Автор Тема: Валерий Гергиев, выдающийся дирижёр русской школы  (Прочитано 118619 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
(продолжение)

В верхнем фойе Концертного зала читателей "РГ" и поджидал в три часа дня - нет, не маэстро, а накрытый чайный стол. Сам маэстро опаздывал, застряв в пробке, и его помощники подсчитывали, как теперь сдвинется по циферблату остаток его дня, а это - встреча с читателями "РГ", репетиция и запись диска "Лючии", пресс-конференция по случаю открытия 228-го сезона Мариинки, встреча с архитектором Мариинки-2 Джеком Даймондом, находившимся в эти дни в Петербурге, наконец, концертное исполнение "Лючии". Естественно, Гергиев успел все. А читатели "РГ" провели в его обществе обещанный час "чайной" беседы:

Читатель: Мы сегодня впервые увидели железный занавес в Маринке. Чувствовали ли вы когда-нибудь, как лично перед вами поднимали и опускали железный занавес, например, после вашего концерта в Цхинвале?

Валерий Гергиев: Это концерт не мог не состояться потому, что я осетин, и потому, что я музыкант. Как все тогда в России и как очень-очень немногие на Западе, я старался узнать правду об этих страшных событиях и помочь ей проникнуть во все уголки земного шара. Но получалось так,  что мы в какой-то степени поменялись местами с Западом. Лет 30-40 назад многие в СССР слушали "Голос Америки" в надежде узнать правду о событиях, происходивших в мире, а два года назад, наоборот, в мире не могли узнать правду о том, что происходило у нас. В век высоких технологий и немедленного распространения информации правда не мола проникнуть ни на страницы газет, ни в Интернет-пространство. Удивительно, но это было так.

Читатель: Меня потряс опыт Молодежного оркестра из Венесуэлы, выступавшего летом в Москве и Петербурге. Возможен ли подобный социально-музыкальный феномен в России?

Гергиев: Венесуэла - это трудный, но удивительный пример того, как за счет усилий лидера, у которого есть идея, можно преобразить страну. Я говорю о господине Хосе Антонио Абреу, основателе El Sistema (Национальная система детских и юношеских оркестров Венесуэлы - И.М.), о которой сегодня знает весь мир. Мы общались с Абреу, и у нас есть планы сотрудничать. Но дело не в том, что мы должны заимствовать их опыт - ведь венесуэльцы учились когда-то у нас, и Абреу не скрывает, что и Мариинский театр был для него ярким примером. Но сегодня мы поменялись местами. Когда-то Россия шла впереди планеты всей, у нас была самая сильная исполнительская школа - советская. Об этом надо говорить прямо и не стесняться этого. Затем мы теряли позиции: распад СССР, ослабление вообще всех систем, в том числе и образовательной, включающей подготовку музыкантов-профессионалов. Мы потеряли очень много педагогов высокого класса, которые уехали преподавать в Германию, Великобританию, Америку, Японию, Китай. Во многом это невосполнимые потери.

Читатель: Но в науку сейчас возвращаются с серьезными деньгами и грантами. Есть ли такое возвращение в музыке?

Гергиев: Не думаю. Если говорить о примере Венесуэлы, то это один из самых поразительных и самых ошеломляющих результатов, показанных кем-либо в мире за последние 20-30 лет. Я говорил об этом два года назад с Владимиром Владимировичем Путиным, когда он приезжал к нам в Мариинский театр и выступал перед коллективом театра. Я сказал тогда, что это не очень здорово звучит, но сегодня не Россия и не Америка, а Венесуэла готовит поразительные молодые кадры для оркестров, для любых творческих коллективов. Конечно, это удивляет. Но надо помнить, что в России всегда было много не только нефти, но талантливейших музыкантов. И нам надо думать о том, как организовать процесс, если хотите, заново.

Читатель: Вы действительно ощущаете разницу в уровне нынешнего музыкального образования по сравнению с советским?

Гергиев: Я не ругаю нашу систему образования. Я просто констатирую, что мы потеряли многих педагогов, и многие российские ребята учатся сегодня не в России. И слишком многие молодые россияне видят свое будущее не в России. Вот это меня беспокоит и тревожит. Я только что выступал в Женеве, в Париже, в Берлине, в Лондоне, и везде к нам подходили молодые люди - русские, которые учатся там и навряд ли планируют возвращаться. Им, вероятно, кажется, что жить там интереснее, безопаснее, а может, они вообще не понимают, что хорошего в России для молодых специалистов. В нашем Мариинском театре мы сами организовали свое будущее - Академию певцов и Молодежный оркестр. У нас больше ста молодых певцов в Академии, и они почти все мечтают петь на сцене Мариинского театра. Конечно, в Метрополитен тоже. Но через Мариинскую сцену надо пройти. Если ты будущая Анна Нетребко, я это замечу, и оркестр услышит, и публика. Но создать эти возможности для них мы обязаны.

Читатель: Но сегодня в нашей стране даже уроки пения ликвидированы в школах...

Гергиев: Приведу в пример Италию - весь мир поет мелодии из "Травиаты", "Риголетто", "Аиды", а в системе итальянского школьного образования музыка отсутствует начисто. Мы делаем такую же ошибку. Когда мы объясняем, что берем пример с какой-то страны, мы заблуждаемся. У нас мощнейшая собственная культурная история, и забывать об этом глупо. А главным препятствием для того, чтобы поправить ситуацию, я считаю чудовищную коммерциализацию телевидения и вообще - всех систем, в том числе, образовательной. Пока рулят люди, которые считают дивиденды и не думают о детях, об их культурном развитии, невозможно ничего изменить. Мы в детстве лепили в школе из пластилина, рисовали с натуры, пели в хорах. Я помню себя мальчишкой, как стоял в 6-м или 7-м ряду и смотрел на дирижера. Кто мог подумать, что я сам стану дирижером? Это вопрос важнейший. Все сегодня говорят о том, что будет в 12-м году? Кто будет возглавлять ту или другую партию, кто будет мэром того или другого города? А мне кажется, надо говорить о  людях, которые займут ответственные позиции: что они думают об этих важнейших для общества вопросах?

Читатель: Вы заняли в этом учебном году должность декана факультета искусств Петербургского университета. Какие нововведения ждут факультет?

Гергиев: О моей работе на посту декана факультета искусств сразу скажу, что у меня нет возможности с утра до ночи сидеть на факультете. Но я могу быть тем, кто подтолкнет процесс. Мы  будем привлекать в университет людей масштаба Била Виолы, Сантьяго Калатравы, который в эти дни уже читает лекцию для студентов университета. У меня много друзей в мире - это и голливудские актеры, и музыканты, и известные архитекторы. Многие из них приедут в Россию впервые. Так что возможности факультета искусств укрупнятся.

(продолжение следует)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
(окончание)

Читатель: Спасибо вам за красивейшую постановку "Хованщины" и за постановки опер Прокофьева. Не планируете ли вы поставить в театре балет "Иван Грозный"?

Гергиев: "Иван Грозный" - произведение, которое возникло благодаря союзу двух Сергеев - Эйзенштейна и Прокофьева. Эйзенштейн смог стать одним из величайших творцов в мире в ХХ столетии. Мы сегодня, может быть, не можем угнаться за сотнями тысяч картин, которые делаются в Америке, но, благодаря трем фильмам Эйзенштейна (кончено, тогда были и другие замечательные работы), мы врывались еще в 20-30-е годы в число мировых лидеров в кинематографе. Спасибо Эйзенштейну и спасибо Прокофьеву, чья музыка сыграла в успехе его фильмов огромную роль. Может быть, такой балет и появится на сцене Мариинского театра, хотя для меня, прежде всего, это музыка для кино.

Читатель: В последнее время у публики и музыкальной критики заметно повысился интерес к барочной музыке, в частности, к постановкам барочных опер. Нет ли планов сделать в Мариинском театре большую, помпезную, хорошо костюмированную постановку оперы эпохи барокко - Генделя, например?

Гергиев: Возможно, скоро у нас появится "Ксеркс". Мы сейчас ведем переговоры. У нас есть партнеры с огромным опытом, которым не обладаем ни мы, ни любой другой российский театр - это Английская национальная опера. Им, в свою очередь, интересно брать наши спектакли - оперу Бриттена "Поворота винта", например. Звучит почти забавно: везти в Англию Бриттена из России. Хотя этот спектакль нам сделали шотландцы, но сделали именно для нас. Я готов продолжать разговор на эту тему:  исполнение барочной оперы - да, переносы - да. Со временем собственные постановки - да. Сам я вряд ли буду стоять за пультом. Впрочем, я человек увлекающийся!

Читатель: Вы работали со многими оркестрами в мире. Существует ли принципиальная разница в репетиционном процессе с нашими и зарубежными  оркестрами?

Гергиев: Никакой разницы нет. Хотя любой оркестр настолько хорош, насколько хорош дирижер, который перед ним стоит. Есть оркестры, которые скучают, потому что их жизнь идет размеренно, с небольшим количеством концертом. В нашей стране в этом смысле вообще не налажен процесс отчета работы оркестра перед городом, перед обществом. Например, Мариинский оркестр выступает 740 раз в год - это слишком много, но есть оркестры, которые выступают 40 раз - это слишком мало. Нужны какие-то определенные ориентиры, правила, которые никто не может нарушать. В СССР, например, мы знали, что, выступая в месяц 25 раз, выполняем норму. А оркестр, выступающий 11 раз, ее не выполняет. И это сразу сказывалось на финансировании. Когда мне было 22 года, я ездил с оркестром Свердловской филармонии выступать в Нижний Тагил - автобусом, по плохим дорогам, потому что тогда считалось необходимым играть не только в центре, но и обслуживать отдаленные города. Сегодня же элитные оркестры могут слетать в Иркутск, если считают нужным. А у меня такой принцип: от 10 до 20 российских регионов в год. Поездом ли, самолетом, но мы были в Якутске, в Иркутске, в Красноярске, в Хабаровске, в Магадане, в Калининграде, в Казани, в Нижнем Новгороде, в Самаре, также в Киеве, в Ереване… И все это - с коллективом Мариинского театра. Вот, чем они провинились перед страной или передо мной? Почему они должны работать в пять раз больше, чем другие оркестры, а получать соответственно в пять раз меньше? Эти вопросы меня волнуют. Иногда перед сном думаю: прав ли я? Имел ли я право так организовывать жизнь этого блестящего коллектива?

Читатель: Судя по документальным фильмам, ваши музыканты не жалуются.

Гергиев: Думаю, что не все хорошо в этом плане. Чувство вины у меня есть. В системе культуры нашей страны есть всего один-два человека, которые вообще на эту тему задумываются. Финансирование Большого и Мариинского театров - это тоже отдельная тема. Мы финансируемся гораздо мощней, чем другие коллективы. Но нас 2200 человек! И, если оркестр, в котором 110 человек финансируется в два с половиной раза меньше, чем 2200, - это проблема. Нам еще предстоит обсуждать это.

Читатель: Как вы считаете, должен ли музыкант вовлекаться в общественную, политическую жизнь? Есть мнение, что у творческих людей другое предназначение: кесарю кесарево…

Гергиев: … а богу богово. Мой коллега Курт Мазур в те далекие дни, когда ломали в Берлине стену, разделявшую Европу на запад и восток, назывался кандидатом на пост президента объединенной Германии. Он - крупный дирижер, возглавлявший Лейпцигский оркестр Гевандхаус, Нью-Йоркский филармонический оркестр, был одновременно и общественным деятелем, политиком, понимая, что не может оставаться в стороне, когда события сотрясают  всю Восточную Европу. К счастью, ни он сам, ни немецкие избиратели не посчитали тогда политику лучшим вариантом развития событий для него, и Мазур вернулся к дирижированию. Я считаю это правильным. Надеюсь, мне никогда не придется ходить по демонстрациям, разберутся и без нас, без музыкантов, хочется в это верить.

Читатель: Если газета попадает вам в руки, та же "РГ", с чего вы начнете ее читать, что для вас важно в первую очередь?

Гергиев: Культура, потом я листаю всю газету. Она может быть газетой, которую любит интеллигенция, массовый читатель, крупный бизнес, можно быть газетой, которую внимательно читают руководители страны, но можно быть просто "Российской газетой", которую должны читать все перечисленные. На обложке всегда есть то, что должно привлечь внимание, и всегда хочется надеяться, что ничего плохого, страшного не происходит. Наше поколение далеко еще не пожилых людей все еще привыкает к тому, что теракты, гибель людей - это то, что вошло в нашу жизнь. Я считаю, что у нас общие задачи: прежде всего, не потерять несколько поколений - и 30-летних, для которых мы еще многое можем сделать, и тем более, 13-14-летних. Надо делать все, чтобы наши дети знали, что они живут в России, в стране Чайковского, Прокофьева, Булгакова, Шостаковича - можно продолжать бесконечно. Мы в Мариинском поставили оперу на сюжет "Братьев Карамазовых" Достоевского, и я инициирую этот процесс, чтобы было создано хотя бы десять опер, которые опираются на могучие образцы великой русской литературы. Мы планируем постановку оперы Александра Раскатова "Собачье сердце", продолжаем работать с Родионом Щедриным над созданием новых произведений. Когда-то  мне казалось, что надо сделать Мариинский театр одним из лучших в мире - это самая главная задача чуть ли не всей жизни. Сегодня я считаю эту задачу почти воплощенной в жизнь, и мой приоритет номер один на ближайшие годы - помочь молодому поколению найти себя.


===========================================
блиц:

- Если на поле встретится команда Зенит и Алания, за кого вы будете болеть?

- За ничью.

- Устаете ли вы эмоционально от классики, от звуков инструментов и оркестра?

-  Нет, никогда.

-  Как вы поддерживаете физическую форму?

-  Я президент Общества черной сауны Финляндии. У нас довольно широкий круг - около 20 рыцарей. А черной сауне, в которой мы бываем, лет 400.

- В чем источник вдохновения и сил, который определяет  ваш фантастический образ жизни?

- Детство, близость к природе, купание в холодных бурных горных реках. Человек, который испытал это в детстве, по-настоящему заряжается на всю жизнь.


=======================================
репертуар
В этот же день Валерий Гергиев объявил планы Мариинского театра на 228-й сезон. Публику ждет девять оперных премьер:

"Средство Макропулоса" Яначека (режиссер Грэм Вик),
"Орфей и Эвридика" Глюка (режиссер Мариуш Трелиньский),
мюзикл "Моя прекрасная леди" Лоу в постановке Роберта Карсена (совместный проект Мариинки с парижским театром Шатле), 
"Ариадна на Наксосе" Рихарда Штрауса,
"Сон в летнюю ночь" Бриттена,
"Аида" Верди в постановке соавторов шоу Цирка дю Солей (Cirqu du Soleil),
"Пер Гюнт" Михаила Броннера,
"Мертвые души" Родиона Щедрина,
"Собачье сердце" Александра Раскатова.
Артистам же балетной труппы предстоит работа с Иржи Киллианом, Анжеленом Прельжокажем и Бенжамином Мийпье. Баланчинский репертуар пополнится двумя названиями:  "Агон" Стравинского  и "Сон в летнюю ночь" Мендельсона.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн ponna

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 67
http://www.rian.ru/culture/20100919/277197942.html

Оркестр самарского театра посадили играть на улицу перед театром, артистов театра в нелепых костюмах заставили ходить среди вип-публики, ожидающей входа, и раздавать непонятные листовки. Оба концерта начались с опозданием на час. Впрочем, и до этого НИ ОДИН концерт В.Г. и его коллектива в Самаре не начинался вовремя. Оркестранты выглядели изможденными дорогой, им было явно не до Малера. Оный получился драматургически абсолютно невнятным, хотя в кульминации 2-й симфонии дух третьего рейха оказался на высоте, наверное, соответствующей гонорарам исполнителей, и приятно порадовал заказчиков действа.

Фестивалей, состоящих из двух концертов в один вечер, что-то я не припомню...

Пригласить к совместному участию в торжественной программе солистов принимающей стороны почему-то никому не пришло в голову. Хотя новый директор обновленного театра - очень неплохой тенор Михаил Губский. И почему бы ему было чего-нибудь приличествующего случаю не спеть. А то к ариям "Садко меня не любит" и гаданию Марфы очень не хватало для полного праздничного комплекта Любаши с ее "до чего я дожила". Голос больной Бородиной с подзвучкой был ярко выраженно простуженным, публика ее пожалела. Хотя в Малере она уже без микрофона легко перекрыла оркестр и тембр стал гораздо более теплым.

Устроить хоть какие-нибудь встречи с Муттер и Губайдулиной для местных музыкантов - тоже не пришло в голову тем же самым людям ;D. Прямо с концерта артисты помчались с этой же программой в Казань, а через день - в Москву.

Как хотите, уважаемые люди, все это было как-то не хорошо. Некрасиво :(.
« Последнее редактирование: Сентябрь 29, 2010, 21:22:47 от ponna »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Прокофьев и нирвана

http://www.rg.ru/2010/12/15/pianistka.html

Виртуозка Южа Уанг выступит с Валерием Гергиевым в Москве

Ирина Муравьева

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5362 (283) от 15 декабря 2010 г.

 
О ее виртуозности даже серьезные критики пишут в выражениях "отпала челюсть". Фото: Latimes.com 
Предстоящий 23 декабря концерт в Зале Чайковского может стать сенсацией сезона. Выступающий по традиции в Москве под занавес уходящего года Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра привезет "китайское чудо" - 23-х летнюю пианистку Южу Уанг.

О ее виртуозности даже серьезные критики пишут в выражениях "отпала челюсть". И то, что Южа Уанг вытворяет на клавиатуре, действительно трудно описать в уравновешенных выражениях, поскольку тип ее игры относится к разряду не человеческой, а какой-то "андроидной" виртуозности. Когда она исполняет ошеломляющие транскрипции "Полета шмеля" Римского-Корсакова или "Турецкого марша" Моцарта, создается впечатление, что за клавиатурой сидит не девушка, а механическое существо, играющее в режиме метронома не десятью, а сотней пальцев. Про сумасшедшие темпы Южи Уанг можно не говорить - это неотъемлемая часть ее пианизма. Правда, сама Южа Уанг, чуть повзрослевшая после юношеских фуроров в крупнейших залах мира, хотела бы уже избавиться от своего "технарского" имиджа и брать публику не "Турецким маршем", а богатством фортепианной колористики, например, исполняя своего любимого композитора Шопена. Нынешнюю свою стратегию она определяет понятием "трансформация", и в записи первых дисков, сделанных на Deutsche Grammophon, включила сочинения Скарлатти, Шопена, Стравинского, Скрябина, Листа, Лигети, Брамса, Равеля.

В Москву Южа Уанг приедет с труднейшим Вторым фортепианным концертом Прокофьева, окрещенным современниками композитора "диким" и "футуристическим". Особенности темпераментной токкатной фактуры этого концерта как нельзя эффектнее продемонстрируют все качества пианизма Южи Уанг, которая, хотя и обучалась с 14 лет в Канаде и Америке, но является ярчайшим представителем китайской фортепианной школы, бесперебойно поставляющей сегодня в мир виртуозов, самые знаменитые из которых - Ланг Ланг, Юнди Ли, Южа Уанг.

Сам же маэстро Гергиев с Мариинским оркестром сыграет Пятую симфонию Малера - одну из самых популярных в мире оркестровых партитур, ставшую "хитом" из-за Адажиетто, процитированного в знаменитом фильме Висконти "Смерть в Венеции". По случаю пересечения памятных дат - 150-летия со дня рождения Малера в 2010 году и 100-летия со дня его смерти в 2011-м, Гергиев весь нынешний сезон исполняет его симфонии в крупнейших залах мира, а в Нью-Йорке - полный цикл с Мариинским и Лондонским симфоническими оркестрами. Недавно в Карнеги-холл Пятая симфония в исполнении мариинцев произвела фурор, вызвав просто шквальные овации знаменитого зала. Публика и критика были сражены интерпретацией, обострившей до предела и давящую мрачность Похоронного марша, и жутковатый бег Скерцо, дуновение призрачного вальса и высветленное, как некий абсолют прекрасного, Адажиетто. Для струнных Мариинского оркестра это знаменитое малеровское Адажиетто - вообще, "звездный час", поскольку их умение творить звук, будто из воздуха, уплотняя его до огромного, таинственного и проникновенного звукового потока, достигают здесь вершины, где сами понятия движения, темпа, времени исчезают. И это погружение в "нирвану", особенно после циклопической страсти прокофьевского Концерта, публика Зала Чайковского не сможет не оценить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Если судить по сайту meloman.ru то программа концерта 23 декабря будет следующей:
Малер
Симфония № 5

Рахманинов
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

Исполнители:

Симфонический оркестр Мариинского театра

Дирижер – Валерий Гергиев

Солист – Денис Мацуев (фортепиано)

Так что никакого китайского чуда не будет.
Но я пожалуй схожу. Тем более, что ни разу не слышал, как Мацуев играет третий Рахманинова

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
никакого китайского чуда не будет.
Но я пожалуй схожу. Тем более, что ни разу не слышал, как Мацуев играет третий Рахманинова

Я слышал, как они вместе играли 3-й концерт, и я - при всех "но" - уверен, что сегодня во всём мире никто не сделает это лучше, чем они.
Но куда же подевалось "китайское чудо" ? Гримо испарилась с сольного концерта, теперь это чудо куда-то испарилось. Мне-то всё равно, я даже и не собирался на них идти, но за публику, которая, покупая билеты, клевала на иностранные имена, обидно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
А Вы знаете, как сейчас функционируют европейские аэропорты? вот и ответ, почему Вонг не смогла прилететь. Все просто, никакой интриги.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
как сейчас функционируют европейские аэропорты? вот и ответ, почему Вонг не смогла прилететь

Гримо, однако, смогла улететь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
А при чем здесь Гергиев?
К ее "улету" он тоже имеет отношение?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Валерий Гергиев откроет Фестиваль классической музыки на Красном море

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/news/final.jsp?pub_id=1142521&rubric_id=1300


 4 января 2011 года в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) состоится открытие Фестиваля классической музыки. Валерий Гергиев продирижирует Всемирным оркестром мира, в котором представлены музыканты из более тридцати стран мира.

В программе первого концерта коллектива в стране арабского мира – увертюра к опере "Вильгельм Телль" Россини, Первая симфония Прокофьева и Пятая симфония Чайковского.

Фестиваль был основан в 2000 году по инициативе Валерия Гергиева как музыкальный проект и одновременно миротворческая инициатива в период обострения ближневосточного конфликта. Береговая линия Эйлата граничит с территорией четырех государств – Иордании, Египта, Саудовской Аравии и Йемена. Первые концерты фестиваля проходили, практически, в полевых условиях – в неотапливаемом и неприспособленном к проведению таких мероприятий ангаре.

Участниками Десятого, юбилейного фестиваля, станут ведущие солисты оперы Мариинского театра – Геннадий Беззубенков, Евгений Акимов, Екатерина Семенчук, Ирина Матаева, Злата Булычева, Алексей Стеблянко, Алексей Марков, а также больше 200 музыкантов оркестра и артистов хора. В рамках фестиваля пройдет 5 концертов в порту Эйлата, а также состоится серия из 5 камерных концертов.

Фестиваль на Красном море привлекает любителей музыки со всего мира.

Под управлением маэстро Гергиева пройдут три из пяти концертов – "Война и мир" Прокофьева, "Реквием" Верди и Вторая симфония Малера. В афише фестиваля также – "Кармина бурана" Орфа под управлением Юстуса Франца и камерные сочинения Рахманинова, Бородина, Чайковского в исполнении солистов оркестра Мариинского театра.

31.12.2010
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.lenta.ru/news/2011/01/26/gergiev/

26.01.2011

Валерий Гергиев оказался самым востребованным дирижером в мире
 
Валерий Гергиев оказался самым востребованным дирижером в мире в 2010 году. Такие данные приводит интернет-портал Bachtrack, публикующий анонсы концертов классической музыки. По подсчетам этого ресурса, за прошедший год Гергиев принял участие в 88 концертах.
На втором месте по количеству концертов оказался дирижер Майкл Тилсон Томас, у него на один концерт меньше, чем у Гергиева, однако 82 из 87 концертов были сыграны в США. Также в десятку самых занятых дирижеров попали Саймон Рэттл, Густаво Дудамель, Герберт Бломстедт, Пааво Ярви и Марис Янсонс.

Самым популярным классическим произведением на мировой сцене в 2010 году была признана оратория "Мессия" Генделя: ее сыграли за год 125 раз. Из десяти самых популярных вещей пять - произведения Бетховена (5, 6 и 7 симфонии, 4 и 5 фортепианные концерты), также в списке оба фортепианных концерта Шопена.

В десятке популярных композиторов первое место занимает Бетховен: его произведения в 2010 году сыграли 1576 раз. На втором месте Моцарт (1260 раз), на третьем - Шуман (953 раза). Далее в списке (в порядке убывания) идут Бах, Брамс, Гайдн, Шуберт, Чайковский, Шопен и Малер. При этом композитором, чьих произведений было сыграно в 2010 году больше всего, стал Бах (347 разных пьес). За ним следуют Шуберт (281) и Моцарт (271).

Наиболее популярным оперным композитором в прошлом году стал Верди - его оперы ставили и играли 824 раза. При этом самой популярной оперой года стала "Богема" Пуччини (243 исполнения).

В десятке самых популярных оркестров первые три места занимают музыкальные коллективы из США - это оркестры Сан-Франциско, Чикаго и Нью-Йорка. Также в этот список попали Венский филармонический, Берлинский филармонический и Королевский оркестр Консертгебау.

При составлении списка было учтено 11724 концерта и 5858 оперы, сыгранных в 2010 году.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Какой всё-таки Гергиев молодец ! Просто гигант !
Вот и рассуждай после этого о роли личности в истории: а кто, если бы не он ?? Не вижу равнозначной фигуры.
С дирижёрами у нас в стране вообще давно уже (почти полный) швах, поэтому на таком фоне гергиевская музыкальная звезда сияет как сверхновая 2-го типа ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Об этом у нас была речь вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2107.30

И вот результат:

-----------------------------------------------------------
«Парсифаль» - на вершинах рейтингов

http://www.operanews.ru/11013005.html

Запись оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль» лейбла «Мариинский» штурмует «горячие десятки» классических релизов 2010 года. В число десяти лучших дисков года в области классической музыки, «Парсифаль» включили ведущие газеты США Times и Boston Globe. «Самые интересные записи в минувшем году нам предложили не только такие международные гиганты звукозаписи как, например, Deutsche Grammophon, но и небольшие новые лейблы, - пишет The New York Times, - Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева демонстрирует пик формы. Этот «Парсифаль» превосходен – яркие краски, потрясающий объем и безупречное следование идеям композитора, вкупе с роскошным Гурнеманцем в исполнении великолепного Рене Папе». «Гергиев известен как прекрасный вагнеровский интерпретатор, и здесь маэстро дарит нам редкого по драматическому накалу «Парсифаля»», - вторит газете Boston Globe. «Рене Папе в партии Гурнеманца – выше всяческих похвал». Запись оперы была осуществлена в Концертном зале Мариинского театра в дни фестиваля «Звезды белых ночей» летом 2009 года. Для участия в записи маэстро Гергиев пригласил зарубежных звезд мирового уровня. Партию рыцаря Гурнеманца исполнил, как уже говорилось, немецкий бас Рене Папе, а Кундри спела Виолета Урмана. В партии Парсифаля выступил американский тенор Гари Леман. Солистам Мариинской оперы Евгению Никитину и Николаю Путилину были отданы партии героев-антиподов Амфортаса, главы рыцарей Грааля, и злого волшебника Клингзора, а Алексею Тановицкому досталась роль короля Титуреля, отца Амфортаса.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Валерий Гергиев награжден в Польше медалью "Заслуженный деятель культуры – Глория Артис"

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/news/final.jsp?pub_id=1142600&rubric_id=1300

 Знаменитому российскому дирижеру Валерию Гергиеву вручена сегодня в польской столице высшая награда Польши в области культуры. Золотую медаль "Заслуженный деятель культуры – Глория Артис" за большой вклад в искусство ему вручил в здании министерства культуры и национального наследия республики глава ведомства Богдан Здроевский.

Художественный руководитель Мариинского театра в эти дни принимает в Варшаве активное участие в мероприятиях, связанных с завершением в Польше Года Шопена, которым был объявлен в республике 2010 год в связи с 200-летним юбилеем со дня рождения великого композитора. В Национальной филармонии по этому случаю сегодня вечером будут исполнены произведения современного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Для заключительного концерта был выбран цикл его песен на стихи польских поэтов в трех частях. Весь концерт будет вести Валерий Гергиев.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 292
Гергиев,конечно, гигант.Взвалил на себя столько.А отдохнуть?
Как сообщается,Валерий Гергиев страдает синдромом хронической усталости.И по этой причине  отменил свое участие  в  дирижировании Метовского "Бориса Годунова" .Вместо него за пультом стоял  Павел Смелков.Но есть и хорошая новость,в следующем субботнем представлении маэстро собирается дерижировать сам.
   
http://www.codexflores.ch/nachrichten_ind2.php?art=7959

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Вчера по Тв показывали запись из Париж, Гергиев дирижировал 5 симфонией Чайковского ( e-moll)... Увы,я пропустил, пока пришёл с работы,успел увидеть только последние 20 минут. Но какие это были 20 минут! Я не представляю как это слушалось живьём, наверное музыкальное цунами !! Просто позавидовал тем людям которые сидели в зале.
Желаю ему просто сильного здоровья и много сил,и мечтаю услышать его живьём !
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 292
Несколько лет назад посчастливилось посетить концерт оркестра Мариинки  под управлением Гергиева.Причем места у нас были за спиной оркестрантов,но лицом к дирижеру.Наблюдать за тем как работает Гергиев-отдельное удовольствие.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Несколько лет назад посчастливилось посетить концерт оркестра Мариинки  под управлением Гергиева.Причем места у нас были за спиной оркестрантов,но лицом к дирижеру.Наблюдать за тем как работает Гергиев-отдельное удовольствие.

Что там говорить, Гергиев - молодец ! Если бы не он, то я вообще не знаю, что было бы у нас в стране к этому моменту с оперой ! Наверное, был бы полный развал.
Но в самые последние годы моих наблюдений за искусством Гергиева меня начала посещать одна тревожная мысль: такое впечатление, что Гергиев уже сделал всё, что хотел и что планировал на всю жизнь ! :) Он начал повторяться в программах своих фестивалей, начали буксовать на месте его концертные программы, в которых тоже примелькались одни и те же вещи, и т.п. Я не хочу сказать, что это "кризис" - о нет ! Но какая-то идейная исчерпанность всё же ощущается, а Гергиева трудно представить себе без большого количества репертуарных новинок.
С одной стороны, отрадно, что такой большой музыкант сделал всё намеченное, но с другой стороны, он ещё полон сил, а новых намерений что-то маловато ! Вот он вдруг взялся за конкурс Чайковского - я уверен, что принятие этого решения тоже находится с теснейшей связи с определённой творческой исчерпанностью: такое впечатление, что Гергиев ухватился за эту идею просто потому, что не знал, чем заняться ! :)) Ну не только поэтому, конечно, но в значительной степени и поэтому тоже.
У меня такое впечатление.
Посмотрим, что будет дальше, но полное впечатление, что всё самое важное из того, о чём ему мечталось, он уже в музыке сказал.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лейбл Mariinsky выпускает новый диск

http://www.iskusstvo-tv.ru/News/2011/03/28/leibl-mariinsky-vypuskaet-novyi-disk

28.03.11 / 13:26
28 марта Мариинский театр обещает выпустить новый диск под лейблом Mariinsky. Он продолжит серию записей симфоний выдающего композитора XX века Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра петербургского театра под управлением Валерия Гергиева.

Идея создания музыкального собрания из всех пятнадцати симфоний Шостаковича родилась после крайне успешного выступления Гергиева в США в рамках проекта «Великие исполнители». В 2006 году маэстро заставил зазвучать произведения композитора в нью-йоркском Линкольн-центре так выразительно, что вызвал бурю положительных откликов от международных экспертов. «Гергиев полностью владеет музыкальным языком Шостаковича, который продолжает традиции Чайковского и Прокофьева, чьи произведения он тоже часто исполняет. И у него есть склонность к драматизму, который переполняет эту музыку», – писал тогда обозреватель «Нью-Йорк таймс» Аллан Козинн, – «Цикл, открытый маэстро Гергиевым, сразу доказал, что Шостаковичу необходимо особое внимание – почти такое же, как Моцарту… Однако 15 симфоний композитора неравноценны, вот почему мы постоянно слышим Пятую симфонию, Седьмую – тоже довольно часто, Восьмую, Десятую и Тринадцатую уже намного реже, а остальные – и вовсе почти никогда. Но если кому-то и удалось продемонстрировать великолепие всех симфоний сразу – так это маэстро Гергиеву». В ответ на столь высокие оценки вскоре появились диски со Второй и Одиннадцатой, Первой и Пятнадцатой симфониями. Сейчас очередь дошла до Третьей, известной как «Первомайская», и Десятой.

Лейбл Mariinsky, появившийся в 2009 году, уже успел заслужить мировое признание. В частности, пятый релиз лейбла — опера Родиона Щедрина «Очарованный странник» - стал финалистом сразу в двух номинациях 53-го сезона престижной международной музыкальной премии «Грэмми»: «лучшая опера» и «лучшее произведение современного композитора в области классической музыки». Музыкальный журнал Британской Радиовещательной Корпорации BBC Music Magazine сразу же после выхода диска в марте 2010 года назвал «Очарованного странника» лучшей оперной записью месяца
------------------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Гергиев вернет Японии бесланский долг

http://www.lenta.ru/news/2011/03/21/gergiev/
 
Дирижер Валерий Гергиев объявил о намерении дать благотворительный концерт в поддержку Японии, тяжело пострадавшей от стихийных бедствий. Слова художественного руководителя Мариинского театра, произнесенные на пресс-конференции, посвященной десятому Московскому пасхальному фестивалю, передает агентство РИА Новости.
Как заявил Гергиев, он собирается организовать концерт вместе со своими японскими друзьями. "Понятно, что он не вернет тех, кто пострадал, не заглушит боль тех, кто потерял близких, но мне кажется, это чисто российское душевное свойство - реагировать на боль других и не закрываться", - сказал дирижер. По его словам, концерт пройдет в Японии, но может быть повторен и в Москве, например - на Пасхальном фестивале, которым руководит Гергиев и который пройдет с 24 апреля по 9 мая в Концертном зале имени Чайковского.

Музыкант рассказал, что выступал в Японии вскоре после бесланских событий 2004 года, и тогда местные организаторы попросили провести благотворительный концерт в поддержку семей погибших детей. "Несмотря на то, что о концерте было объявлено за 24 часа, он прошел в переполненном зале. Мы собрали значительную сумму и через посольство России в Японии перечислили ее пострадавшим. Об этом забывать нельзя", - сказал Гергиев.

Одновременно спецпредставитель президента РФ по культуре Михаил Швыдкой заявил, что фестиваль российской культуры "Новая Россия - 20 лет", который пройдет в Японии во второй половине 2011 года, будет организован полностью за счет российской стороны, а выручка от продажи билетов также поступит в фонд Красного Креста Японии. Фестиваль проводится в шестой раз; ранее более половины расходов по его организации несла принимающая сторона.

--------------------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Взглянул я на программы Пасхального фестиваля 2011 года и понял: Гергиев выдохся.

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=4330

Видимо музыкант вступил в фазу стабилизации его дирижёрской деятельности, которая проявляется в уменьшении количества репертуарных новинок, но пока ещё не приводит к утрате репертуарного разнообразия. В частности, спасибо, конечно, за пианистов – Трифонова, Божанова и Авдееву на Пасхаьном фестивале 2011, - но их можно было представить отдельным проектом и помимо программы Пасхального фестиваля, а сам фестиваль не содержит ничего нового: "Лючия" Доницетти, "Реквием" Верди, "Колокола" Рахманинова, 3-й концерт Прокофьева … не скажешь, что это "ново" для гергиевского репертуара ! :)

Судя по всему, выдающийся дирижёр вошёл в стадию насыщения: всё, о чём мечтал, сделал, а на бОльшее то ли сил не хватает, то ли фантазии.

Хотя ….. Если взглянуть на всё это с другой стороны, разве Гергиев что-то нам "обязан" ? Конечно, нет ! Я считаю, что он сделал намного больше, чем должен был – чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на абсолютно провальную 20-летнюю деятельность Большого театра, который входит в новое здание практически без труппы и практически без репертуара. В Мариинке всё поставлено на ноги и даже "на поток", а в Большом – застой и полный развал.

Собственно, судьба Большого косвенно указывает на то, чем могла бы быть сегодня Мариинка, если бы не Гергиев.

И всё же ……. И всё же что-то меняется: Гергиев уже не тот, а равнозначной фигуры не то что рядом, а даже и на горизонте не видать. Вряд ли кто-то из тех, кто его окружает, мог бы сравниться с Гергиевым по уровню музыкально-художественных достижений и по количеству сделанного. Возможно, пришла пора почивать на лаврах; возможно, его отвлекает деятельность в зарубежных оркестрах – не мне судить, я всего лишь вижу результат.

Хотя всё это может иметь и положительные следствия: например, углубление трактовок, бОльшая тщательность внешней отделки, более сбалансированное оркестровое звучание, более уравновешенные темпы и т.п. Зрелость, как и молодость, тоже имеет свои преимущества ! :) Впрочем, в любом случае любопытно наблюдать метаморфозы крупной артистической личности.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей З.

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 12
Гергиев велик как организатор, а в качестве музыканта он не столь грандиозен. Его можно сравнить с Никитой Михалковым, который даже в смутные 90-е смог выбить деньги на дорогостоящие картины. Но с худождественной точки зрения (да и в плане исторической достоверности) его фильмы так себе. 

Оффлайн Василиса

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 159
Гергиев велик как организатор, а в качестве музыканта он не столь грандиозен. Его можно сравнить с Никитой Михалковым, который даже в смутные 90-е смог выбить деньги на дорогостоящие картины. Но с худождественной точки зрения (да и в плане исторической достоверности) его фильмы так себе. 
И "Раба любви" и "Неоконченная пьеса для механического пианино" так себе? :o

Оффлайн Сергей З.

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 12
Гергиев велик как организатор, а в качестве музыканта он не столь грандиозен. Его можно сравнить с Никитой Михалковым, который даже в смутные 90-е смог выбить деньги на дорогостоящие картины. Но с худождественной точки зрения (да и в плане исторической достоверности) его фильмы так себе. 
И "Раба любви" и "Неоконченная пьеса для механического пианино" так себе? :o


   Прошу прощения, но после просмотра шедевров Всеволода Пудовкина, Виктора Флеминга, Александра Птушко, Серджио Леоне или Элема Климова я стал капризным и взыскательным кинозрителем.
   Что касается дирижеров, то обожаю размашистый, темпераментный стиль Леонарда Бернстайна и Зубина Мета. 

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 329
 
Теперь об общем впечатлении от 3-го концерта. Я могу лишь повторить свои слова о том, что сегодня лучше Мацуева его никто не играет - с этим можно спорить, но пускай назовут мне альтернативную фамилию, а я проверю :).

Пожалуйста:
Борис Березовский и Уральский филармонический оркестр, дирижёр Дмитрий Лисс.
ИМХО, ББ играет Рахманинова несравнимо лучше, чем другие. Его Рахманинов - это открытие, полёт, вдохновение.