Автор Тема: Теодор Курентзис и споры вокруг него  (Прочитано 61713 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #100 : Апрель 04, 2008, 11:30:13 »
http://www.vremya.ru/2008/57/10/201076.htm
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/04/04/145072
http://gzt.ru/culture/2008/04/04/063022.html

Первая ссылка не работает, но несколько цитат по другим ссылкам:

цитаты:
---------------------------------------------

На театральный фестиваль «Золотая маска» привезли два удручающе плохих театральных спектакля
............
покрутите ручку громкости так, чтобы голоса стали немного перекрывать оркестр
............
Теодор Курентзис и сам подсказал нам, где искать главное, подняв оркестр в яме на уровень партера.
...............
исторический подход, согласно которому подчеркивается тонкое различие между стилями разных десятилетий XVIII в., обнаруживает ненужный эстетизм под слоновьей пятой режиссуры
..........
Оркестр блистал и здесь — камерностью красок, необычностью приемов игры (в начале Пассакалии послышалось любимое Курентзисом барокко), но чаще пушечным грохотом ударных да истошным ревом медных. Перепеть его было под силу одному только громогласному тенору Олега Видемана, и то не всегда.
.........
режиссура — в минусе, певцы — в сложном положении и лишь оркестр — в полном блеске. Я бы не отнес это к безусловным удачам дирижера.
---------------------------
(конец цитат)

Ну что же - с удовлетворением отмечаю, что некоторая чересчур положительная предвзятость критики постепенно преодолевается: надо же хоть иногда бывать объективными хотя бы ради соблюдения минимума приличий :)) Мода модой, но надо же и совесть иметь.
Над удачной фразой "ненужный эстетизм под слоновьей пятой режиссуры" - я хохотал :))))))
Отлично сказано.
И ещё по поводу подкручивания "ручки громкости" у певцов :)))))
Что правда, то правда.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #101 : Апрель 04, 2008, 12:00:27 »
Я посмотрела "Леди Макбет". Досмотрела и дослушала до конца. Общее впечатление очень эклектичной работы и в музыкальном, и в постановочном отношении. Но мне было ОЧЕНЬ интересно. Самая большая беда - вокалисты. Кроме раздражения, ничего не вызывали. Временами совсем пропадали, от этого Шостакович уже не был Шостаковичем, вся экспрессия исчезала, под громоподобный в кульминациях оркестр слышался жалкий писк. Катерина "голосить" в соответствующих сценах была абсолютно не способна. Плюс отвратительная дикция практически у всех. Оркестром в целом довольна очень, но вместе с тем всё же это было не вполне органично - то барочное звучание, то явный перекос между группами инструментов, то попытки сделать кульминацию в "камерных" эпизодах. Такое же впечатление от режиссуры - наряду с сильными и напряженными сценами были эпизоды с ненужными, нелепыми и дурновкусными деталями.
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2008, 16:24:22 от Кантилена »

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #102 : Апрель 04, 2008, 12:39:39 »

Первая ссылка не работает


Буковка одна отцепилась в конце, поправил.

Оффлайн rys68

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 26
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #103 : Апрель 04, 2008, 13:31:30 »
Самая большая беда - вокалисты.  Катерина "голосить" в соответствующих сценах была абсолютно не способна.Оркестром в целом довольна очень...
Если бы только "голосить"! Хотя за проваленную ею сцену порки уже убить надо.А НИ ОДНОЙ чисто интонированной ноты в партии Бориса Тимофеевича?! Что же до оркестра - ,Кантилена,Вы,видимо, довольны его общим уровнем? Тут, действительно,Маэстро честь и хвала,очень слышна его повседневная работа с коллективом.НО...это не касается конкретно Шостаковича.Чем можно объяснить абсолютную кашу в оркестровых антрактах? Пошлые звуковые "фенечки" вроде эффекта "поддать звучка" в момент,когда свёкр открывает дверь вагончика Катерины? Уж в Пассакалии,думалось,развернётся человек со всей своей барочной артикуляционной ясностью - не дождались! Так что оркестр и в самом деле хороший - намерения дирижера дурные.Ну и,конечно,светлый лик Его на заднике...Впрочем,об этом мною уже писано.По дурновкусию,пожалуй, превосходит огромного тряпичного петуха,которым отметился Кончаловский в последней мариинской версии "Войны и мира" (вроде как "пустить красного петуха" имелось ввиду ;D) ...Что-то невообразимое...

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #104 : Апрель 04, 2008, 16:07:56 »
Если бы только "голосить"! Хотя за проваленную ею сцену порки уже убить надо.А НИ ОДНОЙ чисто интонированной ноты в партии Бориса Тимофеевича?!
:)) Тут бесполезно убивать. Убивать можно, когда проваливаются певцы с потенциалом, а здесь из исполнителей невозможно было ничего выжать. Орловская в некоторых "камерных" сценах всё-таки старалась быть выразительной. Но певцы все не на уровне. Олег Видеман (Сергей) на этом фоне выделялся, но уровню "лучшей мужской роли", на мой взгляд, не соответствует. Так же, как и от Джиоевой я ожидала большего в "Свадьбе Фигаро".
 
Что же до оркестра - ,Кантилена,Вы,видимо, довольны его общим уровнем? Тут, действительно,Маэстро честь и хвала,очень слышна его повседневная работа с коллективом.НО...это не касается конкретно Шостаковича.Чем можно объяснить абсолютную кашу в оркестровых антрактах? Пошлые звуковые "фенечки" вроде эффекта "поддать звучка" в момент,когда свёкр открывает дверь вагончика Катерины? Уж в Пассакалии,думалось,развернётся человек со всей своей барочной артикуляционной ясностью - не дождались! Так что оркестр и в самом деле хороший - намерения дирижера дурные.
Вы слишком жестки. Не всё получилось, я согласна. Но самоотдача огромная. И попытки вдумчивого и современного прочтения этой музыки очевидны. Мне не кажется, что это пустое оригинальничание. Потому  некоторые огрехи и крены пока считаю простительными.  Потом, заметьте, это Новосибирский театр. Я не помню, чтобы за последние десятилетия о немосковских и непетербургских оперных театрах серьезно говорили.  Заслуга Курентзиса здесь огромная. К сожалению, не слышала "Аиду". В последнее время начинают обсуждать новосибирский и пермский театры. Я готова даже немного смягчиться насчет вокала. Вернее, вокал-то был совершенно провальный, но, видимо, НЕТ в распоряжении новосибирского театра других артистов.

Ну и,конечно,светлый лик Его на заднике...Впрочем,об этом мною уже писано.
Исполнителей тоже показывали на боковых экранах. Чем дирижер хуже?
Меня это совершенно не покоробило. Скорее, немного рассмешило.

По дурновкусию,пожалуй, превосходит огромного тряпичного петуха,которым отметился Кончаловский в последней мариинской версии "Войны и мира" (вроде как "пустить красного петуха" имелось ввиду ;D) ...Что-то невообразимое....
А вот здесь согласна. Хоть смотри эту сцену с закрытыми глазами. Весь трагический пафос у хора из-за петуха превращается в фарс. В постановке Кончаловского много интересных  решений, но подобные вещи сильно её портят.

Дополнительно здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=578.msg10335#msg10335
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2008, 16:22:47 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #105 : Апрель 07, 2008, 10:11:41 »
Еще немного про "Богему" (Д. Морозов, «Культура»). Джиоеву хвалят.
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=767&rubric_id=207

/выдержка/
-------------------
К "Musica Aeterna" в этот вечер присоединились коллеги из большого состава оркестра Новосибирской Оперы, и опасения, связанные с гипотетической возможностью исполнения "Богемы" Пуччини без вибрации, по счастью, не подтвердились. А вот другие опасения, порожденные высказыванием Курентзиса в интервью на Rambler'е, что "Богема" должна стать для него и его музыкантов своего рода расслаблением после Бетховена, отчасти оправдались. Конкретно, как и показало исполнение, это следовало понимать так: "Богеме", многократно игранной с теми же музыкантами в Новосибирске, репетиционного времени будет уделено по минимуму. И в результате, в первой половине оперы мы услышали крупный помол, обычно Курентзису не свойственный, шатающиеся ансамбли и отсутствие баланса между оркестром и певцами. Во второй половине ситуация, впрочем, во многом выправилась, исполнение стало более вдохновенным, появилась тонкость нюансировки.
С певцами тоже не все обстояло благополучно. Заболевшего Андрея Дунаева в партии Рудольфа заменил Константин Андреев, который также оказался нездоров и в первой же фразе "пустил петуха", что затем повторялось неоднократно. Впрочем, при всем при том Андреев не только допел до конца, но даже выдал пару увесистых верхних "до", но общая неуверенность звучания мешала созданию сколько-нибудь полноценного вокального образа. Греческий баритон Димитри Тилякос, приглашенный на партию Марселя, очевидно, по принципу землячества, портил все ансамбли и дуэты немилосердным форсированием звука, причем складывалось ощущение, что петь иначе он просто не умеет.
Однако все это отходило на второй план, когда начинала петь Вероника Джиоева, исполнявшая партию Мими. Здесь были и истинно итальянская красота звука, и выразительная рельефность буквально каждой музыкальной фразы. И Теодор Курентзис, не щадивший многих иных исполнителей, ее подавал как подлинную драгоценность.
----------------------------------

И ещё кое-что по «Свадьбе Фигаро»:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=578.msg10423#msg10423
(Слушать Керубино, конечно, можно только имея крепкие нервы :)).

А публика, мне показалось, в Москве более говорливая. Может, конечно, всяк кулик родное болото хвалит :), но тем не менее... Трижды за несколько дней побывала в московских театрах (ещё посмотрела "Норму" в Новой опере в постановке Й.Вилера и С.Морабито), и каждый раз были разговоры по мобильному телефону во время спектакля. У нас чаще случается просто пиликание, которое быстро или не очень - пока владелец не перероет свои кошёлки - замолкает; ответы на звонки, скорее, исключение. Плюс слышна была какая-то возня, обсуждение, кто есть кто и кто это в красных трусах, обмен мнениями во время речитативов (в "Свадьбе Фигаро") и т.п. У нас, конечно, тоже болтают, но, по-моему, не так активно.
« Последнее редактирование: Апрель 07, 2008, 10:23:54 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #106 : Апрель 07, 2008, 13:09:40 »
Забавное интервью с Курентзисом:

http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/04/04/12077

Довольно большое, поэтому размещать в потоке не буду, но хочу сказать, что в сравнении с другим интервью, многое выглядит непоследовательным:

http://archive.expert.ru/reporter/07/07-21-21/data/interview_kurentzis.htm

Такое ощущение, что в один момент он может брякнуть одно, в другой момент - другое, а какой-то стабильной точки зрения у него по многим вопросам нет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #107 : Апрель 07, 2008, 15:13:26 »
Он ничего необычного вроде и не говорит. Нормальные рассуждения нормального мужика. Я бы вообще Теодора не демонизировал и не обожествлял. Он просто дирижер. Это профессия такая.

Оффлайн rys68

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 26
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #108 : Апрель 07, 2008, 16:16:28 »
Я бы вообще Теодора не демонизировал и не обожествлял. Он просто дирижер. Это профессия такая.
Гайдамак,спасибо - полкУ трезвомыслящих (в отношении Курентзиса) прибыло ;)

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188

Оффлайн rys68

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 26
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #110 : Апрель 08, 2008, 01:15:30 »
Статьи слегка с перехлёстом,но местами в точку - и даже остроумно. Вот будет номер,если Курентзис получит "Маску"! Будем болеть за маэстро Минковского ;) (В этом смысле,надеюсь,мы не патриоты).

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #111 : Апрель 08, 2008, 10:25:35 »
Мне, как патриоту, что грек, что француз - все едино :)

Минковского очень люблю, его "Музыканты Лувра" - великолепный оркестр. Что он сотворил с оркестром Стасика - это было просто чудо, я 12-го иду слушать еще раз. Если он сам будет за пультом, Маска должна быть его. Хотя зачем она ему нужна...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #112 : Апрель 08, 2008, 10:35:12 »
Статьи слегка с перехлёстом,но местами в точку

Именно что "местами". Я не знаю, что за муз.критическое писательство у нас такое, но почему-то коль статьи хвалебные, так они полностью лишены объективности, а если есть попытка покритиковать и дать объективную картину, так это всегда сопровождается изрядной долей злорадства по поводу неудач.
Любопытно, что за феномен.
Впрочем, Курентзиса так много и так НЕУМНО хвалили, что теперь, когда маятник общественного мнения качнулся в обратную сторону (что вполне справедливо по совокупности деяний, т.с.), по поводу его выступлений с той же страстью будут исходить желчью.
И то, и другое, на мой взгляд, не отличается конструктивностью.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #113 : Апрель 08, 2008, 11:02:57 »
Ругают-то все больше режиссуру. Если бы при том же самом исполнении  "Свадьба" была с кринолинами и традиционными мизансценами, а не с мусорными баками и сексуально озабоченными уборщицами, тон рецензий был бы совсем другим. Но поскольку по традиции ответственным за происходящее на оперной сцене считается дирижер, ему и достаются все шишки.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #114 : Апрель 14, 2008, 14:13:11 »
Вот тут материалы по 5-й симфонии Бетховена:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=578.msg10883#msg10883

Я на этом концерте не был, но когда послушал запись, то не обнаружил ничего такого, что могло бы как-то шокировать - всё вполне "академично".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #115 : Апрель 15, 2008, 10:55:43 »
Кантилена нашла интересный материал по дирижёрскому конкурсу, на котором прокатили Курентзиса - поскольку эти выдержки очень уместны в данном потоке, я их скопирую :)

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=876.msg10915#msg10915

------
/выдержка/
Музыкальная общественность всколыхнулась лишь при известии о скандале, разразившемся после первого тура прослушиваний у дирижеров: профессор Мусин, патриарх отечественной дирижерской школы, категорически не согласился с решениями жюри по I туру и демонстративно вышел из его состава, с негодованием обратив гневные филиппики против ректора консерватории и художественного руководителя Капеллы Владислава Чернушенко (принявшего на себя функции председателя жюри ввиду отсутствия на первых турах Юрия Темирканова) и заодно пустив парочку парфянских стрел в адрес некоторых членов жюри - композитора Юрия Фалика, скрипачки Антонины Казариновой и дирижера Михаила Кукушкина, спешно введенных в жюри вместо отсутствующих на прослушиваниях Валерия Гергиева, Юрия Темирканова и, к слову сказать, самого Ильи Александровича Мусина.

Профессор отсутствовал весь I тур - проводил мастер-классы в Японии. Прилетев как раз к началу II тура и узнав, что на него не прошел его любимый ученик - грек Теодор Курендзис, Илья Александрович обвинил жюри в предвзятости и подсуживании Александру Сладковскому, ученику Чернушенко (который в результате и получил вторую премию). Рядом с ним на лауреатский пьедестал взошел и 22-летний Туган Сахиев из Владикавказа, ученик Мусина. /…/
34-летний Александр Сладковский, выпускник Московской консерватории (кафедра военного дирижирования), в течение восьми лет работал в Штабном духовом оркестре округа и сотрудничал с оркестром Капеллы в качестве второго дирижера. /…/
----------
 
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=70&rubric_id=207&crubric_id=100442&pub_id=148353
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #116 : Апрель 16, 2008, 13:08:50 »
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=878.msg10960#msg10960

Лауреаты "Маски"-2008
Музыкальный театр
http://www.goldenmask.ru/news.php?nid=841&year=

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА Теодор КУРЕНТЗИС
«Свадьба Фигаро», Театр оперы и балета, Новосибирск
– «За впечатляющие достижения в области музыкального аутентизма»
-----------

Это всё очень хорошо, но было бы любопытно узнать, что именно их впечатлило.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #117 : Апрель 16, 2008, 13:24:24 »
Кантилена нашла интересный материал по дирижёрскому конкурсу, на котором прокатили Курентзиса - поскольку эти выдержки очень уместны в данном потоке, я их скопирую :)
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=876.msg10915#msg10915

Вообще, показательный материал. Эта Гюльнара пишет много дребедени :)), но в данном случае охарактеризовала атмосферу конкурса весьма точно. По-моему, примерно то же самое происходило и на нынешнем конкурсе: особенно он никому не нужен - ни учредителям, ни жюри. Проводится "для галочки". Швыдкой отделался "приветствием участникам" (может, он, конечно, на открытие приезжал, но что-то я не слышала), а петь дуэтом с Кобзоном :) ему интереснее.
Вторая премия Сладковского - это забавно :)). Кстати, В. Петренко тоже был лауреатом второй премии этого конкурса в другой год. Наконец, я вспомнила, откуда пошло, что он "подает большие надежды".

Это всё очень хорошо, но было бы любопытно узнать, что именно их впечатлило.
Наверное, "всем сестрам по серьгам." И Минковски нужно было удостоить, и Курентзиса обделить премией было не можно. Чего-то подобного я ожидала.
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2008, 13:39:18 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #118 : Апрель 16, 2008, 15:41:54 »
Как что? Слово "аутентизм" - "это было богатое слово"  ;D

Слово-то богатое, но хочется каких-то подробностей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #119 : Апрель 16, 2008, 23:18:59 »
Минковски несомненно заслужил оперную дирижерскую Маску, я дважды был на Пеллеасе (первый раз в прошлом году) и считаю этот спектакль самом значительным событием сезона.

Курентзис создал в Новосибирске оркестр европейского уровня, но Минковскому на Маске он уступил,  Свадьбу Фигаро я смотрел, и там упущения Курентзиса в работе с певцами были отчетливо видны. Удостоили его спецпризом "Лучшему Курентзису" и слава Богу, без него у нас на оперной сцене было бы скучно.


Оффлайн Виктория

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
  • ну и что что ведьма?зато белая и пушистая
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #120 : Май 27, 2008, 12:16:45 »
ну а то! демонический тео у нас просто дирижер-секс-символ. кстати, этим и объясныется такой заведомо положительный огромный пиар, какой обеспечивают тео восхищенные поклонницы.
к сожалению, много чего у нас среди журналистов и журналисток определяется словечком - ХОЦЦА. в зависимости от того, получается или нет - следуют или взахлеб положительные, или взахлеб отрицательные реценции. а еще говорят - ничего личного ;D ;D

Вставлю и свои пять копеек....Была я недавно в доме музыки на его концерте. Ранее сложившееся впечатление подтвердилось - Курентзис о своем, а оркестр о своем....вот как-то так >:(
Но это мое личное, так сказать, потребительское ИМХО, может он днйствительно гениальный дирижер, только я этого не заметила.

Оффлайн Fantasy

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 9
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #121 : Май 27, 2008, 15:06:09 »
Вставлю и свои пять копеек....Была я недавно в доме музыки на его концерте. Ранее сложившееся впечатление подтвердилось - Курентзис о своем, а оркестр о своем....вот как-то так >:(
Но это мое личное, так сказать, потребительское ИМХО, может он днйствительно гениальный дирижер, только я этого не заметила.

А какой концерт? что исполнялось?

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #122 : Июнь 10, 2008, 12:17:36 »
В ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЕ ДЕБЮТИРОВАЛ ТЕОДОР КУРЕНТЗИС

http://www.openspace.ru/music_classic/projects/115/details/1423/:
-------------------
В руках молодого грека партитура звучит резко и непривычно, заставляя напряженно вслушиваться в каждый пассаж — она и знакома, и нет. Каждая фраза скульптурно вылеплена точной рукой. В мощном и одновременно прозрачном звучании оркестра нет традиционного жирного вердиевского «мяса», штрихи колки и кинжально точны, нюансы неожиданны и всегда драматургически очень по делу.
Часто Курентзис отметает вековую традицию исполнения и следует исключительно указаниям авторской партитуры. Например, финальный аккорд не усиливает децибелами, а буквально проваливается в него, исчезает в тишине. Это непривычно и странно. Но так написано у Верди.
Он применяет и старинный безвибратный звук, и размашистые романтические мазки, находя у композитора замысловатое стилистическое разнообразие. Многие эпизоды он заставляет слушать как будто в первый раз. В дуэте тенора и баритона певцам отказано в ритмических вольностях, и на первый план выходит решительное биение ритма. Вступление к «дамской сцене» второго акта покоряет упоительными переливами оркестра, который щебечет, точно стая лесных птиц. Беспощадно и жестко он проводит сцену аутодафе, где ледяной перезвон меди внушает неподдельный ужас.
Об этой трактовке «Карлоса» можно рассказывать долго — настолько свежо и упоительно звучит оркестр. Есть и проблемы: в сложной и рваной акустике Бастилии оркестр иногда перекрывает слишком легкие голоса, а некоторые певцы демонстративно разрушают слаженный ансамбль, предпочитая подержать высокие ноты, а не следовать точным композиторским указаниям.
Дирижерский радикализм спровоцирует скандал — на поклонах вместе с мощными «браво» в адрес Курентзиса раздавались не менее громкие «бу» и крики «Это не Верди!». Но уж в чем, в чем, а в неверности композитору молодого маэстро упрекнуть нельзя. Кажется, со времен Артуро Тосканини и Альберто Эреде мало кто настолько точно следует указаниям Верди в своих поисках выразительности и театральной содержательности. А будет это нравиться или нет — посмотрим. «Дон Карлос» идет в Бастилии еще месяц. В следующем сезоне Курентзис представит здесь же вердиевского «Макбета».
/конец цитаты/
------------------------------------
www.operadeparis.fr/Saison-2008-2009/Spectacle.asp?IdS=533:
GIUSEPPE VERDI (1813-1901)
Macbeth

Direction musicale Teodor Currentzis
Mise en scène, décors et costumes Dmitri Tcherniakov
Chef des Choeurs Alessandro Di Stefano
Macbeth  Carlos Alvarez / NN (5, 8 mai)
Banco   Ferruccio Furlanetto / NN (5, 8 mai)
Lady Macbeth   Violeta Urmana / NN (5, 8 mai)
Dama di Lady Macbeth Natacha Constantin
Macduff Stefano Secco / NN (5, 8 mai)
Malcolm Alberto Nigro
Medico Yuri Kissin

Orchestre et Choeurs de l’Opéra national de Paris


Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #123 : Август 14, 2008, 12:16:50 »
Предварительная программа фестиваля "Территория"
Можно было бы поместить в поток об авангарде,
но не хочется вклинивать эту программу в обсуждение "бздмн" (автор сего произведения - среди участников "Территории", так что москвичи осенью имеют шанс услышать живьем какое-то из его сочинений).

http://www.territoryfest.ru/
(выборочно - только музыкальные мероприятия):
30 сентября, вторник
Открытие фестиваля
Андреас Мустукис «Музыка для вертолетов и хора»
ПРЕМЬЕРА
Дирижер Теодор Курентзис
ADDICTIVE TV / Лондон
AV-шоу, хэдлайнер фестиваля «Optronica»
Павильон № 5, Завод «Арма» (Газгольдер)
--------------------
06 октября, понедельник
Совместный проект Театра Наций и Фестиваля «Территория»
Премьера хореографического спектакля «Бедная Лиза»
Музыка — Л. Десятников, хореография — А. Сигалова
Исполнители — Ч. Хаматова и А. Меркурьев
---------------------------------
08 октября, среда
Мастер-класс Теодора Курентзиса
«Зачем оркестру дирижер?»
Композиторы: Янис Ксенакис, Михалис Адамис
Вечерний концерт
Композиторы: А. Батагов, Б. Филановский
Дирижер Теодор Курентзис
Центр Павла Слободкина
----------------------------------------
10 октября, пятница
Современная опера
Первое исполнение
«Станция» А. Сюмака
«Франциск» С. Невского
Композиторы: Алексей Сюмак, Сергей Невский
Дирижер Теодор Курентзис
Режиссер Кирилл Серебренников
ЦСИ «ВинЗавод»

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #124 : Ноябрь 11, 2008, 12:35:58 »
Теодор Курентзис: СКОРБЬ И БЛАГО ИСКУССТВА

http://www.foma.ru/articles/1747/

 Он гражданин Греции, но уже много лет живет в России. Он мог бы работать в любой мировой столице, но предпочел российскую провинцию. Он ищет в музыке истину и подлинность, и считает, что при хорошем исполнении может случиться чудо. Наш гость — главный дирижер Новосибирского государственного театра оперы и балета Теодор Курентзис.

Теодор Курентзис родился в 1972 г. в Афинах.
В четыре года начал учиться игре на фортепьяно, с семи лет — на скрипке. В Греческой консерватории одновременно обучался на теоретическом факультете и факультете струнных инструментов. В 1994 году поступил в Санкт-Петербургскую государственную Консерваторию, где дирижирование ему преподавал легендарный профессор И.А. Мусин (в числе его учеников — А. Кац, В. Гергиев, Ю. Темирканов, С. Бычков и многие другие). В настоящее время Теодор Курентзис — главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, создатель оркестра Musica Aеterna Ensamble и хора аутентичной музыки New Siberian Singers.

Страна, где случаются чудеса

Я родился и вырос в Греции, в православной стране. Семья приучала к жизни в Церкви, а в школе даже предмет был такой — основы христианской веры. На уроках мы изучали историю Православия и сдавали зачеты. Уже став взрослым, я изучал другие религии, прочел много книг по восточной философии, метафизике, гностицизму. Это было любопытно, я хотел получить какой-то новый опыт, для меня был важен поиск. Но в то же время я не переставал быть православным — в храм ходил всегда. И, к счастью, понял, что нигде ничего не нужно искать. Как сказано: «верь и не исследуй» — лучше всего просто верить.
Я приехал в Россию в 1994 году. Казалось бы, время не самое «духовное». Но вот что я понял: православие существует там, где существует вера, а не только там, где оно — государственная религия. И то, что многие русские люди сохраняли веру в те тяжелые времена, делает им великую честь. Я увидел, что в России есть необыкновенная Любовь. Я не знал языка, у меня не было здесь ни друзей, ни родственников, но я мог ходить в храм — и чувствовать себя дома. Если люди узнавали, что я грек, они сразу очень хорошо ко мне относились, тут же считали своим.
Так же и русские для греков — не иностранцы, скорее, родственники. Каждый русский турист, побывавший в Греции, знает об этом. Как-то в одном монастыре я слышал, что на вопрос священника, сколько человек в группе, ответили: «около десяти иностранцев и трое русских». Даже несмотря на то, что советские власти возвели мощную стену между нашими странами, православные греки не перестали питать любовь к русскому народу. А сейчас мне кажется, это две самые близкие по духу страны. У нас общая религия, а значит — общее восприятие жизни. Мы одинаково эмоциональны и болтливы. У нас тоже власть имущие назначают на важную должность не тех, кто достоин, а друзей и соседей по даче. Мечты о Византии, о православном государстве — все это настолько близко и нам, и вам! Поэтому греку легко адаптироваться в России, а русскому — в Греции.
Я приехал в Россию, чтобы учиться и знакомиться с великими традициями русской музыки. Мне казалось, что здесь живут особенные, духовно одаренные люди, которые создают великую музыку. Я полюбил Россию, и, к счастью, она полюбила меня — я оказался нужен здесь. В Греции я жил до семнадцати лет, потом провел несколько лет на Западе. И вот уже четырнадцать лет живу и работаю в России. Однажды в какой-то поездке за границу я вдруг остро почувствовал тоску по России, и осознал, что больше не смогу без нее. Нигде я не был так счастлив. Это страна, где рождаются святые и разбойники и до сих пор случаются чудеса.

Эстетика сама по себе бессмысленна

Меня часто спрашивают, почему я обосновался именно в Новосибирске, а не в какой-нибудь мировой столице. Дело в том, что здесь стало возможно создать такой оркестр и хор, о которых мечталось. Тут мы по-настоящему живем музыкой и мои музыканты идут со мной до конца, а не считают времени до окончания репетиции. В Европе, например, есть известные оркестры, которые играют очень хорошо, потому что в них работают профессионалы. Но для них это только работа. Отношения с дирижером предельно деловые: отработав положенное время, все просто встают и идут домой. В нашем оркестре Musica Aеterna такого не может быть. Мы репетируем до ночи, и иногда репетиция переходит в обсуждение. Мои музыканты много читают, слушают, учат языки, чтобы полностью погружаться в замысел композитора, максимально точно выражать его идею. Конечно, у нас есть свои проблемы, но они из другой плоскости и типичны для русской провинции в целом. Например, зарплата музыканта здесь несравнимо меньше, чем в столице — и это несправедливо. Но мои оркестранты не ищут в музыке способа спокойно прожить свою жизнь, они жертвуют собой ради искусства и подлинности. И это тоже свойство русской провинции: самые духовные и самые по-хорошему наив­ные люди живут именно здесь.
Музыка — возможность общения для нас, людей разобщенных и отчужденных. Она обладает необыкновенной силой, помогающей выжить в этом мире, и при этом ей необязательно быть непременно какой-то «светлой». Пусть она будет тяжелой, даже агрессивной, но и в этом может быть ее помощь. Боль в музыке облегчает боль страдающего человека. Он понимает, что не одинок в своих переживаниях. И через эту боль, через страдание человек идет к свету. Только в такой музыке есть смысл и только тогда она по-настоящему красива.
Эстетика сама по себе бессмысленна, и только в смысле есть красота.
Если красивые люди в красивых одеждах сидят в своих роскошных комнатах, а рядом на улице умирает человек, то их «эстетичность» ничего не даст ни им самим, ни миру. А настоящая красота — это когда снимаешь костюм, одеваешься в рабочую одежду и спускаешься туда, где необходимы помощь и сострадание, чтобы быть среди людей и вместе с ними.
Искусство — это скорбь и благо для всех нас, живущих в этом сложном мире. То, что я делаю, я стараюсь посвятить Богу. Это моя посильная попытка как-то помочь, чтобы было хоть немного легче людям и мне самому. Потому что мне тоже сложно жить.

Концерт как жертвоприношение


Каждое наше выступление — своего рода жертвоприношение: Богу, людям. И оно не состоится, если дирижер считает себя великим и гениальным. Если я приеду на концерт на роллс-ройсе, взойду за дирижерский пульт, как на трон, и начну смотреть на всех свысока — ничего не выйдет. Жертва — это когда убиваешь свой эгоизм, чтобы обнять других людей, идешь к ним навстречу. Слушатель может и не догадываться, как мы несколько дней работаем над одним аккордом — чтобы на концерте этот аккорд отозвался в его душе.
Все музыканты в моем оркестре живут музыкой. Я учу их правильно реагировать на музыкальный материал, предлагаю им пройти со мною большой и сложный путь погружения в мир композитора, в мир искусства. Надо блестяще знать музыку, которую играешь, чтобы ее по-настоящему услышать и понять. Это большой духовный труд. Поэтому мой оркестр уникален, и нам так трудно найти замену, если кто-то вдруг заболеет. Если пригласить кого-нибудь из другого оркестра, невозможно заново быстро пройти весь тот путь, который мы вместе проходим изо дня в день. Мне пришлось бы начать от сотворения мира, от Адама и Евы, через теологию и теорию музыки, чтобы музыкант мне поверил и смог сыграть правильно.
Это как в монастыре: если заболеет дьякон, его не заменишь простым баритоном: он не вольется в церковный хор, его голос будет выбиваться. Поэтому я долго обучаю людей, которые играют в моем оркестре, и дорожу ими. Я не деспотичный руководитель, но достаточно требователен к дисциплине. Я считаю, что дисциплина — путь к свободе. Чтобы взлететь, нужно тренировать крылья. А это труд, требующий послушания. Этим можно возмущаться, жаловаться, можно обзывать меня мучителем, но потом, когда будет полет, придет понимание, что только так и летают.

Музыка — это постоянный поиск истины

Музыка — это постоянный поиск истины, а не производство звуков. Мы играем музыку в аутентичной манере и на аутентичных инструментах. Используем, например, жильные струны, которые пахнут канифолью во время звучания. Когда человек ходит на концерты академического исполнения, слушает общепринятую версию, он думает: так и должно быть. Но потом приходит на наш концерт и обнаруживает, что, к примеру, хорошо знакомая ему симфония Моцарта звучит совсем по-новому. Почему? Потому что аутентичное исполнение открывает ему такие нюансы и детали, о которых академические исполнители и сами не знают. И тогда человек начинает понимать, какая огромная пропасть может разделять два исполнения одного и того же произведения.
Мы ищем подлинности, и когда находим, стараемся донести ее до слушателя. Это колоссальный труд, требующий жажды истины. Например, мы хотим написать портрет вашей бабушки. Для этого нужно найти ее фотографию. А если мы будем смотреть эскизы, сделанные с других эскизов, то не сможем написать правильный портрет, и бабушка не будет на себя похожа. Мы работаем для того, чтобы воплотить лучшее в замысле композитора, стремимся приблизиться по оригинальности исполнения к первоисточнику.
Да, сейчас происходит прогресс в технологиях, в том числе и музыкальных. Появляются более качественные, более совершенные инструменты. Но я не думаю, что это во благо: прогресс требует от музыки соответствовать ему. А ведь музыка глубже прогресса! Когда актер читает чистым, хорошо поставленным голосом стихотворение Шарля Бодлера, это может быть просто смешно. И я лично предпочел бы услышать хриплый голос самого автора, а не результат эволюции актерского мастерства. То же самое и в музыке — «старое» исполнение ближе к истине.


Сопротивляться музыкальному супермаркету

Когда я был маленький, мы с мамой ходили в разные магазинчики: к дяде Косте, у которого продавалась фасоль, разливное масло, сыр, потом в хлебную лавку дяди Степана и так далее. Было много разных лавок, и для того, чтобы купить что-то, мы ходили к разным людям, каждый из которых был самобытной личностью. Через много лет эти люди открыли большие супермаркеты и забыли свою самобытность, стали рабами бизнеса и больше ни с кем не общаются. Теперь ты просто приходишь в магазин и молча выбираешь то, что нужно. Вот это беда.
Раньше были маленькие книжные магазины, люди заказывали книгу и ждали ее по две недели. А сейчас огромные Дома книги, где все есть, идешь и сразу покупаешь, но ничего не прочитываешь. В Америке вырастили огромные, квадратные помидоры, но они невкусные. Проблема в том, что когда вымрет последнее поколение, помнящее вкус настоящих помидоров, и эти, квадратные, покажутся нормальными.
То же самое происходит и в музыке — ее превращают в супермаркет, где продают искусственную пищу. Классическая музыка превратилась в мертвое искусство: исполнители кормят через музыку свое эго, и миллионы зрителей ходят на эти концерты, чтобы стать частью светской жизни, поддержать свое эго. Мы должны сопротивляться этому! Посмотрите на афиши, сколько там суеты. Новый Арбат увешан афишами, а рядом казино, много света и все кричит: «Смотри, друг, все есть! Все развлечения, чтобы нескучно скоротать твою жизнь!» Многие попадаются на эту рекламу, заглушая голос своего сердца. А в самом начале Нового Арбата стоит церквушка — очень красивая, очень простая, показывающая, каким должен быть человек.
Очень важно и очень сложно быть личностью в пространстве искусства, сопротивляться ложным идеалам. И кто может это делать, приносит другим великий дар. Я все время призываю музыкантов к идеологии в музыке, но многие предпочитают работать в каких-то известных коллективах, зарабатывать много денег и хорошо проводить свободное время.
К сожалению, большинство тех, кто играет, и тех, кто слушает, не верят в ангелов. Они не верят, что при хорошем исполнении может случиться чудо. Мы все время идем к Господу, но нужно преодолеть очень многое, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться. Господь рядом с нами, но мы сами себе мешаем. У нас плотская природа, много страстей, и нам трудно услышать свою душу. Ведь что такое пост? Это не наказание. Во время поста мы истончаем нашу физическую природу, чтобы услышать сигнал от Бога для нашей души.
Классическая музыка — это исповедь. Более того, мне кажется, что настоящая музыка живет в монастырях. Я ощутил это на Афоне, и теперь меня интересует только та музыка, которая способна передать сакральные чувства. Неважно, западная она или восточная. Важно, чтобы в ней звучал псалом, песнопение. Только так можно осознать свое бессмертие.

Авторы: Константин МАЦАН, Ева ВАСИНА







--------------------------------------------------------------------------------
Комментарии читателей "Фомы"
--------------------------------------------------------------------------------

Сабина Ларина   10.11.2008 15:50
Не стоит вот так сразу чернить авторов. ПРекрасная стаья на уровне речи с новогоднего корпоратива. (ну как не компелировать??) Чего не сделаешь ради будущего мужа. Ева - молодец.

Ответить
Инна   18.10.2008 19:04
...а смычки канифолят прабабушкиной канифолью. Но это - поиски, Теодор не из ленивых!

Ответить
Ольга Прохорова   29.09.2008 18:26
Абсолютно согласна. Компеляции Васиной оставляет желать лучшего....Материал пустой и мелкий.

Ответить
Дмитрий Гудков   29.09.2008 01:28
вероятно редактор Вашего издания не очень хорошо знаком с тем, как компелируются подобные материалы. Вчитайтесь - убедитесь в том, что госпожа Васина не только не понимает в предмете о котором пишет (музыка! А не персонаж статьи), но и сама верит только командам своей мышки компьютерной - скопировать и вставить.
Роксолана Черноба публикуя материалы об этом дирижере, хотя бы верила в то, что писала. Тут мы вынужденны читать плохо скроенный материал а-ля опусы Евы Васиной в Сюр ла тер. (хотя и там она тоже просто компелировала из подручных средств маловразумительные тексты).Тексты от первого лица, тем более Теодора (а как он говорит знает пол-Москвы) следовало бы редактировать, а не пускать на самотек под весло малограмотных, но весьма амбициозных окололитературных и околожурналистских персонажей. Даже монолог дирижера тут звучит как ханжество (а виноват не он - а вус и отношнение к жизни авторов этой с позволения назвать "статьи"). Извините. Всех благ

Ответить
Анна   04.09.2008 14:28
Греки, действительно, очень похожи на нас: такие же противоречивые натуры - от обломовского времяпрепровождения до желания куда-то нестись, сломя голову. Являясь сама уроженкой г.Новосибирска, прекрасно понимаю Теодора: там есть небольшое культурное гетто, питаемое выпускниками местной консерватории. Думаю, у него на родине все гораздо печальней - знаем, плавали. Почему именно там? Может из эллинистической надменности ( когда ваши предки сидели на деревьях.., дальше надо продолжать?) - в Питере-Москве уже не пробиться, тем паче с самомнением; а может просто полюбили его там, и он проникся. Ничего не могу сказать, поелику с ним лично не знакома, а говорит вещи вполне симпатичные, правильные. Не плавает по поверхности.

Ответить
Мацюк Зоя Александровна   26.08.2008 13:33
Каждый раз, читая его интервью, я понимаю насколько духовный и тонко чувствующий он человек.

Ответить
Иван Ковалец   18.08.2008 12:21
Да что Вы, Сергей, это Вы меня простите!

Ответить
Кузнецов Сергей   17.08.2008 22:09
Перечитал статью и коменты. Иван Ковалец, простите ради Христа!

Ответить
Андрей   16.08.2008 13:12
Какой смысл брать интервью у человека, который только говорит о боге, а в жизни тянется ко всему низменному? Это же ложь... Вы только на его фестиваль посмотрите! На сборище сатанистов больше похоже.

Ответить
Иван Ковалец   15.08.2008 13:06
Уважаемый Сергей,
во-первых, мой комментарий ведет к тому, что поиск истины в музыке не равнозначен аутентичному исполнению, как это можно было бы понять из статьи.
Во-вторых, если в самой статье упоминаются мелкие детали, интересные только "узеньким" специалистам, типа жильных струн, то почему нельзя обращать на них, и связанные с ними вещи внимание?

Ответить
Иван Михайлов   15.08.2008 00:51
Какие простые, человечные и мудрые рассуждения о вечном. Удивительный пример того, что о противостоянии добра и зла можно говорить спокойно и ясно. Не впадая в словоблудную казуистику. Минуя полемические подковырки, критические наскоки и обвинительный пафос. Все просто: зло - это товарно-денежная пошлость, замешанная на тщеславии и вскорпленная самоугождением. И проявляется оно в квадратных помидорах, супермаркетах, готовых лопнуть по швам от товароизобилия и музыке, ориентированной на удовлетворение эстетических потребностей. А добро... Путь начертан: для начала надо поверить в ангелов :). Спасибо большое!

Ответить
Кузнецов Сергей   14.08.2008 21:19
Дорогой Иван! "Фома" - журнал для сомневающихся, а не для цепляющихся к деталям, интересным только узеньким специалистам. Извините, если что не так.

Ответить
Иван Ковалец   13.08.2008 13:41
Насчет аутентичного исполнения: значит ли это, что скрипачи, например, играют концерты Баха устаревшими дугообразными смычками?
По-моему, стремление к полной аутентичности, все-же, несколько искусственно. Хотя, наверное, бывают и удачные примеры.

Ответить
Артём   11.08.2008 13:36
Отрадно читать такие искренние статьи :)) Некоторые абзацы впору записывать в цитатник.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица