Автор Тема: Госэкзамен по композиции МГК-2009: молодые композиторы, их творчество и мысли о музыке  (Прочитано 18619 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Сочинения - дипломная программа, а именно:
(e)space для ансамбля (записи пока нет на руках)
under construction для скипки и ф-но (http://www.youtube.com/watch?v=6EQW7eO0gSw)
graffiti для симфонического оркестра
С поступлением в аспирантуру поздравляю :)).
Интересно, чему они ещё могут научить?
Эту Вашу вещь (under construction) я послушала.
Боюсь что-либо сказать, памятуя об Иосафате :)).
Видимо, её нужно принимать как что-то «философское»? Иллюстрацию или объективизацию какой-то внемузыкальной концепции вроде «метатекста» и т п. (имею в виду не эту конкретную категорию - она здесь не очень уместна, но что-то в голову не приходит, как именно охарактеризовать то, что может определять концептуальность данной работы - а нечто из этого ряда)?

P.S. Похоже, или Борис ошибался, или ситуация изменилась, но "Шостакович" умер или почти умер. К чему это приведет?
« Последнее редактирование: Август 09, 2009, 16:24:33 от Кантилена »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
я тоже послушала under construction

Кантилена
Цитировать
Видимо, её нужно принимать как что-то «философское»? Иллюстрацию или объективизацию какой-то внемузыкальной концепции вроде «метатекста» и т п.

Видимо музыку в крайних ее проявлениях можно подразделить подобно математике на прикладную и чистую, или абсолютную. "Прикладная" музыка отражает наш действительный мир и тогда можно говорить (как это любят делать Антарес и Иосафат) о концепциях  и способности прикладной музыки передавать заключенные в ней  художественные образы (связанные с движениями души человека, явлениями природы, историческими событиями и пр.).
 И есть "абсолютная" музыка как "альтернативная реальность" (Шопенгауэр), "идеальный параллельный мир" (Ницше), "абстракция " (Пендерецкий) "выход в иное измерение" (Губайдулина) и тогда наш аналитический ум, заточенный на явления ЭТОГО мира должен замолкнуть :))
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн gyorgy

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
С поступлением в аспирантуру поздравляю :)).
Интересно, чему они ещё могут научить?
Эту Вашу вещь (under construction) я послушала.
Боюсь что-либо сказать, памятуя об Иосафате :)).
Видимо, её нужно принимать как что-то «философское»? Иллюстрацию или объективизацию какой-то внемузыкальной концепции вроде «метатекста» и т п. (имею в виду не эту конкретную категорию - она здесь не очень уместна, но что-то в голову не приходит, как именно охарактеризовать то, что может определять концептуальность данной работы - а нечто из этого ряда)?

P.S. Похоже, или Борис ошибался, или ситуация изменилась, но "Шостакович" умер или почти умер. К чему это приведет?
Спасибо!! :)
На самом деле - under construction - очень традиционное сочинение - там даже сонатная форма есть.  Другое дело, что это не чувствуется при прослушивании (и не должно ни в коем случае ощущаться! здесь это не более, чем организация музыкальной ткани!)
И уж чего там точно нет - так это внемузыкальной концепции. Это просто сочинение для скрипки и фортепиано
« Последнее редактирование: Август 10, 2009, 00:46:11 от gyorgy »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
lorina
Цитировать
И есть "абсолютная" музыка как "альтернативная реальность" (Шопенгауэр), "идеальный параллельный мир" (Ницше), "абстракция " (Пендерецкий) "выход в иное измерение" (Губайдулина) и тогда наш аналитический ум, заточенный на явления ЭТОГО мира должен замолкнуть
Ну, про образы я в данном случае даже не вспомнила :))).
Я думаю, что от "аналитического ума" отказываться не стоит :)); если в произведении есть форма, то для него найдется работа.
А абстракция, мне кажется, вполне может быть концептуальной. Имею в виду некоторую схему, логику построения и т.п.

gyorgy
Цитировать
На самом деле - under construction - очень традиционное сочинение - там даже сонатная форма есть.  Другое дело, что это не чувствуется при прослушивании (и не должно ни в коем случае ощущаться! здесь это не более, чем организация музыкальной ткани!) И уж чего там точно нет - так это внемузыкальной концепции.
Примерно об этом хотела спросить. О структуре. Структура чувствуется отчетливо. Сонатная или не сонатная – непонятно, но сочинение структурно. Это очевидно. При этом материал целиком и полностью представлен ненормативными звучаниями от нетрадиционного использования инструментов, которые (звучания) загнаны в определенные рамки. Визуальное восприятие, кстати, добавляет ощущение структурности. Прямо идиллическая картинка: эмоциональность в «кульминации» и всё такое прочее :)).
Но «внутреннее содержание», сама звуковая материя - не то, что принято считать музыкой, причем всё и совсем "не то". Сплошной экстрим. Не знаешь, плакать или смеяться, но чтобы не провоцировать жаркие идейные споры, помолчу :)).
Потому и вопрос – есть какая-то концепция, мета-идея  или что-то подобное? вроде «глокой куздры»?  или «игра в «исполнение «сочинения»»? или почему так?
В чем тут внемузыкальная (или лучше "художественная") суть? Вообще, наверное, я запуталась и хотела все-таки о музыкальной сути спросить. И что означает в данном случае название?

Оффлайн gyorgy

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 82
Потому и вопрос – есть какая-то концепция, мета-идея  или что-то подобное? вроде «глокой куздры»?  или «игра в «исполнение «сочинения»»? или почему так?
В чем тут внемузыкальная (или лучше "художественная") суть? Вообще, наверное, я запуталась и хотела все-таки о музыкальной сути спросить. И что означает в данном случае название?
М.б. поможет аннотация к сочинению (правда не исключаю того, что это может еще больше сбить с толку)
http://fragilite.com/ru/music/under-construction/
Under Construction — попытка воссоздания неосуществленного сочинения для скрипки и фортепиано, быть может, фантазии (на что указывает начальная «каденция» скрипки) или даже некой одночастной скрипичной сонаты романтического типа. Звуки пытаются сконструировать заданное сочинение, но в результате своей деформативной природы создают лишь контур пьесы, ее остов, который по своей «недостроенной» природе представляет собой нечто качественно иное, чем предполагавшийся замысел «построенного», готового сочинения

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950

 "Прикладная" музыка отражает наш действительный мир и тогда можно говорить (как это любят делать Антарес и Иосафат) о концепциях  и способности прикладной музыки передавать заключенные в ней  художественные образы (связанные с движениями души человека, явлениями природы, историческими событиями и пр.).

Лорина! Ну что Вы сочиняете  :)))) Я никогда не говорил о концепциях, тем более в прикладной музыке - к которой отношусь более чем прохладно. То о чем я говорил относится гл. обр. к музыке академической.
« Последнее редактирование: Август 10, 2009, 17:44:57 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Видимо, её нужно принимать как что-то «философское»?

Термин "философское" музыковеды как правило используют тогда, когда сказать особенно нечего. Возможно Вы в этот термин вкладываете какой-то смысл?! Интересно какой   ;D))?

А может быть все-таки "филаНовское"  ;D))?

P.S. Похоже, или Борис ошибался, или ситуация изменилась, но "Шостакович" умер или почти умер. К чему это приведет?

К чему приведет? Именно к "без Шостаковича". Вот только не надо при этом делать удивленный взгляд - меня это раздражает.
« Последнее редактирование: Август 13, 2009, 02:05:11 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950

У современного композитора, независимо от уровня одарённости, есть довольно простой (схематически простой) выбор - заниматься реконструкцией или все же конструкцией.

Интересно, а чем на Ваш взгляд занимались такие композиторы, как например Рахманинов, Шостакович, Прокофьев - реконструкцией или конструкцией или м.б. чем-то еще?
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
А у большинства запросы вовсе иные. Демократия - власть народа, даже суверенная демократия:) всё равно должно опираться на Васю и Маню.

А вот Вы-то сами себя собственно как рассматриваете, как Васю или как Маню или м.б. еще как?
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950

Если немного выбраться из топи сравнений, слушатель предпочтёт крутой, но старомодной классической опере и симфонии мюзикл или концерт Мадонны. Потому что последняя предложит ему продукт не хуже, но с теми же (для него) функциями - мелодично, метрично, с сюжетом, чтобы девочки красивые танцевали и даже с хорошими голосами.

Значит, нужно предлагать иной продукт. Нужно предлагать продукт с иными функциями. Нужно воздействовать на иные палитры слушательского (зрительского) восприятия. Нужно предложить нечто действительно отличное от серо-буро-малинового благодушно-консонансного "культурного кода" Алсу, Киркорова, хора Александрова и Александра Рыбака. Не имеет никакого смысла писать "сонаты", "симфонии", "разработки и репризы", "ариозо". Эти категории, эти семантические глубины ничего не скажут современному слушателю. Он будет слушать современную музыку, условно говоря, как ребёнок. Ребёнку еще не объяснили, что вилку в левой, а нож в правой. Ребёнку вообще интересно, а из чего этот нож сделан? А если попробовать разрезать что-то им? А чем он отличается от вилки?
А не приходило ли Вам в Вашу светлую голову  :))), что м.б. композиторы которые изначально слышат определенные как Вы выражаетесь "культурные коды" и эти коды в определенные моменты пересекаются с кодами классиков, например классические формы, классическая гармония, тональность и т.д., они эти свои коды должны ломать что-ли пытаясь умозрительным методом что-то другое надумать, например изобрести "запорожец на квадратных колесах"? Что за коды Вы лично предлагаете и чем они отличаются от кодов классиков?

Вы к своим потенциальным слушателям относитесь как к неразумным детям? А самого себя кем видите, смышленым родителем?
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.