Автор Тема: Теодор Курентзис и споры вокруг него  (Прочитано 111880 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 450
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #575 : Ноябрь 27, 2018, 11:05:03 »
ну конечно... он же истина в последней инстанции!) ни слова вранья!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 182
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #576 : Ноябрь 27, 2018, 21:39:59 »
Ну зачем так категорично? Но все же хочется думать о людях хорошо. Плохо подумать мы всегда успеем.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 730
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #577 : Ноябрь 27, 2018, 23:15:36 »
Я, между прочим, была на этом концерте. В БЗК 22-го. У К. какой-то странный менеджмент. Надо было приложить некоторые усилия, чтобы узнать, что будет исполняться. Везде было Малер. И всё.  meloman.ru   показывал, что ничего в этот день нет в БЗК. Сайт консерватории утверждал, что будет 4-ая Малера и всё. Я как-то подивилась, билеты до 25 тыс. , а всего одно отделение. Концерт, правда, в 21. Может, это и хорошо.  Я летом была на Дягилевском фестивале, там пару раз концерты вообще в 2 часа ночи начинались. В Пермской галерее, в зале, где деревянные боги (религиозная скульптура). Выходишь - рассвет на реке Каме, с учётом того, что и начинались они позже.(Ах, он переодевается, ах, он пошёл курить.)  После концерта кафе работают, можно кофе выпить.
Да, вернёмся к концерту. Столпотворение на входе. Кажется, что публики больше, чем мест в зале.  Сидела я на самой верхотуре, отродясь там не сидела. Мой самый дешёвый билет стоил 3 тыс. И то был куплен каким-то чудным способом.  Но поразительная всё-таки акустика в БЗК, слышно было идеально.
Для меня "Волшебный рог мальчика" был сюрпризом. Когда сопрано вышла не одна, я поняла, что-то тут не так.  :D Мне было интересно в просветительском смысле, жаль только, что по-немецки я не понимаю совсем ничего. А переводы как-то не были предусмотрены. Во втором амфитеатре не видела ни капельдинеров, ни программ.
Публика хлопала после каждой песни, но нестройно. Что уж совсем удивительно, перед 4-ой симфонии сообщили, что она состоит из 4 частей и что на концертах классической музыки не принято аплодировать между частями. Это не произвело никакого впечатления на публику, она продолжала аплодировать.

4 симфония  - не самое моё любимое произведение Малера, честно скажу. Я люблю другого Малера - глубокого, трагического. Но К. сумел создать такой цельный образ, вжиться в эту музыку, было такое впечатление, что он рассказывает нам какую-то историю.Или это Малер рассказывает?
Конечно, К. - талантливый человек, но ныне я уверилась, что причины этого ажиотажа вокруг него лежат в совершенно другой плоскости.
Собственно почему бы и нет? Как говорила моя подруга:" Мы пижонов любим"

Оффлайн Petropol

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 290
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #578 : Ноябрь 28, 2018, 20:14:35 »
Тоже сходила на этот концерт, уж очень любопытно было, что ж такое за явление. В записях слушала, но запись есть запись, а хочется же собственными ушами... Соглашусь, что все что касалось организации действа было весьма странно, включая программки. Они были - напечатанные в Перми, кривенькие, какие-то нарочито страшненькие, порядок исполнения был указан обратный реальному.
Курентзис, конечно, при всей своей любви к внешним эффектам, музыкант с большой буквы, нельзя отрицать. Оркестр совершенно волшебный, переливы звука, истаивание и возникновение буквально из ничего, какая-то особенная нежность - я всего этого не ожидала от Малера. Я не знаток его музыки, честно говоря, люблю и слушаю только его Вторую симфонию, которая "Воскресение". Тем интереснее было.
В "Волшебном роге мальчика" мне ужасно хотелось понимать о чем же они поют, потому что слышен смех, шутка, слышен марш или что-то явно волшебное - а ты можешь только догадываться. Ну, это не проблемы исполнителя, с другой стороны... Хотя, если б я заранее знала, что это будет исполняться, почитала бы что-нибудь, конечно.
Певцы, на мое ухо, были средние. Артистичные, правда, но у баритона в наличии имелись только небольшие остатки голоса, а сопрано мне показалась несколько субреточной. В симфонии я бы хотела слышать совсем другой женский голос. Зачем явный перфекционист Курентзис выбрал именно их - тайна, покрытая мраком.
Третья часть симфонии совершенно колдовская, невероятная красота.
Но в целом... очень, нет ОЧЕНЬ трудно было сосредоточиться на музыке из-за публики. Было очевидно, что существенная часть партера пришла на светское мероприятие и им тот Малер... Телефоны, светившие экранами, шуршание, изнемогающий шепот в первом отделении за спиной:"А это что, опера какая-то что ли?". Аплодисменты между частями и густой смешанный дух тысячи парфюмов. 
Сделала для себя вывод, что лучше я буду слушать данного дирижера в записях, без вот этого всего.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #579 : Ноябрь 28, 2018, 23:26:47 »
Tnargime Rǝnni на Москва | Малер в Большой зал Московской Консерватории им ПИ Чайковского.
25 ноября в 4:20 · Москва ·
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/552271705221737?__tn__=K-R

Сдаюсь.
Не понимаю, как он это делает.

В июне этого года выходил из Концертного зала им. П.И. Чайковского с мыслью, что 4-я симфония — это лучшее, что Teodor Currentzis делал с Малером. Не было и грамма претенциозности. Была обезоруживающая детская наивность.

Сегодня выходил из Консерватории полностью убежденным, что 4-я симфония — самое совершенное произведение Малера в принципе.

Симфония, написанная от финала, в обратном направлении. К финальному «вкушению небесных радостей» все ведет, ему все подчинено.

Симфония, где, пожалуй, у Малера присутствует самый ярко выраженный народный и фольклорный колорит.

И в то же время симфония, облеченная в строгую классическую 4-х частную форму.

Первая часть полна бытовых, земных, житейских человеческих радостей, которые Теодор наделяет почти сентиментальной чувственностью. Танцевальные фольклорные ритмы отсылают к чему-то очень древнему. Это все еще про земное, но уже про нечто пра-пра-праземное.

Во второй части по царящему культу жизнерадостности наносит удар Смерть. Смерть, которая словно выходит прямиком из детских и наивных страхов и кошмаров. Смерть, которая начинает дико наигрывать свои скрипичные пассажи.

Следом приходит время части третьей. Время музыки неземной красоты. Божественной, если хотите, красоты. Размеренная. Степенная. Величественная. Я уже как-то говорил, что долгое время считал, что эта часть — большая проблема для симфонии. Она слишком красива, она не просто перетягивает внимание, она затягивает в себя. И, если в июне мне показалось, что Теодор ее рассудительно заземлил и вписал в драматургию, то сегодня меня ждало неожиданное потрясение.

Третью часть Курентзис преподнес почти как триеровскую «Меланхолию». Очень медленно, но неумолимо приближается катастрофа. Ты ее видишь, ты ее слышишь, ты ее чувствуешь. И ты ничего не можешь сделать. Ты ей полностью очарован. И восторженно ждешь, когда она тебя уничтожит. Даже не думая ее торопить. Наслаждаешься величием процесса.

Позже понял, что в этот момент могли зазвонить все мобильные телефоны мира, все концертные залы начать аплодировать между частями и скандировать имена любимых дирижеров. В тот момент все это не имело никакого значения. Пуповина с материальным миром оказалась перерезанной.

И в таком уязвимом, почти зародышевом, состоянии ты встречаешься с той самой «небесной жизнью» Малера, его финалом, погружающим тебя в состояние покоя. Какого-то торжественного, церемониального покоя. Детские страхи остались далеко позади и теперь уже больше не тревожат.

Если во второй части приближение смерти заставляло тебя бояться, бояться даже не неизбежного факта смерти, а именно разлуки с земными привязанностями. То в финале ты оказываешься во всех смыслах покоен.

И сложно поверить, что такого эффекта и такого оглушающего звучания можно было достигнуть столь небольшим (по меркам Малера, разумеется) оркестровым составом. Чистый триумф Klangfarbenmelodie, когда по всему оркестру от группы к группе циркулируют мелодические фразы, создавая ощущение нереальной мощи и объема. Мощь, выраженная минимальными средствами. Это ли не совершенство?

После финала овация в зале была скорее растерянной и неловкой. Интенция благодарности в публике чувствовалась, но ощущение реальности еще не возвращалось. Люди что-то кричали и как-то хлопали, не в состоянии разойтись.

Из-за чего возник бис.

На бис прозвучал Tanzagregat современного сербского композитора Marko Nikodijevic. Вроде бы гремучая смесь. Но вновь народные мотивы и вновь яркие ударные ритмы словно вколачивали публику в зале обратно в землю. И уже после биса разразился привычный для концертов Курентзиса зрительский рев. Инстинкты вернулись (этот бис вы можете найти в видео на 9-й с половиной минуте и сами услышать, что после него случилось).

Хотя к гардеробу все двигались всё еще неуклюже, словно заново вспоминая, как на эту землю правильно нужно ступать. Нисколько не удивился и снежной буре, разразившейся внезапно в Москве за окном. Очень закономерный катаклизм.

Казалось бы, программа повторилась полностью. Изменилась только локация. Но вместе с ней изменилось всё. Курентзису камерность большого зала консерватории, с его обнажающими ночное небо сводчатыми окнами под самым потолком, идет значительно больше.

Даже избранные песни из «Волшебного рога мальчика», звучавшие в первом отделении, были уже не столько аннотацией, знакомящей слушателей с прообразами симфонии, сколько художественным прологом, провоцирующим вкусить радости земные, которыми с юмором и актерской убедительностью заражали:
— тактичная Anna Lucia Richter, Sopran, впечатляющая не только драматической точностью в песенном цикле, но и достойно справившаяся с зубодробительной партией в финале симфонии;
— и харизматичный Florian Boesch, блиставший в своей тесситуре и надежно страхуемый оркестром MusicAeterna в теноровых пассажах.

Даже само исполнение песен звучало откровением. Прежде никогда не придавал значения, а тут вдруг впервые понял, что этот вокальный цикл — во всех смыслах вокальный. Не только для солистов, но и для музыкантов. Тут порой не ясно, кто кому аккомпанирует — оркестр певцам, или певцы оркестру.

Парадокс вечера состоял еще и в том, что днем заходил в Консерваторию по одному вообще никак не связанному с музыкой делу и решил заглянуть на репетицию. Буквально на пару минут. В итоге не заметил, как простоял там 3 часа.

Но в репетиционном процессе симфония звучала лишь интересно. С такой отстраненно-наблюдательной позиции. И вдруг, через какой-то час, когда набился полный зал, все это трансформировалось в известную мистериальную общность, где публика и исполнители стали единым энергетическим потоком. Знаю, что все эти «дышали в такт» уже порядком раздражают. Но тут порой вообще не дышали. И как именно это происходит, уже без свеч, полумраков и прочей театрализации, призванной обострять слушательской восприятие, на одном чистом Малере, для меня абсолютная загадка.

Вспомнил, как, когда Теодор только брался за Малера, на него обрушилась волна критики (ряды которой я тоже в какой-то период пополнял, каюсь), что мол он присваивает себе Малера, заявляет «Отныне я и есть Малер».

И вот прошло несколько лет. И так звучит четвертая симфония. Во многом совершенное открытие этой совершенной симфонии. Невольно признаешь, что в долгосрочной перспективе Теодор оказался прав. Он — Малер. И каждый зритель в зале — Малер. Вообще каждый человек — Малер. Малер есть в каждом из нас. И Малер у каждого свой. Нет только какого-то канонического, общепринятого и объективного Малера. Видимо поэтому столь болезненная была тогда реакция. Оказалось, что он Малера не столько присваивал, сколько разрушал забронзовевшего истукана и отбирал его у тех, кто его давно присвоил и яростно охранял.

–––––
Эта же программа завтра (а точнее уже сегодня) прозвучит в Петербурге в Концертном зале Мариинского театра. Очень любопытно, как пройдет там. Держитесь! (так и хочется сказать: с Богом!)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #580 : Ноябрь 29, 2018, 00:20:02 »
В Екатеринбурге за шесть часов раскупили билеты за 15 тысяч на концерт Курентзиса

https://ura.news/news/1052360903
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #581 : Ноябрь 30, 2018, 21:33:56 »
Tnargime Rǝnni на Москва | Малер в Большой зал Московской Консерватории им ПИ Чайковского.
25 ноября в 4:20 · Москва ·
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/552271705221737?__tn__=K-R

...
–––––
Эта же программа завтра (а точнее уже сегодня) прозвучит в Петербурге в Концертном зале Мариинского театра. Очень любопытно, как пройдет там. Держитесь! (так и хочется сказать: с Богом!)

А вот отчёт и из Петербурга.

Karl Buratinovich
26 ноября в 2:51 ·
https://www.facebook.com/buratinovich/posts/2037615939659692

Вот и отгремел первый и последний Курентзис в этом петербургском году – потчевали Малером. Согласно анонсу, рассадка была для белых (по 20) и для черных (за 5). Можно было бы не поминать в очередной раз бухгалтерию, если б она не влияла кардинально на концепт. А она влияла. Скептики, наверное, воскликнут: «Этого не может быть!». Булгаков им ответит: «Но это, увы, было..».
Моё скромное я вместо Ламборгини (берегу, чтоб не изнашивалос) приехало на «Волгобусе» 22 маршрута и село в ̶о̶т̶с̶т̶о̶й̶н̶и̶к̶ сектор за сценой (который за 5). И сразу же задалос вопросом. Скажите, пожалуйста, если певица поёт, отойдя от вас подальше и повернувшись к вам попой – это по-малеровски? Правильно, не очень. Кто-то из немцев даже объяснял прижизненный неуспех симфоний композитора их «зависимостью от пространства», то есть неприспособленностью залов для сложных акустических конфигураций малеровских опусов. Я не знаю, кому пришло в голову петь «Волшебный рог мальчика», стоя спиной к половине присутствующих, – но в итоге это повлияло на всё: не было ни рога, ни волшебства, а мальчик оказался кагбэ частично немой, несмотря на затейливый аккомпанемент к его «песне без слов». Зато была игра "Почувствуй себя Бетховеном образца 1802 года". К тому же цикл начался вопреки программке, обещавшей вначале симфонию, а сама программка не содержала русских переводов песен (что позволило бы пропеть их самому хотя бы внутренним слухом). В общем, не вау, а скорее эх..

Но, как гриццо, нет худа без добра – часть любителей сверхдоходов в антракте покинуло помещение, освободив элитные места, и мы без зазрения ломанулись в первый ряд, оказавшись в гуще бомонда: повсюду сидели композиторы Десятниковы со товарищи, сыновья композитора Шостаковича (отлично выглядящие для своих 80-ти), а также дрессировщики, кардиологи, городские сумасшедшие и другие уважаемые люди.

Акустическое пространство для поданной во второй серии Четвертой симфонии изменилось кардинально – теперь его стало слишком много. Мне показалос даже, что Тео не справляется со сверхзадачей – калейдоскоп тщательно выверенных деталей есть, а суммарной картинки (драматургии то бишь) нет. И если в первых двух частях это еще худо-бедно допустимо, то в третьей всяко уже должна быть явлена «абсолютная невозможность» в чистом виде (увы), не говоря уже о бестелесном рае финала. В общем, опять «эх»..

Дальше, конечно, все орали от восторга и громко хлопали – и тут произошло чудо. Курентзис после поклонов обернулся к залу и сказал примерно следующее: «Малер – это композитор, которого нужно играть с максимальной ответственностью. У нас иногда получается, а иногда – нет. Мне кажется, сегодня мы могли бы сыграть лучше (!!!). Сейчас мы попробуем ещё раз».

Браво! Уважаю. Все-таки не каждое маэстро способно на такой экстраординарный поступок.

После этого они совсем по-другому сыграли еще раз финал Четвертой симфонии – убрав звучность вдвое и ощутимо прибавив неизмеримой, томительной «невозможности», с гулко раскачивающимся эхом вечности в конце.

Вау.

Народ хлопал опять, и Тео зафигачил на бис свою любимую в последнее время пиэсу – шаманский Tanzaggregat серба Марко Никодиевича. Публика получила, наконец, дозу адреналина, после чего окончательно сдалась в плен.

В общем, было интересно.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #582 : Декабрь 08, 2018, 23:43:07 »
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)

2018-12-08 22:52:00
"Медленная музыка" в "Зарядье": оркестр "musicAeterna", дир. Теодор Курентзис, сол. Антон Батагов

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3923430.html
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 088
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #583 : Декабрь 09, 2018, 10:51:14 »
Tnargime Rǝnni на Москва | Slow music в Московский концертный зал #Зарядье.
11 ч. · Москва ·
И ПУСТЬ ВЕСЬ МИР ПОДОЖДЕТ
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/560200581095516

Концерт медленной музыки «slow music», который сегодня в Московский концертный зал #Зарядье исполнили Anton Batagov и оркестр MusicAeterna под управлением дирижера Teodor Currentzis, — одно из тех впечатлений, что навсегда останется в памяти.

Программа нарушает все каноны исполнения академической музыки. Вместо целых концертов только медленные их части. Бах, Моцарт, Григ, Гайдн, Бетховен, Равель и Рахманинов. Концерт, который представляет собой обобщение всех самых известных композиционных практик и техник.

Едва публика попадает в зал ее постепенно начинают окружать музыканты, выводящие монотонные паттерны. Они создают акустическую среду, которая выдергивает тебя из повседневности, оставляет всю суету и рутину позади, и обостряет твою слушательскую чувствительность.

Свет гаснет. После пестрящего предновогодними огнями мегаполиса, светящих днями напролет в глаза экранов телевизоров, компьютеров, планшетов и смартфонов, ты оказываешься во мраке, где едва удается различать силуэты.

Пробираясь сквозь сумрак, на сцену начинают выходить все музыканты. Каждый поддерживает монохромный звуковой поток. Включая Теодора, взявшего в руки скрипку. Жест демонстративного отказа от доминирования в музыке. Даже если он и главный, то сегодня, как минимум, среди равных.

Звук плавно стихает, Теодор берет микрофон и лично обращается к собравшимся в зале с двумя просьбами:
— Не аплодировать. Вообще. Нигде. Даже в финале после концерта.
— Выключить телефоны. Не снимать видео. Не фотографировать. Даже не столько, чтобы не мешать, а скорее чтобы отдохнуть от артефактов современности, ее технологической развращенности, и сохранить все в воспоминаниях. Вспомнить ценность сиюминутного момента.

Тишина акцентируется. И сквозь нее начинает прорастать звук. Почти как вагнеровское зарождение природы. Только звук рождается совсем не в оркестре. Он доносится из-за сцены. Он — все еще отголосок внешнего мира.

Но вот на сцене вместе с плавно возникающим тусклым светом оркестр начинает развивать Adagio из 3-го фортепианного концерта Баха. Музыку столь прекрасную, что первой чувственной реакцией на нее становится сомнение. А достоин ли ты ее? Достойны ли ее слышать все собравшиеся в зале? Чем человечество ее заслужило?

Сумрачно и трагично звучит мелодия, возникающая в глубоких басах оркестра. Вдруг остинатная фигура басов приглушается, уступая место фортепианному монологу. Только Антон может играть, не «играя». Он словно даже не говорит, а размышляет вслух. Размышляет то нежно и задушевно, то страстно и патетично. Пианист, у которого каждый звук важен и значим. Ничто ничего не обслуживает. Ни одна нота или пауза не спекулятивна ради украшения другой. И, конечно, равных Антону в интерпретации Баха сегодня вероятно нет вовсе.

А тем временем мягкое и успокаивающее Adagio сменяется на Romance из 20-го концерта Моцарта. Музыка, обреченная всегда оставаться чистой. Неподвластной налету времени. Лирическая, страстная, нежная и романтичная мелодия рисует картину мира и гармонии. Гармонии, как между то и дело растворяющимися друг в друге роялем и оркестром, так и внутри каждого в зале.

Постепенно прозрачная мелодия улетучивается, и зал охватывает шторм. Звучит бурная, взволнованная и за счет своей замедленности церемониально зловещая музыка. В этот момент у тебя рвется последняя связь с окружающим миром.

За пределами концертного зала мог бы случиться ядерный взрыв, но не случится. Потому что за пределами концертного зала больше нет ничего. Ты находишься в вакууме. В вакууме, где вопреки всем законам физики возникает звук. Возникает музыка, которая к финалу романса из бури разрешается в слабый шепот. И ты ощущаешь всю хрупкость и уязвимость гармонии этого вакуума.

Вступает Adagio Грига. Структурно несложное, в 3/8, оно начинается интроспективно, с приглушенными струнами. Рояль же начинает размышлять напыщенно, пока угловатая основная тема не разрушает все настроение этого произведения на элементы. Вакуум лопается. И когда к финалу восстанавливается спокойствие, ты понимаешь, что отныне находишься в самом эпицентре «нигде».

Там тебя встречает Бетховен со своим Andante con moto из 4-го концерта. Две музыкальные темы поочередно сменяют друг друга. Два голоса начинают коммуникацию.

Кажется, что становишься свидетелем зарождения мира: вот перед тобой мрачная, но балансирующая бездна, вот большой катаклизм, а вот мир начинает эволюционировать и осваивается первое общение. Мягкое в начале общение постепенно нагнетается. В каденции звучат совершенно обреченные серии крещендо и величественное фортиссимо.

Сквозь них прорастает Гайдн. И начинает кружить тебя в своем знаменитом рондо. Антон подхватывает энергию этого вращения и предлагает собственную каденцию, которой аккомпанируют как музыканты оркестра, так и лично Теодор. Едва ты подумал, что музыка унесла тебя из сегодняшнего в вечное, как нет. «Нигде» не знает категории времени. Человек из «сегодня» вдруг вступает в диалог с, казалось бы, неохватным «всегда».

Кружащий поток плавно переносит тебя в Adagio Моцарта из 23-го концерта, где, несмотря на мягкую динамику на всем протяжении, рояль начинает звучать необычно широкими скачками.

Не успеваешь осмыслить все совершенство этого Adagio, как рояль уже охвачен кантиленой, льющейся из нигде в в никуда. Это Равель. Его широта дыхания и глубина лирического чувства выражены очень сдержанно. И от этого воздействуют только сильнее. Экономия средств и взвешенно написанная партитура приводят к тому, что в вечере остается все меньше «концертного». Театрализация имеет все меньше значения. Когда вступают солирующие фразы духовых, оттеняющие звучность рояля, понимаешь, что вот она — кульминация. Как творчества Равеля, так и вечера медленной музыки.

Из этой точки зал начинает свое путешествие назад в сегодня. Обратный путь становится окрашен трагическим мироощущением Рахманинова. В знаменитом Largo из 4-го концерта почти осязаем разлом. Одновременно врезаются друг в друга два потока — тоска по родине и поиск своего места в мире.

В финале же вновь звучит Бах. Вновь он доносится оттуда. Снаружи. И ты вспоминаешь о том, что это «снаружи» существует. Оркестр на сцене вновь подхватывает остинатные фигуры, оттеняя мелодию рояля, звучащую все еще светло и нежно. Но уже ностальгически. Подсознательно ты ощущаешь ее потаенную скорбь.

Тусклый свет на сцене постепенно гаснет. Вновь воцаряется сумрак. И все музыканты уходят. Больше они не выйдут. Никаких поклонов и бисов. Даже несмотря на то, что солидная часть публики, придя в себя, несколько минут после концерта, вопреки всем просьбам в начале, неоднократно предпринимает попытки экстатической овации.

Из тьмы пришли. Во тьму ушли.

Пожалуй самое впечатляющее в этом концерте — это партнерство между Антоном и Теодором. Два интерпретатора, смело вступающие с авторами в творческий диспут. Два музыканта, находящие вдохновение в духовных практиках. В данном случае все сакральные, ритуальные и религиозные переживания зрителей после концерта верны, как никогда.

Но даже если абстрагироваться от духовной сферы, главная сила этого концерта заключается в его почти целительном воздействии. Он успокаивает и восстанавливает психику.

Сегодня беспокойство и тревога — наши главные спутники. С каждым новым днем информационный фон становится все более неохватным, с каждым новым гаджетом и приложением мы становимся все беспокойнее, взбудораженнее и, как следствие, (даже если сами того не осознаем) измученнее.

А этот концерт дает позитивное впечатление покоя. Закрепляет в подсознании состояние безмятежности и размеренности.

Больше нет суеты и спешки. Нет шума транспорта и цивилизации. Нет гомона окружающих людей. Все помехи твоей внутренне гармонии в эти 90 минут «медленной музыки» устранены. И ты телесно и психологически запомнишь этот опыт.

Ты выходишь оттуда ментально перерожденным. Да, ты продолжишь отчаянно лететь на свет, переключаться с одного на другое в поисках того, что может принести тебе хотя бы сиюминутное удовлетворение. Но теперь ты будешь делать это осознанно. Суета станет твоим осознанным выбором. И возможно отныне ты больше не позволишь ей столь легко себя изнашивать.

Спасибо всем музыкантам и концертному залу «Зарядье», что это состоялось. Ровно неделя прошла с концерта ДиДонато. И вновь сильнейшее музыкальное потрясение в том же зале. Совсем иное по заряду, энергии и посылу. Но схожее по качеству. Если этот уровень закрепится, «Зарядье» станет не только лучшим залом в стране, но и одним из лучших в мире.

И, если когда-то представится возможность на эту программу попасть, не раздумывайте, пожалуйста.
Уделите немного времени на осознание простых удовольствий и избегание спешки и информационной загруженности.
« Последнее редактирование: Декабрь 10, 2018, 23:12:31 от Papataci »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 182
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #584 : Декабрь 09, 2018, 13:18:02 »
Н. Зимянина о том же концерте:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/1336235163180195?__tn__=K-R

Ай-я-яй, как девушки все расстроились вчера на концерте оркестра «MusicAeterna»! Ведь дирижер Теодор Курентзис стоял к ним весь вечер практически спиной. Только в начале произнес недлинную речь, чтоб не хлопали - ни между частями, ни вообще. «Вы же и так с нами, это радость», - сказал он в ненадежный микрофон, призвав к тому же кидать в ящик, стоящий в фойе, пожертвования для бездомных собак (влияние Антона Батагова).
Два музыканта, которым для выражения их религиозных чувств (а они разной веры) больше всего подходит музыка, исполнили, как сначала показалось, очень смелую программу – только медленные части девяти известных фортепианных Концертов, все немного приглушенные, как играют только на похоронах.

Был ли на сцене ситар, пока публика шумно занимала свои места в полумраке - точно не скажу, издали не разглядела, но звук был . Потом, когда все расселись, не переставая возбужденно трещать (крайне противный этот треск бесцеремонных голосов - хоть Библию озвучивай), на звук ситара стянулись-вышли на сцену музыканты оркестра, встраиваясь в него (на мой слух, это был звук ре). Потом откуда-то (из-за сцены?) очень тихо начался Бах (часть Концерта №3), и весь этот воздушный ковчег поплыл неторопливо: 20 Моцарта, Григ, 4 Бетховена, Ре-мажорный Гайдна, 23 Моцарта, 1 Равеля - это уже был космос, 4 Рахманинова ушел в умиротворение, вернув к Баху - в Анданте из Концерта №7, которое опять ушло в никуда до растворения звука, при том, что на сцене никто, кажется, уже не шевелился (опять за сценой? Я даже подумала, что этот «хвост» - аудиозапись).
Поразило исполнение Бетховена: на богоборческие вызовы оркестра рояль Батагова отвечал не иначе как бессильными мольбами, тихим воззванием, молениями о покое, наконец, о пощаде (Бетховен!), которых я никогда раньше не считывала в этой музыке.

Самый центр вечера – Гайдн, не дающий упасть духом, у него позитивное мироощущение прорастает даже в грусти. Батагов, браво, браво и браво! Долгая современная каденция, в которой пианист прямо-таки разошелся, благоухала гармониями – казалось, Мессиан тут играет на органе, воздавая хвалу небесам. Порасцветали райские кущи, пораспускались и заблагоухали невиданные цветы.
И окунуться потом даже в самую трагичную из всех существующих музык - Адажио из 23 Концерта Моцарта оказалось сладко – таково приближение к религиозному экстазу. Так и шло. В темноте светились только пульты. Никакого самолюбования дирижера, в котором часто упрекают Теодора.
Дадут ли так играть на сцене какому-нибудь академическому пианисту, как играл Антон? Нет, пианиста сначала годами будут чистить наждаком, потом налепят штукатурки, наведут румяна, а особые виртуозы своего дела еще белилами всех оттенков и тенями для век на лице трупа подчеркнут изящество своей техники, требующей многочасовых гоняний гамм. Но это у хороших пианистов. А халтурщики - те вовсе замазывают щели наживушку, а мы ошибочно думаем: вот Моцарт, а вот Рахманинов…

Почему ни один другой оркестр на звучит как MusicAeterna? Потому что музыкантам удается тянуть абсолютно непрерывную, как ход времени, ткань, даже на пианиссимо она верна, надежна и плотна как старый голландский сыр, в который невозможно всадить острый нож.

Вот такая музыка прорвалась к людям через академические заборы и влияла именно таким образом, каким изначально предназначена влиять. В этот вечер великим композиторам несказанно повезло - им наконец дали слово, это бывает нечасто.

После концерта за сценой увидала батюшку, немного испугалась, что попахивает ладаном, но Курентзис и Батагов хотели совершить молитву самым освоенным, самым доступным ими обоими способом - и воздали ее, несмотря на разочарование поклонниц Курентзиса, любящих его красные шнурки. Я даже подумала, что иногда все же, наверное, надо давать благотворительные концерты; бисер у гениев, конечно, бесконечен, но в этот вечер он был предназначен не всем, честное слово.
Впрочем, иначе получилась бы секта, а?

В артистической оба корифея показались теми беззащитными, немного растерянными юношами, какими я их помню так давно, что страшно вспомнить (а Антона - так еще с конкурса Чайковского двадцатилетним). Чему была особенно рада. Так что, дорогие музыканты, средство вечной молодости в том, что́ и как вы играете, и чем больше вы рискуете в своей свободе пошловатой публикой - тем вы краше и моложе.


Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #585 : Декабрь 30, 2018, 14:40:10 »
Tnargime Rǝnni на Москва | Рахманинов в Большой зал Московской Консерватории им ПИ Чайковского.
7 ч. · Москва ·
НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/572140509901523

Второй год подряд Teodor Currentzis делает важную вещь. Предновогоднюю суету и светодиодную вакханалию столицы он нивелирует ночными концертами трагичной музыки.

Сегодняшний концерт начался в 23:00, а закончился почти в 3 часа ночи.

В скорбную атмосферу Большой зал Консерватории сразу погрузила музыка сербского композитора Marko Nikodijevic c трогательным названием «Сvetić, kućica», «Цветик, домик». Траурная музыка на темы Ференца Листа, образы которой вдохновлены рисунками в блокноте маленькой девочки. Маленькой девочки, чье тело нашли в Дунае накануне Рождества. Практически Андерсенская «Девочка со спичками». Только не выдуманная. И в наши дни.

Не успели в зале стихнуть траурные крики чаек, как последовала «Рапсодия на темы Паганини» Рахманинова. Зал заполнила без труда узнаваемая каждым тема 24-го Каприса — гимн романтизма и ода легкомысленной гениальности. Но только Рахманинов омрачает ее своим любимым средневековым католическим песнопением Dies Irae («День гнева»).

Курентзис с оркестром MusicAeterna на этом контрасте драматургию и выстроили. Старое созвучно новому, традиция сплетается с модернизмом, ожидание новогоднего чуда удушается гирляндой несправедливости мира.

На фортепиано солировал Igor Levit. Он не пытался состязаться в скорости исполнения с Рахманиновым. Но не упустил зловещую легкость гениальной виртуозности Паганини. Овация была оглушающей. Забыв об антракте и светских радостях, публика вызывала его на поклон 6 раз. Прилежно выслушала два биса. И, кажется, выслушала бы гораздо больше.

Второе же отделение, которое началось в половину второго ночи, заняла вторая симфония Рахманинова. И она стала полным откровением.

Переосмысление Курентзисом Рахманинова, едва возникнув в афише, уже выглядело интригующим. Но когда в контексте опьяненной Новым годом Москвы зазвучали типичные рахманиновские колокольчики из первой части; когда по залу начала разноситься живописная снежная буря из части второй, где зимний пейзаж прорезает приближающаяся издали тройка, — обдает леденящим холодом.

Это тот самый древнерусский напев. Напев истерзанной души. Напев, близкий к темам рока из последних симфоний Чайковского (похоже исполнение Курентзисом Чайковского в наступающем году будет убийственным по силе). Драматическое начало усиливается, напряжение накаляется.

И начинается третья часть. Знаменитые медленные восхождения Рахманинова, где прекрасны все изгибы, завитки и колыхания музыки. И едва ты проваливаешься в эту идиллическую атмосферу, как вновь возвращается воспаленный напев, врывается страстным порывом и растворяется в широком, дышащем полной грудью финале.

Печаль и радость. Трагедия и праздник. Смерть и жизнь. Боль утрат и анестезия надежд. Конец года и начало нового. Все соединяется в финальной четвертой части. И во весь рост встает парадоксальная фигура традиционалиста-новатора Рахманинова.

Трагически-грозное растворяется в празднично-светлом. Зал заливается светом огней и горящих глаз. За окнами зияет ночное московское небо. Пожалуй, если и встречать Новый год, то так.

А после взрывной овации, нисколько не собирающуюся расходиться публику, на бис ждал рождественский сюрприз от дирижера и Надежды Павловой.

Запись сюрприза вы можете найти в приложенном к посту видео (на этот раз для удобства поместил ее в начало, а все овации уже следуют после — оставшиеся 12 минут). Не мог не вынести крупицу новогодней мистерии.

С наступающим!
Пусть грядущий праздник помимо оливье (или селедки под шубой, о которой Теодор оказался отлично осведомлен) принесет вам еще и пищу для переосмысления жизни и перерождения духа.

А услышимся вновь уже после праздничных каникул.
Вероятно будет известие, с которым наша привычный уклад начнет происходить по-новому.

p.s.
Если вдруг появится возможность, ни за что не упустите билеты на грядущих Тристию и Чайковского в Москве. Ну и «Жанна» в Перми в этом январе возможно будет чуть ли не в последний раз исполнена.
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 182
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #586 : Декабрь 30, 2018, 17:37:34 »
В. Журавлев о концерте 29.12.2018 в БЗК
https://www.youtube.com/watch?v=yL3NSz0iY9A

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #587 : Январь 11, 2019, 21:47:43 »
Проверка на бис

Контрольно-счетная палата обязала оперный театр вернуть в бюджет 20 млн рублей

Подробнее в потоке о Пермском оперном театре
http://classicalforum.ru/index.php?topic=9865.msg204829#msg204829
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #588 : Январь 22, 2019, 21:58:55 »
Теодор Курентзис – не то проповедник, не то революционер

Хор musicAeterna спел про жизнь арестантов
Надежда Травина

http://www.ng.ru/culture/2019-01-21/100_tristia.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #589 : Январь 22, 2019, 22:06:44 »
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-01-20 23:39:00

"Tristia"/"Скорбные элегии" Ф.Эрсана в "Зарядье", хор и оркестр "MusicAeterna", дир.Теодор Курентзис

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3946848.html
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 088
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #590 : Февраль 01, 2019, 15:13:33 »
ТЕОДОР КУРЕНТЗИС ПРЕВРАТИЛ МУЗЫКУ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ЛИРИЧНЫХ КОМПОЗИТОРОВ МИРА В ПРЕДМЕТ НОЧНОГО КУЛЬТА ДЛЯ ПОСВЯЩЕННЫХ

С. Бирюков

http://muzlifemagazine.ru/rakhmaninov-pod-mikroskopom/
« Последнее редактирование: Февраль 03, 2019, 11:51:25 от Papataci »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #591 : Февраль 03, 2019, 13:05:45 »
Теодор Курентзис признался,  почему живет и работает в провинции

Теодор Курентзис презентовал свой аромат духов на встрече с поклонниками в Cosmotheca в Ельцин Центре. Однако встреча получилась больше о музыке, о Чайковском и Малере, нежели о его арома-хобби.

Желающих попасть на эту встречу с Курентзисом вносили в специальные списки. Это был вечер для избранных. Кого-то пригласила Cosmotheca, часть гостей была от филармонии, кто-то пришел со стороны Ельцин Центра. В первых рядах были замечены музыканты оркестра musicAeterna, которым дирижирует Курентзис.

Сам маэстро опаздывал на полчаса. За это время гости успели оценить один из трех его ароматов духов. Екатеринбургской публике представили September Country, выпущенный в 2018 году к Дягилевскому фестивалю. Тираж всего 80 экземпляров, производство швейцарского бренда Ys-Uzac. Как определил сам автор: «Аромат, отражающий хрупкость времени и его невероятную художественную наполненность».

Читайте далее https://momenty.org/people/3077
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #592 : Февраль 06, 2019, 07:27:37 »
ВАДИМ ЖУРАВЛЕВ
Published on Feb 4, 2019
О концерта в Петербурге пермского оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. В программе - произведения Чайковского.

https://www.youtube.com/watch?v=0N4LCm39XQ4
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #593 : Февраль 06, 2019, 22:20:58 »
"Ни одна интонация не была потеряна": Курентзис ошеломил петербуржцев интерпретацией произведений Чайковского
Евгения Апакова

Греческий дирижер Теодор Курентзис выступил перед своими слушателя в Петербурге и преподнес неожиданную интерпретацию произведений Чайковского. Четвертая симфония в его исполнении получилась столь эффектной, что многие из пришедших в Филармонию имени Шостаковича не могли поверить, что услышали знаменитую психологическую драму, сопоставимую по силе с симфониями Бетховена.

https://nation-news.ru/region/spb/430308-ni-odna-intonaciya-ne-byla-poteryana-kurentzis-oshelomil-peterburzhcev-interpretaciei-proizvedenii-chaikovskogo
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #594 : Февраль 06, 2019, 22:26:11 »
Молекулярная кухня Курентзиса
Теодор Курентзис устроил Чайковский-марафон
6 февраля
Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Казалось, за семь лет в Пермском театре оперы и балета дирижёр не раз доказал, что его подход к интерпретации и презентации произведений классической музыки гарантирует успех, но изрядная часть публики всё ещё воспринимает его как исполнителя преимущественно западных авторов. Малер, Моцарт, Рамо — это да… А вот Чайковский — всё ещё под вопросом. В этом контексте двухдневный симфонический марафон из произведений «патрона» Пермского театра оперы и балета, который Курентзис и оркестр MusicAeterna устроили в последние дни января, снял все вопросы и уничтожил все сомнения.

Подробнее: https://www.newsko.ru/articles/nk-5092347.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #595 : Февраль 06, 2019, 22:33:57 »
Теодор Курентзис: «Мы в силах создать несколько мгновений рая на Земле»

Яна Белоцерковская, Наталья Шадрина

https://www.oblgazeta.ru/culture/music/41434/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #596 : Февраль 07, 2019, 07:41:34 »
Karl Buratinovich
4 ч. ·
https://www.facebook.com/buratinovich/posts/2143608965727055

Ну что, позавчера к нам в Питербурх приехал, как гриццо, "наш любимый Теодор Иоанныч дорогой" (а после филармониев мы увязли в сугробах бытия и токо щаз добралис до своего внутреннего мира). Сразу скажем, что концерт вышел неординарный и что на заявленные в прайсе 10-12 тыщ этерны без сомнения наиграли. Самоё анонсированная программа в виде Скрипичного концерта и Четвертой симфонии Чайковского заставляла томиться в предвкушении. Битком набитый зал и товароведы в первых рядах добавили в атмосферу праздника ожидаемо пряные нотки (в том числе в виде хлопания между частями) – и вот началос.

В скрипичном концерте солировал Айлен Притчин – для меня он был темной лошадкой. В позапрошлом году слушал его на юбилее питерской десятилетки – ну сыграл и сыграл, ничего особенного. Сам по себе концерт ПИЧа тоже вроде и неплох, но кагбэ слишком объективен – мажор, мажор, мажор и много-много нот, из-за чего его почти всегда играют как некий уверенный скрипичный чёс о комплексе полноценности солиста и ментальной непритязательности дирижера. Но в волшебных Теоруках всё переменилось: происходящее было вообще выведено за рамки здешнего мира в какую-то материализованную невозможность, прямо-таки в мистически-религиозное ощущение райской, ослепляющей красоты, среди коей по Данту положено обитать токмо блаженным душам. Никакого чёса, никакой «полноценности», никакого форте и ничего предзаданно свершившегося – только тихий, чистый, прозрачный и сияющий до невозможности свет. Мож неприлично говорить, но у меня были почти эротические ощущения. Наверное, есть такие пытки у каких-нить сект, когда человека обнажают, долго-долго доводят до экзальтации в невозможной позе – но НЕ позволяют истечь последними содроганиями. Вот как-то так это происходило. Тихо-тихо, нежно-нежно, что даже и слушать опасно. Притчин показал чудеса нюансировки на фоне нереальной по виртуозности техники – а играть виртуозно и при этом пианиссимо в разы сложнее полнозвучия. Оркестр под колдующим Тео тихо постанывал для фона. Ну и т.д. Короче, чип внедрили уже на первом отделении.

После антракта была Четвертая. Начало первой части сначала до меня вообще не дошло – какая-то куча-мала, но постфактум улеглось в весьма интересный концепт. Мне кажетсо, симфония решена как некие «песни и пляски смерти», как страшная сказка об исчезновении времени. Курентзис перевел её из, так сказать, почти реалистичной психопатической драмы скорее в закмнутое паранояльно-сенситивное состояние пульсирующего удивления-страха, с очевидными малеровскими штрихами. В драматически-синкопированных темах убраны и без того ослабленные сильные доли, все подголоски выведены на первый план (во всех частях), в том числе ритмически не совпадающие с основным тематизмом (например, триоли на фоне парных ритмов) – в итоге возникает странное ощущение раздвоения личности, как будто на фоне одной музыки звучит другая, или как будто к реальному звучанию примешиваются сторонние, перебивающие голоса. В итоге и «во поле береза» превращается из идиотического «хождения в народ» в шаманскую пляску вокруг потерявшего себя индивидуума. Конечно, внутри симфонии много нюансов (магически-завороженная, как детские страшилки, вторая «зимняя» часть, по-босховски шелестящая третья и пр.), но какой смысл это пересказывать.. В любом случае к концу зал уже находился, как мне показалос, в состоянии глубокого транса. Сопровождавшие меня тётеньки раскраснелись-разбледнелись, были явно не в себе и уверенно заявили, что никакие другие оркестры они больше слушать не будут.

Я сидел и немного злорадно думал про москвичей, которые, конечно, услышат «Ромео и Джульетту» (а мы, увы, нет), но зато не станут свидетелями нашего заваленного снегом чуда.

Ну а потом был фантастический сюприз. После изнуряющей программы (симфонию оркестр играл стоя), после «долгих продолжительных аплодисментов» Тео, обязанный этому городу в том числе рождением себя как дирижера, сыграл на бис «Ромео и Джульетту» (!) – аааааа! Целиком. И это было сделано просто запредельно, даже не хочу пересказывать. Что называется, гениально. Тётеньки перестали узнавать друг друга и в гардеропе хватали заместо своих чужие вещи.

По завещанию поэта «душа обязана трудиться», но в данном случае и дирижер, и оркестр не просто трудятся, а «пашут как проклятые» до седьмого пота. И это неравнодушие, жажда вытащить слушателя за волосы из обыденности в иные сферы, постоянное и очевидное «мыслечувствование» о высоком делает Курентзиса со своим оркестром тем, что они есть. Остаётся только поклониться. Конечно, у всех остается право на «нравится - не нравится», «я не врубился в творчий задум», «мне кажется» и прочие эвфемизмы лености. Но по-моему честнее сказать «браво», без всяких оговорок.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #597 : Февраль 08, 2019, 08:39:32 »
Нескучный ад
Теодор Курентзис и Патрисия Копачинская привезли в Москву своего Чайковского

Пермский оркестр MusicАeterna с дирижером Теодором Курентзисом и скрипачкой Патрисией Копачинской сыграли в Московской филармонии программу из популярной музыки Чайковского по Данте и Шекспиру. Но хрестоматийные Скрипичный концерт, увертюра к «Ромео и Джульетте» и фантазия «Франческа да Римини» звучали почти так, будто их никто и никогда еще не слушал и не играл. Рассказывает Юлия Бедерова.

https://www.kommersant.ru/doc/3875972
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #598 : Февраль 15, 2019, 19:07:57 »
Оркестр musicAeterna представил типичного и нетипичного Чайковского

Скрипачка Патриция Копачинская добавила хулиганства в концерт Теодора Курентзиса
Надежда Травина

http://www.ng.ru/culture/2019-02-07/7_7502_music.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 945
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #599 : Март 06, 2019, 01:14:08 »
Karl Buratinovich
19 ч. ·
https://www.facebook.com/buratinovich/posts/2186697921418159

Курентзис опять в Питербурхе, в этот раз без «сделайте нам красиво». Моё я вернулось совершенно психологически убитое из БДТ – давали «Тристию» на зэковские тексты. Мы все помним хрестоматийное и от того почти ироничное «от тюрьмы и от сумы..», но сегодня было не до иронии. Пели всерьёз – взахлеб, как в омут с головой – о том, как жизнь прорастает сквозь смерть «неизвестным науке способом», о том, о чем и петь-то нельзя. Почти в каждой семье есть сиделец, хранитель страшной тайны. Или был – колесо времени катится вперед. Моя прабабушка исчезла в 1937 году на 8 лет (как до этого в течении 20 лет её ломала большевистская власть – отдельная история), следом за ней в лагеря отправился бабушкин брат дядя Павлик – вернулся глубоким инвалидом с отрезанной ногой. Оба никогда не рассказывали, что с ними случилось. Молчали до конца, не то что петь. А тут – такое...

«Опера», которую правильнее было бы назвать «страстями», начинается с пощёчины – издевательски блатной песни, вывезенной в 70-е из СССР «на сохранение» легендарной Диной Верни: «А на свободе фраера гуляют с ночи до утра, и шмары, .., и шмары...» Сочиненной, понятное дело, не малоизвестным у нас французским композитором Филиппом Эрсаном, автором сегодняшней мистерии, а «народом». Еще чуть раньше – до этого, вытатуированного на теле страны песенного эпиграфа – сцену освятили курящимся ладаном: как известно, наши предки при соборовании по направлению дыма из кадила определяли, умрет больной или нет, а осужденному на казнь давали вино, смешанное с ладаном – для потери сознания. Видимо, сознание сегодня не требовалось – как и всякий ритуал, эксперимент был обращен внутрь, ножом в сердце. Дирижер вместе с хором пел, закручивал ацкий хоровод, сигналил трубящим ангелам, свирепел и таял от нежности – всё, как он умеет. Хор пел то культурно по-французски (большей частью стилизованные под средневековье канцоны, иногда деформированные современным языком), то развязно или отчаянно-безнадежно по-русски, и эта языковая разность создавала метафизическое пространство между «культурой» (французские фраера, небось, вместо «параши» говорят «cabinets») и «натурой», а точнее той непостижимой субстанцией, которую в России зовут «душой». Русские тексты композиторски проинтонированы совершенно аутентично – с трудом верится, что их писал сам Эрсан (может, колдовал по русской пиратской инструкции?). По крайней мере, на поклонах в конце он казался не менее удивленным и ошалевшим, чем публика в зале..

В общем – конечно, событие. Конечно, молодцы. Дома я свалился в постель: показалось, что заболел и что температура поднялась до 39, померял – нормальная. Вот такой он, видимо, катарсис..

Пойду почитаю, что умные люди пишут – спектакль идет уже не первый год.

зы
Конечно, отдельное спасибо нужно сказать хормейстеру Виталию Полонскому, в бороде внимавшему своему со-детищу с первого ряда.
Che mai sento!