Автор Тема: Теодор Курентзис и споры вокруг него  (Прочитано 111690 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #600 : Март 06, 2019, 01:16:27 »
Галина Никольская
вчера в 10:14
https://vk.com/wall30742595_5099

Вчера в рамках празднования 100-летия БДТ состоялась петербургская премьера хоровой оперы "Тристия" Филиппа Эрсана в исполнении хора и оркестра MusicAeterna Пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса.

Поводом к созданию «Тристии» - сочинения для хора и солистов оркестра - стал проект фестиваля «Свет и тени» во французском Клерво - старинном аббатстве, которое со времен Наполеона Бонапарта служит тюрьмой для осужденных за особо тяжкие преступления. В 2015 году архитектурному ансамблю аббатства исполнилось 900 лет, и по этому случаю заключенным было предложено принять участие в поэтическом конкурсе.Музыкальный цикл, прозвучавший в Клерво в 2015 году, привлек внимание Теодора Курентзиса. Он предложил Филиппу Эрсану дополнить цикл музыкой на стихи еще и российских заключенных.Название цикла отсылает к сборнику стихов Осипа Мандельштама Tristia (1922)."Tristia" на латыни означает "печаль,скорбь"."Скорбные элегии",так называлась книга ссыльного древнеримского поэта Овидия, произведения которого любил перечитывать Мандельштам. В русскоязычную часть вошли тексты как профессиональных писателей, так и наивных поэтов-самоучек, мужчин и женщин. Среди авторов есть Мандельштам и Варлам Шаламов.

«Тристия» состоит из отдельных номеров,это - арии-монологи, дуэты, трио и хоровые песни. Некоторые из них исполняются на русском языке, другие — на французском.

В полной темноте на сцену постепенно выходят музыканты,солисты и начинают петь и постепенно зажигаются свечи.Во время исполнения солисты вместе с дирижером постоянно перестраиваются на сцене,то ходят по кругу, то группками быстро подбегают к самой рампе и тут же включаются в пение,то выстраиваются в каре.Из музыкальных инструментов баян, виолончель, фагот, флейта, скрипка, духовые, барабаны и оркестровые колокола, которые звучат то соло, то все вместе.Изумительно пели солисты,как поодиночке, так и в хоре, как единое целое!Голоса чистейшие! Потрясающе пронзительно звучал баян,а потом оркестровые колокола. Очень необычная опера, непривычная, но мне было интересно и любопытно!

Мне тюремная тема не очень близка, как любой нормальный человек,я боюсь тюрьмы, но я понимаю,что в нашей стране там может оказаться любой,поэтому такие произведения должны звучать и тем самым привлекать внимание,что заключенные могут сидеть вследствие судебной ошибки,из-за своих политических взглядов, а не только за тяжкие преступления перед обществом,что они тоже люди и могут страдать, раскаиваться и сожалеть о содеянном.

На поклоны вышел и сам композитор Филипп Эрсан.
Che mai sento!

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 595
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #601 : Март 25, 2019, 09:01:45 »
Вадим Журавлёв о Реквиеме Верди в БЗК 24 марта 2019г

Сумерки богов. Курентзис слепил хинкали из Верди

https://www.youtube.com/watch?v=9hgKtIqjbfY

Онлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 728
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #602 : Март 25, 2019, 23:22:31 »
 Журавлёв, по-моему, на редкость одиозная фигура. Я тут почитала его ФБ, такое презрение к певцам, музыкантам и пр. Так много сплетен, что даже перестала его слушать.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #603 : Март 26, 2019, 22:49:28 »
Александр Баунов
Вчера в 00:55 ·
https://www.facebook.com/100000109504492/posts/2535486446464981/

Почему Курентзис? Кто бывает в концертных залах чуть не каждый вечер, задают этот вопрос, ведь много хорошей музыки. Ну да, много, ну хорошей, ну музыки. Кто спорит. Но сколько обычный заинтересованный слушатель услышит в жизни гарантированно гениальных исполнений? Ну тридцать, сорок за жизнь. И поди их еще найди среди хорошей музыки, которой, несомненно, много. А тут не надо искать. Ну да, есть записи с более знаменитыми и голосистыми солистами. Но половина из них на человека, который не проводит каждый день в концертах, производит впечатление взаимозаменяемых. А тут не производит.

Курентзис сыграл сегодня "Реквием" Верди, продолжил начатое им же в "Травиате", которую в Перми ставил Уилсон. Верди у многих получается как надушенный платок из мужского кармана, которым промокнули дамские слезы, когда в театре, а с случае "Реквиема". А тут платок отжат, проветрен, высушен на свежем ветру и ярком солнце, нету в нем больше пудры и запаха духов "Белая сирень". Получается Верди, из которого вынули эпоху и достали музыку. В Травите было особенно видно, потому что там сюжет. Но тут видно из сюжета.

Герой Пелевина, разглядывая распятие в стиле модерн, размышлял о характере религиозного чувства, которое могло ему соответствовать. Под "Реквием" Верди тоже тянет размышлять о том же, но не в этом случае: исполнение Тео снимает вопросы вместе с "Белой сиренью". В принципе в звучании он делает то же, что одаренный современный режиссер в театре: снимает "костюм эпохи" и одевает персонажа в современное, оставляя шекспировским или чеховским. Или даже не в современное, а в универсальное, ну или в ту форму современного, которая кажется нам сейчас вечной.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #604 : Март 26, 2019, 22:55:05 »
Marina Evreison Arshinova
Вчера в 13:23 ·
https://www.facebook.com/1290295727/posts/10219021059939346/

послушала Шестую Чайковского в исполнении Курентзиса и "Вечной музыки". Если честно - только до репризы первой части, до конца побочной.

Начну издалека. Что мы сегодня можем ждать от интерпретаций классических заигранных до дыр симфоний? Фундаментальные подходы к интерпретации этих сочинений ХХ века, как фундаментальные научные открытия, дают основу для дальнейших поисков. В идеале время должно своим нервом проступать в интерпретации, время и личность автора этой интерпретации. Понимаю, что звучит абстрактно. Последние годы принесли две (имхо) выдающиеся интерпретации Шестой - Кристиан Тилеманн и Кирилл Петренко с одним и тем же оркестром - Берлинскими филармониками. Каждая заслуживает подробного разбора не только в силу своей новизны и экспрессивности, но уже только потому, что такими эталонными для своего времени интерпретациями сочинений, составляющих основу симфонического репертуара, устанавливается стандарт исполнительства в целом, от них ведут отсчет.

Пример? Юджа Ванг может выйти играть в одних стрингах, но не позволит себе устроить ritardando в кульминации или morendo чтобы подвесить соплю на паузу, потому что у нее есть вкус и чувство времени. Все повороты сегодня должны быть пройдены на скорости, без торможений. Это стандарт, идущий от симфонического музицирования. Каждый скрипач, претендующий на статус солиста, должен отдавать себе отчет: этот переход несет функцию соединения, разъединения, противопоставления, сравнения или сопоставления? И Нэнси Чжоу нам демонстрирует, что кроме работы над техникой, звуком, интонацией на скрипке есть надстройка, а именно, позиция музыканта по отношению к исполняемому произведению, без которой нет смысла вылезать на сцену.

Теперь вернемся собственно к заявленной теме поста. То, что я слышу у Курентзиса здесь, и слышала всегда, с первых тактов, характеризуется "выделением" подголосков, а выделения, как учил нас незабвенный Натан Ефимович Перельман, не являются областью эстетики. Более того, нам показывали, как не надо, это называлось провинциальный шопенизм, когда берется какой-то мотивчик подголоском и вдруг выпячивается на первый план, типа, смотрите, что я нашел, а вы и не знали. Вы и правда не знали? :)

Или три первых ноты побочной. Юрий Темирканов с его колоссальным чувством времени МЕЖДУ звуками, тем, что называется дыханием фразы, мог для этих трех нот взять столько времени, сколько ему надо, и были слезы и мурашки. Но это уже уходящая натура, сейчас так не играют. Чувство времени, дыхание фразы не сильные стороны Теодора Курентзиса. Природную музыкальность он пытается заменить здесь расчетом -"музЫку я разъял как труп". Особенно торчат, как ослиные уши, ритмические фигурации, возникающие после этого в басах (Moderato mosso, пришлось посмотреть в ноты), которым он придает исключительно от головы, "смотрите, как интересно", неуместно принципиальное значение. Пассажи, которые должны литься спонтанно, как ручеёк, или ок не как ручеёк, но проходить, не задерживая на себя взгляда, ибо когда всё важно, ничего не важно, звучат какими-то натужными упражнениями. Вообще, натуга, старательность, интересничанье (как с ритмическими фигурациями в данном случае), отсутствие спонтанности это то, что сразу ставит для меня клеймо второсортности на исполнении.

Чтобы не быть тенденциозной, скажу, что хорошо в этом исполнении. Струнные хороши. Но извините, зная в лицо тех, кто там играет, можно себе представить, что пассаж наверх они в состоянии эффектно и вместе запузырить после 9 часов репетиций. Когда у струнных перенимают игру духовые, особенно слышен контраст и провал, ибо оркестр это единый организм, и "если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича" - так ни один оркестр не работает. Это уже другая тема, но это слышно.

В общем, я не вижу, как можно в сегодняшнем мировом контексте всерьез рассматривать это исполнение как еще одну интерпретацию. Как еще одно исполнение, да, вполне. Если взять ту лажу, которая несется у нас за редким исключением на симфонических концертах, исполнение оркестром Вечная музыка с ее лидером вполне зачотно, не спорю. И это он услышал, и то показал. И энергия есть, и драйв. Исполнение "качественное", "тщательно проработанное". А тут вот тонкость проявил. Музыканты играют с отдачей. Но давайте серьезно - по сути все это одно лишь местечковое мракобесие
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #605 : Март 26, 2019, 23:39:03 »
Освобождение
Оркестр и хор MusicAeterna исполнили в Перми Реквием Верди

https://www.newsko.ru/articles/nk-5157643.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #606 : Март 26, 2019, 23:55:44 »
MusicAeterna едет в Германию

Теодор Курентзис, оркестр и хор musicAeterna Пермского театра оперы и балета станут участниками «Русских сезонов» в Германии. В Кёльне и Гамбурге музыканты представят «Реквием» Джузеппе Верди. Оркестранты сыграют на инструментах эпохи позднего романтизма: чимбассо – итальянском духовом инструменте, деревянных флейтах, ударных с особыми палочками. Концерты пройдут 1 и 2 апреля.

http://muzcentrum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=33287:musicaeterna-edet-v-germaniyu&catid=12
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #607 : Март 27, 2019, 00:02:39 »
«В гастрольном графике — Париж, Вена, Женева, Экс-ан-Прованс, Афины»
Дмитрий Буткевич — о выступлениях коллектива musicAeterna

https://www.kommersant.ru/doc/3923265
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #608 : Март 28, 2019, 21:18:28 »
Как Курентзис не встретился с Абдразаковым

26 марта 23:53 Петр Поспелов  / Для Ведомостей

Транзитом из Перми в Европу Теодор Курентзис проследовал через Москву с «Реквиемом» Верди. С ним разминулся Второй фестиваль Ильдара Абдразакова, двигавшийся встречным курсом

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2019/03/26/797465-net
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 18 916
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #609 : Апрель 01, 2019, 22:29:42 »
Теодор Курентзис представил "Реквием" Верди в Кельне

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/343226
Che mai sento!

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 595
Re: Теодор Курентзис и споры вокруг него
« Ответ #610 : Апрель 13, 2019, 22:54:33 »
Наш любезный Теодор Иоаннович продолжает "победоносное шествие" с траурной мессой Джузеппе Верди, одно из таких выступлений было зафиксировано с помощью видеокамеры. Дело было в Милане. Даже можно и послушать: http://classicalforum.ru/index.php?topic=13862.msg206519#msg206519