Нужно ли показывать Ланг Ланга по телеканалу «Культура»?http://www.classicalmusicnews.ru/articles/lang-lang-culture-tv/ ...
Стоило мне 29 декабря 2015 года
в рецензии упомянуть имя китайского пианиста Ланг Ланга (Лан Лана), как в этот же день в прайм-тайм ТВ «Культура» дала запись его двухчасового концерта 7 апреля 2015 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Конечно, называть Ланг Ланга нечистой силой – велика честь, но на роль искусителя, мини-мефистофеля, он вполне тянет.
Ланг Ланг сегодня — один из самых известных пианистов мира, и даже входит в число ста самых влиятельных людей мира по версии журнала «Time». Что и говорить, пианизм у Ланг Ланга блестящий, рояль под его пальцами звучит превосходно, но ведь это всё должно быть не самоцелью, а только инструментом, позволяющим достичь высокого художественного результата – для чего нужны понимание замысла композитора и хороший вкус музыканта.
А вот со вкусом у Ланг Ланга большая проблема. У него этого самого вкуса и нет. Достаточно было прослушать в этом концерте исполнение цикла «Времена года» П. Чайковского и четырёх скерцо Шопена. И не только услышать, но и увидеть, как он, говоря по-актёрски, «хлопочет лицом».
Но наиболее очевидно отсутствие вкуса проявилось на его открытом мастер-классе в Малом зале консерватории 23 марта 2013 года, где я присутствовал. Когда он садился за инструмент, то не могло не восхитить его звукоизвлечение, его волшебное туше. Но как только он начинал давать советы молодым пианистам, так всё становилось ясно. Ни о каком хорошем вкусе и говорить не приходилось.
Я сверил свои впечатления с несколькими известными педагогами Московской консерватории, присутствовавшими в зале. Они подтвердили их верность. По понятным причинам я не называю их имён.
...
Также любопытно знать: кто пригласил Ланг Ланга провести мастер-класс в консерватории, да ещё и открытый? Консерваторское руководство или кто-то извне? Страна должна знать своих героев, да и антигероев тоже.
Для проведения мастер-классов принято приглашать опытных, наиболее авторитетных музыкантов, которые могут нравиться или нет, но чей вкус не вызывает сомнений. А в случае с Ланг Лангом его вкус, вернее отсутствие оного, тоже не вызывает у большинства консерваторских педагогов сомнений.
Кое-кто считает, что на этих мастер-классах Ланг Ланг поучит студентов пианизму. Но это, по-моему, нонсенс. Если инструменталист выходит на мастер-класс не имея нужного уровня технической подготовки, то наивно думать, что за 45 минут, да и хоть за три часа, любой педагог, даже самый гениальный, сумеет что-то преподать из этой области студенту. Кроме того, пианизм уровня Ланг Ланга, Джорджа Ли, Александра Гаврилюка – это дар Божий, феномен вне рационального анализа, его невозможно обрести даже просиживая за инструментом 24 часа в сутки!
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?– вопрошал Грибоедов более 200 лет назад устами Чацкого.
Логично считать, что приглашая Ланг Ланга для проведения мастер-класса в Московской консерватории, её студентам предлагают принять его вкус за образец. Одна надежда на то, что в своих классах педагоги сумели объяснить ученикам истинное положение вещей.
Если нет, то Московская консерватория на грани катастрофы. Надеюсь, что это не так – уж очень не хочется быть Кассандрой!
Владимир Ойвин