Автор Тема: XXII МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗВЕЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ», 28 мая – 31 июля 2014  (Прочитано 18267 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
2014-06-16 13:20
«Моя профессия как вселенная – она бесконечна»
Интервью с Рудольфом Бухбиндером.
22 и 23 июня пианист выступит с концертами на сцене Концертного зала Мариинского театра.

– Из чего состоит Ваш обычный рабочий день? По скольку часов в день Вы занимаетесь?
– В моей жизни есть одно очень важное правило – никаких правил. Каждый день я делаю что-то новое, что-то другое. Например, я никогда не встаю в одно и то же время. Каждый день по-разному. Единственное, что для меня священно – это послеобеденный сон в день концерта. Что касается моих репетиций – я сажусь за рояль только тогда, когда мне этого хочется, то есть здесь у меня тоже нет никаких правил. Иногда могу четыре дня вообще не играть.

– Какой фирмы у Вас инструмент? Может быть, их несколько?
– У меня их три. И все три – марки «Стейнвей».

– Как близкие реагируют на Ваши регулярные занятия музыкой?
– Здесь все довольно просто: мои дети никогда не слышали, как я репетирую. У меня всегда было время для занятий, пока они находились в школе. А когда они возвращались, я посвящал время им, а не музыке. И то же касается моих внуков. Им 7 и 9 лет. Когда они приезжают, я всегда провожу время с ними, а не за инструментом.

– А как Вы проводите выходные?
– Слава Богу, в моей профессии нет понятия «на выходных». Например, какой-нибудь вторник или среда могут превратиться в воскресенье. Но если у меня есть время, я никогда не задумываюсь, на что его потратить: ведь у меня есть интересные хобби – живопись, литература и кино. У меня огромная фильмотека, в которой 4000 дисков. Так, я собрал все фильмы, получившие «Оскар». Кстати, я очень люблю русское кино. Русских фильмов у меня тоже много. Конечно, такие известные как «Броненосец "Потемкин"» или фильмы Андрея Тарковского. Кроме игрового кино я люблю смотреть фильмы-биографии. Фильмы об интересных людях, неординарных личностях.

– Как бы Вы охарактеризовали себя вне сцены?
– Я человек, который всегда находит время для других. Неважно, кто это – члены моей семьи или просто знакомые и друзья. Конечно, характеризовать себя самого очень и очень сложно. Особенно, если надо сказать о себе что-то позитивное. У меня довольно непростая профессия. И я часто себя ощущаю мистером Хайдом и доктором Джекилом. Плохим и хорошим. На сцене я плохой, а дома – хороший. Это, конечно, очень опасные роли. И я строго слежу за тем, чтобы их не перепутать.

– Как Вы относитесь к успеху? Что для Вас означает это слово?
– Что касается публики… Когда она приходит на концерт, то ожидает от артиста очень многого. И наша задача состоит в том, чтобы не только оправдать эти ожидания, но даже и превзойти их. Иначе есть риск, что на следующий твой концерт публика не придет. Что касается успеха – здесь я абсолютно убежден в том, что успех важен для каждого человека, неважно, в какой профессии он работает. У меня есть любимое изречение: «Тот, кто полагает, что он из себя уже что-то представляет, перестает идти вперед». В этом-то и заключается вся прелесть моей профессии – у нее нет финишной черты. Моя профессия как вселенная – она бесконечна.

– А кто из композиторов близок Вам по духу?
– Я понимаю Ваш вопрос. На него довольно опасно отвечать однозначно. Ведь мой репертуар начинается с Баха и заканчивается современными композиторами, которые написали музыку специально для меня. Но я могу сказать абсолютно точно, что Людвиг ван Бетховен занимает центральное место не только в моем репертуаре, но и в моей жизни. Бетховен – это человек, в котором я пытаюсь разобраться снова и снова. Кстати, я сейчас дописываю о нем книгу. 2 августа этого года она должна выйти из печати.

– Как Вы думаете, если бы он был нашим современником, Вы бы с ним стали друзьями?
– Думаю, да. Во всяком случае, я бы очень хотел на это надеяться.

– В одном из интервью Вы называете Бетховена бескомпромиссным композитором, в другом – сентиментальным. А каков Брамс на Ваш взгляд?
– Бетховен был одним из величайших романтиков. То же самое можно сказать о Брамсе. Он был очень чувствительный. И не только как музыкант, но в первую очередь как человек. Вы знаете, как он поддерживал Роберта Шумана?! Как он любил Клару Шуман-Вик! И в его музыке, в особенности в миниатюрах, ощущаются теплота и томление. Томление по любви. Как-то его спросили, почему он не пишет опер. Его ответ звучал так: «Если я когда-нибудь женюсь, то обязательно напишу оперу». Однако его любовь к Кларе никогда бы не привела хэппи-энду. Поэтому его нельзя назвать очень счастливым человеком. И вот это стремление любить, эта чувствительность и теплота, на мой взгляд, роднят Бетховена с Брамсом.

– Ваш альянс с Бетховеном называют B&B. А как можно назвать Ваш альянс с Брамсом?
– Мне было бы очень приятно, если бы нас с Брамсом тоже стали так называть (смеется).

– В чем, на Ваш взгляд, главная трудность интерпретации музыки Брамса?
– У меня есть копии его собственных нот обоих фортепианных концертов с авторскими пометками. Мне всегда очень интересно наблюдать, что для него самого было важно. Особенно в его Втором фортепианном концерте, где Брамс собственноручно подписал несколько знаков динамики. Я думаю, что у большинства людей сформировалось неверное представление и о Бетховене, и о Моцарте, и о Брамсе. Они считают: если Бетховен, то это что-то драматическое, если Моцарт – обязательно что-то порхающее и легкое. Самый драматичный композитор – это Вольфганг Амадей Моцарт! Он написал самую драматическую оперу «Дон Жуан». А Бетховен и Брамс – невероятно романтические и чувственные композиторы. Я не устаю играть 32 сонаты Бетховена или лирические кантаты Брамса. И всегда эта музыка полна признаний в любви. Только проблема Бетховена заключается в том, что он всегда влюблялся не в тех женщин. Брамс, к счастью, нашел свою Клару.

– Считаете ли Вы, что музыка Брамса близка молодому поколению?
– Конечно, ведь эта музыка бессмертна. Она существует уже 170 лет, и я не вижу причины, которая могла бы прервать этот процесс. Молодежи нужна живая музыка, поэтому залы всегда полны слушателей. Такая чувственная музыка, как музыка Брамса, может тронуть любое сердце.

– Вашу игру отличает какое-то необыкновенное отношение к каждому исполняемому звуку и в то же время масштабность музыкального мышления. Как Вам удается это сочетать? Поделитесь опытом…
– Это очень просто. Я в течение многих лет все больше и больше исследую старинные произведения. Я всегда работаю с первоисточниками. На каждое произведение у меня имеются самые различные издания. Я не устаю повторять своим студентам: «Прежде чем играть музыку Брамса, Рахманинова или Чайковского, вы должны прочитать о них книгу. И только после этого можно приступать к репетициям». Сегодня я стал намного свободней в своих интерпретациях музыкальных произведений. Но это возможно, лишь когда у тебя за плечами большой багаж знаний. Я люблю говорить: «Знание делает свободным». Если я чего-то не знаю, то не чувствую свободы. Знание – это как фундамент. Чем лучше фундамент, тем крепче держится здание. То же самое можно сказать и о музыке.

– Вы очень открытый человек. А с какими людьми Вам сложно общаться?
– С глупцами.

– Какие вещи Вас радуют в жизни и какие, наоборот, вызывают негативные эмоции?
– Меня всегда радуют успехи других людей. Я очень страстный игрок. Когда мы с друзьями играем в карты, я могу часами проигрывать, и это мне совсем не мешает. Мне просто нравится сам процесс игры. И еще одно… Со временем я научился сдерживать свои негативные эмоции. Все меньше и меньше вещей в жизни могут меня вывести из равновесия. Например, если я сижу в аэропорту, а вылет самолета задерживается и возникает риск опоздать на концерт, то я не нервничаю и не раздражаюсь, как это было раньше. И причина этого очень проста – я не могу изменить ситуацию, даже если буду биться головой об стену. А там, где я не могу ничего изменить, я больше не вижу смысла тратить нервные клетки. С течением времени приходишь к совершенно иным жизненным ценностям. И многие вещи просто перестают казаться такими уж важными – они больше не имеют для меня никакого значения. Но надо прожить жизнь, для того чтобы этому научиться. И быть благодарным Богу за многое.

Беседовали Светлана Никитина и Соня Любич
http://www.mariinsky.ru/news1/news2/16_231june/

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
http://calendar.fontanka.ru/events/6420

«Боярыню Морозову» споют хором

22 июня на Новой сцене Мариинского театра будет представлена хоровая опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» – экстраординарное событие в музыкальной жизни Петербурга, рассчитанное не на всех, а на самых-самых. Отличительной особенностью этого сочинения является весьма ограниченное присутствие оркестра: во время исполнения произведения прозвучат только труба, литавры и группа ударных. Основная нагрузка ляжет на смешанный хор и четырех солистов. Так что вполне можно говорить о хоровой опере, как об отдельном жанре.

Премьера «Боярыни Морозовой» состоялась в Москове, в Большом зале консерватории в 2006 году в концертном исполнении. С тех пор она так и исполняется — сценического воплощения опера еще не дождалась.

Очень необычен музыкальный рисунок, очень специфически преподнесены главные партии — их вполне можно сравнить с иконописными ликами, исполненными в обратной перспективе. И в том, и в другом случае можно говорить о «плоском» воплощении темы, но это именно тот прием, который позволяет расслышать в опере особые глубины и планы — точно так же, как и на иконописном изображении.

Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10308542@SV_Articles

19.06.2014
Чудеса в рабочем порядке

Владимир ДУДИН

Перенос спектакля «Семен Котко» Прокофьева на Новую сцену, премьера «Троянцев» Берлиоза, четыре вечера тетралогии «Кольцо нибелунгов» Вагнера, и все это меньше чем за две недели – в таком экстремально интенсивном темпе живет фестиваль «Звезды белых ночей».

В Мариинском театре в это время года самые невероятные вещи происходят с самым обыкновенным видом, без лишних эмоций и восторгов – в рабочем порядке. Ну да, в очередной раз исполнили все четыре части легендарной вагнеровской тетралогии о судьбах мира – что в этом такого? Надо – значит надо, споем и сыграем. Ну поставили очередную версию гигантской дилогии «Троянцы» Берлиоза – почему бы нет? Никакой рекламы, кроме растяжки над входом в Мариинский, никаких излишеств: кому надо – придут, зайдя на сайт и получив там необходимую информацию.

Народ же толпами продолжает ходить смотреть на диковинку – Новую сцену, заманчиво сверкающую ониксом и кристаллами Сваровски в широкие окна, которые, правда, почему-то нечасто моют. В каком-нибудь Зальцбурге или Бергене из громких фестивальных премьер сделали бы роскошный информационный повод, развели бы увлекательную маркетинговую историю, создающую особую праздничную атмосферу. Не то в Мариинском, где нынче все как-то слишком уж по-деловому, как на заводе с его понятиями «выполнить и перевыполнить» норму. Артисты к такому режиму, судя по всему, привыкли, не ожидая никаких вечеринок и прочих радостей по поводу. Возможно, в этом и есть своя горькая правда: коллектив не «расхолаживается».

А коллектив в Мариинском театре, несмотря и вопреки, продолжает отличаться какой-то повышенной износостойкостью, умудряясь работать на три площадки. А главное, бойцы оперного и балетного фронтов умудряются сохранять чувство плеча, ансамбля и большой театральной семьи. Без этого сегодня очень трудно было бы представить такое полотно, как «Семен Котко» Прокофьева, где только на силу ансамблево-семейного духа и можно рассчитывать.

Пятиактная опера о «сыне трудового народа» украинце Котко была поставлена Юрием Александровым в 1999 году и сразу же стала счастливым обладателем «Золотой маски». Режиссер уловил вневременную суть послания композитора, предложив своего рода жанр антиутопии, говорящей об абсурдности исторических катаклизмов, когда свой через мгновение превращается в чужого, а еще через мгновение появляется новая угроза и для своих, и для чужих.

Появление этой оперы, чей сюжет повествует о гражданской войне на Украине, сегодня, в разгар страшных событий на украинском юго-востоке, стало событием знаковым. За пультом на Новой сцене был сам маэстро, который поставил этот спектакль умышленно, чтобы показать, как повторяется история.

Несмотря на все сложности, связанные с адаптацией к иным акустическим условиям Новой сцены, спектакль произвел мощнейшее впечатление. В свое время подобное впечатление произвела «Хованщина» в момент ухода Бориса Ельцина со своего «престола». Героем вечера был оркестр, с которым, чувствовалось, маэстро скрупулезно поработал. Правда, не всегда с учетом вокальных партий, которые зачастую терялись в потоке ансамблей, хоров и оркестровых тутти. Повышенной самоотдачи певцов трудно было не заметить, хотя немаловажным стимулом для этого, возможно, была видеозапись оперы для лейбла «Мариинский».

Заметное событие фестиваля, тетралогия «Кольцо нибелунга», под чуткой дирижерской палочкой маэстро Гергиева на сей раз пополнилось новыми исполнительскими именами. Российские вагнероманы впервые услышали немецкого баритона Михаэля Купфера в партии верховного бога Вотана в «Золоте Рейна», он порадовал качественным немецким стилем. Его лирический Вотан был не столь грозен, сколь подвержен рефлексиям, сомнениям и дипломатической политике современного интеллигентного европейца. Ради правильной «буквы», с какой он исполнил родную музыку Вагнера, его стоило послушать.

В «Валькирии» на Новой сцене блеснул другой вагнерианец – украинский бас Виталий Ковалев, давно и успешно работающий в Европе. Его Вотан отличился особой брутальностью и языческой напористостью. Силу духа и вокала продемонстрировала и Елена Панкратова в партии Зиглинды, которой, по сюжету, выпадает важная миссия стать матерью очередного спасителя мира – Зигфрида, чьим именем названа третья опера тетралогии. С партией этого героя в третий вечер вполне успешно справился бесстрашный Михаил Векуа, маленький, да удаленький. Поразительно, но «Кольцо», вопреки своей гигантомании и своеобразной варварской сценографии, продолжает вызывать интерес у публики, готовой сидеть до полуночи в ожидании трагической развязки в «Гибели богов».

Всем миром труппа Мариинского вновь осилила и «Троянцев». Экстремальную футурологическую версию каталонской постановочной команды «Ла фура дель Баус» во главе с Карлушем Падриссой отставили, предпочтя ей намного более спокойную эстетскую «версию в белом» французского грека Янниса Коккоса. В ней все безумства литературных и композиторских перипетий были упакованы в просчитанные архитектурные формы. Они доводили до головокружения своей зеркальной симметрией, созданной с помощью плазменного экрана, отражавшего сцену, гипнотизировали прочими незамутненными красотами спасительного «сна золотого» и грезами об Италии...

Французская альтернатива вагнеровскому «Кольцу» едва ли не превосходит шедевр сумрачного немецкого гения по сложности как исполнения, так и восприятия. Пятиактная история «Троянцев» скомпонована в либретто самим Берлиозом по мотивам «Энеиды» Вергилия и утрамбована путем купюр в пятичасовое зрелище. Нужен архивыносливый тенор для партии Энея, меццо-сопрано недюжинной драматической одаренности для Дидоны, ну и роль дочери царя Приама Кассандры, ничего хорошего не напророчившей, тоже не может быть исполнена без участия выдающегося драматического сопрано.

В Мариинском, к счастью, есть такие сокровища. Тенор Сергей Семишкур, героически спевший премьеру, несмотря на приступы кашля. В партии Кассандры прекрасна была певица трагического дарования Млада Худолей. Что до Екатерины Семенчук, исполнительницы роли царицы Дидоны, то ее выступление явило образец ныне почти недосягаемой гармонии – слияния вокального, драматического и личностного начал.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Концертный зал МТ
19 июня четверг 19:00
Сольный концерт Антуана Тамести (альт)

В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах: Сюита для виолончели соло №1 соль мажор, BWV 1007
Дьёрдь Лигети: Hora Lunga из Сонаты для альта соло
Иоганн Себастьян Бах: Сюита для виолончели соло №3 до мажор, BWV 1009
Пауль Хиндемит: Соната для альта соло соч. 25 № 1 (IV и V части)
Иоганн Себастьян Бах: Сюита для виолончели соло №5 до минор, BWV 1011

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/6/19/3_1900/

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
"Интервью" с виолончелистом Готье Капюсоном
http://www.youtube.com/watch?v=za3BxCy1iik

и со скрипачом Романом Симовичем - по паре фраз сказали
http://www.youtube.com/watch?v=uu1_M2UEDq0

про Глаголическую мессу Яначека
http://www.youtube.com/watch?v=eRzAl6kT4kk


Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
2014-06-18 14:00
Сочинения Иоганнеса Брамса на «Звездах белых ночей» 17, 23 и 26 июня
17 июня в Концертном зале Мариинского театра стартовал цикл концертов «Инструментальные концерты и симфонии Иоганнеса Брамса».

В трех концертах цикла при участии солистов Нарека Ахназаряна, Сергея Хачатряна, Леонидаса Кавакоса, Рудольфа Бухбиндера и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева будут исполнены Двойной концерт для скрипки и виолончели, Скрипичный концерт Второй фортепианный концерт, а также Третья и Четвертая симфонии композитора.

Цикл концертов из сочинений немецкого композитора прозвучал в рамках Пасхального фестиваля, представлен в программе фестиваля «Звезды белых ночей», а также на фестивале в Миккели (Финляндия). Среди солистов-инструменталистов – великолепные музыканты молодого поколения, только начинающие свой путь к музыкальному Олимпу, но уже получившие широкое признание аудитории и критики: виолончелист Нарек Ахназярян, победитель последнего конкурса им. П.И. Чайковского, дебютировавший с сольной программой на сцене Концертного зала Мариинского театра в цикле программ «Выступают лауреаты XIV Конкурса им. П.И. Чайковского»; скрипач Сергей Хачатрян, обладатель первых премий на престижных международных скрипичных конкурсах, таких как конкурсы им. Я. Сибелиуса и королевы Елизаветы; выдающийся скрипач Леонидас Кавакос, исполнение которого отличается глубиной и оригинальностью интерпретации, виртуозной техникой и потрясающей красоты звуком, давний и постоянный гость Мариинского театра; один из наиболее ярких пианистов старшего поколения на международной музыкальной сцене Рудольф Бухбиндер.

В программе концертов:
17 июня – Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром (солисты Сергей Хачатряни и Нарек Ахназарян) и Третья симфония.
23 июня – Второй фортепианный концерт (солист Рудольф Бухбиндер) и Четвёртая симфония.
26 июня – Скрипичный концерт (солист Леонидас Кавакос) и Четвёртая симфония.

http://www.mariinsky.ru/news1/news2/18_231june/

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
23.06.2014 | 15:32

Репертуар Мариинского театра пополнился ещё одной оперой Родиона Щедрина

Репертуар Мариинского театра пополнился ещё одной оперой Родиона Щедрина. В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» состоялась премьера концертной версии «Боярыни Морозовой». Рассказывают «Новости культуры».

Либретто написал сам композитор – на основе житий боярыни Морозовой, протопопа Аввакума и его писем к духовным дочерям Морозовой и Урусовой. Родион Щедрин прочитывает жития XVII века как русские страсти – и потому многие сравнивают эту оперу со «Страстями» Баха. Как и у немецкого композитора, хор в опере становится соучастником действия, свидетелем, жалеющим страдалиц. Сам жанр произведения определен как хоровая опера. Из инструментов – только труба, литавры и ударные. И четыре солиста. Напомним, что Валерий Гергиев, вставший за дирижерский пульт во время этой премьеры, стал инициатором постановки в Мариинском театре многих произведений Родиона Щедрина.

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/113088
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Концертный зал МТ

25 июня среда 19:00
Леонидас Кавакос (скрипка) и Николай Луганский (фортепиано)
В ПРОГРАММЕ:
Леош Яначек: Соната для скрипки и фортепиано, JW 7/ 7
Иоганнес Брамс: Соната для скрипки и фортепиано № 1 соль мажор, соч. 78
Игорь Стравинский: Концертный дуэт для скрипки и фортепиано
Отторино Респиги: Соната для скрипки и фортепиано си минор

26 июня четверг 19:00
Брамс
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Леонидас Кавакос (скрипка)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев
В ПРОГРАММЕ:
Иоганнес Брамс
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77
Симфония № 4 ми минор, соч. 98

27 июня пятница 19:00
«Арии и танцы: вечер в салоне Ла Пуплиньера»
Концерт памяти Жана Филиппа Рамо (к 250-летию со дня смерти композитора)
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ансамбль Les Arts Florissants
Солистка – Анна Рейнхольд (меццо-сопрано)
Дирижер – Джонатан Коэн
В ПРОГРАММЕ:
Жан Филипп Рамо
Фрагменты из лирической трагедии «Ипполит и Арисия»:
Увертюра - «Выход лесных жителей» - Первый и второй менуэты - Ария Арисии «Храм священный»

Фрагменты из оперы-балета «Галантные Индии»:
Увертюра - «Танец африканских рабов» - Первый и второй ригодоны - Ария Эмилии «Дуйте, ветры грозовые» - Первый и второй тамбурины

Фрагменты из лирической трагедии «Кастор и Поллукс»:
Увертюра (Погребение Кастора) - Ария Телаиры «О, жалкая победа» - Ария Телаиры «Печальные приготовления, бледные светочи»

«Танец муз» из пролога оперы-балета «Храм Славы»

Чакона из V действия лирической трагедии «Дардан»

Фрагменты из оперы-балета «Празднества Гебы, или Лирические таланты»:
Ария Амура «Лети, Зефир» - «Танец Зефира и граций» - «Танцы на свадьбе Тиртея и Ифизы»

Фрагменты из героической пасторали «Наис»:
Мюзет - Ария пастушки «Какая страсть меня гнетет» - Чакона

28 июня суббота 19:00
Сольный концерт Игоря Четуева (фортепиано)
В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен: Соната для фортепиано №12 ля-бемоль мажор, соч. 26
Фредерик Шопен: Баркарола фа-диез мажор, соч. 60 - Три вальса ля-бемоль мажор, ля минор и фа мажор, соч. 34 - Баллада № 4 фа минор, соч. 52
Сергей Прокофьев: Соната № 6 ля мажор для фортепиано, соч. 82

29 июня воскресенье 19:00
Моцарт. Цемлинский
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солистка – Лиз де ла Саль (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Джеймс Конлон
В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт: Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор, KV 466
Александр Цемлинский: «Русалочка», фантазия для оркестра

30 июня понедельник 19:00
Шуберт. «Зимний путь»
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ферруччо Фурланетто (бас)
Партия фортепиано – Игорь Четуев
On-line трансляция: http://mariinsky.tv/n/

http://www.mariinsky.ru/ru/playbill/playbill/?year=2014&month=6

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Сравнивать Щедрина с Бахом - это смело, но "Боярыня Морозова" действительно интересное произведение в своём роде. Хотя те, кто пришёл, рассчитывая услышать классическую оперу, скорее всего, были разочарованы.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ещё не все сказано о "Троянцах"!

По воле рока

Герои древнегреческих мифов вышли на подмостки Северной столицы.

Светлана Рухля, Санкт-Петербург 24 июня 2014 г.

http://www.newizv.ru/culture/2014-06-24/203659-po-vole-roka.html

XXII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» стартовал на новой сцене Мариинского театра (Мариинка-2) премьерой оперы Гектора Берлиоза «Троянцы» в режиссуре Янниса Коккоса. Это вторая по счету постановка монументального творения Берлиоза в новейшей истории театра. Предыдущая (режиссер-постановщик Карлуш Падрисса) появилась в 2009 году на основной сцене, ошеломив публику спецэффектами и прочими радикальными привнесениями, но прожила в репертуаре совсем недолго.

«Троянцы» нынешние и с привлечением впечатляющих технических средств не претендуют на лавры заостренной современности, да собственно говоря, ничего и не заостряют, и не осовременивают. Под стать эпическому повествованию Вергилия, по мотивам «Энеиды» которого Берлиоз создавал либретто, спектакль выдержан в манере величественной и спокойной. Что делает его несколько тяжеловесным и старомодным, но значительно более близким к первоисточнику, нежели его претенциозный предшественник.

Наклонное зеркало в качестве задника сцены, подвесные конструкции, ослепительно белая, устремляющаяся ввысь лестница и иные детали сценографии не отвлекают на себя внимание, ограничиваясь функцией стильного и ненавязчивого оформления пространства.

На сцене бушуют страсти, но постановщик остается бесстрастным, примеряя на себя роль летописца, фиксатора, он пытается постигнуть действие законов, неизменных для всех народов и всех времен. Их можно назвать «божественными» или какими-то иными, но отмахнуться от них не получится. Потому что катастрофы. глобальные ли, локальные или сугубо личные, не только случались, но случаются и будут случаться впредь. А люди, занятые повседневностью и сиюминутностью, будут все так же «слепы» и «глухи» на их пороге, как и их далекие пращуры.

Общий тон постановки задает первая часть дилогии, рассказывающая о взятии Трои. По мере развития действия, на фоне безудержного веселья празднующих иллюзорную победу троянцев отчаянные и бесполезные (так как в них никто не верит) пророчества дочери царя Приама Кассандры звучат все более зловеще. Млада Худолей (Кассандра) предстает в образе женщины с раздваивающимся сознанием. Для нее не существует связки «здесь и сейчас»: недалекое будущее видится ей столь же явственно, как и настоящее, и перекрывает явь, как наложенные друг на друга негативы. Объемное и богатое тембральными оттенками лирико-драматическое сопрано Худолей эмоционально находится «на грани нервного срыва», буквально изнемогая от боли, как и душа Кассандры. Страдания же несчастной пророчицы так беспредельны и неутолимы, что ее гибель становится облегчением не только для нее самой, но и для зрительного зала, сопереживающего тщетности ее попыток «докричаться» до соотечественников.

Такая же неисцелимая мука терзает и Дидону – центральный женский персонаж второй части оперы «Троянцы в Карфагене». Не в силах смириться с выбором Энея, покидающего ее, чтобы отплыть в Италию и выполнить волю богов, гордая карфагенская царица закалывает себя кинжалом, проклиная и возлюбленного, и богов. Партия Дидоны – большая творческая удача Екатерины Семенчук: ее дивное меццо-сопрано то льется нежнее нежного, на тишайшем piano, то взрывается мощной, клокочущей яростью. Кончина Дидоны, ее безнадежное и непреклонное: «Вот так подобает спускаться в ад» – вызов судьбе и року. Пусть даже и не в слабых человеческих силах одержать над ними сколь-нибудь заметную победу…
Che mai sento!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
А с середины июля будут, видимо, только про Войну и мир писать.

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Концертный зал МТ

29 июня воскресенье 19:00
Моцарт. Цемлинский
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солистка – Лиз де ла Саль (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Джеймс Конлон
В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт: Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор, KV 466
Александр Цемлинский: «Русалочка», фантазия для оркестра

http://www.mariinsky.ru/ru/playbill/playbill/?year=2014&month=6

Этот концерт тоже собираются транслировать.
On-line трансляция: http://mariinsky.tv/n/

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Концертный зал МТ
26 июня четверг 19:00
Брамс
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Леонидас Кавакос (скрипка)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

В третьей части скрипичного концерта было ощущение, что солист забыл про оркестр, занятый решением своих собственных проблем. И вообще странный такой получился Брамс. Не то, чтобы плохо. Концерт записывался, так что через какое-то время, видимо, все желающие смогут это услышать.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Мятежная боярыня

В Северной столице исполнили оперу Родиона Щедрина

30 Июня 2014 г. http://www.newizv.ru/culture/2014-06-30/203965-mjatezhnaja-bojarynja.html

Светлана Рухля, Санкт-Петербург

В рамках XXII музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» на новой сцене Мариинского театра (Мариинка-2) прозвучала в концертном исполнении хоровая опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова». В зале присутствовал и сам композитор, удостоившийся по окончании действия продолжительнейших оваций от благодарной публики.

В основе либретто, созданного самим Щедриным, лежат древнерусские литературные памятники «Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», «Житие протопопа Аввакума», а также письма Аввакума и его сочинение «О трех исповедницах слово плачевное». «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой» – полное название оперы – написано для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных и исполняется на старославянском языке. За прошедшие без малого восемь лет со дня мировой премьеры концертной версии сочинения Щедрина ни один режиссер и ни один театр так и не решились на постановку полноценного спектакля, что не мешает композитору пребывать в уверенности, что рано или поздно его детище обретет и сценическую жизнь.

Музыка оперы пробирает «до костей», столько в ней заключено трагичности и богатой образности. Образы же действующих лиц, напротив, статичны и предельно лаконичны. Но дело не в бедности эмоций, а в том, что все внешнее намеренно скрыто от глаз, запрятано внутри. Отсюда граничащая с бесчувственностью бесстрастность, прямолинейность слов и фраз. Но каждое произнесенное Феодосией Морозовой и ее сестрой княгиней Урусовой слово рождается в страдании, глубоком осознании происходящего, и за непреклонным: «В кой вере родились, в той хотим умереть…» – не мрачный фанатизм, а мужество и стойкость. Разыгравшаяся в XVII веке драма противостояния приверженцев «старой веры» и последователей реформ патриарха Никона становится близкой и понятной благодаря одухотворенности и подлинности, созданных композитором исторических персонажей.

Боярыня Морозова предстает в опере не старообрядческой «иконой», а цельной личностью, любящей матерью и сестрой. Меццо-сопрано Варваре Соловьевой особенно близки эти скупые проблески нежности; и разговор со стражем, у которого молит она, изнемогающая от голода, «калачика», «хлебца» или хотя бы «огурчика», – звучит особенно пронзительно. Как и отчаянно-приглушенная просьба «измыть рубаху», ибо «неподобно ми в нечисте возлежиши в недрах матери своя земли…».

Екатерина Гончарова (Евдокия Урусова) – в хрупких, истаивающих звуках прозрачнейшего сопрано транслирует безропотное и смиренное приятие жестокого удела. И с ее тихой кончиной что-то словно обрывается, и абсолютная невозможность повернуть события вспять погружает сценическое пространство в мертвящий холод. Еще раньше эта необратимость проступит сквозь плач протопопа Аввакума (Александр Тимченко): «Выпросил у Господа светлую Россию сатана, да очервленит кровию мученической…» и в непреклонности царя Алексея Михайловича (Сергей Алексашкин). Но завершающий оперу просветленный эпилог подарит надежду, что несчастные мученицы обрели мир и покой. И финал, вопреки всему, будет светлым.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
А с середины июля будут, видимо, только про Войну и мир писать.

Возможно, есть смысл завести отдельный поток про "Войну и мир" в постановке Вика?
Che mai sento!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Какой смысл? Практически никакой другой информации о фестивале и не будет.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Джеймс Конлон: «Работать с оркестром Мариинского театра стало для меня большим откровением»

03.07.2014 http://www.classicalmusicnews.ru/reports/dzheyms-konlon-rabotat-s-orkestrom-mariinskogo-teatra-stalo-dlya-menya-bolshim-otkroveniem/

На берегах Невы продолжаются концерты и спектакли XXII международного музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей». Эстафету мероприятий петербургского смотра подхватил известный американский дирижер Джеймс Конлон.

Если московским меломанам имя этого музыканта знакомо не понаслышке (маэстро долгое время являлся главным приглашенным дирижером Национального филармонического оркестра России), то в Петербурге Джеймса Конлона знают меньше.

Между тем, его появление за пультом оркестра Мариинского театра было воспринято с большим интересом. Особенно, если учесть тот факт, что Конлон согласился провести не только оперные спектакли, но и серьезную симфоническую программу.

Наряду с интенсивной концертной деятельностью в работе с разными оркестрами мира, Конлона очень увлекает музыкальный театр. Его выступления в Нью-Йоркской Метрополитен-опере насчитывают свыше 270 спектаклей и концертов. Джеймс Конлон – художественный руководитель Оперы Лос-Анджелеса, фестиваля «Равиния» (летняя резиденция Чикагского симфонического оркестра), а также еще одного форума классической музыки в Цинциннати.

Маэстро часто можно увидеть за пультом оркестра в крупнейших оперных театрах мира: Ла Скала, Ковент-Гардене, Чикагской Лирической опере, Римской опере. Особую симпатию Конлон испытывает и к русской опере. На сцене Мет он дирижировал постановки «Бориса Годунова» и «Хованщины» М. Мусоргского, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича.

На сцене Лос-Анджелесской оперы он продирижировал всю тетралогию «Кольцо Нибелунга» и «Летучий Голландец» Рихарда Вагнера.

Не обошел вниманием американский маэстро и оперное наследие Бенджамина Бриттена. В прошлом году к 100-летию со дня рождения британского композитора в интерпретации Джеймса Конлона в США и Европе прозвучали шесть его опер, а также ряд симфонических и хоровых произведений.

В Петербурге Джеймс Конлон выступил трижды. Сначала на исторической сцене Мариинки он представил свое прочтение оперной драмы Д. Верди «Макбет».  В постановке британского режиссера Дэвида Маквикара были заняты ведущие солисты Мариинки: Татьяна Сержан, Владислав Сулимский, Михаил Петренко и Сергей Скороходов.

Дирижер почувствовал угнетающую атмосферу мрачных сцен оперы, придав музыкальному действу эмоциональную напряженность и внутренний страх. Конлон безупречно соединил ансамбли и большие оперные сцены, внимательно следуя за голосами основных героев спектакля. Оркестр в руках мастера был очень гибок и выразителен.

Особенно это было заметно в следующем концерте американского дирижера – симфонической программе из сочинений В. А. Моцарта и А. фон Цемлинского.

Несколько лет назад Джеймс Конлон организовал проект – «Воскрешение из небытия», целью которого стала необходимость знакомства аудитории с музыкой композиторов, пострадавших от нацистского режима. Дирижером был создан специальный фонд «OREL», посвященный их памяти.

Джеймс Конлон: «Сейчас мы ликвидируем величайшую несправедливость: реабилитируем музыку композиторов, единственная «вина» которых заключалась лишь в еврейском происхождении или в том, что они пытались противостоять фашистскому режиму. Но это отнюдь не единственная причина исполнения этих произведений. Я искренне верю, что сегодня мы должны услышать голос «потерянного поколения». Ведь творческое наследие первой половины ХХ века намного богаче, чем нам казалось. Наряду со Стравинским, Штраусом и другими более «удачливыми» композиторами музыкальную культуру той эпохи создавало множество других музыкантов из Берлина, Вены, Праги и Будапешта – евреев, диссидентов и эмигрантов. Именно поэтому я регулярно исполняю эти сочинения, надеясь, что они со временем займут свое место в привычном музыкальном репертуаре».

В этом списке немало имен, одно из них – австрийский композитор Александр фон Цемлинский. В программе концерта прозвучала его фантазия для оркестра «Русалочка», предыктом к которой стал Концерт № 20 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта. Солировала молодая французская пианистка Лиза де ла Саль.

Виктор Александров (Санкт-Петербург), ClassicalMusicNews.ru
Che mai sento!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
2014-07-02 18:20
Интервью с Пааво Ярви
11 июля Пааво Ярви, представитель дирижерской династии Ярви, один из самых известных дирижеров современности, лауреат премии «Грэмми», обладатель премии «Echo Classik» в номинации лучший дирижер 2007 года, встанет за пульт симфонического оркестра Мариинского театра.

– Каким был ваш личный «путь» к Малеру?
– С музыкой Малера я познакомился в детстве в Эстонии – помню, как вместе с отцом слушал его Четвертую симфонию. А первой симфонией, которой я дирижировал, стала Пятая симфония Малера. Это было на концерте в Дании. После этого я окончательно проникся его музыкой.

– Если бы вас попросили составить мнение о Малере по его музыке, что бы вы сказали о его человеческих качествах?
– Если бы я знал Малера только по его музыке, я бы сказал, что у него огромная душа и глубочайшая связь с нашей духовной, человеческой составляющей. Из его музыки ясно, что он много знал о жизни – особенно о ее темной, трагической стороне.

– Вспоминая траурные марши Малера, которые красной нитью проходят через все его творчество, можно подумать, что композитор был разочарованным в жизни пессимистом – даже несмотря на постоянные поиски «выхода» из своего трагического конфликта с реальностью, на попытки воплотить в музыке героический идеал, даже несмотря на жизнеутверждающий финал Седьмой симфонии. Вы с этим согласны?
– Назвать Малера оптимистом или пессимистом практически невозможно: это будет слишком большим упрощением. Его произведения настолько глубоки, что граница между оптимизмом и пессимизмом едва уловима. Мне кажется, пессимизм характеризует человека, воспринимающего мир в мрачных тонах и отказавшегося от жизненных радостей. Но в Малере была надежда и вера в любовь. Траурные марши, лендлеры, застольные песни, фанфары и другие мотивы он использовал, чтобы создать у слушателя нужное настроение. А его симфонии отражают все стороны жизни, даже неведомые нам...

– Согласны ли Вы с мнением Ивана Ивановича Соллертинского, очень известной личности в культурной жизни довоенного Ленинграда, что «после Малера в Европе мы не увидим подлинных симфонистов»?
– Конечно, Девятая симфония Малера стала концом немецкой симфонической традиции. Однако после него появились великие симфонические произведения Шостаковича, Прокофьева и других композиторов ХХ века, определивших новый путь развития симфонической музыки. Кстати, Шостакович был страстным поклонником Малера. Но именно в его время симфония возродилась в абсолютно новой формации.

– Что вы считаете главным достижением в своей дирижерской карьере?
– Мне самому сложно судить – думаю, со стороны эти достижения видны лучше.

Беседовала Светлана Никитина

http://www.mariinsky.ru/news1/news2/02_231july/

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Мариинский-2
15 июля вторник 19:00
Война и мир

ИСПОЛНИТЕЛИ
Дирижер – Валерий Гергиев
Партии готовят:
Князь Андрей Болконский: Андрей Бондаренко, Владимир Мороз, Виктор Коротич
Наташа Ростова: Аида Гарифуллина, Екатерина Гончарова
Соня: Юлия Маточкина, Екатерина Крапивина   
Марья Дмитриевна Ахросимова: Лариса Дядькова, Елена Витман
Граф Илья Андреевич Ростов: Сергей Алексашкин, Владимир Феляуэр
Пьер Безухов: Евгений Акимов, Сергей Скороходов   
Элен Безухова: Мария Максакова, Елизавета Захарова   
Анатоль Курагин: Илья Селиванов, Александр Трофимов   
Долохов: Эдуард Цанга, Юрий Власов   
Княжна Марья: Любовь Соколова, Екатерина Сергеева, Екатерина Крапивина   
Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов: Сергей Алексашкин, Геннадий Беззубенков
Наполеон: Александр Никитин, Василий Герелло

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/7/15/2_1900/

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Мариинский-2
16 июля среда 19:00
Война и мир
опера в 2-х частях

cпектакль сопровождается синхронными титрами на английском языке

Прямая трансляция оперы в кинотеатры мира

http://www.mariinskyonscreen.com/about-the-event/war-and-peace-2/

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Мариинский-2
18 июля пятница 19:00
Война и мир

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/7/18/2_1900/

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Мы чаще стали думать о том, что вредно и что полезно»

Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев

Лейла Гучмазова http://www.newizv.ru/culture/2014-07-14/204659-hudozhestvennyj-rukovoditel-mariinskogo-teatra-valerij-gergiev.html
 
Пока столичная музыкальная жизнь усохла до скромных концертов в подмосковных усадьбах, в Санкт-Петербурге проходит XXII по счету фестиваль «Звезды белых ночей». Его масштаб грандиозен: афиша манит одновременно на три площадки – в Мариинский театр, Концертный зал и в Мариинский-2; впервые для камерных концертов задействованы четыре малых зала нового театра. Сердце и мозг этого эпического марафона художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев в интервью «Ни» рассказал, какие важные события уже случились и еще будут на фестивале, что СМИ не доносят до публики и почему, когда он становится за пульт, весь зал дослушивает до конца пятичасовые оперы.

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9837.msg137396.html#msg137396
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Тоска" фестивальная
« Ответ #48 : Июль 14, 2014, 21:14:52 »
«Тоска» фестивальная

14.07.2014 в 21:00, Нора Потапова.

В этом сезоне на гергиевских «Белых ночах» много именитых, хорошо известных иностранной публике, но не слишком знакомых петербуржцам персон. Магия итальянских, туда же аргентинских имён в итальянском репертуаре работает без осечки: на два спектакля «Тоски» с участием Марсело Альвареса, Габриэле Вивиани и украинки Оксаны Дыки, которую в Италии тоже держат за свою, ломились! http://www.operanews.ru/14071405.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 716
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Реквием" Джузеппе Верди в Петербурге исполнили итальянцы

Текст: Людмила Безрукова http://www.rg.ru/2014/07/15/horturina-site.html

Оркестр и хор Королевского театра итальянского города Турина выступили на международном фестивале "Звезды белых ночей" в Петербурге. На новой сцене Мариинского театра при полном аншлаге прозвучал "Реквием" Джузеппе Верди - единственное не оперное сочинение "короля опер". За дирижерским пультом стоял в этот вечер один из самых востребованных маэстро современности Джанандреа Нозеда.

Он хорошо известен любителям классической музыки двух российских столиц. В Мариинке был в свое время главным - и первым зарубежным! - приглашенным дирижером. В Москве выступал с оркестром Большого театра. Но, как признается теперь, много лет мечтал познакомить русскую публику "с итальянской музыкой в исполнении итальянских исполнителей".

Такая возможность появилась нынче благодаря побратимским связям двух городов - Петербурга и Турина, а также давней дружбе Нозеда с Валерием Гергиевым. В конце 1990-х годов Джанандреа занимался в мастер-классе художественного руководителя Мариинки. А с тех пор как стал в 2007 году главным дирижером Teatro Regio (так звучит на итальянском языке название туринского театра), регулярно приглашает выступить там Валерия Абисаловича.

Он неплохо говорит на русском языке. Объясняет: выучил его, работая в городе на Неве. И непременно добавляет: "Красивый язык, почти как наш итальянский - мелодичный и поэтичный".

- Петербург - мой любимый город, а Россия - любимая страна, после Италии, конечно, - говорит маэстро Нозеда. -  У меня здесь много друзей. Рад новой встрече с ними. Это город  изменил меня и как человека, и как дирижера. Жаль, бываю здесь не так часто, как хотелось бы. Шесть лет назад я работал в Мариинском театре над "Реквиемом" Верди. Это произведение - один из шедевров итальянской музыки. Оно стоит особняком среди работ великого композитора. Теперь появилась возможность исполнить его снова, но уже со своим оркестром и хором.

Джузеппе Верди многие у нас считают "петербургским композитором". В российской Северной столице состоялась европейская премьера его "Аиды", и первая постановка оперы "Сила судьбы"…

Джанандреа Нозеда: Да, его и сегодня много ставят в Мариинском театре. Я сам дирижировал здесь "Аидой", "Риголетто", "Травиатой". Верди - король опер. А оперный язык универсален. Его все понимают. Потому мы чувствуем себя здесь сейчас, как дома.

В Teatro Regio выступали многие звезды российской оперной и балетной сцены. А есть ли среди них в настоящий момент исполнитель или исполнительница, с которыми вам особенно интересно  сотрудничать?

Джанандреа Нозеда: Когда-то, работая над новой постановкой в Мариинском театре, я, можно сказать, случайно познакомился с Ильдаром Абдразаковым. Ему было в ту пору 22 года. То, что он певец, я не знал. При этом регулярно встречал его в коридорах театра, у репетиционных залов - он кого-то упорно поджидал. Однажды остановился около него, поинтересовался, чем занимается,  что вообще делает в театре? Ильдар ответил, что оперный певец. "Певец? Ну, так спойте!", - попросил я его. И он тут же, прямо в коридоре запел. Это было великолепно. Никогда прежде я не слышал ничего подобного. У меня душа в пятки ушла от его голоса. Через четыре месяца после этого он дебютировал на сцене Мариинки, спев в "Свадьбе Фигаро". А теперь Ильдар с моим оркестром и хором поет уже сложнейший "Реквием" Верди. В России очень много талантов. Это прекрасно.

Можно узнать, вы сами чему-то здесь научились, что-то "российское" пригодилось вам в работе с музыкантами Королевского театра, других оркестров мира, которыми дирижируете?

Джанандреа Нозеда: В России я открыл для себя, сколь важен подход к делу. Нельзя относиться к нему несерьезно или даже полусерьезно. Нельзя терять внутренний огонь, иначе ничего не получится. Музыка не терпит отсутствия эмоций. Ваши артисты репетируют по многу часов, нередко забывая об отдыхе - это я увидел здесь. Они верят в то, что делают. Благодаря чему многого добиваются. И потому так востребованы в лучших театрах мира. Это для меня важный опыт.

В музыке существует такое понятие, как культура звука. Для итальянца, к тому же музыканта, оно имеет, вероятно, немалое значение?

Джанандреа Нозеда: У дирижера свое восприятие звука. Оно рождается, как правило, из опыта работы с разными оркестрами. В каждой стране свои особенности данной культуры, традиций. В англоязычных государствах, например, звук очень чистый, "белый". В Германии - интенсивный. В  России - интенсивный и полный эмоций, "темный".

Когда мы в Италии исполняем произведения русских композиторов, а раз в два года мы непременно ставим на своей сцене одну из опер ваших великих композиторов, то стараемся приблизиться к  их родному  звуку. И, конечно, сохраняем, приумножаем свой итальянский особый элегантный звук.

Справка "РГ"

Teatro Regio di Torino - один из старейших оперных театров Италии. Был открыт в 1740 г. Зал вмещал 2500 зрительских мест. Трижды его посещал император Наполеон. В нем работал маэстро Артуро Тосканини. После страшного пожара 1936 г. почти сорок лет театр был закрыт. Восстановлен в 1973 г. Зал эллиптической формы вмещает сейчас 1750 зрителей.

Джанандреа Нозеда родился в Милане в 1964 г. Окончил Миланскую консерваторию. Занимался в мастер-классах Донато Ренцетти, Чон Мен Хуна и Валерия Гергиева. В 1994 г. выиграл в Испании Международный конкурс дирижирования Кадакесского оркестра, после чего был приглашен возглавить сам оркестр. Был главным приглашенным дирижером Мариинского театра, Роттердамского филармонического оркестра. С 2011 г. - главный приглашенный дирижер Израильского филармонического оркестра, приглашенный дирижер Питтсбургского симфонического оркестра и дирижер-лауреат Филармонического оркестра BBC. Вместе с оркестром ВВС записал девять симфоний Бетховена. Запись стала хитом интернета.
Che mai sento!