашел через ДВАДЦАТЬ ЛЕТ...!?

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
ГДЕ ЛУЧШЕ СТРОИТЬ ГЛАСНЫЕ? ВО РТУ или В ГЛОТКЕ?

У нас в ЛЮБОМ языке есть СОгласные, которые можно разделить на группы, по МЕСТУ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ - ГУБНЫЕ (б, м, в, п, ф), ЗУБНЫЕ (д, з, л, н, р, т, ц, с), НЕБНЫЕ (ж, ч, ш, щ) и ЗАДНЕСМЫЧНЫЕ (г, к).

Если строить ГЛАСНЫЕ во РТУ и петь их на ГУБНЫХ слогах (Ма, мэ, ми, мо, му), то по мере появления в пении слогов с согласными из других выше приведенных групп придется все время ПЕРЕСТРАИВАТЬ даже ОДНУ И ТУ ЖЕ ГЛАСНУЮ в каждом СЛОГЕ...

Если гласных в русском языке 6, то с учетом сопутствующей СОгласной слога вариантов их формирования получится уже 6 умножить на 4 группы, то есть 24...!! варианта. Одно это уже объясняет всю сложность выравнивания ГЛАСНЫХ на ТЕКСТОВОМ ВОКАЛЬНОМ материале и ПЕСТРОТУ звучания голоса...

Если строить ГЛАСНЫЕ в ГЛОТКЕ и АТАКОВАТЬ звук на слогах ЗАДНЕСМЫЧНОЙ ГРУППЫ (г, к), то по мере появления слогов с согласными из других групп, ГЛАСНАЯ уже НЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ от артикуляции, так как она уже сформирована в ГЛОТКЕ.... Таким образом, вариантов формирования ГЛОТОЧНЫХ гласных останется ШЕСТЬ...!!! Как Вы понимаете - это не 24 варианта РОТОВОГО формирования...

Ирина Богачева говорила, что ее педагоги любили ее распевать на слог "НГа", "НГо", "НГи", "НГУ".... Она тоже использует со своими учениками эти слоги... Объясняет использование этих слогов она по-своему, но моя версия объясняет и доказывает НЕОБХОДИМОСТЬ ИМЕННО ГЛОТОЧНОГО формирования гласных на слогах "Г", "К". Кроме того, РАССТОЯНИЕ, которое возникает при произнесении согласных «Н» и «Г» позволяет чувствовать и эффективно удерживать «ВЕРТИКАЛЬ» вокальной позиции на текстовом материале….

Таким образом, слоги с губными согласными в РАСПЕВКАХ - это САМЫЙ НЕУДАЧНЫЙ вариант "ЭТАЛОНА" формирования, который резко УСЛОЖНЯЕТ выравнивание голоса на текстовом материале. Слоги же «Г», «К», «НГ» на-оборот дают ГЛОТОЧНЫЙ вариант формирования ГЛАСНЫХ….

О варианте ГЛОТОЧНОГО формирования ГЛАСНЫХ говорит в своем видео мастер классе и Ведерников, говоря о способе их формирования - ЧРЕВО ВЕЩАТЕЛЬНОМ...

Оффлайн Chariot

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 343
Не то. Всё не то.
Хотя бы ваши ГА и КА.
Гласная есть гласная.
Согласные не влияют на их формирование.
Просто один звук перетекает в другой.
Последовательно во времени.
Гласные формируются изменением формы рупора, а акустически - изменением спектра частот до 2000 Гц примерно.
То есть - частот ниже частоты среза (по Юссону).
А певческий звук основан на формировании стабильно присутствующей в спектре частоты ВПФ - выше частоты среза.
На всех гласных.
Многие знаменитые певцы поют-то хорошо, но теорию голоса понимают неверно.

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
НЕ ОДИН В ПОЛЕ ВОИН...

Гертруда Троянова и ЕЕ МЕТОДИКА

Ссылка:  http://troyanova.su/page/stat/

Красным выделены те положения, которые СОВПАДАЮТ с МОЕЙ ТЕОРИЕЙ, синим, то что НЕ СОВПАДАЕТ

Положение обучающихся вокалистов в настоящее время настолько трудное и критическое, что выбраться благополучно из него певцам практически невозможно из-за отсутствия точного представления, как петь, где рождается звук и куда его посылать. Вокальная школа в нашей стране несовершенна, нет образцовой методики пения, отсюда искалеченные голоса и судьбы многих музыкантов после некоторых учебных заведений. Техника произношения ГЛАСНЫХ и СОГЛАСНЫХ до сих пор не нашла достаточно широкого и полного освещения данной проблемы в специальной литературе. По этой причине нарушается художественное исполнение и теряет свою убедительность, органичность, естественность. В деятельности вокального педагога много общего с деятельностью врача. Необходимы знания анатомии и физиологии певческого аппарата как инструмента. Техника, проведенная через сознание, является результатом кропотливой работы педагога и ученика НАД ГЛАСНЫМИ, КОТОРЫЕ ОЗВУЧИВАЮТ СОГЛАСНЫЕ. Эта работа приводит к желаемому результату - принципу единства художественного и вокально-технического развития. Надеюсь, что этот труд во имя любви к человеку искусства поможет педагогам-энтузиастам своевременно раскрыть природные задатки начинающих певцов, а зрелым вокалистам продлит их творческую жизнь.

Работая много лет с музыкантами, окончившими средние и высшие учебные заведения, возвращая природу звучания их голосов, я решила рассеять туман и фантастику, которыми окружены вопросы постановки РЕЧЕВОГО и ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА. Переворошив огромное количество литературы, я пришла к выводу, что любая брошюра из множества изданных и издаваемых трудов по вокальной педагогике не отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КАК? "В мире можно встретить такое количество владеющих секретами итальянской манеры пения, как стилем " Bell canto" , что эти понятия давно уже должны были бы девальвироваться в сознании большого количества людей, стремящихся петь легко и красиво. За все годы существования вокальной педагогики вопросов накопилось больше, чем ответов!!" - Ламара Никитина, журнал " Мелодия", август 2006 г. Я преподаю 36 лет певцам, поток которых не уменьшается. В консультациях никому не отказываю, но всех обучать не хватает времени. В таких случаях предлагаю присутствовать на моих занятиях, чтобы понять, чем я занимаюсь и какова моя метода. К тому же надо привыкнуть к терминологии, которая отличается от той, с которой знакомы вокалисты. Данный психологический процесс необходимо осознать, а для этого требуется время. Многие вокалисты присутствуют на занятиях очень долго, настойчиво. Тогда можно решить, насколько певец понял мою методику и нуждается в новом для него подходе к процессу обучения. НЕТ ЕДИНЫХ ПРИНЦИПОВ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, ТАКИХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГЛИ БЫ ПЕДАГОГАМ И БУДУЩИМ ПЕВЦАМ ГОВОРИТЬ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ, ЧТОБЫ УЧЕНИК ТОЧНО ЗНАЛ, К ЧЕМУ ОН ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ. Я всегда недоумевала, почему знания анатомии и физиологии гортани не помогают педагогам, которые обучают будущих вокалистов. Педагог не может правильно сформулировать задачу, забывая о том, что, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ УЧЕНИКА НА ГОРТАНЬ - ОСНОВНОЙ ОРГАН, в КОТОРОМ РОЖДАЮТСЯ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, и УРОВЕНЬ ЗВУКА НА ВСЕМ ДИАПАЗОНЕ ОСТАЕТСЯ ИМЕННО ТАМ, где находится голос. Задачи, которые я пыталась решить на протяжении всей моей учебы и концертной деятельности, наконец решены, но для понимания этого и принятия профессиональной вокальной средой нужно время.
Антон Павлович Чехов однажды написал: "Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной, надо работать, имея в виду только будущее". Этот курс я и держу, так как в своей методике открываю принципы, к которым нужно прийти, будучи психологически готовым принять НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ
И УСВОИТЬ ИХ.
В течение пяти лет я проводила мастер-класс в Австрии, в Международной летней академии при Моцертеум(е), по приглашению профессора Рочека. Именно тогда мне пришла мысль - осуществить психологическую разрядку учащихся и снять напряжение с помощью юмора (шуток) с целью облегчения восприятия новых знаний. Я решила довольно лаконично сформулировать отгадку, на которой основывается моя методика. Во время учебы на моем творческом пути существовали только одни загадки, касающиеся техники пения.
В чем же ТАЙНЫ ГОРТАНИ и УСПЕХ ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА? Ваш инструмент - СВЯЗКИ И ВОЗДУХ (ТРАХЕЯ, БРОНХИ, ЛЕГКИЕ), составляющая часть голоса, - находятся в теле. Человеческий голос, являясь духовым инструментом, озвучивает тело. Звук, т.е. ГЛАСНАЯ, РОЖДАЯСЬ В ГОРТАНИ, идет за вдохом и озвучивает его. Таким образом, появившаяся звуковая волна при начале звука распространяется там, где есть воздух, - ЭТО ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР - ГАЙМОРОВА ПОЛОСТЬ И ЛОБНЫЕ ПАЗУХИ, грудной резонатор - бронхи, состоящие из воздушных альвеол. "Резоно" означает отклик. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР, ОТКЛИКАЯСЬ НА ЗВУКОВУЮ ВОЛНУ, ДАЕТ ЯРКОСТЬ И ПОЛЕТНОСТЬ, а ГРУДНОЙ - ОБЪЕМ И СИЛУ. Происходит их соединение, и звучание становится красивым и органичным.

Коментарий Богаченко: Это все равно, что идти в СЕВЕРО-ЮЖНОМ направлении!!!  Хотя это противоречие у Трояновой решается тем, что она говорит, ЧТО ЗВУК НИКУДА ПОСЫЛАТЬ НЕ НАДО!!!)

Первая функция гортани - подача воздуха в организм, благодаря этому мы дышим и живем, вторая функция - это воспроизведение слова, состоящего из гласных и согласных. ГЛАСНАЯ - ЗВУЧАЩАЯ, СОГЛАСНАЯ - НЕЗВУЧАЩАЯ, ЗАВИСИТ ОТ ГЛАСНОЙ. БЛАГОДАРЯ ГЛАСНЫМ, РОЖДЕННЫМ В ГОРТАНИ (ВИБРАЦИИ), мы говорим. РАЗГОВОРНАЯ ГЛАСНАЯ КОРОТКАЯ, а природа пения - это ДОЛГАЯ ГЛАСНАЯ. Где же поместиться долготе, которая требует пространства? Оказывается, тело, в котором находится воздух, и является тем пространством, где помещается долгая гласная.

 Коментарий Богаченко: Длинна ДОЛГОЙ ГЛАСНОЙ может определяться ТОЛЬКО ВРЕМЕНЕМ, но НЕ ПРОСТРАНСТВОМ… Хотя МОЖНО СКАЗАТЬ И ТАК!!! Я согласен!!! 

И ПОСЫЛА ЗВУКА ИЗ СЕБЯ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, так как его выталкивание мешает выдоху. Пение - это и так выдох, которым мы не управляем, зачем же ему мешать? Мы владеем вдохом, он "нападает" на связки (атака), связки, в свою очередь, открывают голосовую щель, т.е. подготавливают "инструмент" к работе, и пропускают воздух ПО ТРАХЕЕ, БРОНХАМ В ЛЕГКИЕ, А ЗВУК - ГЛАСНАЯ - ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ИДЕТ ЗА ВДОХОМ И ЕГО ОЗВУЧИВАЕТ.

Таким образом, ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ В ПОЛОСТИ РТА И ГЛОТКИ (НЕБО, ЗАДНЯЯ СТЕНКА ГЛОТКИ, КОРЕНЬ ЯЗЫКА) НЕ УЧАСТВУЕТ, глотка, функция которой глотать, расслаблена, свободна, узость и зажатость гласа исключены. И САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЭТОМ - ПУТЬ В ГОРТАНЬ будет свободным, она будет открытой, получая вдох, освобождая мышцы и слизистую глотки от травмирования.
ВЫ ДОБЬЕТЕСЬ ПОКОЯ ЛИЦА (ОНО ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ КРАСИВЫМ), удобства и удовольствия в пении, оставив гортань в покое, КАК ПРИ РАЗГОВОРЕ.

(Коментарий Богаченко: Ну, это ПРОСТО ПЕСНЯ!!!!!)

 И мы подтвердили, что ПЕНИЕ - ЭТО РАЗГОВОР НА ДОЛГОЙ ГЛАСНОЙ, КОТОРАЯ, РОЖДАЯСЬ В ГОРТАНИ, ОСТАЕТСЯ В НЕЙ ЖЕ (ГОРТАНЬ - ИНСТРУМЕНТ) НА МЕСТЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ. А тон дает организм (нервная система, мозг, уши).

(Коментарий Богаченко: Ну это ОСНОВЫ ИТАЛЬЯНСКОЙ ШКОЛЫ ВОКАЛА!!! Не в бровь, а В ГЛАЗ…!!!)

Окончание следует...

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
Гертруды Трояновой

1. Пение - это разговор на долгих гласных.

2. Звук рождается в гортани.

3. Начало звука - это вдох к гласной.

4. Мы говорим короткими гласными, а поем долгими.

5. Инструмент находится в теле.

6. Грудной регистр - база всего голоса.

7. Тон дает организм и уши.

8. Согласные озвучиваются гласными.

9. Последующие гласные продолжают линию первой. Это и есть звуковедение.

10. Наше тело заполнено воздухом и мы его озвучиваем.
  Ее ученики Видео:
 http://www.youtube.com/watch?v=6tXJdp2fMVs&feature=player_embedded (ftp://http://www.youtube.com/watch?v=6tXJdp2fMVs&feature=player_embedded)

http://troyanova.su/page/video/detail.php?ID=1350 (ftp://http://troyanova.su/page/video/detail.php?ID=1350)

Окончание следует....

P.S. Обратите внимание, что ВСЕ заповеди абсолютно не оговаривают ТИП голоса, то ли мужской, то ли женский, то ли высокий или низкий.... Эти заповеди затрагивают ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГОЛОСА, то есть фактически общий, ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ, о котором говорит ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА....
« Последнее редактирование: Август 31, 2012, 13:08:12 от Богаченко »

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
НЕ ОДИН В ПОЛЕ ВОИН...

Гертруда Троянова и ЕЕ МЕТОДИКА
Окончание

Меня долго занимало, что означает выражение: "ЧЕМ ВЫШЕ, ТЕМ НИЖЕ". Вот разгадка: воздух ведет за собой ДОЛГУЮ ГЛАСНУЮ, КОТОРАЯ СТРЕМИТСЯ НА ОПОРУ. Таким образом, ХОД К ВЕРХНЕМУ РЕГИСТРУ ОТКРЫТ. Психологический барьер восприятия и ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕВЦОМ ВЕРХНИХ НОТ ИСЧЕЗАЕТ. Регистры однородны, настроены ПО УРОВНЮ ГРУДНОГО РЕГИСТРА.

Богаченко: Троянова говорит, что, идя ВНИЗ НА ОПОРУ, открывается ХОД К ВЕРХНЕМУ РЕГИСТРУ" и "ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕВЦОМ ВЕРХНИХ НОТ". Но это возможно, если "ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР" находится в РАЙОНЕ ОПОРЫ, то есть в ГРУДИ!!! А это ТРАХЕЯ!!! А я дополню - это ТРАХЕЯ, ЗАМКНУТАЯ СОПЛОМ...!!! И тогда, действительно, ГОРТАНЬ-ТРАХЕЯ является ГОЛОСОВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ. Тогда, действительно, НИКУДА НЕ НАДО ПОСЫЛАТЬ ЗВУК, особенно ВПЕРЕД!!! И тогда, действительно, погоня за МАСОЧНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ приведет к ДЕГРАДАЦИИ голоса, что и было проверено различными вокальными школами на ПРАКТИКЕ....

Троянова, продолжение:
Упражнение
Возьмите для пропевания любое слово из своего репертуара. Следует представлять долгую гласную, не вмешиваясь в физиологию организма (не проталкивать). Первая гласная всегда долгая; озвучивая воздух, она опирается на него. ВТОРАЯ ГЛАСНАЯ ПРОДОЛЖАЕТ ПЕРВУЮ, ИДЯ ПО ЕЕ ПУТИ, так как стремится на опору. И ТАКЖЕ - ВСЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГЛАСНЫЕ. Долгие гласные (певческие) ДЕЛАЮТ РАЗБОРЧИВЫМ СЛОВО, дают льющийся звук (Legato) и мелодию, без которой нет музыки. Например, при пропевании слова "ой" гласная "о" меняется на согласный "й", который остается на том же уровне, что и "о", т. е. рождается в гортани: необходима одна линия долготы. В слове "моя" (ма-а-я) остается открытой гортань после "ма", следующая "а" - там же, где и "ма" (т. е. согласный "м" озвучивается гласной "а", так как согласный означает согласованность), и т.д. "Печаль" (пе-е-ча-ль): каждый последующий гласный пропевается на уровне предыдущего, на "ча" поется дальнейшее "пе". Таким образом озвучивается любое слово.

Богаченко: В данном случае довольно сложно ОДНОЗНАЧНО понять по тому, что написано Трояновой. Я же предлагаю звук "Й" считать СОГЛАСНОЙ, поэтому слово "моя" должен состоять из двух слогов "мО-о-о" плюс "й-А-а-а". При пении ДОЛГАЯ "О-о-о" должна СРАЗУ ЖЕ ПРОДОЛЖАТЬСЯ ОТКРОВЕННОЙ ДОЛГОЙ "А-а-а". "Й" в этом случае просто будет "ВЫПАДАТЬ", а точнее ОЗВУЧИВАТЬСЯ ЧИСТОЙ, ОТКРОВЕННОЙ, ДЛИННОЙ "А-а-а"....
 
Я абсолютно убеждена, что проблема постановки речевого и певческого голоса мною успешно решена. Наступило время помочь педагогам и певцам говорить на одном языке. Я долго думала о том, что пройдет много времени, прежде чем идея станет былью. На пути - бюрократические препоны, а главное - требуется психологическая перестройка, чтобы идея, или, как принято сейчас говорить, проект, со временем стала частью слаженной системы продвижения открытий. Основным условием научного процесса должно быть преодоление общепринятых, претендующих на непогрешимость теорий, перестройка учебного процесса. Гортань - это тысячи лошадиных сил энергии, которые должны быть включены в работу вибрации - звук. Красивый тембр и ваша природа восторжествуют, и вы вспорхнете на вдохе вместе с музыкой!

Эту методику доказали мои ученики-"учебники": Елена Заремба, Светлана Качур, Елена Долгих, - пять Заслуженных артистов РФ: М. Лапина (солистка Большого театра), С.Мурзаев, В.Кошубаева, Т.Куинжи (солистка театра "Геликон-опера"), А.Цилинко (солист детского оперного театра Н.Сац). Среди них - 2 лауреата премии "Золотая маска". Лауреаты Международных и Российских конкурсов: Е.Капустин, П.Быков, Л.Молина. Солисты Большого театра: Р.Муравицкий, А.Григорьев. Певцы: Л.Бондарь, А.Юрьева, Ю.Ильчук, Ж.Смолего, И.Винская, Н.Владимирская (солистка театра Станиславского и Немировича-Данченко), Д.Муравицкая, И.Морозов (солист театра г.Грац, Австрия), В.Спорышев, С.Фетисова, И.Игнатовская, Т.Браун, Т.Урумидис, Т.Пашкова, Н.Фаустова. Я горжусь их успехами.

Гертруда Троянова

Богаченко: В завершении могу сказать, что НОВАЯ ТЕОРИЯ СОПЛА и Подскладочного РЕЗОНАТОРА - ЗАМКНУТОЙ ТРАХЕИ, доказывает практически ВСЕ положения, высказанные Г. Трояновой, и основанных на ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОМ опыте воспитания разных голосов: и мужских и женских. В ее высказываниях упоминается слово "РЕЧЕВАЯ ...", которое оговаривает "РАМКИ РЕЧЕВОГО ИНТОНИРОВАНИЯ". Выход за них уже не позволяет получить достаточно разборчивое вокальное слово и РЕАЛИЗОВАТЬ тезис Г. Трояновой:

 "ПЕНИЕ - ЭТО РАЗГОВОР НА ДОЛГОЙ ГЛАСНОЙ, КОТОРАЯ, РОЖДАЯСЬ В ГОРТАНИ, ОСТАЕТСЯ В НЕЙ ЖЕ (ГОРТАНЬ - ИНСТРУМЕНТ) НА МЕСТЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ".
« Последнее редактирование: Сентябрь 03, 2012, 00:47:43 от Богаченко »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Часто сложно понять, что имеется в виду при использовании образных выражений. Я для себя интерпретировал словооборот "Чем выше, тем ниже" как увеличенное стремление удержать гортань в низком положении при прикрытии верхних нот  :)

А вот что интересно - что имеется в виду насчет деградации голоса при погоне за масочными ощущениями ?

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Mikky, здравствуйте! Фраза: "Чем выше, тем ниже..." абсолютно не относится к положению ГОРТАНИ! Когда я этому научился, то понял, что чем выше нота, тем НИЖЕ надо представлять СУЖЕНИЕ-ОПОРУ. В этом случае НЕ ЗАЖИМАЕТСЯ ФАЛЬЦЕТ и звук остается ЧИСТЫМ и ЯРКИМ...! Тогда звук на слух "НЕ ГЛУБИТСЯ!"
Если ВЫ контролируете масочные ощущения, то забываете думать о формировании ОПОРЫ, которая ВСЕГДА требует выполнения правила: "Чем ниже представление, тем лучше и больше голос". "Поход" в маску , в конечном итоге (с годами) приводит к потере РЕЗОНАНСА, который возникает в ГРУДИ, в ЗАМКНУТОЙ ТРАХЕЕ....!  Mikky, это надо показывать на практике, так как каждый понимает написанное в меру своего УМЕНИЯ... Я не слышал, как Вы поете, может быть Вы делаете и ПРАВИЛЬНО...

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Mikky, здравствуйте! Фраза: "Чем выше, тем ниже..." абсолютно не относится к положению ГОРТАНИ! Когда я этому научился, то понял, что чем выше нота, тем НИЖЕ надо представлять СУЖЕНИЕ-ОПОРУ. В этом случае НЕ ЗАЖИМАЕТСЯ ФАЛЬЦЕТ и звук остается ЧИСТЫМ и ЯРКИМ...! Тогда звук на слух "НЕ ГЛУБИТСЯ!"
Всё-таки это Ваша интерпретация данной фразы. Плужников в своей книжке пишет, например, что чем выше звук, тем ниже положение гортани.

А насчет опасности излишнего "заглубления" при прикрытии я с Вами полностью согласен.


Если ВЫ контролируете масочные ощущения, то забываете думать о формировании ОПОРЫ, которая ВСЕГДА требует выполнения правила: "Чем ниже представление, тем лучше и больше голос". "Поход" в маску , в конечном итоге (с годами) приводит к потере РЕЗОНАНСА, который возникает в ГРУДИ, в ЗАМКНУТОЙ ТРАХЕЕ....!  Mikky, это надо показывать на практике, так как каждый понимает написанное в меру своего УМЕНИЯ... Я не слышал, как Вы поете, может быть Вы делаете и ПРАВИЛЬНО...

Во-первых, вокалист при фонации контролирует ряд "параметров" звукоизвлечения, а не один. Фонация на опоре (в общепринятом понимании термина опора) "ставится" одной из первых, и далее работает "автоматом". А вот масочные ощущения, по-моему, более сложная вещь, и ею занимаются позднее/дольше.

При правильной фонации грудной резонанс существует наряду с головным, дающим "маску". Мне (как басу) легче контролировать грудной резонанс - при прикрытии верха, например, кажется, что не только грудь, но и все тело вместе с ней "ходуном ходит"  :D
Но я, вроде бы, понимаю, о какой опасности вы говорите. Тогда, мне кажется, точнее было бы написать "есть опасность потерять грудной резонанс".
     

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
Mikky, если вы едете на машине прямо, то вам все равно надо смотреть и ВПЕРЕД, и НАЗАД, и ВЛЕВО, и ВПРАВО.... Так и здесь контролируя грудной резонанс, надо поглядывать на масочные ощущения, хотя лучше следить за ЗВОНОМ в тембре голоса. И наоборот, следя за ЗВОНОМ, не забывать о ГРУДНОМ РЕЗОНАНСЕ....
Хотя при пении приходится следить и за многими другими параметрами пения и в частности думать о ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ. Практически наш мозг во время пения работает, как МНОГО ЯДЕРНЫЙ компьютер...
ЗВОН  в тембре - это работа ФАЛЬЦЕТНЫХ КРАЕВ голосовых складок, который возникает при правильной их АТАКЕ. Процесс же АТАКИ происходит на участке ДО ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК, то есть в ГРУДИ, где возникает грудной резонанс. Таким образом, получается ГРУДЬ, где происходит процесс АТАКИ, ГРУДЬ, где возникает ГРУДНОЙ РЕЗОНАНС, ГРУДЬ, где находится источник ЗВОНА - ФАЛЬЦЕТНЫЕ КРАЯ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК...!!! Вопрос: "ГДЕ лучше контролировать процесс формирования голоса? В ГРУДИ, где звук и РЕЗОНАНС зарождается или в МАСКЕ, когда "поезд уже ушел"? Приложите руку от РТА к УХУ во время пения и вы СРАЗУ УВИДИТЕ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ у вас в ГРУДИ!!! Потом расскажете...

Оффлайн Богаченко

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 230
БОРЬБА С ФОРСИРОВАННОСТЬЮ.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕНИЯ…

Выдержки из нового издания книги "От теории к практике..."

Методы борьбы с форсированностью – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ и ОБРАЗНЫЕ. В результате анализа применяемых приемов борьбы с форсированностью вырисовывается и ТЕХНОЛОГИЯ ПЕНИЯ, обеспечивающая их эффективность.

Первый прием, позволяющий ОСТАНОВИТЬ ДЫХАНИЕ на УРОВНЕ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК – это приставить свою ладонь к ГОРТАНИ и ПРЕДСТАВИТЬ, что ДЫХАНИЕ, атакуя связки, ДАЛЬШЕ УЖЕ НЕ ИДЕТ. При этом ничего РЕАЛЬНОГО делать НЕ НУЖНО, только ПРЕДСТАВИТЬ…. Реально произойдет то, что УМЕНЬШИТСЯ АРТИКУЛЯЦИЯ…. Общее правило таково, что ВСЯ ВОКАЛЬНАЯ «КУХНЯ» должна быть сосредоточена НЕ ВО РТУ, а НИЖЕ ПРИСТАВЛЕННОЙ к ГОРТАНИ РУКИ.

Для ВИЗУАЛИЗАЦИИ этого процесса приставьте вторую ладонь от РТА к УХУ, найдя положение наилучшей слышимости. В этом случае Вы будете контролировать звук на этапе его ЗАРОЖДЕНИЯ, еще в «УТРОБЕ» ГОРТАНИ. Критерием правильности является на НАЧАЛЬНОМ, НАСТРОЕЧНОМ этапе НЕ ЗВУК!!! А УЛУЧШЕНИЕ КОМФОРТНОСТИ при пении и принципы: «МЕНЬШИМИ УСИЛИЯМИ – БОЛЬШИЙ РЕЗУЛЬТАТ!», «ЧЕМ ПРОЩЕ – ТЕМ ЛУЧШЕ!», «ЧЕМ КОМФОРТНЕЕ – ТЕМ ПРАВИЛЬНЕЙ!».

На определенном этапе Вы спокойно можете даже заниматься и сами, без педагога или в промежутках между занятиями с педагогом, ведь до ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКА еще так ДАЛЕКО, и поэтому ко всем ПРОМЕЖУТОЧНЫМ звукам надо относиться достаточно философски: «То ли еще будет!».  Главное, чтобы звуки соответствовали РЕЧЕВЫМ ГЛАСНЫМ, то есть оставались в рамках РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ. Так, например «А» должна соответствовать «А» из слова, например, «А-а-а-ня-а-а-а», «О» – из слова «О-о-о-ля-а-а» и т.д.
Как конечная цель и ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ вокального умения, является умение ПЕТЬ НОРМАЛЬНЫМИ РЕЧЕВЫМИ СЛОВАМИ. Насколько это сложно, приведу выдержку из итальянских источников: «Высшим уровнем вокального мастерства в Италии считается умение петь в «РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ», и только ЕДИНИЦЫ(!!!?) МАСТЕРОВ достигают ЭТОГО уровня!»

Для того, чтобы превратно не интерпретировали данное положение люди БЕЗГОЛОСЫЕ скажу постулат: «Маленьким голосом спеть, напеть не сложно, СЛОЖНО СПЕТЬ БОЛЬШИМ ГОЛОСОМ НА ДЫХАНИИ!» Между первым «умением» и вторым УМЕНИЕМ лежит БЕЗДНА и ГОДЫ(!) ТРЕНИРОВОК, и не факт, что ЭТО ПРОИЗОЙДЕТ! Таким образом, оставаться в рамках речевой интонации («А» должна соответствовать «А» из слова, например, «А-а-а-ня-а-а-а» и т.д и т.п.) – это СКОРЕЙШИЙ ПУТЬ к вершинам СУПЕР МАСТЕРСТВА…! Но об этом позже, в разделе «ВОКАЛЬНАЯ ДИКЦИЯ».

Дальше, сохраняя рамки речевой интонации ГЛАСНЫХ, не забывайте тот факт, что ФОНАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ СНАЧАЛА ПРОХОДИТ ОБЛАСТЬ ТРАХЕИ, потом ГОРТАНИ со связками, а ТОЛЬКО ПОТОМ попадает в РОТОВУЮ ОБЛАСТЬ, где формируются СОгласные за счет АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ. Еще раз подчеркну: «ПОТОМ…!» Речевое же НАПИСАНИЕ СЛОГОВ требует СНАЧАЛА произносить СОгласные, а ПОТОМ только ГОЛОСОВЫЕ ГЛАСНЫЕ!!! Фактически перед ГЛАЗАМИ певца стоит программа ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО «пропевания» фонем слога, на первом месте которого практически ВСЕГДА стоит СОгласная или НЕСКОЛЬКО Согласных. Эта ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ программа ВЕСЬ процесс ЕСТЕСТВЕННОГО прохождения фонационного дыхания по дыхательному каналу ставит с НОГ на ГОЛОВУ!!!

Поэтому, чтобы перед ГЛАЗАМИ певца стояла ПРАВИЛЬНАЯ ПРОГРАММА фонационного прохождения дыхания надо ВЕСЬ ТЕКСТ написать НА БУМАГЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ СЛОГАМИ!!!! Это уже ТЕХНОЛОГИЯ ПЕНИЯ(!), которую обязательно надо выполнять. При таком написании любая фраза будет писаться не одной строкой, как обычно, а сразу ДВУМЯ. В верхней строчке окажутся ВСЕ СОГЛАСНЫЕ, а в НИЖНЕЙ – ВСЕ ГЛАСНЫЕ. Глядя на НИЖНЮЮ строчку ГЛАСНЫХ, Вы сразу заметите, что ЛЮБАЯ ГЛАСНАЯ должна МГНОВЕННО ЗАМЕНЯТЬСЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАСНОЙ. Таким образом, возникает ТЕХНОЛОГИЯ ЗВУКОВЕДЕНИЯ на ТЕКСТОВОМ материале.

В этом случае эту программу не надо держать В УМЕ, а достаточно держать ПЕРЕД ГЛАЗАМИ листок с написанным текстом параллельными слогами. В этот момент Вы можете ГЛАЗАМИ держать ТЕХНОЛОГИЮ ПЕНИЯ, а ГОЛОВОЙ выполнять ДРУГИЕ задачи…. Получается ДВУХ ЯДЕРНЫЙ компьютер!

Не забывайте ПРОДЛЕВАТЬ ГЛАСНЫЕ и СОКРАЩАТЬ СОгласные, оставляя их ЧЕТКИМИ(!), потому что УПРОЩЕННО, «ПЕНИЕ – это ПРОДЛЕННЫЕ ГЛАСНЫЕ СЛОГОВ РЕЧИ…!»

Богаченко С.Н