Автор Тема: XXII МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЗВЕЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ», 28 мая – 31 июля 2014  (Прочитано 18110 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Какой смысл? Практически никакой другой информации о фестивале и не будет.

И всё же смысл появился, ибо множество откликов в прессе и в интернете:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10049.0.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Какой смысл? Практически никакой другой информации о фестивале и не будет.

И всё же смысл появился, ибо множество откликов в прессе и в интернете:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10049.0.html

Некоторые отклики в интернете столь эмоциональны, что мне потребовалось приложить максимум внимания и усилий, чтобы привести их в пригодный для публикации на форуме вид :))
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Некоторые отклики в интернете столь эмоциональны, что мне потребовалось приложить максимум внимания и усилий, чтобы привести их в пригодный для публикации на форуме вид :))

Цензурой занимаетесь? Народная речь и правда жизни вам не нравятся? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Некоторые отклики в интернете столь эмоциональны, что мне потребовалось приложить максимум внимания и усилий, чтобы привести их в пригодный для публикации на форуме вид :))

Цензурой занимаетесь? Народная речь и правда жизни вам не нравятся? :))

Мне однажды сделали замечание по поводу лексики Арлекина в скопированном мной отклике, и теперь я проявляю максимум бдительности. 8) Какое "искусство" Вика - такая и народная речь! А правду жизни я целиком и полностью оставляю, даже информацию о ценах на воду на премьере :))
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
правду жизни я целиком и полностью оставляю, даже информацию о ценах на воду на премьере :))

Лучше на водку, ибо ТАКОЕ на сцене лицезреть лучше после пары чарок.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Какой смысл? Практически никакой другой информации о фестивале и не будет.

И всё же смысл появился, ибо множество откликов в прессе и в интернете:
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10049.0.html

Тогда оставьте 2 потока: про Троянцев и про Войну и мир. Зачем нужна тема о фестивале без информации о премьерах? Я не говорила, что ничего не будет о Войне и мире, речь шла о том, что только о ней и будут писать, как до этого 90%  писали о Троянцах.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
О какой стоимости воды на премьере шла речь? О воде в буфете Мариинки-2? Я искал, но не нашёл. Просто прошлым летом меня там неприятно удивила стоимость самого обычного бутерброда - целых 250 рублей, это ни в какие ворота не лезет, как я тогда подумал, пусть сам Обещалович такие дорогие бутеры покупает.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
О какой стоимости воды на премьере шла речь? О воде в буфете Мариинки-2? Я искал, но не нашёл.

Искуситель

Ходили на премьеру "Война и мир", опера. http://iskusatelnica.livejournal.com/648527.html

Опера супер, что касается постановки. Но организация просто ужас.

Во-первых, начало вместо 19-00 было в 19-20, если не больше. Во-вторых, антракт был в районе 40 минут, если не 50. В-третьих, 150 р за полстакана воды - это ужас.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
О какой стоимости воды на премьере шла речь? О воде в буфете Мариинки-2? Я искал, но не нашёл.

Искуситель

Ходили на премьеру "Война и мир", опера. http://iskusatelnica.livejournal.com/648527.html

Опера супер, что касается постановки. Но организация просто ужас.

Во-первых, начало вместо 19-00 было в 19-20, если не больше. Во-вторых, антракт был в районе 40 минут, если не 50. В-третьих, 150 р за полстакана воды - это ужас.
Спасибо за ссылку и цитату, да, это действительно ужасно, тоже пусть сам Обещалович пьёт такую дорогую воду. Я, конечно, не могу никому такого советовать, потому что не знаю, насколько это вредно, но я в таких случаях, если забыл свою воду взять или своя вода кончилась, то просто пью из крана в туалете. Нет, я раньше никогда не пил из крана вообще и даже не помышлял об этом (и в этом сезоне пил из крана всего раз пять-семь), но когда осенью денег было очень мало, но мне просто безумно захотелось обязательно при первой же возможности подарить цветы Оксане Лесничей (естественно, обидно же стало, что я так долго не посещал выступления такой замечательной певицы!), а билет на арендный концерт в Гнесинку тоже был недешёвый (не знаю, получилось бы сейчас именно туда по приглашению, но тогда я даже не помышлял об этом), и тогда я, поставив рядом цветы, попил из крана. А вообще я настоятельно рекомендую всем без исключения театрам и концертным залам, даже маленьким и малоизвестным, поставить в фойе кулер (из всего, где я был, я видел кулер только в Михайловском театре, и то на другой год его уже не было). А ещё лучше помимо кулера раздавать посетителям бесплатно (в буфете, а сели его нет, то около кофе-автомата и кулера) просто чёрный хлеб. Я думаю, прибыль буфета от этого не пострадает. Потому что те, кто бывают в театрах не очень часто, будут там брать сравнительно дорогие продукты, в некоторых случаях то же спиртное в том числе. А те, кто ходит часто, у кого на дорогие театральные буфеты нет денег и времени и кому банально некогда перекусить по дороге с работы - таких меньшинство, но их (точнее, нас) надо поощрить за любовь к Музыке хотя бы просто водой и хлебом.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тогда оставьте 2 потока: про Троянцев и про Войну и мир. Зачем нужна тема о фестивале без информации о премьерах? Я не говорила, что ничего не будет о Войне и мире, речь шла о том, что только о ней и будут писать, как до этого 90%  писали о Троянцах

На концертном исполнении "Троянцев" даже я побывал много лет назад, так что это давно уже не новость - ну, может, новостью является постановка.
И всё же "Война и мир" - это нечто особенное, чему стоит посвящать отдельный поток, который уже, кстати, по размеру равен этому. Следовательно, тот разговор правильно выделили в отдельную тему.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пусть сам Обещалович пьёт такую дорогую воду

Дело в том, что на буфете в наше время все театры и концертные залы банально делают деньги. Их цель - не накормить желающих, а заработать на них как можно больше. И, кстати, буфет играет важную роль в экономике театров и залов: когда мы платим за дорогую еду и водичку за 150рэ, мы фактически дарим деньги этому учреждению. Поэтому, если посмотреть в корень, мы поддерживаем этими покупками театр. Так что это вовсе не выброшенные на ветер деньги.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
На концертном исполнении "Троянцев" даже я побывал много лет назад, так что это давно уже не новость - ну, может, новостью является постановка.
И всё же "Война и мир" - это нечто особенное, чему стоит посвящать отдельный поток, который уже, кстати, по размеру равен этому. Следовательно, тот разговор правильно выделили в отдельную тему.

Причём тут концертное исполнение? Это новая постановка. Война и мир - то же самое, если лично Вы не видели предыдущих и не знаете о их существовании, это не значит, что этого не было. Про отделение - можете думать, что хотите, это абсурд, заводить отдельную тему для спектакля, на котором никто из обсуждающих не был. Если убрать все лишнее, там мало что останется.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
пусть сам Обещалович пьёт такую дорогую воду

Дело в том, что на буфете в наше время все театры и концертные залы банально делают деньги. Их цель - не накормить желающих, а заработать на них как можно больше. И, кстати, буфет играет важную роль в экономике театров и залов: когда мы платим за дорогую еду и водичку за 150рэ, мы фактически дарим деньги этому учреждению. Поэтому, если посмотреть в корень, мы поддерживаем этими покупками театр. Так что это вовсе не выброшенные на ветер деньги.
Буфетам нужно пересмотреть свои взгляды и иметь цель накормить и напоить желающих хотя бы хлебом и водой. Деньги можно делать на всём остальном, на том же спиртном, если речь идёт о театре, но не на этих продуктах.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Про отделение - можете думать, что хотите, это абсурд, заводить отдельную тему для спектакля, на котором никто из обсуждающих не был. Если убрать все лишнее, там мало что останется

"Лишнее" - это что? Отклики в прессе?
Да, я не был на этом спектакле, и по прочтении всех материалов я об этом не только не жалею, но даже больше скажу: НОГИ МОЕЙ НА НЁМ НЕ БУДЕТ. И чтобы на него не ходили другие читатели, я и выделил эту тему в отдельный поток.
И я не успокоюсь, пока мы не размажем эту постановку по всем стенкам через отзывы в прессе! Чтобы ни у кого из прочитавших даже мысли не появлялось ходить на неё.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Ради Бога. Автором темы себя сделайте, пожалуйста.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Китайские солисты в опере "Евгений Онегин" на новой сцене Мариинского театра

25 июля

Ольга – Вэнь Цзо Пэй http://www.mariinsky.ru/company/opera_guest/weng_ruopei/
Князь Гремин – Хао Цзян Тянь http://www.mariinsky.ru/company/opera_guest/hao_jiang_tian/

http://www.mariinsky.ru/company/opera_guest/hao_jiang_tian/

26 июля

Ленский – Цзинь Чжэнцзянь http://www.mariinsky.ru/company/opera_guest/jin_zhengjian/

http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/7/26/2_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
29.07.2014 Л. Монастырской в "Макбете" не будет. Уже значится Т. Сержан.
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/7/29/3_1900/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Ленского, Ольгу и Гремина в «Евгении Онегине» Мариинского театра споют китайцы

25 июля 2014, 16:44

В феврале этого года на Новой сцене Мариинского театра прошла премьера оперы «Евгений Онегин», режиссером которой выступил Алексей Степанюк. Эта постановка была совместным проектом Мариинского театра и Национального центра исполнительских искусств (Пекин). Пекинская премьера, прошедшая в марте, собрала восторженную прессу, наряду с китайскими исполнителями в Пекине выступили солисты Мариинского театра.

И вот настало время для ответного визита. На спектакле 25 июля в партии князя Гремина на сену Мариинского-2 выйдет прославленный бас Хао Цзян Тянь, около двадцати лет успешно выступающий в Метрополитен-опера. На следующий день, 26 июля петербургская публика сможет оценить мастерство китайского тенора Цзиня Чжэнцзяня (Ленский) и тайваньского меццо-сопрано Вэнь Цзо Пэй, которая выйдет на сцену в партии Ольги. Оба вечера за дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

Фонтанка.ру
http://calendar.fontanka.ru/articles/1727/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
В Петербурге завершается международный фестиваль "Звезды белых ночей"

В последний день "Ночей" на исторической сцене Мариинки под управлением Валерия Гергиева будет исполнена опера "Летучий голландец"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 июля. /Корр.ИТАР-ТАСС Олег Сердобольский/. ХХII международный фестиваль "Звезды белых ночей" завершается в Санкт-Петербурге в четверг. На исторической сцене под управлением Валерия Гергиева будет исполнена опера "Летучий голландец". В главной партии - известный "вагнеровский певец" Евгений Никитин. На Новой сцене покажут одноактные балеты "Карнавал" и "Кармен-сюита" с солистами Анастасией Колеговой и Денисом Матвиенко в партиях Кармен и Тореро.

Фестиваль впервые проводился одновременно на трех больших сценах Мариинского театра, а также в четырех его камерных залах. Афиша 65-дневного марафона включала около 200 спектаклей и концертов, в том числе с солистами из разных стран. В самом начале и под занавес праздника были исполнены оперные премьеры - эпическая дилогия "Троянцы" Гектора Берлиоза в постановке Янниса Коккоса" и "Война и мир" Сергея Прокофьева, поставленная Грэмом Виком, с трансляцией на страны Европы. В рамках "Ночей" прошла петербургская концертная премьера русской хоровой оперы "Боярыня Морозова" Родиона Щедрина. Его произведения занимают особое место в репертуаре Мариинского.

Были показаны также премьеры одноактных балетов современного нидерландского хореографа Ханса ван Манена ("Адажио для клавесина", "Вариации для двух пар", "Соло" и "Пять танго") и знаменитого балета "Маргарита и Арман" Фредерика Аштона на музыку Ференца Листа. Во время фестиваля состоялся творческий вечер премьера балета Игоря Зеленского, где его партнершами выступили танцовщицы Диана Вишнева и Полина Симеонова.

Участниками фестиваля впервые стали Шотландский балет из Глазго, показавший оригинальную современную версию классической "Сильфиды" в постановке Мэтью Боурна; Армянский академический театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна с балетом "Гаянэ"; Театр "Астана-балет", исполнивший "Восточную рапсодию" на основе национального фольклора.

Впервые в программу фестиваля был включен драматический спектакль - МХТ имени Антона Чехова показал на Новой сцене сказку "Конек-Горбунок" в постановке Евгения Писарева.

http://itar-tass.com/spb-news/1351329
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Завершился 22-й Музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей». Открывшись 28 мая, крупнейший ежегодный фестиваль, задающий градус музыкальной жизни Петербурга, продлился 65 дней. В рамках фестиваля на трёх сценах и в четырёх камерных залах Мариинского театра состоялось 194 спектакля и концерта (59 — на исторической сцене, 56 — на новой сцене, 60 — в Концертном зале, 19 — в камерных залах Мариинского-2).
http://vk.com/mariinsky.theatre?w=wall81344132_66364%2Fall
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 527
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Художественный руководитель Мариинского театра поделился впечатлениями о легендарном фестивале и о двух оперных эпопеях на военную тему

22 фестиваль «Звёзды белых ночей» завершен. Валерий Гергиев закрыл программу за дирижерским пультом исторической сцены Мариинского театра оперой «Летучий голландец». Не зря фестиваль называют главным музыкальным событием России. В этот раз было 200 спектаклей и концертов, включая премьеры и выступление лучших мировых певцов, музыкантов и танцовщиков.

Масштабные постановки сезона также были на новой сцене Мариинского. Валерий Гергиев поделился впечатлениями о фестивале и о двух поставленных иностранцами грандиозных операх-эпопеях на военную тему: «Троянцы» Берлиоза и «Война и мир» Прокофьева.

Подробности — в материале НТВ http://www.ntv.ru/novosti/1177840/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Звезды и музы

Владимир ДУДИН

Завершившийся международный фестиваль «Звезды белых ночей» ознаменовался серией громких дебютов: Мария Гулегина в «Аиде» Верди, Марсело Альварес в «Тоске» Пуччини, Оксана Дыка в «Князе Игоре» Бородина, Татьяна Сержан в «Пиковой даме» Чайковского.

Оксана Дыка в партии Флории Тоска вволю наигралась, показав вспыльчивую натуру своей героини.«Звезды белых ночей» на протяжении вот уже многих лет позиционируют себя как фестиваль оперы, балета, симфонической и камерной музыки, и менеджеры стараются составлять афишу так, чтобы эти виды музыкального искусства были представлены сбалансированно. И все же оперы на «Звездах» всегда больше, чем концертов и балетных спектаклей. В этом, безусловно, трудно не усмотреть главного творческого интереса маэстро Валерия Гергиева.

Фестиваль помнит времена, когда в нем участвовал Пласидо Доминго, Ферруччо Фурланетто стал одним из его резидентов. Не говоря об Анне Нетребко, которая, уже получив статус мировой дивы, старалась выступить здесь и лишь в этом году не приехала, вероятнее всего, по причинам организационного характера. И все равно список звездных участников оказался интригующим.

В отличие от Зальцбургского или Глайндбурнского фестивалей, где публику знакомят почти исключительно с премьерной продукцией, в Мариинский театр оперные звезды приезжают, чтобы, как правило, за пару часов ввестись в репертуарный спектакль. Счастливчикам может повезти и достаться пара дней на подготовку мариинского дебюта.

Так получилось в этом году с оперой «Тоска» Пуччини на Новой сцене Мариинского театра, в которой состоялось сразу четыре дебюта. Случай вышел беспрецедентным в истории Мариинского театра: в репертуарный спектакль ввелись сразу три зарубежных солиста – украинка Оксана Дыка, всемирно известный тенор аргентинского происхождения Марсело Альварес, итальянский баритон Габриэле Вивиани, а также итальянский маэстро Карло Монтанаро. Опера обрела свой истинный размах, получив три роскошных голоса и чуткого маэстро.

Спектакль с таким умопомрачительным составом был показан дважды и оба раза – с аншлагом. Еще бы – сам Альварес пел здесь партию отважного художника Марио Каварадосси, причем не только одну арию про звезды на небе (которую исполнил в Большом зале Филармонии за пару месяцев до этого), а весь спектакль. Это не певец на излете карьеры, а тенор в полном расцвете сил, он сыграл ничуть не хуже, чем спел.

В Мариинском театре есть свои незаменимые Каварадосси, которые выходят работать, и публика их ценит. Но Альварес – певец иного полета, другой традиции, дисциплины и вокальной одаренности. Он показал себя во всей вокально-драматической мощи, наполняя каждую фразу тем драгоценным звуком, который петербургским меломанам чаще лишь снится. Альварес не красовался гастролирующим звездным павлином, но показал богатую палитру своих интонационных возможностей от фортиссимо до пианиссимо.

В партнерши ему досталась не менее колоритная и очень своенравная Флория Тоска в исполнении Оксаны Дыка, певицы, быстро получившей мировую популярность благодаря прежде всего своему зычному драматическому сопрано. Так же, как Альварес, Дыка вволю наигралась, показав вспыльчивую натуру своей героини. Быть может, иногда даже забывая, что находится на сцене, а не в жизни: настолько запросто вела она Тоску по ее недолгой, но выразительной сценической судьбе. Напряженность интриги, к сожалению, спадала в те моменты, когда Тоска оказывалась наедине со Скарпиа – мерзким похотливым злодеем по сюжету и любимым мужем исполнительницы Габриэле Вивиани – по жизни. Поэтому в тот самый кульминационный момент, когда Скарпиа собирался насиловать Тоску, героиня Оксаны Дыка воткнула в него кинжал аккуратно, чтобы ничего не повредить... Впрочем, сценическую норму любви она добросовестно отдала и своему Каварадосси.

Ее Ярославна в «Князе Игоре» очень радовала насыщенным драматизмом пения и вокальными возможностями, главным образом, в верхнем регистре, где голос Дыка не утрачивал силы и объема. Огорчало же иногда подозрительное тремоло и пара редких, но оттого особенно слышных фальшивых моментов, когда Дыка то ли переставала слышать свой звонкий голос из-за гремевшего оркестра, ведомого Павлом Смелковым, то ли забывала партию, то ли испытывала тесситурные сложности. Но в целом скульптурный образ ее Ярославны вызывал неизменное уважение и желание услышать ее в этой партии еще раз. Но только с другим Игорем – не с Николаем Путилиным, который в тот вечер пел весьма неудачно.

Феерически дебютировала на Мариинской сцене в партии Аиды Мария Гулегина, которая сумела вдохнуть жизнь даже в такой безжизненный спектакль, каким является здесь «Аида». Здесь действовала подлинная исполнительская магия. Никакой статуарности поз оперной дивы – только движение, порыв, импульс ради донесения музыки.

Мария Гулегина, по мнению знатоков, словно угощала слушателя вином многолетней выдержки, даря свою Аиду. Эту партию она пела на лучших сценах мира.За пультом стоял Кристиан Кнапп, ходящий у маэстро Гергиева в подмастерьях, и не зря, ибо и он старался создать из заезженной «Аиды» музыку, следуя за стихией чувств, исходящих от солистов.

Невозможно забыть танец соблазнения Радамеса в «Нильской сцене» – танец Аиды, который для всех слушателей в тот вечер стал настоящей сенсацией. Мария Гулегина придумала этот танец сама! Певица играла спектакль босиком, желая придать героине максимум жизнеподобия, и была весьма убедительной. Верилось в историю этой несчастной и в то же время счастливой плененной эфиопской девушки, о которой написал свою оперу Верди.

Еще одним откровением для завсегдатая Мариинки стала сопрано Татьяна Сержан в партии Лизы в «Пиковой даме» Чайковского. Исполнительница убедила меломанов, что в этом театре появилась настоящая Лиза и после Галины Горчаковой.

Татьяна, как уже знают наши постоянные читатели, стала солисткой Мариинского и 7 августа вновь выйдет на эту сцену в партии Леоноры в «Трубадуре» Верди, а 15 августа дебютирует здесь в партии Абигайль в «Набукко» Верди.

С.-Петербургские ведомости. № 145  от  07.08.2014
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10309686@SV_Articles
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ

На том конце замедленного жеста

Фестиваль "Звезды белых ночей" в Мариинском театре открылся премьерой оперной дилогии Гектора Берлиоза "Троянцы"
 
Строго говоря, циклопическое, многословное оперное творение Берлиоза по замыслу автора должно идти в два вечера. Но в театральной практике, почти повсеместно, никто не осмеливается на это: две оперы, как правило, объединяют в один спектакль, с той или иной степенью радикальности сокращая партитуру, от чего действие гарантированно выигрывает в интенсивности и концентрированности. И в мариинской версии авторский текст Берлиоза был основательно редуцирован; в результате спектакль идет пять с половиной часов, с двумя антрактами.

Первая часть диптиха посвящена падению Трои, и в центре ее – трагическая фигура прорицательницы Кассандры, дочери царя Приама, предсказывающей гибель городу и его жителям. Во второй части действие происходит в Карфагене, и в центре – фигура царицы Дидоны, любящей и страдающей от разлуки с любимым. Обе женщины погибают – точнее, кончают жизнь самоубийством. Одна не смогла пережить смерть жениха и отца, и гибель родины. Другая – не вынесла разлуки с Энеем, уплывшим, по завету богов, на поиски неведомой страны обетованной – Италии.

Нынешняя постановка – не первая встреча труппы театра с дилогией. Лет пять назад «Троянцы» уже ставились в Мариинском театре (на основной сцене). Помнится, высокотехнологичный спектакль, представленный знаменитой каталонской группой La Fura dels Baus заметно разочаровал: слишком много было в нем скрежета и лязга неповоротливых, то и дело заедающих конструкций, слишком много суеты, технологических накладок, шокирующих смысловых подмен. Девять десятых площади занимали декорации, а доминировала надо всем движущаяся картинка на заднике. Само существование персонажей, их слова, действия оказались на периферии эмоционального, чувственного восприятия спектакля, и тем обессмысливались. Словом, хваленые новейшие технологии оказались «вещью для себя»: они нисколько не работали на пользу целого.
Новый спектакль, придуманный и поставленный Яннисом Коккосом – маститым и весьма востребованным оперным режиссером, признанным специалистом именно по «Троянцам», – лишен таких недостатков. Скорее его можно обвинить в старомодности – если бы не оригинальные визуальные решения и весьма изобретательное использование технических возможностей новой сцены. Спектакль развивается в замедленном ритме античных мистерий. Величавые шествия, торжественная пластическая симфония разворачивается на нескольких уровнях одновременно.

Коккос мыслит в совершенно отличной от La Fura системе театральных координат: он не стремится шокировать или оригинальничать, но, наоборот, опирается на архаику, на античный театр, любит эстетизировать, возвышать, подчеркивать каждый жест, каждую складку одежды. Герои его спектаклей носят даже не одежду – одеяния, ниспадающие красивыми тяжелыми складками. Как правило, у Коккоса декорации и костюмы не привязаны к какому-то определенному времени и эпохе: он предпочитает выстраивать вневременные сюжеты, в которых задействованы «вечные» знаки и символы. Скажем, образ ночного леса, появляющийся в сне Энея – это традиционный, слегка даже заезженный символ подсознания, в чащобах которого заблудился герой. Разгорающиеся в роще языки пламени, спугнувшие белого коня, – символ любовной страсти к Дидоне, пожирающей душу героя, подобно лесному пожару.

Визуальная составляющая в спектакле проработана детально и с выдумкой. Сейчас ни один оперный спектакль не обходится без визуальных эффектов. Но «Троянцы» в этом смысле получились особенно впечатляющими. Картинка в каждой сцене изумляет изысканным колоритом, глубиной и яркостью красок, прихотливой игрой форм и рельефов. Одно из самых запоминающихся визуальных решений, идеально коррелирующих со звучащей музыкой, – роскошная картина ночного леса, облитого лунным светом, которая предваряет пятое действие. Мягкое колыхание пышной листвы – чудится даже шелест листьев, хотя это невозможно, таинственная тропинка, манящая в глубь рощи, трели соловья, имитируемые в оркестре флейтой – все вместе производит чудный эффект самого романтического свойства: по настроению эта «картинка» идеально подошла бы для второго действия «Тристана».
 
Несмотря на сценическое действие, насыщенное бурным передвижением масс хора, и драматический накал страстей в музыке, спектакль Коккоса дышит внутренним спокойствием. Зрелище гармонично, сбалансировано по подаче материала, по подчеркнуто простым, но исправно «работающим» оппозициям: день – ночь, черное – белое, война – мир, земля – море. Эта бинарность положена и в основу авторского текста дилогии: Берлиоз рисует два мира, играя на их противопоставлении. Режиссер лишь усиливает заявленные в партитуре генеральные оппозиции – и тем достигает не только симметрии форм, но внутренней цельности всего спектакля.

Второй важный принцип сценической организации – зеркальность: сцена отражается в огромном наклонном зеркале. Миры двоятся, верх и низ перепутаны. Порой кажется, будто ты смотришь на происходящее откуда-то сверху, с высокой башни. Иногда от этого кружится голова и слегка теряется ориентация в пространстве; ступени, площадки, глубокое ущелье-провал, на дно которого ведут пологие ступени. Мы не видим этого провала – лишь видим его отражение в зеркале, отчего иногда чудится, будто ступени ведут не вниз, но вверх. Оттуда, из глубины, поднимаются на поверхность плакальщицы – словно черные тени, изникающие из Аида. Оттуда же появляется убитая горем Андромаха, вдова Гектора, ведя с собою сына: каждый жест четко очерчен, каждый поворот головы – осмыслен.

В зеркальном отражении мы видим богато изукрашенное панно с изображением пышного античного города – но это не стена с фреской, а пол, который может раздвигаться, на манер панелей. Сдвигаясь, створки панелей скрывают провал, ведущий в недра земли. Само зеркало – даже не вполне зеркало, а зеркальная пленка, покрытая амальгамой. Сквозь нее просвечивает зазеркалье – пространство, где снова множатся площадки, ступени, и стоящие на них люди… Оттуда же, из невозможного зазеркалья, в кульминационный момент выдвигается чудовищная морда ужасного Троянского коня, с набрякшими жилами и залитыми кровью глазами. Крупа коня не видно – и это главное несбывшееся ожидание. При таком размахе визуальности, заданной Коккосом в спектакле, вполне можно было бы поднапрячься и соорудить для вящего эффекта целого коня, выдвинуть его на авансцену. Коня, как важной визуальной доминанты, явно не хватило в драматической картине пожара и гибели Трои.

Послойное раскрытие пространства в глубину – третий конструктивный принцип, который применяет Коккос. И тут уже разум окончательно отказывается понимать, как устроена сцена: сдавшись на милость постановщика, ты просто смотришь на сцену, наблюдаешь за передвижениями хоров, слушаешь красивую музыку. И наслаждаешься ярким, полнокровным, тонко дифференцированным звучанием мариинского оркестра под управлением Валерия Гергиева.

Мы привыкли к броскому, порой экстатически возбужденному тонусу игры мариинцев; тем более ценны оказываются моменты тишины, филирования звука, тихих звонов, наивных соло флейты, нежных переборов арфы. В премьерном спектакле таких отрадных оазисов тишины, лучезарного покоя было множество. Назову лишь два: щемяще красивый, исполненный неизбывной нежности любовный дуэт Дидоны и Энея, и поэтичнейшая оркестровая картина ночного леса, полнящегося таинственными шорохами листвы и пением соловья.

Коккоса отнюдь не смущает, что почти все использованные в спектакле приемы – это не оригинальные наработки, но «верняк», много раз тиражированный. Он просто берет то, что ему нужно в данный момент – и использует так, как считает нужным, ничуть не оглядываясь на моду, на новейшие тенденции и тренды. У него верный глаз и твердая рука – и очень точное пространственное чутье. Его мизансцены органичны, рисунок массовых сцен непредсказуем, он любит «косые» композиции и обожает картинно «расставлять» своих персонажей по сцене. Не забыв подробнейшим образом проинструктировать, как должны лежать складки плаща на ступенях, какую позу следует принять, как нужно вытянуть руку, повернуть голову.

Два мира – два цвета – две женские героини. Неистовая Кассандра (ее партию с огромной экспрессией и актерской отдачей, буквально «выплевывая связки на сцену», спела Млада Худолей) существует в разрушенном мире Трои – сумрачном, темном, распадающемся. Во второй части глазам предстает иной мир: лучезарный образ рая, в синеве которого парят и тонут белые кораблики Энеевой дружины. В мире царицы Дидоны много света, воздуха, белизны и синевы; и этот контраст действует тем сильнее, чем сильнее мы прониклись смрадом и распадом Трои.

Партию Дидоны вдохновенно спела Екатерина Семенчук: гордая стать, яркое звучание богатого меццо, с роковыми, эротичными нотами в нижнем регистре. Природный темперамент и артистизм сквозят во всех ее оперных характерах. На премьере «Троянцев» на Семенчук сразу же сконцентрировалось внимание зала – и она держала его, цепко и сильно, до самого финала: сцена самоубийства, на белой лестнице, ведущей к небесам, была проведена исступленно, пронзительно точно и предельно эффектно. Фактически спектакль «сделали» две певицы – Млада Худолей и Екатерина Семенчук. И хотя их партнеры – великолепный баритон Алексей Марков (Хореб) и Сергей Семишкур (Эней) также были хороши, однако женский напор, жертвенность, зашкаливающую энергетику мужчины затмить так и не смогли.

Музыкальная жизнь. 2014. № 6.
http://mus-mag.ru/mz-txt/2014-06/r-les-troyens.htm
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Владимир ДУДИН

Боярские страсти Родиона Щедрина

Валерий Гергиев впервые исполнил хоровую оперу «Боярыня Морозова» живого классика Родиона Щедрина. Как и в «Левше», в «Боярыне Морозовой» в еще большей степени композитор показал какую-то неугасимую иррациональную страсть русского народа к истреблению друг друга ради идеи. Солистка Мариинского театра меццо-сопрано Варвара Соловьева в заглавной партии со своим несколько уставшим рыхловатым голосом замечательно передала состояние абсолютно изможденной, истерзанной боярыни-староверки, восставшей не только против никоновской реформы и официальной церкви, но и против царской власти.

Бас Сергей Алексашкин не жалел сил в изображении инфернальной мощи царя Алексея Михайловича, который в оперном облике оказался под стать Инквизитору из другой оперы – «Огненного ангела» Прокофьева. Протопопа Аввакума, верного наставника боярыни, так же страшно, как и она, расплатившегося за старую веру, с исключительной музыкантской проницательностью исполнил тенор Александр Тимченко. Хор Мариинского театра эмоционально подвижно комментировал происходящее, бросаясь то в языческий гнев и слепую ярость, то в ангельское сострадание, отражая амплитуду истоков «русской духовности».

С.-Петербургские ведомости. 15.08.2014
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10309856@SV_Articles
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау