Автор Тема: Теодор Курентзис и споры вокруг него  (Прочитано 50399 раз)

Spike и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #125 : Ноябрь 14, 2008, 12:19:30 »
Predlogoff
Цитировать
Касаемо "тяганий" с "проектами" Курентзиса я могу привести любопытный отклик, который разместил один из слушателей, знакомых с этими "проектами":

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=424.msg17261#msg17261
Там цитированы отклики слушателя отсюда:
http://www.foma.ru/articles/1747/
-------------
"Андрей   16.08.2008 13:12
Какой смысл брать интервью у человека, который только говорит о боге, а в жизни тянется ко всему низменному? Это же ложь... Вы только на его фестиваль посмотрите! На сборище сатанистов больше похоже."
-------------

Собственно, что ещё добавишь к этому ?
Если только спросить "ЧЕГО РАДИ" всё это исполнять ?

Ну, назойливое до одержимости превознесение  Ренанским Курентзиса (при моем общем позитивном настрое по отношению к дирижеру) вызывает уже даже не усмешку, а раздражение. В конце концов, упоминание Курентзиса при каждом удобном случае, часто ни к месту, - это чересчур и приобретает характер навязывания. А сравнение с Гергиевым тут удивительно ещё и с учетом того, что эти дирижеры и в области современной музыки в основном работают в разном репертуаре.

Теперь по поводу интервью. Я ознакомилась и с ним, и с откликами. Читала и другие высказывания дирижера. У меня они зачастую вызывают двойственное отношение: многие тезисы мне очень симпатичны, но вместе с тем почему-то неизменно вызывают улыбку.  Комментировать сложно. И потом - когда дело касается личных взглядов того или иного творческого деятеля, не касающихся профессиональной деятельности, то вряд ли нам следует их обсуждать. И тем более выяснять, где искренность, где ложь, а где поработали редакторы или PR-специалисты. У нас нет для этого достоверной информации и никаких прав. Курентзис в своих интервью, по крайней мере, очень последователен. Я не считаю, что там всё является лицемерием, хотя элемент имиджмейкерства, наверное, присутствует. Но это ни хорошо, ни плохо само по себе. А то, что Курентзис, как личность и как музыкант,  привлекает молодую публику в т.ч. и подобными высказываниями – в этом вижу только плюсы.  С прагматической точки зрения, если через интерес к личности музыканта у молодой аудитории появляются интерес к музыке, искусству,  желание поговорить о нравственных ценностях и т.д. – то эти его посылы к публике вне зависимости от реальных качеств и реальных воззрений дирижера (а мы не можем о них судить) очень похвальны. Хотя я не сторонник и не любитель публичных излияний в подобной форме.

Относительно «низменности» «проектов» Курентзиса. К его проектам относится не только «Территория», но и исполнение старинной музыки, а эта «ниша» у нас практически не освоена. И уж здесь при всем желании невозможно усмотреть ничего «низменного», а совсем  наоборот – с учетом той тщательности, с которой дирижером преподносится данный репертуар.

Если говорить о «Территории». Те отклики, которые приведены в интервью, отражают мнения читателей религиозного издания. А потому тут есть определенная направленность суждений и, соответственно, может быть предвзятость. «Сборище сатанистов» - это слишком категорично и похоже на небрежное наклеивание ярлыков. Свое отношение к фестивалю и публике я уже писала. Мне подобные сообщества и толпы чужды. Т.е. предмет интересен, но "совместность" его восприятия с сообществом "почитателей" не прельщает. Однако думаю, что все подобные "действа" более напоминают игру «в авангард».  Молодежи хочется поиграть в «протесты», в «новизну», в «оригинальность», в «продвинутость» и проч. Музыкант тоже ещё молод и, что называется, "в поиске пути". Художественное чутьё может ему изменять (если не изменяет «конъюнктурное» :)), но это не повод говорить о лицемерии и тем более сатанизме. Поэтому "подвальные мероприятия" меня не удивляют, к ним можно отнестись как к баловству. Исполнение штучек, подобных "бздмн", не свидетельствует, с моей точки зрения, о высоком вкусе.  Но такие явления в музыке и культуре есть, а значит, нам, наверное, следует о них знать – для того, чтобы иметь возможность выразить свое отношение к ним. Однако замечу, что с описанием постановок нынешней «Территории» мне удалось познакомиться, но с музыкальной составляющей нет, так что тут нет предмета для обсуждения. А заниматься навешиванием ярлыков, я думаю, не стоит.
« Последнее редактирование: Ноябрь 14, 2008, 12:48:45 от Кантилена »

Оффлайн Ninel

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 413
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #126 : Ноябрь 14, 2008, 21:29:01 »

Ну, назойливое до одержимости превознесение  Ренанским Курентзиса (при моем общем позитивном настрое по отношению к дирижеру) вызывает уже даже не усмешку, а раздражение. В конце концов, упоминание Курентзиса при каждом удобном случае, часто ни к месту, - это чересчур и приобретает характер навязывания. А сравнение с Гергиевым тут удивительно ещё и с учетом того, что эти дирижеры и в области современной музыки в основном работают в разном репертуаре.

Теперь по поводу интервью. Я ознакомилась и с ним, и с откликами. Читала и другие высказывания дирижера. У меня они зачастую вызывают двойственное отношение: многие тезисы мне очень симпатичны, но вместе с тем почему-то неизменно вызывают улыбку.  Комментировать сложно. И потом - когда дело касается личных взглядов того или иного творческого деятеля, не касающихся профессиональной деятельности, то вряд ли нам следует их обсуждать. И тем более выяснять, где искренность, где ложь, а где поработали редакторы или PR-специалисты. У нас нет для этого достоверной информации и никаких прав. Курентзис в своих интервью, по крайней мере, очень последователен. Я не считаю, что там всё является лицемерием, хотя элемент имиджмейкерства, наверное, присутствует. Но это ни хорошо, ни плохо само по себе. А то, что Курентзис, как личность и как музыкант,  привлекает молодую публику в т.ч. и подобными высказываниями – в этом вижу только плюсы.  С прагматической точки зрения, если через интерес к личности музыканта у молодой аудитории появляются интерес к музыке, искусству,  желание поговорить о нравственных ценностях и т.д. – то эти его посылы к публике вне зависимости от реальных качеств и реальных воззрений дирижера (а мы не можем о них судить) очень похвальны. Хотя я не сторонник и не любитель публичных излияний в подобной форме.

Относительно «низменности» «проектов» Курентзиса. К его проектам относится не только «Территория», но и исполнение старинной музыки, а эта «ниша» у нас практически не освоена. И уж здесь при всем желании невозможно усмотреть ничего «низменного», а совсем  наоборот – с учетом той тщательности, с которой дирижером преподносится данный репертуар.

Если говорить о «Территории». Те отклики, которые приведены в интервью, отражают мнения читателей религиозного издания. А потому тут есть определенная направленность суждений и, соответственно, может быть предвзятость. «Сборище сатанистов» - это слишком категорично и похоже на небрежное наклеивание ярлыков. Свое отношение к фестивалю и публике я уже писала. Мне подобные сообщества и толпы чужды. Т.е. предмет интересен, но "совместность" его восприятия с сообществом "почитателей" не прельщает. Однако думаю, что все подобные "действа" более напоминают игру «в авангард».  Молодежи хочется поиграть в «протесты», в «новизну», в «оригинальность», в «продвинутость» и проч. Музыкант тоже ещё молод и, что называется, "в поиске пути". Художественное чутьё может ему изменять (если не изменяет «конъюнктурное» :)), но это не повод говорить о лицемерии и тем более сатанизме. Поэтому "подвальные мероприятия" меня не удивляют, к ним можно отнестись как к баловству. Исполнение штучек, подобных "бздмн", не свидетельствует, с моей точки зрения, о высоком вкусе.  Но такие явления в музыке и культуре есть, а значит, нам, наверное, следует о них знать – для того, чтобы иметь возможность выразить свое отношение к ним. Однако замечу, что с описанием постановок нынешней «Территории» мне удалось познакомиться, но с музыкальной составляющей нет, так что тут нет предмета для обсуждения. А заниматься навешиванием ярлыков, я думаю, не стоит.


Полностью присоединяюсь!  :)

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #127 : Декабрь 12, 2008, 22:01:16 »
Любопытная информация с www.openspace.ru:
http://www.openspace.ru/news/details/6470/

---------------
31 декабря дирижер Теодор Курентзис представит в Москве свою программу «Другой Новый год». С ним выступят Дмитрий Черняков, Борис Андрианов, Петр Айду, Елена Ревич, Евгений Петров, Андрей Дойников и камерный оркестр Musica Viva под руководством Александра Рудина.

Новогодний музыкальный праздник пройдет в новом театрально-концертном зале «Дворец на Яузе» (прежнем ДК МЭЛЗ), известном своей хорошей акустикой. Здание было построено на средства меценатов Бахрушиных в 1903 году, а в этом году было отремонтировано.

Концерт будет состоять из трех коротких отделений. Его программа пока держится в секрете. Организаторы отмечают, что все произведения «прозвучат в неожиданной интерпретации и новой сценической концепции».
----------

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #128 : Январь 23, 2009, 22:53:30 »
Сегодня послушал под управлением Курентзиса оперу Гайдна "Орфей и Эвридика".
В целом остался доволен :)) И музыка великолепная.
Но !
Певица, как и другие певицы в других операх под управлением этого дирижёра, уж очень много "переживаний" изображала в ущерб вокальному качеству, хотя голос у неё вполне пригоден для исполнения подобного репертуара, а одну из ключевых арий она исполнила ну просто виртуозно, вызвав шквал аплодисментов.
Но невнятное бормотание в моментах пьяно и пианиссимо, скандирование слогов и отсутствие нормально тянущихся нот в этих моментах ужасно мне напомнило манеру исполнения женских партий в операх Пуччини и Моцарта, ранее исполненных Курентзисом.
Такое впечатление, что эти вокальные дефекты идут от Курентзиса и по его просьбе !
Меня это поражает: зачем так уродовать женские партии ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Дмитрий

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 97
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #129 : Январь 24, 2009, 11:29:42 »
20 Орфей и Эвридика исполнялась в Новосибирске тем же составом. Симона Кермес, правда, простыла в сибирских морозах, что сказалось, к сожалению, на голосе. Очень понравился баритон Дэвид Кимберг. Тенор тоже был неплохой, но кое-где "химичил" в вокальном плане)) Вцелом я считаю, что Теодор заслуживает уважения хотя бы за то, что эта музыка прозвучала в России (тем более - в Новосибирске, при почти 1500 зрителях - опера такого стиля никогда не исполнялась в нашем театре при таком количестве зрителей)...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #130 : Январь 25, 2009, 19:06:58 »
я считаю, что Теодор заслуживает уважения хотя бы за то, что эта музыка прозвучала в России (тем более - в Новосибирске, при почти 1500 зрителях - опера такого стиля никогда не исполнялась в нашем театре при таком количестве зрителей)...

Дополнительная информация есть вот здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg19890#msg19890

Что касается стиля, тот тут можно поспорить: у меня сложилось впечатление, что как раз стиль был в существенной степени привнесён исполнителями из более поздних времён, что этой опере не очень к лицу. В такой подаче она во многих моментах выглядела как романтическая, а выданная экспрессия напоминала даже не о Глюке, а о Россини, Беллини и даже кое-где о Пуччини - на мой взгляд, это уже чересчур.
Тут надо петь проще, не так вычурно и - что уж точно ! - без такого количества мелких деталей, которые в те времена просто никому из исполнителей и в голову не пришли бы: тогда никто до такой степени не злоупотреблял выразительностью в ущерб вокалу.
Всё это ужасно спорно именно в плане стиля.
Но тем не менее опера в целом удалась, хотя, быть может, тот факт, что все даже самые мелкие композиторские идеи были чудовищно гиперболизированы исполнением, говорит о том, что интерпретаторы сомневались, что эта же музыка, поданная с применением более простых и очевидных исполнительских средств, покорила бы сегодняшнюю публику. Быть может, потому и утрировали все нюансы до такой степени, чтобы они любому были понятны :))
Не верили, что публике понравится менее вычурное исполнение ?
(ИМХО)

P.S. Любопытно, а с нашего форума, кроме меня, там кто-нибудь был ? :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #131 : Январь 29, 2009, 23:55:29 »
http://www.rg.ru/2009/01/27/orfey.html

Поющая душа философа
"Орфей и Эвридика" Гайдна прозвучала в Москве
Дмитрий Абаулин
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4835 от 27 января 2009 г.
 
Главной звездой вечера, как и ожидалось, стала Симона Кермес.



Не "Орфей и Эвридика", а "Душа философа" - так, если быть точным, называется опера Йозефа Гайдна, прозвучавшая в Концертном зале имени Чайковского в исполнении международного состава солистов и коллективов Новосибирского театра оперы и балета Musica Aeterna и хора New Siberian Singers под управлением Теодора Курентзиса.

Судьба оперы Гайдна с подзаголовком "Орфей и Эвридика" сложилась причудливо. При жизни композитора она так и не была поставлена, а заново была открыта лишь в середине XX столетия. Премьера 1951 года, состоявшаяся во Флоренции с участием Марии Каллас и Бориса Христова, и венская постановка 1967 года, в которой пели Джоан Сазерленд и Николай Гедда, ввели "Душу философа" в мировой оперный театр.

Однако истинное воскресение оперная музыка Гайдна переживает уже в наши дни. Большую роль в пропаганде оперы сыграла Чечилия Бартоли. С ее участием (в роли Эвридики) в Цюрихе, Лондоне и Вене успешно прошла постановка Юргена Флимма, а также концертные исполнения оперы состоялись в Париже, Амстердаме, Бремене. "Душу философа" на фестивале в Шветцингене поставил Ахим Фрайер. Постановки состоялись и в Лозанне, и на гайдновском фестивале в Айзенштадте.

В Советском Союзе в 50-е годы на Всесоюзном радио был записан "монтаж оперы", в котором музыкальные номера сопровождались голосом чтеца; а в 1985 году опера (правда, с большими сокращениями) была поставлена в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Новое открытие творения Гайдна для российского слушателя оказалось удачно вписанным в европейский музыкальный контекст.

Концертное исполнение оперы "Душа философа" стало плодом совместных усилий Новосибирского театра оперы и балета и Московской филармонии. Премьера под управлением Теодора Курентзиса вновь прошла именно в столице Сибири, а не в Москве. В зале имени Чайковского выступил тот же исполнительский состав, что и в Новосибирске: певцы Симона Кермес, Эд Лайон и Давид Кимберг, ансамбль Musica Aeterna и хор New Siberian Singers.

Главной звездой вечера, как и ожидалось, стала Симона Кермес. Немецкая певица не в первый раз выступает в России и уже имеет здесь свою публику. Факт отрадный, поскольку за ним стоит не раскрутка средствами массмедиа, а подлинное искусство. Кермес, безусловно, блестящий виртуоз. Когда дело дошло до арии Al tuo seno fortunato, зал бушевал от восторга (этот поистине акробатический вокальный номер написан Гайдном не для Эвридики, но по традиции исполняется примадонной). Однако еще более драгоценным было тихое ламенто умирающей Эвридики, в котором голос певицы истаивал не пианиссимо даже, а до трех, четырех, пяти пиано! Музыка звучала так тихо, что, кажется, мешало даже собственное дыхание. Чтобы заставить сотни людей кричать от восторга, надо быть виртуозом. Заставить их хотя бы на несколько минут задержать дыхание - во сто крат сложнее. Симона Кермес владеет этим волшебным даром обращаться напрямую к душе.

И все-таки для успеха старинной оперы мало одной звезды. "Душа философа" стала одним из лучших за последнее время московских выступлений Теодора Курентзиса и большой удачей Новосибирского театра.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #132 : Январь 30, 2009, 00:02:25 »
Кстати, в этой статье приведены любопытные подробности насчёт виртуозной арии, которой блеснула певица. Честно говоря, эта вещица при всём её блеске показалась мне ВЫПАДАЮЩЕЙ от стиля произведения, но я это отнёс на счёт традиций того времени - подумал, что Гайдн нарочно написал её, чтобы всё было "как у людей", в т.ч. и ослепительно виртуозный фрагмент :))
Каково же было моё удовлетворение, когда я прочитал, что эта ария ВСТАВНАЯ !
Я был бы рад сказать, что "я так и думал" :)).
Но на самом деле я отнёс эту стилевую неровность на счёт особенностей и вкусов той эпохи. А оказалось, что моё первое ощущение ЧУЖДОСТИ этой вещи всей остальной музыке этой гениальной оперы было ПРАВИЛЬНЫМ !
Я рад за себя, но не рад за оперу: эту вещь вполне можно выкинуть из неё безо всякого вреда для сюжета и впечатления, а даже наоборот, с пользой и для того, и для другого. Соображения её введения в оперу мне понятны, но сегодня уже нет необходимости пускать кому-то пыль в глаза подобной виртуозностью и демонстрировать дополнительные подтверждения того, что эта опера достойна исполнения.
ИМХО.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 900
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #133 : Февраль 12, 2009, 16:26:36 »
Как часто бывает, искала одно, а нашла вот это интервью Симоны Кермес
http://www.openspace.ru/music_classic/names/details/7526/?utm_medium=cpc&utm_source=Begun&utm_campaign=music_classic_xml

интервью
Немецкая певица Симона Кермес о Гайдне, Курентзисе и актуальности старой музыки

 С немецкой певицей, склонной к экстремальным проектам, поговорила ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА.
— Вы много работаете с Теодором Курентзисом, который считается одним из проповедников аутентизма в России. Насколько, по-вашему, можно назвать то, что он делает, аутентизмом?

— Я не люблю это понятие — аутентичное исполнение. В нем есть что-то застывшее. И многие люди, которые этим занимаются, просто скучны. Они не дают нам никакого представления о том, как та или иная музыка звучала триста лет назад. Теодор, наоборот, очень современный человек. Может, даже слишком. То, что он делает, сейчас нам, может быть, и не очень понятно, зато будет понятно по прошествии какого-то времени. Он делает эту музыку интересной, живой и очень доступной — в частности, для молодежной аудитории, которая ее может воспринимать таким же образом, как поп- или рок-музыку. Наверно, его даже можно назвать революционером.

В то же время то, что делает Теодор, имеет стилистическое отношение к аутентизму. Он находится в рамках этого стиля. Но вы ведь прекрасно понимаете, что одну и ту же вещь можно сделать тысячью разных способов.

— Вот недавно вышла ваша совместная запись — «Дидона и Эней». И когда я кому-то ставлю некоторые отрывки, многие даже не понимают, что это Перселл…

— …ирландский фольклор, рок-музыка…

— Так какое там, на ваш взгляд, соотношение Перселла и Теодора?

— Ну, ноты, конечно, Перселла. Но Теодор конструирует из этих нот нечто свое, и, конечно, его в этой интерпретации очень много. Мне кажется, это нормально. Те рецензии, что уже вышли, очень благожелательные. И людям это интересно — особенно, опять же, молодым. Но вообще, Перселл — неважно, кто его исполняет, Теодор или нет, — звучит очень современно.

— А как насчет сегодняшнего Гайдна? Там тоже много интерпретационных новшеств?

— Я уже эту оперу исполняла три года назад в Испании под управлением Пола Гудвина. Там не было никаких старинных инструментов. Был гораздо более объемный состав оркестра. Это вообще все другое было, хотя тоже хорошо. Тогда я для себя открыла эту музыку и поняла, какая замечательная штука Гайдн. И Теодору потом посоветовала обратить на это внимание. Но то, что делает он, заставляет меня заново увидеть знакомые ноты, по-новому почувствовать партитуру.

— У нас Гайдна довольно мало исполняют. Но в определенных кругах существует мнение, что он круче Моцарта.

— Гайдн во многом недооценен. Моцарт известен гораздо больше. И именно поэтому у людей возникает такая реакция: раз Моцарта знают, значит, он лучше всех. Я недавно исполняла другую оперу Гайдна — совершенно неизвестная музыка. И я подумала, что Моцарт, скорее всего, это слышал, иначе бы он не написал «Так поступают все женщины». Очень много сходных моментов. В принципе, Моцарт много у Гайдна в хорошем смысле списал.......
   
В «Орфее и Эвридике» Гайдна всего три роли. Но на них очень трудно найти хороших исполнителей, потому что они предлагают весь набор технических трудностей, который только можно представить. Например, в моей партии Эвридики диапазон — около трех октав. Причем крайние регистры очень сильно задействованы. Там есть и лирика, и драматизм, и колоратура. И нужно владеть речитативом, уметь уходить на пианиссимо, обладать ритмической упругостью. Так что эту оперу надо либо исполнять хорошим составом, либо не исполнять вообще.

— Перед Москвой вы ее только что исполнили в Новосибирске. Как там ее восприняли?

— Зал был распродан — это в Большом зале оперного театра было. Публика в финале много аплодировала. Но по ходу концерта я не могла понять: нравится им это, не нравится? Это для них, наверное, было что-то совсем необычное. У меня сложилось впечатление, что в Новосибирске публика более сдержанная, чем в Москве. Такой бурной реакции, как бывает здесь — когда как будто бомба разрывается, — там нет.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #134 : Май 19, 2009, 19:08:25 »
16 мая 2009 КЗЧ
Прокофьев
2-й концерт для фп с орк (солист - А. Мельников)
Симфония №5
Вот, смотрю уже появилась рецензия на исполнение Курентзисом и Мельниковым произведений Прокофьева в КЗЧ. http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2032.msg24131#msg24131
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1172014&NodesID=8

С рецензией практически согласна – за исключением того, что я значительно более сдержанно оценила для себя исполнение 2-го концерта Прокофьева.

Вообще говоря, планируя поездку в Москву и прикидывая возможные варианты культурной программы, я рассчитывала послушать в исполнении Курентзиса Скрябина и Мосолова. Но афишу изменили буквально за полторы недели до концерта, а больше ничего особо интересного в прошлые выходные не было. Поскольку я очень давно не была в КЗЧ и мне было интересно посмотреть, что там с акустикой, я решила воспользоваться случаем.

Акустика КЗЧ оставляет желать лучшего, но совсем уж кошмарной (если  говорить о пригодности для проведения концертов) я бы её не назвала. Разумеется, никаких сравнений с БЗК быть не может.  Глухо озвучивается прозрачная музыкальная палитра - оркестровое звучание инерционно и словно впитывается плотной пеленой висячего тумана.  В общем, проблем много.  Однако находиться в зале комфортно, и это я с удовольствием ощутила, успев набегаться по Москве за день. В этом смысле зал очень хорош.

Теперь пару слов о концерте. Мне показалась довольно странной литературная часть концерта – как факт её наличия в программе, так и содержание. Что касается содержания, то избранные стихотворения слабо вязались с исполняемыми музыкальными произведениями. Причина, видимо, состоит в том, что программа наспех перекраивалась - те стихи из наследия Серебряного века (в основном символистов), которые читались, идеально соответствовали бы духу скрябинских произведений, а при исполнении Прокофьева, тем более 5-й симфонии, они были совершенно не к месту. Поэтому мнение рецензента о концептуальных нестыковках я целиком и полностью разделяю. И про себя я посмеивалась, увидев авторов и названия стихотворений - Брюсов, Мережковский, А.Белый, Бальмонт - разумеется, они были задуманы для Скрябина. Дм.Назаров читал стихи с энтузиазмом, но, на мой взгляд, неадекватно стилю и содержанию: то слишком театрально, то в плакатно-митинговой манере. Я эти стихи люблю и многие знаю почти наизусть, причем в голову они в свое время как-то сами влезли - так что я занимала себя тем, что мысленно восстанавливала в памяти текст. И на том спасибо.

Концерт Прокофьева прозвучал интереснее, чем симфония. В этом я тоже согласна с рецензией. Оркестр, мне кажется,  не блеск, но чувствуется, что Курентзис хорошо с ним поработал. Кроме того, очевидна выстроенность ансамбля пианиста и дирижера. Это год назад я почувствовала и во время исполнения 2-го концерта Рахманинова.  Курентзис обошелся без явных привнесений (вроде прошлогодней долбежки ударными в кульминации первой части рахманиновского концерта). Оркестровые кульминации прозвучали убедительно и в целом Курентзис уверенно вёл музыкальное развертывание –  во многие моменты оркестр казался более интересным, чем солист. Я не уверена, что в трактовке произведения пианистом и дирижером была сделана ставка именно на интеллектуализм, но в прочтении чувствовалась графичность, причем  оркестр  в этом был очень последователен. Мельников ничем особенным не поразил, хотя, надо отдать ему должное, с задачей в целом справился. Однако если в фрагментах, не требующих выносливости, звук, нюансировка, осмысленность  высказывания были у пианиста на хорошем уровне (так, что я даже слушала с удовольствием), то в виртуозных и эмоционально ярких  эпизодах концерта (в частности, в каденции первой части) мне казалось, что не пианист владеет инструментом, а, может быть, инструмент пианистом. Громадный сольный фрагмент первой части сделан зачетно, но не потряс. В завершении его звук стал неопрятным и крикливым, и держать в душевном напряжении на протяжении колоссальной каденции пианист не смог.  Такое чувство появлялось и некоторых других эпизодах: отражение динамизма второй части вело к потерям в настроениях. Можно списать сие на «интеллектуальность», но не хочется: либо исполнение кажется ярким, либо нет. Также мне недоставало разнообразия прокофьевских красок – жесткого и напористого драматизма,  своеобразия лирики, гротеска.  Но в целом, повторюсь, это было, по моему мнению, вполне добротное исполнение. Если не восторг, то и не разочарование.

С симфонии можно было (к сожалению) уходить, и это стало ясно уже в начале первой части. Не раз за последнее десятилетие слышала 5-ю симфонию в превосходном гергиевском прочтении и убеждена, что гергиевские трактовки симфоний Прокофьева, зафиксированные и в виде комплекта в звукозаписи,  можно отнести к высшим достижениям в исполнительской истории этих симфоний.  Тем не менее я всё-таки ожидала от Курентзиса свежего взгляда на произведение, и, по большому счету, оказалось, напрасно. Оригинальной концепции  Курентзис не предложил, а некоторые частности – например, не очень типичные балансы звучания в ряде фрагментов - погоды не делали.  Уже первая часть оказалась довольно бледной, в ней недоставало широты и эпичности, гергиевской бархатной меди. Симфония получилось довольно рыхлой в части выстроенности формы, кульминации иной раз выскакивали неожиданно как грибы после дождя, сопровождаемые подчеркнуто выразительной мимикой и живописными  эффектными жестами маэстро. Но более всего меня не удовлетворило то, что Курентзис не нащупал контекстуальных связей симфонии с эпохой создания сочинения и с современностью, а также с творчеством композитора.  Провалились гротесковые моменты, лишенные подлинного гротеска. В итоге ничего нового я не услышала, как и не услышала ничего особенно впечатляющего. При всем уважении к маэстро.
Кстати, Курентзис дирижировал сидя на высоком кресле, в драматические моменты  вскакивая с него. Иногда это выглядело комично, но дело в любом случае в результате, а он вышел, на мой взгляд, проходным.
« Последнее редактирование: Май 19, 2009, 19:52:44 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #135 : Май 29, 2009, 16:17:24 »
Ещё одна рецензия. Тут мы большей частью разошлись :):

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=833&rubric_id=207&crubric_id=1002065&pub_id=1040030

Играя, Александр Мельников "не хлопочет лицом", не показывает всем своим видом, насколько труден и тяжел для пианиста Второй концерт. А это действительно так: для того чтобы сыграть виртуозные головоломки, придуманные Прокофьевым, нужны и силы, и отменная техника, и выносливость. К счастью, борьба пианиста с нотным текстом осталась за рамками выступления. На первый план вышли дымчатые звучности, зыбкость и прозрачность тем, неоднозначность, улавливаемая за пассажами и токкатными ритмами, - словом, недосказанность и загадочность, которых в концерте на первый взгляд вроде и нет, но без которых исполнение этого произведения превращается просто в упражнение на развитие техники.

Такое решение и впрямь отсылало к Серебряному веку, хотя подобная подача материала, кажется, больше подошла бы скрябинской музыке или тому же Прокофьеву в его фортепианных миниатюрах. Закрыться в раковине камерного жанра пианисту не позволил Теодор Курентзис. Чуткий и аккуратный оркестр под его руководством стал достойной огранкой и в то же время расцветил предложенную трактовку, к которой дирижер добавил ощутимой реальной плотности, а также толику необходимой жесткости и динамичности, скрепившей форму.

Альянс "Новой России" с Теодором Курентзисом оказался удачным и в исполнении второго сочинения, хотя Пятая симфония и не произвела столь целостного впечатления. Две средние части - саркастическое скерцо, в котором дирижер нашел, наконец, возможность развернуться и выжать из оркестра все, на что он был способен в кульминационном звучании на fortissimo, и последовавшее за ним проникновенное Adagio - стали своего рода циклом в цикле. Крайние же части от этого ядра отвалились, не притянувшись к середине ни общим содержанием, ни логикой музыкального развития. Впрочем, нельзя не отметить, что симфония была выучена, отрепетирована и сыграна на очень достойном уровне. А потому вызывала вполне оправданный теплый прием у зала.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #136 : Октябрь 01, 2009, 19:10:41 »
Побывал я 30.09.2009 в БЗК на концерте Башмета (альт) и Курентзиса (дир.), в котором исполнялись модерновые произведения для солирующего альта в различном сопровождении, посвящённые Башмету. Он же исполнял партию альта.
В 1-м отделении прозвучало произведение Тавенера "Мироносица" для альта, хора, и ансамбля ударных.

Вот тут кое-что забавное об авторе:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тавенер

http://www.svobodanews.ru/content/Article/270536.html

http://rus.tvnet.lv/news/entertainment/cult/article.php?id=59370


Ну про "ансамбль ударных" - это слишком громкие слова о 2-х ударниках, а хор был, действительно, большой.
Вообще, программа этого концерта претерпевала странные метаморфозы - в ней менялся перечень исполняемых произведений, а уже в концерте менялся их порядок и т.п. Если добавить, что концерт задержали на 40 минут - репетировали за закрытыми дверьми зала, пока публика гуляла по рекреации, - все слушатели были доведены до стадии крайнего нетерпения и раздражения, что выражалось в криках и спонтанно вспыхивающих аплодисментах. По этому поводу часто высказывали претензии Гергиеву, но теперь эта манера распространилась на всех, кто, по всей видимости, заболел звёздной болезнью.
Полное безобразие, конечно, особенно если учесть, ЧТО мы после всех этих задержек услышали ! Если бы я имел представление заранее, я бы вообще не пошёл на этот концерт.
Итак, после долгих мучений и метаморфоз программа вылилась в таком виде:

1 отд.

Тавенер. "Мироносица"

2 отд.

Кейдж. 4'33''
Фельдман. "Альт в моей жизни" (надо ли было переводить ?)
Прокофьев. "Классическая" симфония.


Сразу скажу, что на Прокофьева я не остался, потому что весь тут ужас, который мы заслушали в 1-м и в начале 2-го отделения, отбил у меня всякую охоту выслушивать столь заезженное и до боли знакомое произведение, в котором Курентзису уж точно ничего нового сказать не удастся.
Это к вопросу о том, "кому всё это надо ?" и к вопросу о том, нужно ли тратить деньги наголоплательщиков, чтобы слушать современный модерновый вздор по государственному телевидению вместо классической музыки, как к тому слезливо призывают правительство "современные композиторы".
Знаете, по прослушивании такой "современной музыки", какую мы все имели сомнительное удовольствие заслушать в этом концерте, я сильно сомневаюсь, что её надо пропагандировать за наши деньги, отданные в виде налогов государству. Я бы призвал как раз к прямо противоположному - ни в коем случае не выпускать всё это на экраны, чтобы не отбить охоту вообще интересоваться академическим жанром.
Слушать концерт всё время мешал стук каблуков - зрители разбегались, как тараканы. Особенно интенсивный побег был спровоцирован шедевром Фельдмана - тут уж слушатели просто стаями принялись сниматься с мест, не дождавшись даже и конфетки в виде "Классической" симфонии.
Когда я "слушал" 4'33'' Кейджа, - который почему-то продолжался, как минимум, 6'33'' :)) , - то я думал о том, какое же всё-таки всё это уже старьё и какие старые и задрипанные трюки нам преподносятся. Весь зал уже знал, что воспоследует, и эффекта неожиданности уже не было, конечно. Вообще, такие вещи, как 4'33'' или "Чёрный квадрат" это выстрелившее один раз ружьё - повторные выстрелы уже не производят впечатления. Но легенды, легенды ...... Люди любят легенды.
Рассуждать после такого концерта о дирижёрском искусстве Курензиса не приходится. И чтобы не иметь такой возможности, я нарочно не остался на Прокофьева, чтобы ВООБЩЕ НЕЧЕГО было бы сказать об этом исполнении :))) Я понимаю, что прикрыться Прокофьевым - это ловкий трюк исполнителя, дабы критика имела возможность написать что-нибудь в духе того, что "после всех авангардистских пустопорожних измышлений Курентзис явил свой дирижёрский гений в "Классической симфонии" Прокофьева, которая была подобна чистой родниковой струе", и проч. и проч.
А я вот ушёл и он не явил мне "свой гений", оставшись с носом, то бишь, с пустопорожними измышлениями, преподнесёнными до Симфонии Прокофьева.

Я, конечно, понимаю, что публика приходит "на имена" - Башмет, Курентзис, чего ж вам боле ?? Парадокс, однако, в том, что такая музыка может дискредитировать любые имена и что присутствие Башмета и Курентзиса не помешало слушателям в существенной степени разбежаться из зала уже после 1-го отделения, а потом стучать каблуками во 2-м.

Что касается т.н. "музыки", то я увольняю себя от необходимости что-либо говорить о ней, потому что это не имеет никакого смысла ввиду её полной ненужности никому, кроме композитора, который её напиcал, и исполнителя, которому она посвящена.
Я надеюсь, что они оба остались друг другом довольны.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #137 : Октябрь 02, 2009, 16:25:55 »
Спасибо, что побывали, и за то, что вынесли мучения :))).
Я посматривала на афишу, интересовало, что там будет :))

P.S. Наверное, «Классическая» Прокофьева могла у Курентзиса выйти неплохой. 

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #138 : Октябрь 02, 2009, 16:31:19 »
Вот рецензия на openspace: http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/12642/

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 900
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #139 : Октябрь 03, 2009, 14:41:35 »
Я в связи с отъездом не была на концерте, но хочу поблагодарить ув. Predlogoff"а за информацию о нем.
Никто не написал о просто фантастическом исполнении на этом концерте хоровой партии в Мироносице Тавенера - это было очень глубокое, тонкое, объемное и рельефное исполнение. "Мироносица" Тавенера вообще потрясающее сочинение и просто шедевр современной музыки. Хотя Башмет действительно не всегда попадал в ноты, но тем не менее с первой же секунды и до последней держал в трансценденции этого сочинения.
Программа концерта составлена очень неправильно- это сочинение надо исполнять или в конце или единственным номером в концерте, после него надо  молча встать и уйти, сохраняя в себе  хоть какое-то время ауру  предельно выраженной  высоты и глубины мировой скорби, заключенной в этой музыке.
« Последнее редактирование: Октябрь 06, 2009, 16:15:53 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #140 : Октябрь 03, 2009, 17:13:12 »
Программа концерта составлена очень неправильно- это сочинение надо исполнять или в конце или единственным номером в концерте, после него надо  молча встать и уйти

Собственно, публика именно так и поступала, только не после него, а во время него. То же самое относится и к другому постмодерновому сочинению.
А если бы они были в конце, то я боюсь, что весь зал разбежался бы гораздо раньше.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 900
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #141 : Октябрь 04, 2009, 14:24:23 »
Ну, конечно, если публику предварительно мариновать целых 40 мин, заставляя вышагивать в вестибюле, и что  хуже всего, без всякого объяснения причин и принесения извинений, то никакая музыка, даже состоящая на 90 процентов из православных греческих (византийских) распевов уже вряд ли может хоть как то смягчить и нейтрализовать  раздражение и негодование публики. Вообще это безобразная практика - так сильно задерживать концерты. В Германии по началу концертов можно выставлять часы, а в московских залах самая минимальная задержка составляет 7-10 мин. 
 Такие дикие задержки, какие допускает, например, Гергиев, а вслед за ним и другие новоявленные звезды свидетельствуют не столько об их неорганизованности, сколько  об очень большом неуважении  с их стороны публики. Я знаю, что за этим кроется - самой 10 лет довелось работать около человека, заставляющего ожидать свою персону большие залы (это не из мира искусства) - кураж и стремление самоутвердиться и хоть таким способом изжить в себе комплекс неполноценности.
 И  очень прискорбно. что то неуважение к личности, которым пронизано и пропитано  все наше российское общество сверху донизу, переносится и на концертные филармонические площадки.       
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #142 : Октябрь 05, 2009, 13:25:33 »
К первому произведению приступала с долей скепсиса после ознакомления с этим материалом: http://www.svobodanews.ru/content/Article/270536.html, который привел Predlogoff. У меня в таких случаях сразу включается подозрение, что автор, рассуждая о мистических озарениях и проч., пытается побудить меня перенести его личностную «хорошесть», «глубину» и т.п. на его музыку. И я начинаю сопротивляться.

С Тавенером я практически не знакома, хотя есть кое-что на дисках. Мне недостает дисциплины, чтобы слушать такие вещи. Некоторые диски лежат годами. В общем, поверхностно в свое время пробежалась (The Lord's Prayer), получила самое общее представление и на том успокоилась. Спасибо Predlogoff, дал повод и заставил соорганизоваться.

Впечатление от «Мироносицы» очень двойственное. Композитор, видимо, пытался сделать что-то масштабное, Курентзис пытался подать грандиозно. Слушать это приходится минут сорок.

Общий колорит темный и сумрачный, но не по-современному, а "по-древнему" или "вневременному". На образное восприятие композитор, наверное, поработал неплохо, хотя и весьма безыскусно и прямолинейно.

Если откинуть образность, а обратиться к средствам, то очевидно, что мы имеем дело с новостарым: используется очень старое, традиционное (в частности, древние православные певческие традиции), используется избирательно и в виде, освобожденном от последующих культурных наработок, и вставляется в современные формы, причем  тоже оскопленные для подгонки к материалу. (Кстати, как метод творчества, вполне, мне кажется, интересно.) Короче, и не старое, и не новое. Со старым не спутаешь, новым не назовешь. Авангард это или не-авангард? Однозначно не ответить. С одной стороны, к материалу применяются минималистские формулы, с другой стороны, не сказала бы, что уж очень жестко. А звучание вполне традиционно.

В целом, на мой взгляд, произведение сильно затянуто. Повторяющиеся время от времени и учащающиеся к финалу пафосные реплики хора на фоне интенсивного грохота ударных в конце концов начинают изводить. Особенно начинает изводить их кульминационность. Ну не верю! Но об этом чуть позже. Да и не очень-то оригинально, мне кажется.

Заметно переплетение русской традиции православного пения (мелькает не очень часто), а также традиции восточной  (в основном) и чего-то, по-моему, проскальзывающе-романтического (редко). Также, слушая, не можешь отделаться от мысли о противоречии между довольно строгой, суровой манерой, которая, казалось бы, должна внушать мысль о приближении «к сути», отвлечении от суетности, о смиренности и благочестии и т.п., и вбиваемой  в голову пышной лозунговой патетикой. И в этом смысле «Мироносица» на удивление неуклюжа. Уж больно старательно автор хочет пробудить. Но на выходе пшик.

И вот это главная беда. Собственно, мои подозрения (начало поста) почти подтвердились. Вообще, возможно, тут у меня личная проблема в отношении к духовной музыке или музыке, претендующей на приближенность к ней. В духовных сочинениях, если они убеждают, меня всегда убеждает САМА музыка, её совершенство. А если и возникают чувства, близкие к религиозным ощущениям (пусть будет «катарсис»), то опять же это в основном чувства к САМОЙ музыке или же связанные с мысленным самоотождествлением  с её исполнителями и прохождением процесса звукового воссоздания гениального сочинения. Но вовсе не от душеспасительного содержания сочинения и тем более не от навязывания мне катарсиса. А от Тавенера веет «Пробудись!», и это отталкивает.

Курентзис, по-моему, искренен, но положения не спасает.
А Башмет действительно фальшивил (в прямом смысле).

Но всё-таки, если о каких-то достоинствах, то, мне кажется, само произведение в общем-то неплохо сделано, то есть нормальная профессиональная музыка. Местами красиво. Эта вещь у меня почему-то вызывает устойчивые ассоциации с Канчели, хотя пресса ставит автора в один ряд с Пяртом.

4.33, по-моему, в программе было лишним. Не поняла, почему после аплодисментов и криков «бис» Курентзис подарил ещё две минуты тишины.

Теперь о Фелдмане.
Это поинтереснее "Мироносицы". Статика. Музыка создает психологическое ощущение пребывания в состоянии между прострацией и включенностью.  Альт погружен в аморфную оркестровую субстанцию. Оркестровый фон атонален и слабо подвижен, присутствуют небольшие динамические нарастания.  Звукоизвлечение у альта традиционно, при этом в партии прорывается мелодичность (или мотивность? – всё-таки скорее похоже то ли на обрывки, то ли на зачатки мелодических мыслей, которые не связаны между собой и не имеют развития). Звучание альта гибко. Если выражаться газетными штампами, то напрашивается что-то вроде "одинокий голос альта".
Сначала эта музыка меня утомила так, что я первые минуты слушала с интересом, но дослушивала с трудом, борясь со сном. Но по втором проходе вроде ничего. Идея сама по себе интересна, хотя чего-то сверх оригинального я не слышу. Сделано, по-моему, тщательно.
В целом это не мое. Точнее, не знаю.
Исполнено, мне кажется, с погружением в предмет.
« Последнее редактирование: Октябрь 05, 2009, 13:41:53 от Кантилена »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 900
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #143 : Октябрь 06, 2009, 16:28:42 »
Кантилена
Цитировать
А от Тавенера веет «Пробудись!», и это отталкивает

Сам Тавенер пояснял, что альт соло в его сочинении представляет Марию Магдалину и отражает  чувства и состояние  женщины, первой пришедшей к гробу Христа, в то время  как хору достался "глупый и бессмысленный крик уродств и насилия, переполняющих мир".
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #144 : Октябрь 07, 2009, 19:27:33 »
Курентзис, по-моему, искренен, но положения не спасает.
А Башмет действительно фальшивил (в прямом смысле)

:))))
Перед началом "Мироносицы" погасили свет, в зале и на сцене были сумерки - трудно было разглядеть, кто вышел на сцену.
Я шутил по поводу игры Башмета в Мироносице, что в темноте вместо него выпустили другого альтиста, а свет погасили нарочно, чтобы никто не заметил подмены :)) Кстати, я так и не сумел разглядеть, кто это был - а вдруг не он ? :)))
Что касается пресловутых "цитат" и прочих "мотивов" в "Мироносице", то по данному вопросу я не скажу ничего нового, чего ещё не сказал в потоке о Стравинском и о чём ещё скажу в задуманном мною, но пока ещё не реализованном новом потоке о "современных композиторах" и их "движущих силах": это всё способ прикрыть собственную мелодико-тематическую скудость, отсутствие первичного композиторского дара, попросту говоря, отсутствие композиторских данных, когда ремесло позволяет создать иллюзию "творчества". А когда прячешься за цитаты, да рассказываешь всем про свои мистические озарения, то вроде как и человеком себя чувствуешь !
Но ведь материал ещё надо обработать должным образом, при этом вступают в силу требования стиля или же его отсутствия, а тут в "Мироносице" получилось примерно как в "Свадебке" Стравинского - применялись однотипные приёмы, единые на всё произведение, да ещё занудно повторяемые, в результате чего итог больше напоминает истошный вопёж, нежели "фольклор" или какие-то церковные мотивы. В этом плане неудивительно, что я не смог остаться до конца концерта, чтобы мучить себя ещё и заигранной до дыр "Классической", более удивительно другое: как у меня хватило моральных сил переждать перерыв и остаться на начало 2-го отделения ? :))))) Любопытство пересилило, но я с трудом сдерживался, чтобы не застучать каблуками вместе с уходящей целыми косяками публикой.
На самом деле подобные концерты заставляют тревожно задуматься о будущем музыки: даже интересно, вот ЭТИМ "современные композиторы", жалующиеся правительству, что их "не показывают по телевизору", нас собираются потчевать и в дальнейшем ? Ну хорошо, на Башмета и Курентзиса люди ещё будут ходить (по привычке), но неужели кто-то пойдёт на эти же произведения, исполненные какими-то неименитыми музыкантами ? Да кому это всё надо ?
Я не понимаю, это всё СИЛОЙ что ли будут "толкать в массы" по некой "партийной разнарядке" ?
Я потому и тревожусь об отсутствии культурной и кадровой политики в области культуры в нашем государстве - кто и что собирается пропагандировать в качестве "прекрасного и изящного" ?
Вы вот говорили, что в кошмарном сне только могли бы увидеть назначение авангардистов на руководство филармонией, а тем не менее, на руководство в Большой пришёл Десятников - разве ЭТО не кошмарный сон наяву ?
Я вообще не понимаю, что происходит с культурной политикой, по-видимому, её просто НЕТУ.
Мне вот часто пеняют на упоминание сталинских времён: но простите, в те времена не одни лишь сожди жили в России :))) Они был не одиноки, это была целая система, в которую культура и её деятели были ПРЕКРАСНО ВСТРОЕНЫ ! Если бы вожди не были окружёны деятельными людьми, в т.ч. и людьми искусства, вполне встроенными в систему, то разве в советские времена могло бы испытать такой взлёт романтическое исполнительство и русский оперный стиль ?
Страны той давно уже нету - ну и что ? За эти годы искусство прям-таки расцвело неслыханными красками и заблагоухало ? Ужли ?
На мой взгляд, в полном ходу ИМИТАЦИЯ деятельности: художники делают вид, что пишут хорошие картины, постановщики делают вид, что ставят хорошие спектакли, композиторы делают вид, что пишут хорошую музыку и т.п., а на самом деле мы живём в мире иллюзий ! Это всё эрзацы, не имеющие отношения к подлинному искусству, связь с которым давно уже потеряна. Более того, престиж государства давно уже не этим всем определяется, да и техника и научно-технические достижения давно уже отвлекли на себя лучшие умы - и именно ТАМ реализуются таланты и цветут гении.
А что же в области композиторского творчества ?
Не обязательно даже ходить на подобные концерты, чтобы понять, о чём я говорю: послушайте произведения "современных композиторов", считающих себя таковыми - это же ужас !
Самое интересное, что они даже и не скрывают своего цинизма ! Они вполне овладели ремеслом и могут сварганить любую партитуру, лишь бы им сказали, какую именно - и если дадут денег, то и дело в шляпе ! Их лозунг:

"Хотите симфоний, их есть у меня" !

:)))))
Т.е. никаких проблем: надо изобразить искусство - давайте денег и они его изобразят. А если надо, то и "народные темы" вставят, куда надо, не хуже Стравинского !
И я повторяю, что у меня только один вопрос: КТО им даёт на это деньги и ЧЕМ они нас на эти средства "одаряют" ?
Кстати, к какой композиторской школе принадлежат все эти деятели и можно ли её назвать "национальной" хотя бы в какой-нибудь из стран ? Я об этом сказал немножко в потоке об опере Денисова (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2411.msg29274#msg29274), но я надеюсь эту мысль развить, рассмотрев другие современные сочинения - ну или по крайней мере такие, которые пока ещё можно называть "современными".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #145 : Октябрь 09, 2009, 09:27:16 »
Все лучше, чем клей нюхать
Александр Привалов
  http://www.russnews.info/kultura/news_2007-12-05-15-10-19-832.html

Мне было очень интересно узнать, что Теодор Курентзис с успехом проводит мастер-классы. Это резко расширило мои привычные представления - не о новосибирском маэстро, но о мастер-классах : прежде мне казалось, что их дают только люди, заведомо умеющие нечто делать. Оказывается, это условие вовсе не обязательно.
Дирижировать он (возможно, пока) умеет слабо. Был я тут летом в КЗЧ на концертном исполнении "Дон Жуана", и никакой шквал восторженных рецензий меня не переубедит - дирижирование было довольно беспомощным. Из абсолютно прозрачной партитуры, не представляющей для современных музыкантов никаких технических сложностей, маэстро умудрялся раз за разом создавать истинные невнятицы - попросту говоря, густо лажал. Правда, и оркестр был далеко не первого класса, но профессиональный дирижёр и из таких обычно выжимает хотя бы грамотную работу. Курентзис - не выжал. Певцов своих он то и дело заглушал оркестром, ансамбли балансировал наугад...

(Правда, посмотреть было на что. Маэстро вышел в чёрной футболке с короткими рукавами и постоянно демонстрировал залу - ну и оркестру заодно - эффектный дирижёрский приём: он вздымал загорелые, мускулистые, необычайно длинные руки над головой, будто собирался нырнуть в бассейн, и страстно раскачивал туловищем - тоже длинным - вправо и влево, положения рук при этом отнюдь не меняя. Харизма так и лилась. После этого зрелища меня нимало не удивил только что прочтённый рассказ о том, как маэстро управляет оркестром, молча мимо него расхаживая: какая, собственно, разница?)

Говорить о трактовках при таком техническом уровне странновато, но здесь нужно сказать. Ведь не в том же вопрос, хороший ли дирижёр Курентзис, - это дело вкусовое. Вопрос в том, почему он - и другие музыканты того же извода вроде уже всерьёз прославленного Дэниеля Хардинга - стали вдруг такими остро модными. А вот именно из-за трактовок. Базовое их понятие - даже не гламур, а прямо-таки попса. Она царствует, вполне вероятно, не по осознанному решению дирижёра, а просто в результате следования неким инстинктам, указывающим кратчайший путь к цели. Цель-то почти самая благородная - приблизить исполняемую вещь к публике. Проще всего этого добиться, по возможности уподобляя её тому, что привычно публике, как дождь или снег: популярной музычке. Грустненькое играть помедленнее, весёленькое - порезвее. А можно быстрое - погромче, медленное - потише. Словом, настойчиво пробуждать в публике рефлексы, отработанные десятилетиями дискотек: притопывать, прихлопывать, прищёлкивать пальцами. От того, что на классических концертах ничего такого делать нельзя, неопытная публика только больше кайфует.

Ничего дурного в этом нет - или могло бы не быть. Если человек впервые пьёт кофе, он едва ли сразу оценит его прелесть: к кофе нужно привыкнуть. Поэтому доброхот мог бы щедро подливать новичкам какого-нибудь пепси: вкус получится привычный, но новичкам будет приятно сознавать, что они сами - и с удовольствием - пьют аристократический напиток. Кто-то из таких новичков со временем постепенно перейдёт на настоящий кофе, а кто-то так и будет пить под этим названием пепси - и ладно. Так и здесь. Если бы из приобщившихся к попсовизированной классике кто-то со временем перешёл к настоящей, то пусть бы остальные продолжали радоваться "гламурным" Моцарту и Глюку - всё лучше многих других способов препровождения времени.

Дурно то, что сегодня шумно отрицается необходимость перехода к настоящей классике - какого чёрта, это и есть самая настоящая! Вот мы только что прочли, что Курентзис у нас даже и аутентист, хотя никаких аргументов для такого титулования, кроме нескольких виолончелей старинного образца в оркестре, предъявить невозможно. "А не Наполеон ли Чичиков? - Наполеон!"
Попса в исполнении классики бывала всегда, но прежде хоть профессиональное сообщество умело понимать, что не вся сила именно в ней. Сегодня того же Хардинга (ей-ей, не многим лучше Курентзиса умеющего дирижировать) приглашают вести заключительный концерт юбилейного моцартовского фестиваля при дружных рукоплесканиях критиков. Мой давний знакомый с грустью заметил мне, что сегодня Фуртвенглер не получил бы ангажемента, - боюсь, он в некотором смысле прав. Во всяком случае, в моду сегодня старик бы точно не вошёл.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #146 : Октябрь 09, 2009, 18:33:14 »
В материале очень много несправедливого. Курентзис вполне профессионален и весьма тщателен.
Могут быть отдельные неудачи, но говорить, что он слабый дирижер - это слишком. Оркестр в "Свадьбе Фигаро", которую я слышала, был замечателен. И в "Леди Макбет" Шостаковича общий уровень был неплохой.
Александр Привалов, я так понимаю, не музыкант, а посему как он вообще может судить о сложности партитуры и уровне профессионализма дирижера. Моцарта как раз наши оркестры в основном неважно играют. А Курентзис тонко выстраивает баланс и филигранен в деталях. Огрехи могут быть, но понимание и чувство стиля у него есть, причем очень даже.
Критика критикой, бывает за что, но здесь ерунда какая-то большей частью.
« Последнее редактирование: Октябрь 09, 2009, 21:46:00 от Кантилена »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 900
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #147 : Октябрь 09, 2009, 21:44:54 »
Удивительно, вроде фамилии дирижеров в статье правильно называются, а содержание - дикое. И сколько можно топтать публику, ходящую на филармонические концерты, обвиняя в дикости, серости и необразованности ???
  Ну бывает, что хлопают между частями, бывает мобильники не отключают, но чтобы еще и тяготение имели к "рефлексам, отработанных десятилетиями дискотек: притопывать, прихлопывать, прищёлкивать пальцами" - это уже ни в какие ворота. Похоже, что научный редактор журнала «Эксперт»  перепутал танц-веранд с КЗЧ  :o
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #148 : Октябрь 09, 2009, 21:56:38 »
Да, я согласна. Галиматья какая-то без представления о предмете. Когда сапоги печет пирожник.
И меня удивляет, почему в рецензиях чуть что так Фуртвенглер всплывает. Он в контексте этого обсуждения вообще не причем. Стили разные, сравнения неуместны.
И публику с грязью смешали.
У Курентзиса не всё получается удачно, есть за что и покритиковать. Вот Прокофьев прошлой весной не очень вышел. Но здесь не конструктивная критика, а чушь.

8u8

  • Гость
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #149 : Октябрь 10, 2009, 11:58:45 »
Цитировать
Александр Привалов, я так понимаю, не музыкант, а посему как он вообще может судить о сложности партитуры и уровне профессионализма дирижера.

Как, как... Как в Бразилии все думают, что знают, как играть в футбол, и футболистов учат. Так и у нас всякое быдло вроде Привалова лезет учить как играть.

С другой стороны, это плата за статус художника в нашей северной Бразилии, который, как известно, больше, чем. И потому попадает в быдляческое поле зрения.