Автор Тема: "Дон Жуан" В.А. Моцарта в театре им. Станиславского (постановка А. Тителя)  (Прочитано 42170 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В последние недели две я послушала оперу «Дон Жуан» Моцарта со следующими исполнителями заглавной партии: Петер Маттеи, Владимир Захаров, Николай Гяуров, Чезаре Сьепи, Руджеро Раймонди. Отдавая должное уважаемым Сьепи и Гяурову, не могу не признаться в любви к Маттеи :) А вот Раймонди я не полюбила ни в «Итальянке», ни в «Дон Жуане»… На очереди ещё ряд Донов :) Жуанов. Тщательно готовлюсь воспринимать сей шедевр Моцарта живьём!
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В последние недели две я послушала оперу «Дон Жуан» Моцарта со следующими исполнителями заглавной партии: Петер Маттеи, Владимир Захаров, Николай Гяуров, Чезаре Сьепи, Руджеро Раймонди. Отдавая должное уважаемым Сьепи и Гяурову, не могу не признаться в любви к Маттеи :) А вот Раймонди я не полюбила ни в «Итальянке», ни в «Дон Жуане»… На очереди ещё ряд Донов :) Жуанов

Вот это подготовочка! :) А вы таки собрались на мамтовского Жуана?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вот это подготовочка! :) А вы таки собрались на мамтовского Жуана?

Таки да, в декабре. Вам тоже рекомендую :)) А то что же, все сходили или сходят, а вы останетесь на обочине передового оперного процесса :))
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Таки да, в декабре. Вам тоже рекомендую :)) А то что же, все сходили или сходят, а вы останетесь на обочине передового оперного процесса :))

Вы идёте нарочно :)) А я не переживу эту режиссуру. У меня нервная система и так расшатана жизнью в нашей стране.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Таки да, в декабре. Вам тоже рекомендую :)) А то что же, все сходили или сходят, а вы останетесь на обочине передового оперного процесса :))

Вы идёте нарочно :)) А я не вынесу эту режиссуру.

Но вы же не видели спектакль, как вы можете о ней судить?..
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
17 декабря, среда, 19:00

Основная сцена
Дирижер-постановщик: Уильям Лейси

Дон Жуан: Дмитрий Зуев
Лепорелло: Денис Макаров
Дон Оттавио: Артем Сафронов
Мазетто: Максим Осокин
Донна Анна: Хибла Герзмава
Донна Эльвира: Наталья Петрожицкая
Церлина: Инна Клочко
Командор: Дмитрий Степанович

18 декабря, четверг, 19:00

Основная сцена
Дирижер-постановщик: Уильям Лейси
Дон Жуан: Дмитрий Ульянов
Лепорелло: Антон Зараев
Дон Оттавио: Артем Сафронов
Мазетто: Алексей Шишляев
Донна Анна: Мария Макеева
Донна Эльвира: Елена Гусева
Церлина: Дарья Терехова
Командор: Феликс Кудрявцев

Спектакль 17 декабря практически полностью продан (понятно, Герзмава в составе :) ). А вот на 18-е немало свободных мест в партере для премьерного спектакля, да ещё с таким громким названием, как "Дон Жуан" Моцарта.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дон Жуан
18 декабря
(Лепорелло) Антон Зараев → Денис Макаров
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Свершилось! Я таки сходила на "Дон Жуана". Спектакль не самый бодрящий, так что первый час я продержалась на кофе и любопытстве. Потом, в антракте, меня взбодрили интересные беседы. Потом постепенно становилось всё скучнее и скучнее, а последний час я откровенно зевала. Сил на отчёт не осталось, и сегодня его не будет. Но до конца недели очень постараюсь. Есть, что сказать, не зря же я слушала разные версии "Дон Жуана" всё последнее время! :)
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
до конца недели очень постараюсь. Есть, что сказать, не зря же я слушала разные версии "Дон Жуана" всё последнее время! :)

:)) А может, не надо?? Впрочем, сравнить с прослушанными - это интересно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 356
Я тоже отчитаюсь! По следам и по существу!))))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
« Последнее редактирование: Декабрь 19, 2014, 08:50:12 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 356
Несомненно, сговор налицо.
Априори успокою: в общем и целом было все нормально. С точки зрения ВТОРОГО состава театра Станиславского.
Неважно звучали почти все. Играли... Играли хорошо почти все. Спел козырной номер мимо нот и разошёлся с оркестром - только один. И это удивительно, ибо в сложных ансамблях с ним было всё ок.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Никакого сговора нет. Насколько я поняла из первого поста Саши Жура, ещё после премьеры, он полюбил эту постановку. А я не полюбила! И я не согласна, что прямо все звучали так уж неважно. Кое-кто вполне прилично звучал. А вот некоторые действительно разочаровали. Но это нужно подробнее разбирать, у меня пока нет времени написать полноценный отчёт, извините... :))
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 356
Разберем.
Но девушки все пели весьма средне:
Несколько красивых нот и пассажей у Донны Анны впечатление ее исправили. Странный голос Эльвиры - был просто неприятен на слух. Оттавио- у меня почти нет слов, ибо я не хнаю, как это назвать. Церлина была корректна, но на совершенно среднем провинциальном уровне. Мазетто и Командор весьма немполохие. До Жуан  очень-очень по-разному, да и партия НИКАК  не подходит ему ни тесситурно, ни актерски, ни физически.
Герой для меня - Лепорелло! Отлично! И по вокалу, и по образу - глубоко, многогранно, привлекательно и достойно!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
18 декабря я посетила спектакль «Дон Жуан» в МАМТе. Моей целью было ставшее уже нередким «проверить, как там дела», раз уж я вступила в дискуссию относительно распределения партий в этой опере в труппе МАМТа.

Чтобы мои доводы не были голословными, я тщательно подготовилась к восприятию интерпретации этой оперы силами прославленного московского театра. Я послушала следующие записи (для обозначения их назову исполнителей заглавной партии, дабы не загромождать пространство форума перечислением всех исполнителей и дирижёров): Владимир Захаров (на русском языке), Дитрих Фишер-Дискау, Николай Гяуров, Чезаре Сьепи, Шеррилл Милнз, Руджеро Раймонди, Сэмюэль Реми, Саймон Кинлисайд, Феруччо Фурланетто, Петер Маттеи, Ильдебрандо Д’Арканжело. Мне понравились все, кроме нелюбимого мною Раймонди. Из записей самая захватывающая – с Реми (дирижёр фон Караян). Мой любимый ДЖ прежний – Маттеи (любовь!), в силу этого понравилась вся запись 1999 года с фестиваля в Экс-ан-Провансе. Эти две записи – с Реми и с Маттеи – я послушала не по одному разу. Так что опера у меня «в ушах». С этими познаниями я отправилась в МАМТ.

Первый час я продержалась на любопытстве: какие декорации, что собой представляют персонажи, как они поют. Через час мне стало всё ясно, и меня начала одолевать скука. К счастью, приближался антракт. Во второй половине пик скуки пришёлся на арии Донны Эльвиры и Донны Анны. Примерно за полчаса до конца спектакля мне стало окончательно всё ясно до такой степени, что захотелось уйти. Но я подписалась посмотреть от и до, кроме того, я вспомнила, что интересно посмотреть, чем кончится. Как Командор и Дон Жуан полезут вверх по пианинам, не промахнётся ли эта пара мимо нужного отверстия, как уже было однажды в этой постановке, и пролезет ли Дон Жуан в отверстие в пианине. Поэтому я досмотрела до конца (и убедилась, что последние моменты пребывания на сцене Командора и Дон Жуана прошли по плану).

К слову, зал не был заполнен – в партере, по-моему, были свободные места, крайние ложи и края бельэтажа пустые. Никакого ажиотажа и не было, как и особого восторга по ходу спектакля со стороны публики. Из мужчин самых бурных аплодисментов по праву удостоился Денис Макаров – Лепорелло. Из дам (непонятно, почему) Елена Гусева – Донна Эльвира. Мне кажется, что часть публики предположила, что это Герзмава (старушки рядом со мной приняли Дарью Терехову за Герзмаву и бурно аплодировали ей).

Сначала о постановке. Проблема этой постановки даже не в декорациях, которые поражают своей оригинальностью (стена из пианин, а потом стена из винограда) первые 15 минут каждая, а потом надоедают в силу своей аскетичности и однообразности. И не в чрезмерной вульгаризации любовных утех, а также в том, что персонажи нередко прикладываются к бутылке. И не в неэстетичных моментах с использованием винограда. Нет, этого здесь в итоге не так много, и не это остаётся в памяти. К слову, отмечу, что в отличие от многих режоперных постановок, певцов не заставляют петь в неудобных положениях (правда, это не сильно помогает поднять и удерживать вокальный уровень).

Постановка поражает другим – своей пустотой (не в плане художественного оформления – к аскетичным декорациям все уже привыкли). Вот казалось бы, такая интересная по содержанию опера, в ней столько смыслов, подтекстов. Вот тут можно прочитать разбор от Тито Гобби http://www.fedorov.ws/gobbi04.html. В спектакле Тителя ничего этого – похожего или противоположного по смыслу нет, потому что нет вовсе никаких смыслов.

Посмотрев «Дон Жуана» в МАМТе, я задалась вопросом: кто все эти люди и зачем они здесь собрались? Место действия абстрактно, образы персонажей не прорисованы должным образом (я не согласна с Сашей Журом, что все так уж хорошо играли...). Это какой-то сериал или «Дом 2». Ваня и его помощник Лёня развлекаются, свидание с Цилей, с Элей, с Аней... Потом время передачи закончилось, и все разошлись по домам. Персонажи ходят по сцене, поют, выпивают, обнимаются. И всё, абсолютная пустота и безыдейность. Порой мы ругаем режиссёров за то, что они вкладывают в оперу свои, противоречащие авторским, смыслы. Но здесь нет вообще никаких смыслов, они каким-то образом изъяты из этой оперы. Эта постановка не менее безыдейная, чем писаревская «Итальянка в Алжире». Но если для «Итальянки» есть мнимое оправдание, что это дурацкий сюжет и лёгкая комическая опера, то пустой, бессмысленный «Дон Жуан» не имеет оправданий. Зачем же Титель брался за сюжет, в котором ему совсем нечего сказать?.. Возможно, в буклете содержится интересное объяснение, но я буклетов не читала, потому что пришла воспринимать (смотреть и слушать) спектакль as is.

Теперь о хорошем – о дирижёре Уильяме Лейси и оркестре. Все звучало прилично. Среднестатистические темпы без неуместного выпендрёжа, почти идеальный баланс с певцами, максимальное внимание к ним, особенно к молодым Макеевой и Сафронову. Ансамбли прозвучали достаточно чётко.

По плану Лепорелло в этом спектакле должен был петь Антон Зараев, но он был занят, участвовал в конкурсе им. Глинки. Произошла замена на Дениса Макарова. Если честно, я обрадовалась, потому что, по-моему, баритону Зараеву (я не слышала его в этой партии, но предполагаю), басовая партия Лепорелло не по голосу. Я уже писала, что меня удивляют многие назначения и особенно Зараева на Лепорелло и незанятость в спектакле Романа Улыбина. А Зараев, кстати, мог бы красиво спеть Дон Жуана (кроме ранее упомянутых мною баритонов МАМТа)! Сыграть – скорее всего, нет, на данном этапе. Опыта мало. Но хоть спеть хорошо, потому что голос красивый! Хоть кто-то же должен красиво спеть партию Дон Жуана, если уж взялись за эту оперу.

В итоге, конечно, лучшим в этом спектакле был Денис Макаров – Лепорелло. Красивый тембр, подходящая партия, артистизм, выразительность в том числе и мимики (как здорово Макаров вращает глазами, это классная фишка :) ). Макарова-Лепорелло встретили на поклонах лучше, чем Ульянова – Дон Жуана. Я буду очень рада именно Макарова-Голову слушать и лицезреть в январской «Майской ночи». Он умеет создавать разные образы, в том числе и комические.

Голос Дарьи Тереховой – Церлины звучал достаточно красиво, партия «её». Но певица была как будто сонной. В частности, в дуэте с Дон Жуаном Терехова неоправданно замедляла темп в своих фрагментах (так же, как в недавнем концерте «Большой оперы» по телевизору), хотя и Дон Жуан, и оркестр исполняли музыку заметно быстрее. В этом спектакле Церлине не хватило темперамента и объёма голоса, она оказалась слишком квёлой.

Мне нравится Мария Макеева (я слушала её в «Салтане» и «Кози» на Малой сцене МАМТа). У Макеевой большой, тембрально окрашенный и тёплый голос. Из неё, надеюсь, вырастет хорошая певица. Но петь Донну Анну на большой сцене ей пока явно рано. Голос звучал недостаточно уверенно и красиво, незрелая работа. Возможно, со временем и Донна Анна будет звучать достойно. Вот только по логике Тителя к тому моменту Макееву нужно будет снимать с партии и ставить очередную юниорку.

Елена Гусева с трудом справляется с подвижными фрагментами партии Эльвиры, голос звучит резковато. Если я правильно понимаю, то именно в таких случаях обычно говорят – поездила по ушам. И образ, как часто бывает у Гусевой, пресноват. В итоге и Эльвира, и Донна Анна заставляли скучать во время своих арий. Особенно во второй части. Я уже писала, какие сопрано не заняты в постановке, да это и так всем постоянным читателям форума уже ясно – и это потеря для вокальной стороны спектакля.
 
У молодого тенора Артёма Сафронова главная проблема на данном этапе – недостаточный объём голоса. После отзывов о его дебюте в «Любовном напитке» я ничего особенного от него в Доне Оттавио не ждала. Но он спел лучше, чем я думала. Лейси максимально убирал громкость оркестра, подстраиваясь под певца. В итоге Сафронова было слышно, спел он достаточно аккуратно, кроме верхних нот в первой арии, штуки три были заметно недотянуты. Вторая ария Оттавио мне очень нравится, и я её слушала с особым пристрастием. Не скажу, что исполнение Сафронова стало откровением, но мой слух не покоробило. Ещё мне понравилось, что он не проговаривал речитативы, а пропевал. Очень старался, выкладывался.

Я не знаю, возможно ли нарастить объём голоса – или что дано, то дано. Но эта проблема наблюдается и у Сафронова, и у Тереховой, и у Баума – недостаточно звучные голоса. Тогда как у других молодых солистов МАМТа, Зараева, Дудниковой и Гайсиной, уже смолоду голоса большие по объёму. И тем не менее критиковать добросовестного молодого тенора Сафронова мне не хочется. Надеюсь, что в будущем голос разовьётся. Если нет – то это серьёзная проблема совместимости потребностей в озвучивании зала театра и возможностей певца. В любом случае повторю, что кроме нескольких верхних нот в первой арии к Сафронову у меня вопросов нет. Он сделал максимум возможного, и это прозвучало прилично. Если и есть вопросы, то не к нему.

Феликс Кудрявцев хорошо спел Командора – голос громкий, уверенный, зловещие интонации прослушивались. И манера оказалась подходящей для этой партии: призвал к ответу, как полагается. К сожалению, играть артистичному Кудрявцеву тут нечего. Немного комично смотрелся Дон Жуан с туловищем в полтора раза большим, чем у Командора. Но тут уж чего придираться… :))

Алексей Шишляев со своей природной неуклюжестью очень понравился мне в роли Мазетто. На самых нижних нотах слышно, что партия низковата, потому что она для баса, а Шишляев – первоклассный и очень крепкий, с хорошими низами, но баритон. Но это совсем не критично. Хороший Мазетто. Я от души смеялась, глядя на его перемещения по сцене, и слушала с удовольствием. Одно из немногих удачных назначений.

Теперь по заглавному персонажу. Понимаю, что часть читателей задастся вопросом, зачем столько писать о заглавном персонаже, когда всё и так понятно, стоит только прочитать, кто в составе. Типа, зачем стучаться в открытую дверь. Но я вынуждена писать подробно. Начну с вокала. Некоторое время назад Дмитрий Ульянов писал в своём блоге, что может спеть в этой опере любую партию из четырёх разных по характеру – Командор, Мазетто, Лепорелло, Дон Жуан http://dmitryulyanov.livejournal.com/66045.html

Действительно, Дмитрий Ульянов – центральный бас с большим диапазоном и развитой техникой вокала. Одно «но» – простоватый тембр. Тембр простоват из-за шершавого призвука, возникающего при пении более громком, чем mezzavoce. Это не нездоровье в конкретный день – в «Дон Карлосе» в ноябре и «Майской ночи» 30 ноября голос звучал так же. Если сравнивать с лучшими образцами (что я и стараюсь делать, в данном случае это Гяуров, Сьепи, Рэми и другие уважаемые басы и баритоны) – голос не подходит для благородных партий, не хватает тембральной чистоты. Ещё более шершавый голос, который мне нравится ещё меньше, – у Виталия Ефанова из Новой Оперы. Такие голоса, по-моему, лучше всего подходят для партий типа Рамфиса. Грубоватые и громкие, не очень пригодные для передачи тонких оттенков, ибо они самой природой предназначены для другого. К слову, мне странно, что в двух к.и. «Аиды» Новой Оперы в этом сезоне Рамфиса поёт не Ефанов, а Кудашев и Кузьмин-Караваев с гораздо более мягкими голосами. Не понимаю, почему не учитывается тембральное соответствие при назначении на партии.

Что касается Дмитрия Ульянова, то я успела услышать разные отзывы о его вокале в Дон Жуане. От «терпимо» до «покорил одним голосом» (цитата примерная) – это писал Шварценштейн. Я думала, что «одним голосом» означает в переводе с иносказаний Шварценштейна на прямой язык – «без актёрской игры». К слову, я со смехом прочитала отчёт Шварценштейна про пластичного Ульянова в роли Коллена в ноябрьской «Богеме». Я прекрасно помню, что раньше Шварценштейн хвалил на форуме вокал Ульянова, но никогда прямо не упоминал о его актёрских умениях. Или косвенно, мягко намекал, что их недостаточно (например, в «Сказках Гофмана» http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,4472.msg103009.html#msg103009). Конечно, можно предположить, что артист пошёл дальше в своём развитии, и Шварценштейн это увидел и отметил. Но я тоже регулярно вижу Ульянова в подвижных ролях и никакого прогресса не замечаю. Дмитрий Ульянов – сложившийся профессионал с набором природных данных и умений, к которым актёрская игра не относится. Что не дано – то не дано, хотя он очень старается что-то изобразить. Ну как же можно так менять и подделывать свою личную точку зрения под нужды других людей (это я о Шварценштейне, с сожалением).

Но относительно голоса я Шварценштейну вообще-то поверила. И Дмитрий Ульянов писал http://dmitryulyanov.livejournal.com/66045.html, что ему по силам спеть любую басовую и даже некоторые баритональные партии, в силу диапазона и подвижности голоса. И я верила в это, пока не послушала своими ушами Deh, vieni alla finestra.

И лишь одна слушательница сказала мне, что Ульянову Дон Жуан не по голосу – слишком высокая тесситура и потому партия прозвучит надрывно. Я теперь буду очень ценить мнения этой слушательницы, потому что она оказалась права.

Кстати, у нас в этом потоке возник спор по поводу тесситурных возможностей Андрея Батуркина применительно к Дон Жуану. Уважаемый Ratman, а что, Ульянову партия Дон Жуана по голосу?.. По-моему, не совсем. Или даже совсем не!

Так вот, на самом деле главным вокальным разочарованием для меня стал Дон Жуан – Дмитрий Ульянов, потому что я ждала обещанного идеального вокала. Я подозревала, что партия будет спета однообразно в интонационном плане (мне хорошо знакома манера Ульянова) – то есть все ноты будут спеты технично, правильно, но очень одинаково, без оттенков и невыразительно. Нередко певцы меняют тембр, звук, подстраиваясь под разные партии. И я ждала тембрально красивого звука. Отдельные ноты на меццавоче прозвучали красиво, но Ульянов не поёт всю партию на меццавоче, что вполне естественно. Но если голос недостаточно красивый, невозможно преодолеть природу. А ведь я слушала лучших басов... Но увы, Ульянов – это не Сьепи, не Реми и не Гяуров. И партия высока по тесситуре. У меня было ощущение заниженной интонации по ходу всей партии и в серенаде особенно.

Разберу сольные фрагменты. Дуэт с Церлиной прозвучал относительно неплохо, мне в нём Терехова понравилась меньше, чем Ульянов, который, правда, заметно «хрипанул» на первом Andiamo. Ария с шампанским – ударно, напористо, но дело портил шершавый звук (и «актёрская игра», но о ней ниже). А вот самым большим провалом стала серенада. Понимаю, что в этом месте мне надлежит восхититься тем, что серенада была спета полнозвучно, что бас справился с тесситурой. Но мне не очень интересны вокальные подвиги и преодоление производственных трудностей. Мне просто хотелось услышать красивое, душевное и завлекательное исполнение этого чудесного фрагмента. Что может быть важнее серенады Дон Жуана? Но увы, Deh, vieni alla finestra прозвучала ещё более шершаво. Очень некрасивый звук, без чувств и явно натужно по тессируре. Совсем не красиво, не душевно и не завлекательно. Мандолина не спасла впечатление. Я даже не ожидала, что будет так плохо. Ну какой же Дон Жуан с такой серенадой :( Это не Дон Жуан и плане вокала тоже!

Я вспоминала и различные записи, и впечатление от живого спектакля с Петером Маттеи. На форуме в последнее время обсуждается, можно ли оценивать оперных певцов по теле- или радиотрансляциям, по записям. Так вот, Маттеи и на записях, и живьём звучит шикарно. И у меня до сих пор главное впечатление более чем двухлетней давности от гастрольного спектакля Ла Скала в Большом театре – это Маттеи, поющий Deh vieni alla finestra! Ну, в общем, вокал Дмитрия Ульянова меня тоже, мягко говоря, не поразил. Перейду к «актёрской игре».

Из того же поста в ЖЖ Дмитрия Ульянова http://dmitryulyanov.livejournal.com/66045.html можно узнать о том, что постановщики обычно ставят артистов на партии в зависимости от психо-физических характеристик, Командор – страшный огромный мужик, с низким страшным голосом, а Дон Жуан - очень подвижный и складный обольститель женщин. Дмитрия Ульянова, по его словам, режиссёры определяют сразу в Командоры, по силе и мощности голоса, но он считает себя способным быть прекрасным Дон Жуаном на сцене. Также Дмитрий Ульянов высказывает мысль, что не каждый, кто может спеть Командора, превосходно споет Дон Жуана. При этом каждый режиссер и дирижер может увидеть и услышать что-то свое. Таково мнение Дмитрия Ульянова.

Это истинная правда, что не каждый, кто может спеть Командора, блестяще справится с партией Дон Жуана. И что внешность для этих двух партий нужна разная, факт. То, что внешне и актёрски Ульянов не подходит на роль Дон Жуана, я понимала и до того. Феерически подвижный и складный – это не про него. Было забавно наблюдать, как это выглядит на самом деле. Даже походка оказалась неуклюжей! «Я солдат и не знаю слов любви» – вот такой образ получился.

В арии с шампанским Ульянов напомнил мне себя самого в роли Головы («Майская ночь», я была на спектакле 30 ноября), в моменте, когда Голова поёт

Полюби, полюби меня, девица-краса,
Приголубь, приласкай меня, девица-душа!
Дорогих ожерельев тебе я надарю,
Будешь краше всех девиц у нас ты на селе.


Он там так же вращает туловищем и пританцовывает. Эта неуместная ассоциация с совершенно другой оперой (и фактический повтор собственного «актёрского» приёма) очень снизила моё впечатление от арии. Говоря проще, я считала этот штамп «артиста» Ульянова, и мне стало смешно.

Ещё Дмитрий Ульянов писал в ЖЖ, что он, выстраивая рисунок и содержание роли, к трём объектам вожделения Дон Жуана подходит по-разному http://dmitryulyanov.livejournal.com/134541.html. Я запомнила этот тезис из ЖЖ, но в спектакле его не увидела, как ни вглядывалась в бинокль. К слову, Ульянов-Голова пристаёт к Ганне точно так же, как его Дон Жуан налаживает контакт с тремя дамами.

Я вынуждена подтвердить своё ранее высказанное мнение. У Дмитрия Ульянова очень ярко выражена индивидуальность, и она предназначена для исполнения совсем других партий. Тут и статуарность, и мощный жестковатый голос, и прямолинейный вокал. И вот ему достаётся партия, требующая противоположных качеств. Ну что тут скажешь. Ульянов – Дон Жуан – это одно из самых диковинных назначений, о которых мне известно. Тут могли бы быть мои предположения на тему, откуда берутся такие назначения, сугубо кабинетные, не имеющие отношения к реальным возможностям артистов. Но я об этом уже писала на форуме и не стану повторяться.

Кстати, эти же люди, Титель и Лейси, в первый состав Дон Жуана поставили Дмитрия Зуева, а у него нет голоса не то что для партии Дон Жуана, а вообще для оперы. Но Зуев хотя бы внешне подходит на роль Дон Жуана – он смазливый и стройный. Ульянов не подходит и внешне (тема нескладной и совсем не худой фигуры Дон Жуана обсуждалась в зале представителями обоих полов), и не умеет актёрски отыграть «фактуру». И самое плохое – партия ему не по голосу. Эта партия для высокого баса или баритона с красивым тембром. И в кои-то веки напишу – для красавчика певца с интересной внешностью! Поэтому, уважаемые петербургские коллеги, если вдруг в «Дон Жуане» Мариинского театра будет обещано участие Ильдара Абдразакова, СИГНАЛИЗИРУЙТЕ.
« Последнее редактирование: Декабрь 23, 2014, 16:12:25 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 880
Титанический труд, уважаемая Papataci! Речь не только о написании самого отзыва с обоснованными и аргументированными выводами, но и о подготовке к визиту в театр:

Чтобы мои доводы не были голословными, я тщательно подготовилась к восприятию интерпретации этой оперы силами прославленного московского театра. Я послушала следующие записи (для обозначения их назову исполнителей заглавной партии, дабы не загромождать пространство форума перечислением всех исполнителей и дирижёров): Владимир Захаров (на русском языке), Дитрих Фишер-Дискау, Николай Гяуров, Чезаре Сьепи, Шеррилл Милнз, Руджеро Раймонди, Сэмюэль Реми, Питер Кинлисайд, Феруччо Фурланетто, Петер Маттеи, Ильдебрандо Д’Арканжело. Мне понравились все, кроме нелюбимого мною Раймонди. Из записей самая захватывающая – с Реми (дирижёр фон Караян). Мой любимый ДЖ прежний – Маттеи (любовь!), в силу этого понравилась вся запись 1999 года с фестиваля в Экс-ан-Провансе. Эти две записи – с Реми и с Маттеи – я послушала не по одному разу. Так что опера у меня «в ушах». С этими познаниями я отправилась в МАМТ.

Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 880
Поэтому, уважаемые петербургские коллеги, если вдруг в «Дон Жуане» Мариинского театра будет обещано участие Ильдара Абдразакова, СИГНАЛИЗИРУЙТЕ.

В Мариинке Дон Жуана замечательно поет и Е. Никитин!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 101
Да... Очень можно, уважаемая Papataci, просто нет слов на такое просто монументальное изложение отзыва о "Дон Жуане".
Я побывал на другом составе и Ваш гнев на постановочную часть разделяю. Впечатление было в разрезе НИКАК! Увы...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я побывал на другом составе и Ваш гнев на постановочную часть разделяю. Впечатление было в разрезе НИКАК! Увы...

У меня даже не столько гнев, сколько недоумение. И ведь у Тителя такая "Богема" атмосферная, содержательная (я смотрела две постановки с разницей в три дня и удивлялась). Почему же Вы не сходили и на этот, второй состав "Дон Жуана", для полноты картины? :))
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Титанический труд, уважаемая Papataci! Речь не только о написании самого отзыва с обоснованными и аргументированными выводами, но и о подготовке к визиту в театр:

Спасибо, что прочитали :) По-хорошему, надо было бы и разные диски с "Дон Жуанами" посмотреть, но я не успеваю :(

Ничего себе уровень Дон Жуанов - Ильдар Абдразаков и Евгений Никитин!.. Остаётся только завидовать. Или бросать всё и ехать в МТ :))

Вы же наверняка приезжали на московскую постановку? Какой состав видели, как впечатления? Какая постановка "ДЖ" интереснее - московская или питерская?
Che mai sento!

Оффлайн Ratman

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
Вот так стоит певцу выйти в плохой форме, и сразу партия не по голосу. Вроде бы постпремьерные отзывы были гораздо более положительные.... Но это издержки репертуарного театра (или бесконечных контрактов). Сегодня Верди, завтра Вагнер, послезавтра Моцарт. Но чудес не бывает. Такие трудные партии требуют особой подготовки, даже если дело касается опытных певцов.
Papataci, наверное соглашусь, что Батуркину партия Дон Жуана все же более по голосу, хотя надо честно признать, что в МАМТ нет сейчас 100-процентного Дон Жуана.
Просто есть партии, где надо мочить, а есть такие, где требуется красиво петь. Кстати, а ведь вполне мог бы это сделать Арсен Согомонян. Голос хоть и лирический, но звучный и технически почти совершенный. Ох он бы сделал все эти вкусные пиано и мецца воче! Внешне конечно немного комичный, но шарм определенный в нем есть.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 983
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Ratman, но сам певец сообщил, что всё было отлично http://dmitryulyanov.livejournal.com/170559.html (Ульянов нередко пишет в ЖЖ после спектаклей, что был не в форме или нездоров или, напротив, что всё было очень хорошо). Раз 18 декабря всё было отлично, то я и оценивала по гамбургскому счёту и, к сожалению, вынуждена констатировать, что отлично не было. Я регулярно слушаю одних и тех же певцов и могу оценить, в каком случае хорошо спеть помешала неважная форма, а где – несоответствие голоса (и тембра, и манеры, и всё-таки диапазона тоже) и партии. А уж какое несоответствие типажа… Ой-ой-ой!

Да, на 100% подходящего певца, наверное, нет. Чтобы и на все 100% по голосу, и чтобы мог спеть и сыграть ярко и интересно. Актёрски - надо было бы посмотреть, что получилось бы у Согомоняна. Возможно, он раскрылся бы с новой стороны. А голос у него заматерел. При лирической природе в последнее время появились звучные низы (некоторые неосведомлённые слушатели даже называют Согомоняна басом :)) ). А тембр какой завлекательный... и темпераментные речитативы :)) Согомонян в февральском интервью сообщал, что готовит партию Дон Жуана http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9409.msg128128.html#msg128128. Они с Максимовой пели La ci darem la mano на концерте в Консерватории в апреле прошлого года. https://yadi.sk/d/E9i_JamiUzQyH
« Последнее редактирование: Декабрь 23, 2014, 11:27:49 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 101

У меня даже не столько гнев, сколько недоумение. И ведь у Тителя такая "Богема" атмосферная, содержательная (я смотрела две постановки с разницей в три дня и удивлялась). Почему же Вы не сходили и на этот, второй состав "Дон Жуана", для полноты картины? :))

Вот и такое бывает... Так увидел уважаемый Александр Борисович Моцарта! Никуда не денешься.

Думаю, что ВЫ догадываетесь, почему... Там есть Гусева... И очень меня удручала серость спектакля, эти неприятные мужские окстюмы, жуть... Так что может когда-нибудь и созрею на второй состав!  ;D

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 880
Ничего себе уровень Дон Жуанов - Ильдар Абдразаков и Евгений Никитин!.. Остаётся только завидовать. Или бросать всё и ехать в МТ :))

Вы же наверняка приезжали на московскую постановку? Какой состав видели, как впечатления? Какая постановка "ДЖ" интереснее - московская или питерская?

Приезжайте!
Приезжал. Состав был таким:
Дон Жуан: Дмитрий Ульянов
Лепорелло: Денис Макаров
Дон Оттавио: Сергей Балашов
Мазетто: Алексей Шишляев
Донна Анна: Хибла Герзмава
Донна Эльвира: Наталья Петрожицкая
Церлина: Евгения Афанасьева
Командор: Дмитрий Степанович
По поводу постановки с Вами вполне согласен. Постановка «ДЖ» в МТ, по-моему, интереснее, но она уже такая давняя, что подзапылилась. 
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау