Автор Тема: Современный музыкальный процесс  (Прочитано 19981 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #425 : Ноябрь 01, 2012, 19:49:30 »
Союз ящерицы и птички

 http://www.colta.ru/docs/8338


КАМИЛА МАМАДНАЗАРБЕКОВА расспросила композитора Александра Маноцкова о его проекте «Четыре квартета» и оперном взрыве в Москве. И заодно выяснила, почему «сложной» музыки не бывает
<...>
— Скажите, а вы не боитесь неподготовленной аудитории? Зрители и слушатели, которые приходят на «Платформу» (даже по себе могу сказать), не всегда способны различить на слух, например, сложную полифоническую структуру канона Окегема (который использовался в опере Невского Autland. — Ред.).

— Ну что вы, канон Окегема — это абсолютная карамель! И в опере Невского он выполняет роль нарочито «красивого» (хотя Сережа Невский может со мной и не согласиться). Что сложного в структуре под названием «канон»? Один начал, потом другой, третий... и так 24 раза. По-моему, даже человек, который ничего не понимает в музыке, сразу слышит, что это одно и то же, начавшееся с разных мест. Вся наша жизнь, в сущности, одно и то же, начавшееся с разных мест.

По поводу обращения к неподготовленной аудитории — я этим занимаюсь уже много лет. У меня была, например, такая группа «А бао а ку», где я пел и играл на перкуссии. Там еще были скрипачка и бузукист. Бузуки — это такой бастардизованный вариант саза, греческо-ирландский. Таким странным составом мы играли музыку абсолютно любую, только как бы немножко сломанную. Некоторые композиторы писали специально для нас — в частности, Борис Филановский. Или, например, Александр Кнайфель разрешил нам взять свою партитуру. При этом мы выступали в местах типа «Проекта О.Г.И.», куда приходит публика, взыскующая чего-нибудь в духе саундтрека к фильму Кустурицы. И у нее не было проблем ни с Кнайфелем и его подвисшими в воздухе паузами, ни с Филановским и его четырехоктавным пением на вдохе, ни с переложениями музыки ХХ века — Прокофьева, Шостаковича. Поскольку человек, который туда приходил, вообще ничего не ожидал, у него не возникало диссонанса. Ни у одного звука не может быть диссонанса с пустотой.
<...>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 239
  • (1962—2014)
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #426 : Ноябрь 02, 2012, 11:47:58 »
... мы выступали в местах типа «Проекта О.Г.И.», куда приходит публика, взыскующая чего-нибудь в духе саундтрека к фильму Кустурицы. И у нее не было проблем ни с Кнайфелем и его подвисшими в воздухе паузами, ни с Филановским и его четырехоктавным пением на вдохе, ни с переложениями музыки ХХ века — Прокофьева, Шостаковича. Поскольку человек, который туда приходил, вообще ничего не ожидал, у него не возникало диссонанса. Ни у одного звука не может быть диссонанса с пустотой

:))))) Гениально ! Какая самокритика ! Какие саморазоблачения ! Какие откровения о потребителях этого искЮсссссссссства !
Знаете, иногда по прочтении подобных эскапад складывается впечатление, что все эти деятели на самом деле всё понимают, и только перед нами кривляются, чтобы привлекать внимание к своим поделкам и продолжать свои эксперименты.
Юродивые.
"Не может быть диссонанса с пустотой" ! :))
Ну конечно: если голова пустая, то диссонанс возникнуть не сможет. Всё будет проглочено без заминки и без вопросов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #427 : Ноябрь 11, 2012, 12:57:39 »
Акты — упрямая вещь
"Два акта" Владимира Раннева и Дмитрия Пригова в Эрмитаже

 http://www.kommersant.ru/doc/2061130

<...>
В "Двух актах" Владимир Раннев работает с типологическими формулами европейской и русской вокальной музыки: расшатывает их, деформирует, искажает до едва ли не полной невозможности узнавания — но то и дело бережно прореживает "шум языка", даруя интонационному сигналу шанс быть опознанным и считанным.
<....>

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #428 : Ноябрь 11, 2012, 19:34:45 »
Владимир Раннев работает с типологическими формулами европейской и русской вокальной музыки: расшатывает их, деформирует, искажает до едва ли не полной невозможности узнавания — но то и дело бережно прореживает "шум языка", даруя интонационному сигналу шанс быть опознанным и считанным. [/i]
<....>
Зачем?
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #429 : Ноябрь 14, 2012, 22:43:05 »
Композитор, заканчивающий консерваторию, жалуется приятелю: «Мне нужно представить свеженаписанную симфонию, а у меня ничего нет». – Невелика беда, - возражает приятель. – Возьми симфонию Чайковского и перепиши задом наперед! «Думаешь, я не пробовал? Если переписать ее задом наперед, получается симфония моего профессора!»

В.Топоров  http://calendar.fontanka.ru/articles/123/

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #430 : Ноябрь 15, 2012, 16:43:20 »
Композитор, заканчивающий консерваторию, жалуется приятелю: «Мне нужно представить свеженаписанную симфонию, а у меня ничего нет». – Невелика беда, - возражает приятель. – Возьми симфонию Чайковского и перепиши задом наперед! «Думаешь, я не пробовал? Если переписать ее задом наперед, получается симфония моего профессора!»

В.Топоров  http://calendar.fontanka.ru/articles/123/

Это очень старый анекдот. Сегодня он должен был бы звучать так: возьми композицию Штокхаузена... и т.д.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 609
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #431 : Март 04, 2015, 18:50:29 »
Композитор Андрей Головин – о сюите «Бемби» и не только о ней

– Сложно ли вообще быть композитором в XXI веке? Вы пишете традиционную музыку традиционными средствами. Сегодня для этого нужна некоторая смелость…

– Если ты композитор по призванию – то несложно. О себе мне трудно судить – пусть судят другие. Я никакого дискомфорта не испытываю и просто стараюсь не писать лишнего. Музыку всегда пишет конкретный человек, и если у него есть свои идеи, то это большое счастье, а если он думает, что все уже написано, и как канувший в Лету постмодернист черпает из музыки прошлого, искажая ее, то это, по-моему, отвратительно.

– То есть груз веков вам только помогает?
 
– Не знаю, насколько помогает – ведь на самом деле мы учимся только у самих себя. Любое творчество – это саморазвивающийся организм, и композиторы, как правило, замкнуты сами на себе. И в то же время без классической музыки я не мыслю свою жизнь, я живу классической музыкой.

Полностью: http://www.mariinsky.ru/news1/news2/04_232march1/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 609
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #432 : Июнь 05, 2015, 17:34:54 »
Кто заказал музыку, тот ее и… присвоил

5 июня 2015 г.

Челябинские композиторы провели заседание по сильно возмутившему их поводу – студент Красноярской академии музыки и театра заказал известному южноуральскому автору музыку для филармонического концерта, а получив ее, передал для исполнения оркестру Красноярской краевой филармонии под своим именем. Подробности – в материале Chelyabinsk.ru.

Оригинал материала: http://chelyabinsk.ru/text/weekend/41619697160192.html?full=3
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 609
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #433 : Март 27, 2016, 05:16:16 »
Александр Чайковский: "Профессор консерватории - это святое"
 
Радиопрограмма: Рандеву с дилетантом
Владимир Молчанов
Время выхода: Суббота, 19.00; Воскресенье, 10.00
Дата выпуска: 19.03.2016


Гость программы – композитор, пианист, педагог, художественный руководитель Московской государственной филармонии, народный артист России Александр Владимирович Чайковский.

Александр Чайковский родился в Москве 19 февраля 1946 года. Обучался по классу фортепиано в Центральной музыкальной школе, в 1965 поступил в Московскую консерваторию в классы композиции Тихона Хренникова и фортепиано Льва Наумова. Окончив консерваторию в 1972 году, совершенствовался в аспирантуре, с 1976 года ведёт преподавательскую деятельность на кафедре сочинения.

Чайковский ведёт активную композиторскую, педагогическую и музыкально-общественную деятельность, проводит многочисленные мастер-классы, участвует в жюри различных конкурсов. Он также является автором критических статей в ряде ведущих музыкальных журналов.

29 марта 2016 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского пройдёт Юбилейный авторский концерт Александра Чайковского. В программе концерта будут звучать "Этюды в простых тонах" (Концерт № 2) для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано (посвящается Юрию Башмету), концерт для двух фортепиано с оркестром и
Симфония № 4 для оркестра, хора и солирующего альта (к 60-летию Великой Победы).

Александр Чайковский: "Я люблю иногда, как ни странно, слушать музыку. Люблю слушать её по-разному: иногда устраиваю себе, как я это делал в школе, так сказать, "прокачку мозгов", просто прослушивание музыки, той, которую я уже, может быть, забыл, или просто не знаю. Мне же много приходится слушать концертов, трансляций из зала Чайковского. Ведь можно за несколько лет переслушать и пересмотреть все концерты - это очень интересно".

Слушать: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/rendezvousdilettante/18895-aleksandr-chajkovskij-professor-konservatorii-eto-svyatoe
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 609
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #434 : Май 22, 2016, 23:51:35 »
Композитор Антон Батагов: "На самые важные вещи никогда не хватает секунды"

http://www.m24.ru/m/articles/105644

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Композитор Владимир Волошин: «Я человек с романтическим мироощущением»

Ольга Юсова, 21.05.2016 в 19:49

http://belcanto.ru/16052102.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 609
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #435 : Май 26, 2016, 10:59:44 »
Московский музыкальный театр «Геликон-опера» объявил планы на 27-й сезон. Среди премьер нового сезона опера «Чаадский» Александра Маноцкова в постановке Кирилла Серебренникова.

http://colta.ru/news/11175
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 718
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #436 : Июль 16, 2016, 11:10:51 »
ВНУКИ ГОЛОГО КОРОЛЯ
или
Додекафонный волос в атональном супе


Екатерина Кретова

http://sias.ru/upload/voprosy_teatra/2016_1-2_137-140_kretova.pdf
Che mai sento!

Оффлайн le Bardo

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #437 : Июль 19, 2016, 23:51:00 »
Додекафонный волос в атональном супе
Голый король обронил?

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 917
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #438 : Июль 26, 2016, 07:34:24 »
Екатрина Кретова написала меткую статью. - В самое яблочко.  ;D
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн le Bardo

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #439 : Июль 26, 2016, 19:23:22 »
А каким боком модальность к атональному супу?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 609
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #440 : Август 30, 2016, 12:35:54 »
"Рандеву" с Антоном Батаговым

Радиопрограмма: Рандеву с дилетантом
Владимир Молчанов
Время выхода: Суббота, 19.00; Воскресенье, 10.00
Дата выпуска: 27.08.2016


Новый гость программы Владимира Молчанова - композитор, пианист Антон Батагов.

Антон Батагов - знаковая фигура современной музыки. Его творчество получило высокие отзывы самых взыскательных критиков. Его авторский взгляд и духовный опыт неповторимы, а принципы настолько же неортодоксальны, насколько ясны и убедительны. В 2009 году он был удостоен престижной премии "Степной волк" в номинации "музыка года". В этом же году Батагов возобновил концертные выступления.

Из рецензий:

Батагов переворачивает наши представления о том, что такое концерт фортепианной музыки. (The Gathering note, США, 2009)

Батагов за роялем рисует целые миры. (Time Out New York, США, 2013)


Возвращение Антона Батагова на московскую сцену оказалось событием: самой музыке словно вернулось утраченное общественное значение. (Ведомости, Россия, 2013)

В настоящее время Антон Батагов выступает с циклами уникальных сольных концертных программ. Его музыку исполняют такие коллективы, как Госоркестр России им. Светланова, Уральский филармонический оркестр и другие. Премьеры его сочинений каждый раз становятся знаковыми событиями.

"Сочинение, которое поменяло современные ориентиры" (Ведомости, 2013, о фортепианном цикле "Избранные письма Сергея Рахманинова")

"Необыкновенно смелое, радикальное высказывание, от которого невозможно увернуться. Либо летим вместе, либо оставайся на земле." (Colta.ru, 2014, о вокальном цикле "I Fear No More" для оркестра, певца и рок-музыкантов)

В 2015 году альбом "I fear no more" (вокальный цикл на тексты Джона Донна в исполнении Госоркестра России им.Светланова по управлением Владимира Юровского) был номинирован на International Classical Music Awards.

http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/rendezvousdilettante/20047-randevu-s-antonom-batagovym
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 609
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #441 : Сентябрь 01, 2016, 19:55:28 »
Оскар Бьянки: «Я пишу партитуру в такси, в поезде, про это есть уже много шуток»

Композитор рассказал Илье Овчинникову, на что может прожить сочинитель музыки и как добиться, чтобы твою вещь сыграли во второй раз

Текст: Илья Овчинников

В городе Чайковском Пермского края в шестой раз открылась ежегодная Международная академия молодых композиторов: творческая лаборатория, где в процессе двухнедельных занятий композиторы пишут новые сочинения, которые затем исполняются в серии финальных концертов. Среди композиторов-профессоров, участвовавших в работе академии прежних лет, — Беат Фуррер, Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие. В нынешнем году самая яркая звезда академии — композитор Оскар Бьянки (Швейцария — Италия): лауреат ряда престижных премий, автор оперы «Thanks to My Eyes», заказанной знаменитым фестивалем в Экс-ан-Провансе. Среди исполнителей его музыки —Ардитти-квартет и Оркестр Баварского радио, ансамбль Ictus, дирижер Франк Оллу и другие известные музыканты.

http://m.colta.ru/articles/swiss_made/12282
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 609
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #442 : Сентябрь 20, 2016, 12:59:50 »
"Это что-то из области загадочной русской души"

Итальянский композитор Лудовико Эйнауди выступил в Москве

В переполненном Crocus City Hall прошел концерт итальянского композитора Лудовико Эйнауди, который на сегодняшний день является самым популярным в мире автором музыки в категории "современная классика". БОРИС БАРАБАНОВ встретился с ЛУДОВИКО ЭЙНАУДИ после концерта, чтобы выяснить, что в его музыке находит молодежь и тяжело ли играть на рояле в Арктике.

http://kommersant.ru/doc/3093657
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 609
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #443 : Сентябрь 25, 2016, 11:48:22 »
"Рандеву" с Антоном Батаговым. Программа вторая

Радиопрограмма: Рандеву с дилетантом
Владимир Молчанов
Время выхода: Суббота, 19.00; Воскресенье, 10.00
Дата выпуска: 03.09.2016


Владимир Молчанов продолжает беседу с известным российским композитором, пианистом Антоном Батаговым.

Антон Батагов: "Было бы странно хотеть от простых людей, чтобы они знали творчество современных классических и неоклассических композиторов. В Нью-Йорке люди любят петь хором, причем поют как проверенные временем шедевры Баха и Генделя, и даже произведения Филиппа Гласса. У нас, к сожалению, такой традиции нет..."

Слушать: http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/rendezvousdilettante/20144-randevu-s-antonom-batagovym-programma-vtoraya
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 9 609
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #444 : Октябрь 17, 2016, 18:57:40 »
Маэстро Олега Каравайчука расспрашивает Улдис Тиронс

Мне с небес предначертано играть на этих мордах

А какая музыка старит?

Шостаковича! Самый страшный композитор. Шостакович. Малер. Самый страшный композитор, потому что это нечистая сфера, падающая через какие-то сразу образующиеся ледяные желоба. Через водопроводные трубы. Это резкая течь, когда музыка образует и падение священной воды, и священную льдину. На нем уже радуга и вся природа, елки узорами, на вот этом желобе. Вагнер – это фантастическое явление. Это желобы среди вселенной, на которой все растения отражаются как в зеркале, но пропуская через желоб туда воду, понимаете? Вот такая водосточная труба из вселенной миров. За ней уже звезды, там ангелы, а уже за ангелами нормальные люди. Путник, спутник, вот я (напевает, дирижирует). Понятно?


http://rigaslaiks.lv/ru/statja/russian-%D0%BC%D0%BD%D0%B5-%D1%81-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн lina

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 421
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #445 : Октябрь 31, 2016, 14:34:59 »
5-й Международный фестиваль актуальной музыки "Другое пространство" (2-6 ноября)
Что там послушать, советует Ю. Бедерова:
http://kommersant.ru/doc/3120482



Оффлайн lina

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 421
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #446 : Ноябрь 04, 2016, 15:18:49 »
Слава Шадронов (Арлекин) о первом концерте фестиваля:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3458576.html


Оффлайн lina

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 421
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #447 : Ноябрь 06, 2016, 15:16:06 »
Из ФБ Елены Мусаелян:
Ну вот и состоялся концерт века! Такой концентрации консерваторской профессуры, композиторов, критиков, исполнителей и вообще знакомых я не видела еще ни на одном концерте за всю свою жизнь. Одно то, что на выходе из метро Маяковская спрашивают лишний билетик - когда в программе, на минутку, Штокхаузен и Берио - дорогого стоит. Восторг и кайф.

Полностью:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004860220858&hc_ref=NEWSFEED

Оффлайн lina

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 421
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #448 : Ноябрь 09, 2016, 15:37:01 »
Статья П. Поспелова о прошедшем фестивале:
Фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» примирил направления
Он представил мировые и российские премьеры, объединил музыкальные силы и при этом даже собрал аншлаги
07 ноября 23:08Петр Поспелов  / Ведомости

Нет сомнений: пятый фестиваль «Другое пространство», который провела Московская филармония, получился самым мощным и содержательным за его историю, начатую в 2009 г. Десять концертов за пять дней, из них три симфонических, сотни участников, тысячи слушателей – все это показатели, но главные показатели – содержательные. По инициативе художественного руководителя фестиваля Владимира Юровского в Москве прозвучали партитуры европейского авангарда, ранее неподъемные для исполнения отечественными силами. В начале 1980-х, правда, специально раздвигали железный занавес, чтобы Даниэль Баренбойм мог сыграть у нас «Ритуал» Пьера Булеза (1975), но исполнял его тогда Оркестр де Пари. А «Группы» Карлхайнца Штокхаузена (1957) в России вообще никогда не звучали.
Оба сочинения сегодня не только сохраняют историческое достоинство, но и воплощают поучительную связь эпох. С одной стороны, оба они являют крайнее выражение умозрительного начала, настолько доведен до предела рациональный контроль над всеми элементами партитуры, начиная от нюанса, динамического параметра и артикуляции, которыми сопровождается взятие каждой ноты, кончая оригинальной рассадкой оркестра: у Булеза секции ведут диалог, занимая сцену и балконы, у Штокхаузена 109 музыкантов поделены на три оркестра, каждый из которых имеет своего дирижера. С другой же стороны, в «Ритуале памяти Бруно Мадерны» Булеза слышатся не только указания на архаику, но и утонченная традиция французской музыки, а линия «Групп» Штокхаузена срисована с альпийского хребта, что становится лишь дополнительным аргументом в пользу мысли, что великий авангардист был столь же соприроден миру, как и титаны немецкой традиции вроде Малера или Штрауса.
Всецело противоположный, разорванный образ истории слышался в интертекстуальной Симфонии Лучано Берио, дитяте мятежного 1968 года (тоже российская премьера). В шумном авангардном компоте здесь варится щедрая нарезка цитат из всей мировой классики, а на поверхности кипят, мешая слушать музыку, культурологические и левополитические тексты, часть из которых давно утратила актуальность.
Однако авангард и постмодернизм в программе «Другого пространства» были уравновешены минимализмом – в его позднем изводе, каким оказался Tehillim Стива Райха (1981, тоже впервые в России), древнееврейские псалмы, обретшие сложный вокальный и ритмический рисунок.
Ласкающим ухо молитвам Райха противостояла аскетичная Вторая симфония Галины Уствольской (1979), похожая на средневековую картину мученичеств святых, с одинокими воплями утратившего веру человека. Походу Стива Райха из Америки на Восток был симметричен бросок азербайджанского мастера Фараджа Караева в Прагу, где, встретив Моцарта на Карловом мосту, он написал красивейшую серенаду «1791» (1983), в которой мягко процитировал «Лакримозу» и заворожил покойного австрийского коллегу тревожно-таинственными звучаниями.
Современные российские композиторы вовсе не остались в стороне. Одни, как целая группа молодых авторов, представили радикальные опусы в особых программах, другие, как Владимир Мартынов (как всегда, не вписавшийся в композиторский контекст) или Олег Пайбердин (стоявший у истоков фестиваля в 2009-м), сделали оркестровые обработки камерных вещей. Полноценный заказ фестиваля выполнил Владимир Николаев, чьи «Фантомы» (2016), виртуозно придуманные и выполненные, протянули руку течениям прошлого века, таким как контролируемая алеаторика и инструментальный театр.
Владимира Юровского и Госоркестр России, теперь блестяще справляющийся с любыми сложностями, на пятом фестивале поддерживали дружественные музыкальные силы. Самым приятным сюрпризом стал приезд впечатляюще оснащенного Госоркестра Азербайджана с молодым дирижером Фуадом Ибрагимовым. Лучшие московские силы тоже консолидировались: Филипп Чижевский и Questa musica, Федор Леднев и Московский ансамбль современной музыки, Татьяна Гринденко и Opus Posth, Игорь Дронов и Студия новой музыки, Арина Зверева и N'Caged, ну и как может фестиваль современной музыки обойтись без Алексея Любимова.
А самым приятным обстоятельством стала публика, спрашивавшая у дверей Концертного зала Чайковского билеты не только на российскую премьеру рождественской оратории Джона Адамса «Эль Ниньо» (2000), завершившей фестиваль умиротворяющей песенкой детей, но и на чистый авангард. Владимиру Юровскому и его единомышленникам в этом году удалось сделать его в глазах слушателя законной частью музыкального мейнстрима.
См.:
www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/11/07/663886-festival-aktualnoi-muziki

 

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 13 718
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #449 : Ноябрь 10, 2016, 23:03:21 »
В 50-е Штокхаузен был немцем

И ДРУГИЕ НАХОДКИ V ФЕСТИВАЛЯ АКТУАЛЬНОЙ МУЗЫКИ «ДРУГОЕ ПРОСТРАНСТВО»
текст: Александр Малаховский

http://www.colta.ru/articles/music_classic/13005
Che mai sento!