Автор Тема: "Дон Жуан" В.А. Моцарта в театре им. Станиславского (постановка А. Тителя)  (Прочитано 41351 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Окончание

Дон Оттавио

Сергей Балашов. Если «Dalla sua pace» по техническому исполнению еще можно зачесть певцу, то «Il mio tesoro» является одной из сложнейших арий для легкого тенора, по-хорошему, требующей высококлассного моцартовского специалиста, и у Сергея Балашова она не прозвучала. Критично не хватило подвижности. По другим параметрам голос также, скорее, вне стиля – раствориться в моцартовских ариях мешают сильный носовой призвук и спорадическое подхрипывание. Будучи незаурядным актером, Сергей Балашов, тем не менее, не создал сколь-нибудь запоминающийся образ – возможно, режиссерское решение не легло на амплуа артиста, но в итоге актерски Дон Оттавио себя не проявил.

Артем Сафронов лучше справился с руладами «Il mio Tesoro», но с потерями – за счет нечеткого пропевания коротких нот. Определенный дискомфорт слуху доставляют поджатые верхние ноты и потертое, без полетного блеска, звучание середины. К концу спектакля, видимо, из-за усталости голоса вокальная линия была неровной. Но, пожалуй, главное огорчение – то, что даже за моцартовским оркестром певца бывает плохо слышно.

Возможно, для столь сложных и специфичных партий театру, как в случае с «Итальянкой в Алжире», есть смысл сделать ставку на приглашенных теноров.

Мазетто

Максим Осокин. Небольшая, но заметная и обладающая комическим потенциалом (а потому – благодатная) роль была отмечена лоском профессионализма. Округлому и обычно благородно звучащему басу певец, оставаясь на территории Моцарта, сумел придать необходимый для роли оттенок комичного простачества. Изюминка роли – Мазетто слегка заикается, что забавно обыгрывается в сцене представления Дон Жуану. Пластическое решение с мелкими движениями и дозированной суетливостью жестов обеспечило точное попадание в образ.

Алексей Шишляев укротил свой обычно громкий, но отрывистый бас-баритон и был весьма аккуратен в кантилене, одновременно с вокальной убедительностью представив свою версию Мазетто – очень подвижного и потешного в мужланских выходках.

Церлина

Инна Клочко – открытие премьеры. Легкий, ровный, полетный голос, без усилия порхающий по коротким ноткам, идеально подходит для амплуа субретки в операх Моцарта. Пожалуй, лишь ужимки деревенской глупышки были переданы излишне старательно, в остальном же Церлина была прелесть, как хороша.

Евгения Афанасьева, обладая голосом несколько «из другой оперы» – чуть более крепким, чем нужно для Церлины и обычно более жестким на верхних нотах, чем нужно для исполнения Моцарта – была убедительна. Это была самая эмоциональная Церлина, динамикой и добавлением речевых интонаций показавшая в «Bati, bati» искреннее волнение и лукавую обиду.

Дарья Терехова из трех Церлин показала самое зрелое исполнение, сочетающее легкость голоса и чистоту тембра с ощутимым запасом и по диапазону, и по громкости звучания. Наверное, именно отсутствие технических сложностей с партией обеспечило ту степень естественности, о которой говорят: «певица, купалась в роли».

Командор

Дмитрий Степанович. Артисту свойственно гротескное решение образов, и Командор не стал исключением, тем не менее, адекватно вписавшись в действие, за исключением двух излишне характерных окончаний фраз в финальном явлении. Часто для придания голосу Командора пущей инфернальности в постановках используются необычные приемы вроде пения с микрофонным усилением или размещения Командора в зрительном зале. Здесь Командор отзывается из глубины сцены, и чтобы слушатели прониклись мистикой момента певец должен обладать значительной вокальной мощью.

Дмитрий Степанович – тот случай, когда никакие спецэффекты не нужны. Он сумел заставить зал вздрогнуть не только от громкости голоса, но и от холодного потустороннего оттенка, которым он был окрашен. Постепенное приближение Командора еще больше усиливало звук, нагнетая зловещую атмосферу близкой развязки.

Феликс Кудрявцев, при отсутствии вокальных проблем, оказался вне своего амплуа. Лучшие роли певца – те, в которых есть яркий характер. Не столь важно какой – будь то Каленик или Балага. В прямолинейно-пресной от рождения роли Командора артист качественно озвучил вокальную линию, но не смог привнести в образ демоническую значительность, из-за чего мистический пафос финала несколько просел.

Прикосновение к Моцарту

«Я не знаю, как играть эту оперу аутентично, ведь я не был на пражской премьере в 1787 году»

– шутливо резюмировал в телевизионном интервью дирижер-постановщик спектакля Уильям Лейси. На открытой оркестровой репетиции он неоднократно повторял музыкантам и гостям мероприятия, что его задача – играть Моцарта точно и слаженно. Не применяя фокусов, вроде аутентичных инструментов и жильных струн, дирижер заставил оркестр звучать без крупного вибрато и жирного звука смычковых – этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы слушатели на премьере почувствовали прелесть обманчиво легкомысленных моцартовских мелодий.

«Жизнь всем нам даёт урок»

Так звучит финальный хор оперы в русском переводе. Представленное выше повествование о премьере рассчитано на выносливого читателя и самодостаточно. Но, подобно тому, как в финале «Дон Жуана» герои резюмируют случившееся и строят планы, попробую обобщить впечатления.

Авторское определение жанра оперы – «веселая драма». Ощущения от постановки далеки и от безудержного веселья, и от драматического катарсиса. А самое печальное в новом «Дон Жуане» – не пресловутое низведение героев до уровня беспокойных соседей по подъезду и не сомнительные в эстетическом плане «придумки» режиссера. Хуже всего, что «Дон Жуан» Александра Тителя поражен главным грехом в театральной религии – он скучен.

На кого рассчитан спектакль? Пуристы будут опечалены лишением моцартовского шедевра черт высокого жанра и оскорблены вульгарностью некоторых решений. Любители экстремальной режиссуры будут зевать без откровенных сцен. Дети «12+» вряд ли оценят монотонное трехчасовое действие на итальянском языке в угрюмых декорациях. Составляющие основу зрительского потока обыватели, выбирающие вечернее времяпровождение между оперой, мюзиклом, балетом и «киношкой», быстро заскучают, ибо любят «чтоб красиво». Выходит, что «Дон Жуан» попал в вакуум между миром традиционных постановок с пышными декорациями и миром актуализированного «евростандарта» с коробочными декорациями, кожаными плащами и эпатажем как основным средством воздействия на публику.

Впрочем, «Дон Жуан» отмечен фирменными достоинствами большинства постановок Александра Тителя: действие происходит согласованно с музыкой и непрерывно, без технических антрактов, поэтому естественной подмогой спектаклю становится сама музыка Моцарта. Не надо забывать и о палочке-выручалочке – оперной синтетике: за исключением нескольких не вполне удачных назначений, спектакли укомплектованы исполнителями, способными увлечь слушателей своим мастерством, заретушировав недостатки постановки. В любом случае искренне желаю спектаклю найти свою публику, видящую то, что, возможно, укрылось от автора этих строк. Все-таки «толстые буклеты», спутники режиссерской оперы, иногда могут быть полезны.

Фёдор Борисович.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Во как.
Кое-кому досталось на орехи.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
О прекрасном и несчастном

20.06.2014

Сергей КОРОБКОВ http://portal-kultura.ru/articles/music/47914-o-prekrasnom-i-neschastnom/

В Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко перелистали любовную тетрадь Дон Жуана.

Классик и педант, режиссер Александр Титель собрал в столичном театре на Большой Дмитровке коллекцию первостатейных певцов-актеров и невозмутимо поглядывает со стороны на современные эксперименты коллег. Сиюминутным инновациям и актуальным парафразам он предпочитает добротный и основательный классический стиль. О времени, когда Титель сам слыл ниспровергателем традиций и дуэлянтом, «стрелявшим» в соперников по цеху без церемоний, давно позабыли, нацепив ему ярлык консерватора.

Титель, не замеченный ныне в театральных бунтах и скандалах, коими делается касса и питаются модные толкователи режиссерских концептов, впрочем, даст фору молодым революционерам от театра. Причем его лексика не отдает нафталином, и на современном художественном языке он говорит столь же свободно, сколь и на родном — языке Станиславского и Немировича-Данченко, чьи имена начертаны в названии ведомого им театра.

«Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта, титулованный «оперой опер», никогда готовых рецептов прочтения не давал, и даже сам автор срочно корректировал готовый замысел от премьеры в Праге (1787) к премьере в Вене (1788). Публику, что повелась тогда на новинку как на dramma giocoso («веселая драма»), король музыки встречал тремя десятками тактов зловещего предуведомления, тут же, в рамках увертюры, меняя тональность на обещанное «веселье». Распутник всех времен и народов, запатентованный в высокой литературе витиеватым пером испанского драматурга Тирсо де Молины (1630), на оперной сцене проваливался в преисподнюю, и финальным секстетом Ultima scena в зал телеграфировалась мораль, зло наказывалось, добродетель воспаряла. При этом героя — любовника и дуэлянта — жалела добрая половина зала, не думавшая стесняться собственной слабости.

Увы и ах, опера опер на протяжении всей своей сценической истории слыла оперой вопросов. Кто ее главный герой — сластолюбец и злодей или поэт любовной песни — оставался главным, и от ответа зависело едва ли не все: как споют, о чем расскажут, какой найдут отклик.

В Музтеатре премьеру спели и сыграли превосходно — с редкой штриховкой звука и отточенностью ансамблей, с изящной отделкой речитативов и образцовой — крупным планом — подачей знаменитых арий. Подружившийся с труппой во время скандально известной постановки оперы Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь» британец Уильям Лейси почувствовал здесь себя как дома: надиктованные им строгие правила, без каких Моцарта не сыграть, не повредили живой интонации и актерской свободе. Три исполнителя — Наталья Петрожицкая (Донна Эльвира), Дмитрий Зуев (Дон Жуан) и Денис Макаров (Лепорелло) — превосходно пели и творили чудеса интонирования, вписывая суховатые речитативы героев в музыкальную ткань своих партий узнаваемой итальянской скороговоркой — тут же рождались характеры. Под стать им выдался и весь состав: от оперной дивы Хиблы Герзмава, не без гламурной стати вошедшей в премьеру с признанным опытом исполнения ею партии Донны Анны в «Ковент-Гарден», до отнюдь не робкой дебютантки Инны Клочко, приглашенной режиссером на роль Церлины со студенческой скамьи ГИТИСа.

Титель, несомненно, ставил спектакль о Дон Жуане как литературном архетипе и как о персонаже, занимающем во всеобщей библиотеке искусств  почетное место. Титель хотел, и у него это получилось, кочующий по драмам и поэмам, операм и балетам сюжет о наказанном распутнике прочесть как вневременную историю о певце свободы и любви, кому знаком лишь один девиз: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия». Ничего другого, кроме пушкинской формулы счастья, в этом спектакле нет, но внутренний его, спектакля, подтекст наполнен восхитительной и завораживающей игрой художественных смыслов. Дон Жуан Дмитрия Зуева при подчеркнутой графике роли предстает одновременно и севильским озорником Тирсо де Молины, и Дон Джованни Моцарта, и Дон Гуаном Пушкина, и Дон Жуаном Байрона.

И любовные победы, и гибель (решенная подчеркнуто традиционно — от пожатия каменной десницы) его героя предстают в пространстве одной на все действие конструкции (сценография Адомаса Яцовскиса). Одну ее сторону составляют 30 поставленных друг на друга черных фортепиано, чьи очертания при разном освещении дают образы то библиотеки, то алтаря, то кладбищенского склепа (художник по свету Дамир Исмагилов) Вторую — стена, увитая снизу доверху, вдоль и поперек лозами красного винограда как нескончаемого источника жизни и плодородия. Рядом с Дон Жуаном — верный Лепорелло, в очках, с тетрадью в руках, и понятно, что ведет он не список любовных побед распутника, а пишет и переписывает нескончаемую историю жизни своего удивительного хозяина. Помимо прочего, там вполне могут оказаться и строки из Марины Цветаевой, годные для того, чтобы сформулировать простую и оттого дорогую мысль нового спектакля станиславцев: «И была у Дон Жуана — шпага, / И была у Дон Жуана — Донна Анна. / Вот и всe, что люди мне сказали / О прекрасном, о несчастном Дон Жуане».
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 355
Ну, на счёт "чудес интонирования" у Петрожицкой автор слегонца преувеличил.

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
14 июня, суббота, 19:00
Премьера Основная сцена
Дирижер-постановщик: Уильям Лейси
Дон Жуан: Дмитрий Зуев
Лепорелло: Антон Зараев
Дон Оттавио: Артем Сафронов
Мазетто: Максим Осокин
Донна Анна: Мария Макеева
Донна Эльвира: Елена Гусева
Церлина: Дарья Терехова
Командор: Феликс Кудрявцев


Riverlyn

http://summerly.diary.ru/p198201118.htm?oam#more1

Есть смысл сказать пару ласковых слов о новом "Дон Джованни" в театре Станиславского.
Зрители-слушатели были обескуражены внезапной отменой донны Анны - Герзмавы (ради которой, уж будем честны, поход и затевался), но! Совершенно не жалею, что пошли и так.

Со Стасиком мы, очевидно, сосуществуем в режиме синусоиды: ужас - ыыы - ужас - ыыы. Если про "Травиату", по правде говоря, и вспоминать-то не хочется, то в случае нынешнем сработало почти всё. Александр Титель и Адомас Яцовскис сделали постановку лаконичную без бедности, забавную без фарса, короче, весьма гармоничная вышла вещь. То, что по идее могло Просто Стоять (штабеля пианино с игривой изнанкой зарослей барочно-китчевых виноградных лоз) в нужный момент играло, подворачивалось под руку/ногу, менялось и подстраивалось под актёров. В каком-то смысле толку от этого было больше, чем от стеклянных стен в Сословном театре (хотя ту пражскую клоунаду я по-прежнему нежно люблю).

Что до человеческого фактора: очень даже ДДж оказался Дмитрий Зуев, хотя я периодически ловил себя на мысли, что привык на этом месте видеть не томных вьюношей, а здоровенных дядек, не будем показывать пальцем)) Марии Макеевой - донне Анне - пришлось, конечно, выдерживать колоссальную конкуренцию, но если не придираться, то у неё очень приятный тембр (поработать бы над дикцией как следует, и будет ок). Терехова - Церлина ожидаемо кукольно мила (еще больше теперь хочу "Сказки Гофмана" с ней). Следить за: Антоном Зараевым - Лепорелло, вот и завелся в Стасике очень молодой и очень клевый бас-баритон (пел-играл - ноль претензий) - и Артемом Сафроновым (дон Оттавио) - потому что не Балашов! Финальная сцена с Командором прям пробрала (всё трое как-то очень здорово совпали по голосам к тому же).

Опять, в общем, воодушевлен на театральные похождения.

P.s. А еще вновь понял, какая эта штука красивая, смешная, подвижная и драматическая, и как я её люблю. *_*


trio_mia

"Дон Жуан" в Станиславского и Немировича-Данченко http://trio-mia.livejournal.com/321721.html

Конец сезона, а в "Стасике" одни премьеры. 14 июня была на "Дон Жуане", грандиозная прьемьера в постановке  худрука Оперной труппы театра Александра Тителя и музыкального руководителя спектакля  британца Уильяма Лейси. Одна из самых сложных опер Моцарта.

Опера поставлена на итальянском языке, что очень приятно, единое слияние текста и музыки. Весёлая драма (dramma giocoso), так с юмором определил жанр оперы  её автор — Моцарт. Видимо, поэтому, постановщики и рассказали историю обаятельного ловеласа  как комедию.

Мне безумно понравилось оформление спектакля. без пафосной помпезности, а всего лишь одна стена, с одной стороны составленная из  старых пианино, поставленных друг на друга. Другая -  это нагромождение увито  красным виноградом. Все свидания происходят на таком ярком красном фоне.
А Дон Жуан попадает в ад через щель между черными пианино.
Все очень впечатляет.
Автор декораций, как оказалось, очень известный Адомас Яцовскис.

Никаких тяжелых платьев и комзолов, но все костюмы абсолютно не выбиваются из темы и воспринимаются в духе того времени. И наоборот, подчеркивают легкость жанра и сам смысл комедии.

Вот просто идеальный оркестр, которым дирижирует сам Уильям Лейси. Дон Жуан, актер Дмитрий Зуев, лучший баритон театра, слушается неплохо.  Но в знаменитой песенке Дон Жуана, мне кажется, он слегка не успевал за музыкой. Это только премьерный показы. Надеюсь дальше будет лучше. Зато совершенно бесподобная Церлина ( Дарья Терехова).

Улетаю сейчас в Берлин, прилетаю 30 июня и 6 июля иду на, опять-таки, премьерный  "Манон".
Очень люблю этот театр. Он стал просто роскошный во всех отношениях: замечательный ремонт, хорошее месторасположение (думаю, это на первом месте) - идти пешком 15 минут, отличная труппа, особенно балетная, и прекрасный репертуар.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Вот видите - кому-то близко идти и ремонт хороший.
А мы тут нудим о тонкостях вокала :))
О нет, я не против ремонта, я сам считаю, что после пожара театр расширили и оформили просто шикарно, но это к вопросу о критериях оценки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дон Жуан меж двух миров

http://www.classicalmusicnews.ru/reports/don-zhuan-mezh-dvuh-mirov/

19.06.2014

Премьера оперы Моцарта «Дон Жуан» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Фёдор Борисович
« Последнее редактирование: Август 26, 2014, 16:33:28 от Админ »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Чё-то я не понял.
Дорогая Papataci, он ведь вас постоянно шпынял на форуме за то, что теперь сам пишет о Зуеве и о других, и даже ушёл из-за этого. А теперь получается, что вы опять были правы?
А из-за чего же тогда был сыр-бор??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Чё-то я не понял.
Дорогая Papataci, он ведь вас постоянно шпынял на форуме за то, что теперь сам пишет о Зуеве и о других, и даже ушёл из-за этого. А теперь получается, что вы опять были правы?
А из-за чего же тогда был сыр-бор??

Может быть, речь идёт о случайной неудаче Дмитрия Зуева? Может быть, Моцарт - не "его" композитор? Или певец временно не в форме? Ведь две недели назад Фёдор Борисович очень высоко оценил образ князя Андрея Болконского, созданного премьер-баритоном (или баритон-премьером, никак не могу освоить терминологию :)) ) МАМТ СНД Дмитрием Зуевым.

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,6096.msg134723.html#msg134723
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Ну да, за несколько дней переродился: то пел, как Шаляпин, а теперь разучился.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн BassDU

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 56
Все бы ничего, а вот за домру можно и обидеться... Это МАНДОЛИНА, между прочим)

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Лев Семёркин (lev_semerkin)
2014-06-15 12:37:00 http://lev-semerkin.livejournal.com/600322.html

Уроки музыки (молодой дон и старое пианино)
«ДОН ЖУАН», А.Титель, МАМТ, 2014 г.
.
Дон Жуан в этом «Дон Жуане» был, а это уже половина успеха. Дмитрий Зуев – Дон Жуан молодой, с харизмой, актерской и певческой, облик и голос победителя, напор визуальный и акустический.

Вторая половина успеха спектакля - музыка. Музыка Моцарта в исполнении Уильяма Лейси, Александра Тителя и Адомаса Яцовскиса была вторым главным героем.
В конце концов второй герой (музыка) в самом буквальном смысле поглотил (поглотила) первого (Дон Жуана).

Зачем среди людей появляется такой Дон Жуан? Зачем среди людей появляется такой Моцарт? Чтобы дать людям урок. Это урок непростой, нелинейный, не «мораль басни», или не только мораль, но и что-то еще.

Концепция спектакля одновременно и очень изощренная и очень простодушная.
Изощренная с самой передовой линии современной оперной режиссуры, которая наконец-то преодолела оппозицию буквализация/актуализация и свободно перемещает действие и из Севильи в плащах и из Москвы в джинсах в иное театральное пространство, в пространство символическое («Дон Жуан» Карсена).
И очень простодушная, из детства, из уроков в музыкальной школе (здесь спектакль продолжает линию замечательно-остроумной «Волшебной флейты», с малой сцены театра).

Оттуда из детства это старое пианино фабрики «Заря». Шесть персонажей оперы на уроке музыки. Опера дает им урок. В финале они выходят на авансцену и докладывают зрителям выученное, оформленное в виде простого нравоучения. Первый раз вижу в «Дон Жуане» такой прием, раньше в Германии так ставили «Волшебную флейту», каждый эпизод заканчивался «моралью», вынесенной на авансцену и обращенной прямо в зал.

А потом все убегают со сцены (последним убегает Лепорелло с конспектом), а музыка остается.

Музыка в спектакле зримая. В роли музыки – декорация. Можно смотреть на нее спереди и тогда это стена, или занавес, или пять нотных линеек собранных, набранных, как из кирпичей, из старых инструментов. Черные доски потерты, кое-где доски выломаны и в дыры видны внутренности, в полутьме тайные струны поблескивают золотом сквозь патину. Детский вопрос – что там внутри пианино? как устроена музыка?

И еще один вопрос, а что там с обратной стороны, с изнанки?

Режиссер удовлетворяет наше любопытство и поворачивает декорацию. С оборотной стороны пианино обито бархатом – ярко красным и зеленым, в контраст со строгим цветовым сочетанием фасада – черное (дерево), белое (клавиши), золотое(свечи). Бархатная обивка тоже сильно потерта, зияют дыры. Но местами цвет еще ярок и воображение дорисовывает праздничную картину – буйную растительность, живую изгородь, грозди и ягоды. Изнанка полна жизни - влюбляются, ревнуют, обольщают, играют свадьбу, танцуют на празднике, в растительный орнамент вплетаются не только персонажи, но и музыкальные инструменты, оркестру тесно в яме, музыка как на дрожжах восходит, пенится и поднимается на сцену.

Потом декорация снова поворачивается фасадом. Если посмотреть на фасад в перевернутый бинокль, удалить его в темноту, останутся видны только свечи и он превратится в звездное небо. Вид спереди на стену, сменится видом снизу верх, в звездное небо над головой.

В следующей сцене еще одна смена ракурса. Тут веселая, грациозная музыка внезапно омрачается тяжелыми трагическими аккордами, земля уходит из-под ног (качание – один из основных лейтмотивов оперы, когда-то подчеркнутый в венецианской постановке Лоузи, не на прочной тверди это град, на воде). Смотрим на черную стену сверху и видим морскую пучину, золотистую рябь на поверхности темных вод, по волнам плывет статуя командора и тащит за собой Дон Жуана, в конце концов он скрывается «в набежавшей волне».

А если вернутся к обычному ракурсу, к взгляду на декорацию спереди, мы увидим не падение героя в адскую бездну, а наоборот, восхождение. Вверх по нотным линейкам, как по ступенькам. И где-то там между нот тягучего аккорда ре-минор герой проходит сквозь стену и исчезает внутри пианино. Сверкнул, всех обольстил и спрятался.

Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха,
после улететь!

И комменты из ФБ Льва Семёркина к его посту: https://www.facebook.com/permalink.php?id=100004452191829&story_fbid=304964519661952

Лапшин Олег Надо Зуева послушать, потому что Ульянов, как я писал, поет, но не играет

Лев Семёркин а мне другой состав остальных персонажей, кроме главного. что играли остальные я не всегда понимал, а распелись они только во втором действии, весь спектакль от начала до конца только Зуев зажигал.

Лапшин Олег О, я в отчете написал, что то, что играл первый состав я тоже не понимал. Так что это проблема не состава, Но зато как пели:)

Лев Семёркин я рассчитывал на чередование составов, но в третий день из первого был только Зуев. Надо идти еще раз, «на Герзмаву» и м.б. постановка прояснится.

Марина Тимашева а что не прояснилось-то? Лев, з вашего ЖЖ все ясно, мне кажется

Лев Семёркин увы, я так и не понял истории, которую разыграли шесть персонажей (для нас и для себя), только фрагментами что-то завязывалось (у Церлины, у Лепорелло)

Марина Тимашева Лев, а чем эта история ( в спектакле) отличается от истории в самой опере? То есть - можете ли вы определенно сказать, что у Моцарта ( и по либретто) она о том-то и том-то? Там есть комические и трагические темы, драматические и лирические. Есть герой - молодой, наглый, безбожный повеса, жадный до женщин. Есть женщины, которые сами рады обманываться. Одни - глупые, другие умные, но навязчивые, третьи просто завороженные Жуаном. Сам он до поры до времени человек пустой. Однако, в финале выясняется, что храбрый, гордый, не склонный менять убеждений даже под угрозой расстрела:-) Есть кара, то есть Командор. Дальше мое дело - жалеть Жуана или признать, что поделом ему. Впрочем, и поделом, и жаль. Мне кажется, что это есть в спектакле. Но есть и что-то еще, более серьезное, метафорическое.

Лев Семёркин да, у Дон Жуана все это есть, логика выстроена (кого-то за ручку берет, кому то грудь подставляет), а вот например Анна, в опере она неприступная, а в спектакле доступная. Оттавио, он какой ? (в других постановках он анемичный, романтичный, платонический, а здесь я не уловил). То ли недоделано, то ли недоиграно, то ли я недосмотрел за всеми

Марина Тимашева Оттавио мне очень понравился, он влюбленный, просто влюбленный мальчик. Анна - почему она доступная? В конечном счете, она для него доступная, конечно. А по ходу дела ясно, что она хочет мстить, но и не хочет в то же время. Что чем сильнее в него влюбляется, те больше призывает мстить. Может, я какие-то подробности упустила?

Лев Семёркин а может (и даже наверняка) это я какие-то подробности пропустил, но я видел, как смачно целовал Дон Жуан Анну уже после первой сцены и перед сценой, где она по сюжету его «опознала». Оттавио - влюбленный мальчик - очень хорошая идея, но я только у Вас в фб об этом прочитал, сам не увидел. Мне совсем не понравилось, как он спел первую арию (сдавленным голосом) и я потерял к нему интерес.

Марина Тимашева ну, мы же говорили не про пение, а про драм. наполнение. Она его опознала, кажется, после того, как он ее целовал. После произнесенной им фразы. Так мне кажется. Но я один раз видела, может, ошибаюсь

Лев Семёркин хочу совершенства, не хочу отделять пение от драм. наполнения, в пении всё должно быть слышно (в первую очередь, драматическое наполнение во-вторую). Вот в Зуеве - Дон Жуане было и то и другое в полной гармонии.

Марина Тимашева Лев, все так хотят, но по драматической линии, мне кажется, режиссер довольно внятен.

Лев Семёркин по первому разу мне показалось, что с декорацией ему было проще, чем с певцами/актерами , надеюсь на второй раз.

Марина Тимашева актеры всегда постепенно входят в роль, а мы ходи на премьеры:-)

Эта дискуссия получила продолжение:

Людмила В. Гусева Ох, не верится про Зуева. Он абсолютно безголос, фактура у него вполне донжуновская, но поет крайне скверно.
16 июня в 23:44

Лев Семёркин он безголосый, я безухий, мы нашли друг друга, была полная гармония , ария с шампанским меня в полный восторг привела. а Вам Ульянов достался?
16 июня в 23:46

Людмила В. Гусева Прочитала про Ульянова, что он пел, но не играл. Играл, конечно, Дмитрий, прежде всего. актер, а потом уже певец. Если сравнивать с Зуевым, голосит, стиль чувствует, все понимает, но фактура.......... мама дорогая, он заложник своей фактуры... Все в целом, кроме Ульянова и Лепорелло - Макарова, было полной самодеятельностью, включая Хиблу, которой партия просто не по голосу. Забыла про дирижера - дирижер был хороший. Но не со всеми певцами справился. Особой режиссерской мысли в спектакле не нашла, сценография убого-статична (не говорите мне про символизм - символизм определенный есть, но катафалк из пианин мне изрядно надоел) . Из-за общей мрачности сценографии я иногда просто засыпала. Однако, это симптом, в Стасе в этом сезоне я спала уже второй раз - первый раз на Аиде.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Прочитала про Ульянова, что он пел, но не играл. Играл, конечно, Дмитрий, прежде всего. актер, а потом уже певец

Я не понял: это комплимент или наоборот? Когда певцу говорят, что он прежде всгео актёр, а потом уже певец, это как-то странно. При том, что она пишет фактически, что он был самым профессиональным, а у остальных "самодеятельность".

Если сравнивать с Зуевым, голосит, стиль чувствует, все понимает, но фактура.......... мама дорогая, он заложник своей фактуры...

Опять же: это о чём?

катафалк из пианин мне изрядно надоел) . Из-за общей мрачности сценографии я иногда просто засыпала

Этого следовало ожидать. Дело даже не столько в мрачности, сколько в статичности этого образа, постоянно нависающего. Если это и метафора режиссёрская, то какая-то опять слишком "личная". Но мы об этом уже в самом начале говорили, обсуждая рисунок на афише. Слишком по-разному можно понять эту метафору.
Интересно, что сказал бы о ней Моцарт, придя в себя и поднявшись с полу, куда рухнул от смеха.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Прочитала про Ульянова, что он пел, но не играл. Играл, конечно, Дмитрий, прежде всего. актер, а потом уже певец

Я не понял: это комплимент или наоборот? Когда певцу говорят, что он прежде всего актёр, а потом уже певец, это как-то странно.

А я не согласна с такой оценкой творчества Дмитрия Ульянова, конечно, он в первую очередь певец. Зато эта дама вновь дала Зуеву ту оценку, которой он заслуживает: безголосый! Безголосый, и точка! Жалко, что она не ходила на спектакль с Зуевым и не написала, как он спел.

Я не видела эту постановку, но по прочтении множества отзывов у меня вдруг родилась ассоциация, что этот "Дон Жуан" похож на "Дом-2" (у меня весьма поверхностное представление об этом шоу, но тем не менее). И там, и там все бухают и друг друга лапают.
Che mai sento!

Оффлайн BassDU

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 56
Прочитала про Ульянова, что он пел, но не играл. Играл, конечно, Дмитрий, прежде всего. актер, а потом уже певец

Я не понял: это комплимент или наоборот? Когда певцу говорят, что он прежде всего актёр, а потом уже певец, это как-то странно.

А я не согласна с такой оценкой творчества Дмитрия Ульянова, конечно, он в первую очередь певец. Зато эта дама вновь дала Зуеву ту оценку, которой он заслуживает: безголосый! Безголосый, и точка! Жалко, что она не ходила на спектакль с Зуевым и не написала, как он спел.

Я не видела эту постановку, но по прочтении множества отзывов у меня вдруг родилась ассоциация, что этот "Дон Жуан" похож на "Дом-2" (у меня весьма поверхностное представление об этом шоу, но тем не менее). И там, и там все бухают и друг друга лапают.

А вы сходите и потом расскажете - поет артист Ульянов или играет, мне аж самому интересно стало!) А, еще и с фактурой надо определиться!

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вроде бы все критики отписались о премьере «Дон Жуана» (Матусевича я не дождалась :)) ). Я всё прочитала и осталась при своём мнении: на «Дон Жуана» в МАМТ я не пойду. Я не пошла на премьеру, потому что была уверена, что её споёт Дмитрий Зуев. А ходить на все премьеры «для галочки» я, к счастью, не обязана, я не музыкальный критик. В принципе, я могла бы то же самое написать и перед самОй премьерой, в ответ на вопрос Predlogoff'а, что зрители думают о составах. Возможности артистов в московских театрах всем постоянным зрителям понятны заранее, даже в премьерах.

Я осознаю всю уязвимость позиции «не была на спектакле, но оценивает», однако она всё-таки имеет право на существование. Я так же не ходила на «Пиковую даму» Александрова и не пойду. Если известен стиль работы режиссёра и возможности артистов, то процентов на 70 всё заранее ясно. И моё мнение, что можно не ходить, укрепилось после того, как я прочитала отзывы что на «Пиковую даму», что на «Дон Жуана».

Отзывы на «Дон Жуана» очень противоречивые. Почему я верю тем, кто разочаровался? Потому что мне известны мнения людей, которым я доверяю, кроме того, я хорошо знаю возможности артистов, о которых идёт речь, и стиль последних постановок Александра Тителя.

Очень интересно, что первые рецензии в крупных изданиях – максимально хвалебные. Но чем дальше по времени, тем менее лояльные статьи появляются в прессе. Я ждала честного отзыва от Марины Гайкович, и в целом она оправдала мои ожидания. Меня удивила Екатерина Бирюкова, обычно лояльная и к МАМТу, и к режопере, но в этот раз высказавшаяся недобро, и Фёдор Борисович, детально разобравший проблемы вокала Дмитрия Зуева. Матусевич и Корябин ничего не написали, жаль.

Чтение рецензий – трудное дело. Статью Евгения Цодокова http://www.operanews.ru/14061601.html я смогла осилить только с третьей попытки. Уж очень мудрёно написано, «кручу, верчу…»! Цодоков сделал всё, чтобы включить эту постановку Тителя в максимально широкий контекст мировой культуры, тут и опера, и живопись, и кино. Титель продолжатель традиций – всех, каких только можно! А Зуев – «наш Дон Жуан»! Цодоков упомянул про шероховатости вокала Зуева, но не стал подробнее рассказывать. Зато Цодоков ответил на вопрос, в какой жанр нужно идти Дмитрию Зуеву. Лика и Predlogoff высказывали мнение, http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7367.msg127438.html#msg127438, что Зуеву, возможно, лучше было бы заняться балетом, чем петь в опере. Нет! Цодоков прав, он сравнил Зуева с актёром из фильма «Амадей». Действительно, Зуеву нужно идти в киноактёры!

И ещё я непублично высказывала мнение (доказать не могу, но прошу мне поверить), что один из критиков обязательно напишет, что премьеру пел не бас Дмитрий Ульянов, которого театр пытается позиционировать как звезду мировой оперы http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,8683.msg120229.html#msg120229, а баритон Дмитрий Зуев, потому что сейчас более традиционным является исполнение партии Дон Жуана баритоном. Цодоков именно об этом и написал, я угадала! Ещё интересно, что в рецензии Цодокова, такой правильной, нечаянно получилось, что лучшими в спектакле оказались не Зуев и не Герзмава, а Лепорелло – Денис Макаров.

Я не очень понимаю, зачем Валерий Кичин, специалист по кино, берётся писать про оперу. С какой стати он называет Зуева «бас-баритоном»? Марина Жилкина написала, что Дмитрий Зуев совершенствуется (жаль, что не прогрессирует!): «В своей карьере певец чем дальше, тем более достойно презентует свои такие разные «премьерские» партии, совершенствуется, не останавливаясь на достигнутом. И Дон Жуан, несмотря на некоторые (очень мелкие, не стоящие даже анализа) вокальные недочеты, – прекрасно взятая новая ступень». И снова – ни слова о вокальных недочётах, ибо они «очень мелкие». Пётр Поспелов тоже постарался угодить: «тон задает элегантный и звучный премьер-баритон театра Дмитрий Зуев в заглавной партии».

Вокальные недочёты всё же имеются. Я категорично заявляю, что главным вокальным недочётом у Дмитрия Зуева является отсутствие достаточных природных голосовых данных для оперы. Из этой базовой проблемы проистекают все остальные, как то – отсутствие мощного форте, убедительного пиано, кантилены, длинного дыхания, виртуозной техники, красивого тембра и эмоциональности пения, нехватка объёма голоса тоже наблюдается. У Зуева, как отметил Фёдор Борисович, нижние ноты не звучат, а верхние (это я уже от себя) дребезжат.

Слушатели зафиксировали проблемы при исполнении серенады Дон Жуана. Марина Гайкович написала про первый спектакль, что «лирическая ария с мандолиной Дмитрию Зуеву, к сожалению, не поддалась: отчаянно не хватило кантилены и способности к длинному дыханию на пианиссимо». Про второй спектакль (14 июня) Арлекин написал: «как раз на Серенаде у Зуева возникли проблемы с голосом». Моё доверенное лицо сообщило, что во втором спектакле Зуев сфальшивил в серенаде, потому что пытался спеть более красиво и душевно. Не удалось – и при этом не удалось спеть правильные ноты. В партии Дон Жуана не так много пения, неужели не хватило сил на серенаду, что же это за Дон Жуан-то?..

Нельзя принимать сценичную внешность, общую подвижность и пластичность за артистизм. Дмитрий Зуев всегда сосредоточен на самом себе, любуется собой и играет самого себя, самоуверенного типа. Ничего другого за его «образами» нет. Достаточно посмотреть его в нескольких разных ролях и станет заметно, что он везде одинаковый. Только я не согласна с тем, что Зуев недостаточно мужественен. Достаточно, просто на сцене артисты «просвечиваются» насквозь. Невозможно скрыть, что Зуев совершенно фальшивый, пустой артист, и это отсутствие глубины можно принять за нехватку брутальности.

Конечно же, в отличие от Дмитрия Зуева, Дмитрий Ульянов – оперный певец, профессионал своего дела. Почему я не пойду на «Дон Жуана» с участием Ульянова в заглавной партии? Disclaimer. Желания обидеть артиста Ульянова у меня нет, но я пишу то, что действительно думаю. Не зря сам Дмитрий когда-то писал в своём блоге (это процитировано в его именном потоке), что все режиссёры видят в нём прежде всего Командора. Когда речь идёт о столь ярко проявляющейся индивидуальности артиста, она проступает во всех персонажах, и тогда становится критичным совпадение типажа артиста и черт персонажа. Плакатный, мощный, героический образ Кутузова, человека, сосредоточенного на себе, погруженного в себя, в свои размышления, – большая удача. Рамфис, волевой, максимально уверенный в себе вершитель судеб – тоже. И сразу, с первых же спектаклей «Войны и мира» и «Аиды», шли положительные отзывы, потому что это стопроцентное попадание – статичный мощный прямолинейный персонаж.

Но при отклонении от этого типажа получается, на мой взгляд, менее удачно. Например, Раймондо оказывается тоже начальственным и от того оставляет впечатление недоброго, что несколько противоречит заложенной в драматургии идее сочувствующего наставника Лючии. В «Сказках» к Дапертутто и другим Злодеям мне много чего приходилось мысленно «дорисовывать», не хватает драйва, динамики; я смотрела несколько спектаклей, последний – в феврале. А голос звучит жестковато, на мой слух, особенно на форте. Впрочем, восприятие голосов, тембров – дело субъективное. Также я понимаю, что в Моцарте Ульянов спел иначе, мягче, поэтому дело не в вокале, а в амплуа. В Дон Жуане не так много пения, тут нужно сыграть. Кутузов и Дон Жуан – это очень далёкие друг от друга персонажи.

Я не ходила на «Дон Жуана» и эту работу, разумеется, оценивать не могу и не берусь, это лишь моё предположение. Но заметно, что отклики за 12-е число не очень восторженные http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9756.msg135077.html#msg135077. Даже в самом хвалебном отклике сказано, что Дон Жуан у Ульянова получился царственным, может быть, так и надо, но... Другие зрители написали, что Дон Жуану не хватило драйва, «пел, но не играл». Я не могу сказать «не играл» про «Сказки». Дмитрий Ульянов – талантливый профессионал, который работает с полной отдачей, но подвижные роли у него не самые сильные по сравнению с его статичными ролями и по сравнению с другими артистами в подвижных ролях.

Мой субъективный зрительский опыт (просмотры опер в театрах и на дисках) показывает, что в подвижных характерных ролях более яркое впечатление оставляют очень многие другие артисты, список был бы очень большим. Поэтому я со своих, безусловно, дилетантских позиций, да ещё и не посмотрев спектакль, но все же считаю, что в лице Дмитрия Ульянова театр потерял недостающего ещё одного Командора и теряет хорошего Базилио. Базилио не должен быть сумасшедшим вертлявым идиотом, каким его делает Степанович, Базилио более статичный персонаж.

Мне кажется, этому невозможно научиться, это врождённые свойства – склонность к статичным ролям или к более подвижным. Каждый артист хорош на своём месте. Так же у Дениса Макарова все персонажи добродушные и живые, и поэтому в его исполнении характерные персонажи Бартоло, Цунига сильнее его статичного Рамфиса. Поэтому я верю, что Макаров здесь на своём месте, Лепорелло.

В общем, будем считать, что мне не повезло с Дон Жуанами: оба по тем или иным причинам не подходят под моё слышание и вИдение этого персонажа. Впрочем, и Дмитрий Зуев, и Дмитрий Ульянов, по свидетельствам очевидцев, получили овации зала, а Arsinoya сообщила здесь, на форуме, что ей очень понравился Дмитрий Ульянов в роли Дон Жуана. Все остальные зрители довольны – ну и хорошо.

Но в моём представлении Андрей Батуркин сделал бы Дон Жуана намного ближе к тому, что видится мне в этом образе. И вот как раз 10 июня, в день, когда в МАМТе была премьера «Дон Жуана», я пошла слушать Андрея Батуркина, причём не абы что, а партию Онегина. К сожалению, редкая возможность спеть Онегина представилась певцу не в МАМТ СНД (где Онегина, так сказать, поют Дмитрий Зуев и Илья Павлов), а в коммерческом проекте. Вера Кононова, певица, которой не удалось сделать карьеру в каком-нибудь оперном театре, но чьё желание петь довольно сильно, периодически арендует залы ММДМ, нанимает оркестр, приглашает хороших певцов и поёт вместе с ними. В этот раз ей захотелось спеть Татьяну и Лизу, поэтому она пригласила Андрея Батуркина, Ларису Андрееву, Вадима Заплечного и Михаила Гужова. Они исполнили довольно большие фрагменты из опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Я с огромным удовольствием послушала и посмотрела Онегина в исполнении Андрея Батуркина и в качестве бонус-трека послушала балладу Томского. После этого я покинула сей праздник вокала, чтобы не слушать после письма Татьяны ещё и арию Лизы в исполнении Веры Кононовой. Очень жаль, что Андрей Батуркин так мало поёт по месту своей штатной работы, в МАМТ СНД.

Мне кажется, что и Дмитрию Зуеву место именно в таких проектах, раз уж ему так хочется петь оперные партии. Потому что уровень вокала Веры Кононовой и Дмитрия Зуева примерно одинаков.

Я очень внимательно слежу за теми артистами, чьё творчество мне интересно. В апреле 2013 года Арсен Согомонян вместе с Еленой Максимовой спел La ci darem la mano на концерте в Консерватории (тут Вольфрам подробно рассказывает про этот концерт http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7190.msg106993.html#msg106993). Я тоже была, слышала, мне понравилось, как Согомонян спел в этом дуэте из «Дон Жуана» https://yadi.sk/d/E9i_JamiUzQyH

В феврале этого года Согомонян в интервью сообщал: «…готовлю сейчас новую премьеру, буду петь Дон Жуана Моцарта». (ссылка на перепечатку интервью на форуме – вот http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9409.msg130594.html#msg130594). Но в театре Арсен Согомонян Дон Жуана так и не спел. Видимо, потому, что именно Дмитрий Зуев – баритон-премьер МАМТ СНД, а не Арсен Согомонян и тем более не Андрей Батуркин.

Я стараюсь не впадать в фанатизм в отношении любимых артистов и не утверждаю, что из Согомоняна вышел бы эталонный Дон Жуан. Но после очень разных и достаточно убедительных Фигаро, Наполеона и Таддео было бы интересно, что у него получится с Дон Жуаном. Это с актёрской точки зрения. С вокальной – ох как красиво прозвучала бы партия Дон Жуана, с таким тембром! Но увы!

Про Макарова-Лепорелло я уже написала, это понятное назначение. Но я удивляюсь, что вторым Лепорелло стал Антон Зараев. Зараев прекрасный и многообещающий оперный певец, но он баритон, а Лепорелло – партия для баса. Фёдор Борисович пишет: «в арии со списком наблюдались укорачивания нот и отрывистость, как будто певец не мог отдышаться. Статичность и некоторая угловатость образа, вероятно, объясняются премьерой». Зараеву не по голосу петь басовую партию, Фёдор Борисович, опытный слушатель, это заметил и описал. На мой взгляд, голос и типаж Зараева показывают, что его роли несколько иные, он менее подвижный и более серьезный артист, а его голос – баритон (он молод, и голос ещё не устоялся, но я надеюсь, что это драмбаритон). Я уже упоминала, что вижу и слышу в Зараеве будущего Набукко. При всём потенциале Зараева, Лепорелло и Набукко – довольно далёкие друг от друга персонажи и вокально, и актёрски. Меня ещё тревожит, что молодому певцу особенно вредно петь партию не по своему голосу, а Зараеву ещё нет и 30. При этом вне постановки остался Роман Улыбин, исполнитель партий Дулькамары, Бартоло, Мустафы, Альфонсо – конечно, Лепорелло «просится» следующим в этот список.

Прочитав отзывы на Донну Анну в исполнении Хиблы Герзмавы, я поняла, что она пела довольно громко. Так как у нас любят громкое пение как таковое, то это считается признаком харизмы. За самое громкое (часто – без учёта остальных нюансов) пение полагаются самые громкие аплодисменты. Отмечу, что Герзмава с возрастом теряет намёки на вокальную и внешнюю изящность. Зато я вспомнила, как критики придирались к Доротее Рёшман, сказав, что она отдалилась от канонов моцартовского стиля http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9691.msg132926.html#msg132926 . Критики обсуждали её вокал всерьёз, «по-взрослому».

Марина Жилкина пишет: «Конечно, к ее [Герзмавы] подходу кто-то может предъявить претензии в области стилистики, ведь и вправду ни о какой аутентичности исполнения речи не было в принципе, музыкальный рисунок смело очерчивался достаточно широкой кистью». По-моему, «широкой кистью» (Жилкина) и «патетически» (выражение Цодокова) или «голосила» (выражение Arsinoya в этом потоке) – это вне стиля, но Хибла снова вне серьёзной критики, её вокал вне обсуждения. И пусть Герзмава пела Донну Анну в Вене. Зато мне понятно, что не нужно ехать в Вену слушать «Дон Жуана» – они тоже подбирают составы абы как.

Теперь по другим назначениям. Наталья Петрожицкая, действительно, не пела и не поёт не то что колоратурные партии, но и даже Виолетту и Фьордилиджи, подвижные партии с мелкими нотами, Эльвира – партия такого же типа, и это явно не её репертуар. В театре есть две сопрано с более подвижными голосами – это Наталья Мурадымова и Мария Пахарь, но в составе их не оказалось, ни на партиях Эльвиры, ни Донны Анны. Ещё меня очень удивило изначальное назначение колоратурного сопрано Лилии Гайсиной на партию Донны Анны (Predlogoff копировал в этот поток вариант составов, который оказался предварительным, и там Гайсина числится на партии Донны Анны). Зато Гайсина не была назначена на партию Церлины и в итоге вообще не попала в итоговый состав «Дон Жуана».

Что касается донов Оттавио, то Сергей Балашов и Артём Сафронов – добросовестные певцы, и их возможности и умения хорошо известны. Но есть ли смысл приглашать теноров – специалистов по Моцарту в такую постановку, да ещё при стольких неточных назначениях на другие партии – большой вопрос. По-моему, смысла нет. Или тогда сначала надо позвать Петера Маттеи спеть Дон Жуана.

Хотя Цодоков написал про Максима Осокина, что тот в партии Мазетто звёзд с неба не хватал (видимо, Зуев и Герзмава расхватали все звёзды), я подозреваю, что Осокин был хорош, так как много раз видела его Али («Итальянка в Алжире»). Шишляев наверняка тоже хорошо изобразил мужлана. Надеюсь, что пел не слишком громко :)

Судя по откликам, у Степановича получится Командор адский и при этом даже относительно вменяемый (повезло). С вокалом Степановича всё ясно. А вот Кудрявцев, конечно, не совсем Командор по типажу. Но вот так решило руководство театра расставить певцов, что больше некому было стать вторым Командором.

В итоге из задействованных артистов, с точки зрения соответствия возможностей артиста чертам персонажа, лично мне по-настоящему были бы интересны всего три работы – Макаров-Лепорелло, Осокин-Мазетто и Терехова-Церлина. Маловато для двух составов исполнителей столь длинной и многонаселённой оперы. Но, послушав отзывы своего доверенного лица, посетившего спектакль 14 июня, и прочитав статью Фёдора Борисовича, специалиста по определению режоперы (он уделил пристальное внимание более конкретному описанию мизансцен), а также некоторые другие отзывы, я поняла, что составы – это полбеды.

Проблема в том, что Тителю вновь изменило чувство вкуса – не только при назначениях артистов на партии, но и при выстраивании мизансцен и общей концепции постановки. К сожалению, предположения, связанные с афишей, оправдались http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9756.msg134201.html#msg134201 Титель поставил «Дон Жуана» в стиле «Дома-2», да ещё и скучно. К тому же, судя по отзывам наблюдателей, образы персонажей, действия каждого и их взаимодействия в мизансценах выстроены нечётко и неточно.

Сценография по описаниям и фото произвела унылое впечатление. А ещё меня «порадовало» замечание Арлекина, что художник Яцовскис фортепианные остовы использует нередко. Ну да, а Титель любит мосты, швабры, вот и крутящиеся декорации и лопаты полюбил. Зрители же дураки, сходили и забыли, что уже где-то подобное видели, у зрителя память, как у курицы – на три минуты.

Также мне кажется, что последние постановки Тителя всё менее удачны. «Чародейка» в Большом театре классическая, не режоперная, но и малоинтересная. Екатеринбургский «Борис Годунов» – унылая режопера; я смотрела спектакль 24 марта в МАМТ СНД и свидетельствую об этом. «Дон Жуан» – не была, но по описанию, видимо, то же самое – унылая режопера. А ведь, по сообщению operabase, МАМТу и зрителям предстоит освоить «Медею» и «Хованщину» в постановках Тителя. Опера «Медея» – не шедевр, и её нужно «вытягивать» либо хорошей Медеей... либо постановкой, а вернее и тем, и тем. Масштабную «Хованщину» тоже очень легко сделать скучной и унылой (особенно после того, как это было сделано с «Борисом Годуновым»...). В этом плане перспективы не очень радуют.

Ещё мне сообщили, что 14 июня на спектакле «Дон Жуан» присутствовал Евгений Писарев, чья «Итальянка в Алжире», идущая в МАМТе, свидетельствует о любви режиссёра к нечаянным заимствованиям из других постановок (хотя в своё время Евгений Цодоков в своей елейной рецензии объявил Писарева чуть ли не спасителем оперного жанра). Уже объявлено, что Писарев будет ставить «Свадьбу Фигаро» в Большом. Я надеюсь, что Писарев тоже почитал статьи про «Дон Жуана» в МАМТе и понял, что все очень хорошо запомнили: «пианины» и виноград уже были у Тителя. Нужно подсмотреть что-то ещё или (о чудо!) самому придумать что-то другое, отличающееся.
« Последнее редактирование: Июнь 27, 2014, 17:08:57 от Papataci »
Che mai sento!

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Чуть не забыла написать про дирижёра! Исправляю это упущение. Судя по недавнему исполнению «Орфея и Эвридики» в КЗЧ, Уильям Лейси чувствует стиль подобной музыки и хорошо управляет оркестром. Очевидцы сообщают, что в МАМТе Лейси сделал оркестр таким тихим, что даже Зуева было слышно на протяжении обоих спектаклей. Это называется «уметь подать певца». Но, в отличие от приглашённого иностранного специалиста Петера Штайна, который внёс определённые разумные коррективы в составы, Уильям Лейси проявил себя как лоялист. Он, дирижёр, согласился на Дон Жуана (Зуева), который в двух подряд спектаклях (стабильно) не смог хорошо спеть Deh vieni alla finestra, на Эльвиру с недостаточно подвижным голосом, и на патетически громкую Донну Анну. Утвердил назначение колоратурной сопрано Лилии Гайсиной на партию Донны Анны и баритона Зараева на басовую партию Лепорелло. Увы. Думаю, в Большом театре для «Свадьбы Фигаро» Лейси тоже прослушает или уже прослушал всех, кого нужно и куда нужно, с соответствующим результатом. А критики уже затачивают перья и готовят запасы елея, чтобы всё это нахваливать.
« Последнее редактирование: Июнь 27, 2014, 16:40:39 от Papataci »
Che mai sento!

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Фортепианный ад

ДОН ЖУАН ЕЩЕ КАК-ТО СПРАВЛЯЕТСЯ С ЖЕНЩИНАМИ, НО ПАСУЕТ ПЕРЕД ПОЛЧИЩЕМ ПИАНИН. ПРЕМЬЕРА В «СТАСИКЕ»

текст: Екатерина Бирюкова http://www.colta.ru/articles/music_classic/3570

Да здравствует свобода? Какая такая свобода? Берешь бутылку — вот тебе и вся свобода.

Пьют в спектакле много, особенно в первом действии, — но без удали, а скорее так, знаете ли, чтобы снять скованность.



"Дон Жуан" В.А. Моцарта. Сцена из I акта. Лепорелло - Денис Макаров, Церлина - Инна Клочко, Дон Оттавио - Сергей Балашов, Дон Жуан - Дмитрий Зуев, Донна Анна - Хибла Герзмава, Донна Эльвира - Наталья Петрожицкая, Мазетто - Максим Осокин © Олег Черноус http://stanmus.ru/performance/93
Che mai sento!

Оффлайн Ratman

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
Лишний раз убеждаюсь, насколько все мы по-разному воспринимаем одно и то же. Вот человек говорит о недостатках (действительно имеющих место быть) у Зуева. И рядом восхищается Батуркиным, совершенно не слыша при этом стертый несвежий тембр, интонационную неустойчивость и, если уж сравнивать с Зуевым, также отсутствие нижнего регистра. В Аиде насколько хорошо было слышно Зараева и только со слуховым аппаратом можно было расслышать Батуркина все что ниже соль малой октавы. Или это я глухой???

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
В Аиде насколько хорошо было слышно Зараева и только со слуховым аппаратом можно было расслышать Батуркина все что ниже соль малой октавы

Малой?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ratman

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
А какой? Большая октава у Батуркина в принципе отсутствует

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Я понял, с нумерацией октав вечно имеет место двойная бухгалтерия.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Я обратила внимание, что на сайте МАМТа размещены не все рецензии на постановку оперы "Дон Жуан"
http://stanmus.ru/press/pf/93. Наверное, некоторые рецензии не были замечены... ну не может же быть, что ссылок на них нет потому, что они не понравились театру  8)

Нет довольно интересных статей Марины Гайкович http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9756.msg135269.html#msg135269
И Фёдора Борисовича (разбор постановки и выступлений всех участников премьерных спектаклей) http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9756.msg135367.html#msg135367

Зато на форуме есть эти рецензии и другие отзывы зрителей на все премьерные спектакли, можно ознакомиться с более полным спектром мнений. http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9756.msg135075.html#msg135075
Che mai sento!

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Вчера по Меццо показывали спектакль "Дон Жуан", постановка 2010 года,
Глайндборнский оперный фестиваль. Титульную партию пел Джеральд Финли. По голосу и даже по тембру, и по внешности он несколько напоминает Петера Маттеи. Не зря я считаю Маттеи эталонным Дон Жуаном :)

Вот фрагмент этой постановки, можно оценить, какой голос у Финли http://www.youtube.com/watch?v=f5ULjlAVCbU
Che mai sento!

Онлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 715
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В поисках записи передачи, где Парин, Бирюкова и Зимянина обсуждают итоги оперного сезона (передача прошла 12 июля) на сайте "Орфея" наткнулась на запись, где Парин говорит про премьеру "Дон Жуана" (аудиофайл тут http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue5234/).

Парин слушал самый первый спектакль: Лейси сработал профессионально, все певцы и певицы спели очень хорошо. Парин хвалит всех вместе и по отдельности - Зуева (голос хорошо подходит для этой партии, Зуев теперь сможет её спеть на любой сцене мира), Макарова (естественность пения и поведения на сцене), Петрожицкую (безупречно справилась с труднейшей партией), Герзмаву (пела эту партию на других сценах мира), Клочко (новое имя в труппе), Осокина (хорошо создал образ Мазетто), Степановича ("на сцене интенсивен" :)) ) Отмечает сценографию, называет её красивой. Не хвалит только Тителя - в спектакле нет связной истории, нет интерпретации. Зато рекомендует "Так поступают все женщины" в постановке Тителя.
Che mai sento!